Открытый урок по информатике в 9
классе
Тема: Моделирование в
среде табличного процессора. Компьютерный эксперимент.
Цели:
1. Обучение –
отработать навыки выполнения компьютерного эксперимента в электронных таблицах.
Провести компьютерный эксперимент.
2. Развитие
операционно-контрольных умений, умений экспериментировать с помощью компьютера,
исследовать, оценивать результаты выполненных действий, умений делать выводы.
3. Воспитание
самостоятельности, ответственности, инициативности, уверенности в своих силах.
Тип урока:
совершенствование знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного,
комбинированный, интегрированный (математика).
Вид урока:
урок-практикум, анализ ситуаций.
Метод
обучения:
метод исследования заданий.
Форма
обучения:
коллективная, индивидуальная.
Приемы
обучения:
инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, частично-поисковый.
Технология: проблемно-исследовательская.
Оборудование:
компьютер, операционная система Windows XP, лицензированный пакет Office 2003,
приложение Excel, конспект
предыдущего урока, методичка, проектор, слайд-презентация в программе Power Point.
Ход урока
1. Организационный
момент.
Знакомство с темой и целями урока (Слайд №1)
2. Актуализация
опорных знаний.
Учитель.
Ребята, на прошлом
уроке мы начали рассматривать задачу «О склеивании коробки» и провели
постановку задачи и формализацию задачи.
Сколько и какие
этапы моделирования существует в электронных таблицах?
Расскажите о
каждом этапе. И поясните, какая работа проделывается на каждом этапе. (выходят
выступающие и рассказывают у доски по схеме с проектора) (Слайд №2)
СХЕМА: Этапы
моделирования в электронных таблицах.
I ЭТАП.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
II ЭТАП.РАЗРАБОТКА
МОДЕЛИ.
III ЭТАП.
КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.
IV ЭТАП.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ.
На прошлом уроке
мы рассмотрели:
Ø постановку задач, (читают
задачу) (Слайд №3)
Ø разработали
модели: (Слайд № 4)
-
информационную
(таблица),
-
геометрическую
(схема, чертеж),
-
математическую
(вывели формулы),
-
компьютерную
(создали таблицу в электронном виде в Exсel).
Расскажите
подробней о каждом проделанном шаге.
(выходят
следующие выступающие и подробно описывают каждый проделанный шаг, формулы
записываются на доске выступающими).
3. III Этап.
Компьютерный эксперимент
А
теперь все пройдут к своим компьютерам, откроют свои рабочие документы
(компьютерные модели в электронных таблицах) и проведем ряд экспериментов:
1 эксперимент. Исследование
параметров модели. (Слайд №5)
Проследить,
как изменяется с увеличением выреза:
-
длина
стороны;
-
площадь
дна;
-
объем
коробки.
1) Для
проведения исследования запомните в компьютерной модели не менее 20 строк.
2) По
столбцу В проследите, как изменяется длина стороны дна. Определите, сколько
строк компьютерной модели надо использовать для исследования.
Вывод:
Длина стороны дна уменьшается до нуля, а затем становится отрицательной. Для
исследования используется диапазон строк, для которых с>0. Общее количество
строк с положительными значениями с приблизительно равно а/2.
3) В
диапазоне строк, подлежащих исследованию, по столбцу с проследите, как
изменяется площадь дна. Сделайте вывод.
Вывод:
Площадь дна уменьшается.
4) В
диапазоне строк, подлежащих исследованию, по столбцу D
проследите, как изменяется объем коробки. Сделайте вывод.
Вывод:
Объем коробки сначала увеличивается, достигает некоторого наибольшего значения,
затем уменьшается.
2 эксперимент. Определение
наибольшего объема коробки и соответствующего выреза. (Слайд №6)
1. В
диапазоне строк, подлежащих исследованию, по столбцу D определите
наибольший объем коробки.
2. По столбцу
А определите размер выреза, соответствующий наибольшему объему.
3 эксперимент. Зависимость
наибольшего объема коробки от размера исходного листа. (Слайд №7)
- Определите
значения наибольшего объема коробки для нескольких значений длины
картонного листа. Для этого
·
В
ячейку В4 введите новое исходное значение;
·
По
столбцу В определите допустимый диапазон строк для исследования. При
необходимости заполните дополнительное количество строк;
·
По
столбцу D
определите наибольший объем коробки;
·
По
столбцу А определите размер выреза, соответствующий наибольшему объему.
- Результаты
экспериментов разместите в ячейках на свободном пространстве электронной
таблицы по образцу.
Эксперимент
3
|
Шаг
изменения выреза 1 см
|
Длина
стороны листа
|
Вырез
|
Объем
|
40
|
|
|
60
|
|
|
80
|
|
|
- Сделайте
вывод и запишите его после таблицы результатов экспериментов.
Но
надо понимать, что если увеличим размер исходного листа, возможно, понадобится
заполнить дополнительное количество строк.
4 эксперимент. Зависимость
наибольшего объема коробки от шага изменения выреза. (Слайд №8)
1. Введите в
ячейку новое значение шага изменения выреза (например, Δb=0,3 см).
2. Определите
значения наибольшего объема коробки для нескольких значений длины картонного
листа.
3. Результаты
экспериментов разместите в ячейках на свободном пространстве электронной
таблицы по образцу.
4. Сравните
значения наибольшего объема и соответствующего выреза, полученные в 3-м и 4-м
экспериментах.
Эксперимент
4
|
Шаг
изменения выреза 0,3 см
|
Длина
стороны листа
|
Вырез
|
Объем
|
40
|
|
|
60
|
|
|
80
|
|
|
5. Сделайте
вывод,
позволяет ли уменьшение шага изменения выреза точнее определить наибольший
объем и соответствующий вырез. Запишите вывод после таблицы результатов
экспериментов.
5 эксперимент. Подбор размера
исходного картонного листа. (Слайд №9)
- Для подбора
размера исходного картонного листа изменяйте значение ячейки и определяйте
наибольший объем коробки, пока не добьетесь заданной величины.
- Результаты
экспериментов разместите в ячейках на свободном пространстве электронной
таблицы по образцу.
Эксперимент
5
|
Шаг
изменения выреза 1 см
|
Длина
стороны листа
|
Вырез
|
Объем
|
|
|
3500
|
|
|
5000
|
|
|
12000
|
IV Этап.
Анализ результатов моделирования. (Слайд №10)
По
результатам экспериментов сформулируйте выводы.
(Обучающиеся
по очереди формулируют выводы каждого эксперимента)
- Рефлексия.
Довольны ли вы
своими результатами?
Какую бы вы себе
поставили сегодня оценку за урок? Поставьте эту оценку под своей работай в
электронной таблице.
Ребята,
мы с вами проделали большую работу, сделали выводы, но одним из важных вопросов
исследовательской деятельности является составление отчета о результатах.
Поэтому:
Д/З: (Слайд
№11)
Выполнить
отчет в виде составного документа, в который включить:
·
описание
постановки задачи,
·
информационную
модель (таблица),
·
геометрическую
модель (чертеж, схема),
·
математическую
модель (используемые формулы),
·
результаты
экспериментов и выводы.
Все
разделы отчета снабдить соответствующими заголовками. (можно выполнить дома в
рукописной форме, а затем в классе составить составной документ).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.