Инфоурок Информатика Другие методич. материалыРазработка урока информатики на тему "Моделирование в среде табличного процессора. Компьютерный эксперимент" (9 класс)

Разработка урока информатики на тему "Моделирование в среде табличного процессора. Компьютерный эксперимент" (9 класс)

Скачать материал

Открытый урок по информатике в 9 классе

 

Тема: Моделирование в среде табличного процессора. Компьютерный эксперимент.

Цели:

1.      Обучение – отработать навыки выполнения компьютерного эксперимента в электронных таблицах. Провести компьютерный эксперимент.

2.      Развитие операционно-контрольных умений, умений экспериментировать с помощью компьютера, исследовать, оценивать результаты выполненных действий,  умений делать выводы.

3.      Воспитание самостоятельности, ответственности, инициативности, уверенности в своих силах.

Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного, комбинированный, интегрированный (математика).

Вид урока: урок-практикум, анализ ситуаций.

Метод обучения: метод исследования заданий.

Форма обучения: коллективная, индивидуальная.

Приемы обучения: инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, частично-поисковый.

Технология: проблемно-исследовательская.

Оборудование: компьютер, операционная система Windows XP, лицензированный пакет Office 2003, приложение Excel, конспект предыдущего урока, методичка, проектор, слайд-презентация в программе Power Point.

 

Ход урока

 

1.      Организационный момент. Знакомство с темой и целями урока (Слайд №1)

2.      Актуализация опорных знаний.

Учитель.

Ребята, на прошлом уроке мы начали рассматривать задачу «О склеивании коробки» и провели постановку задачи и формализацию задачи.

Сколько и какие этапы моделирования существует в электронных таблицах?

Расскажите о каждом этапе. И поясните, какая работа проделывается на каждом этапе. (выходят выступающие и рассказывают у доски по схеме с проектора) (Слайд №2)

       

СХЕМА: Этапы моделирования в электронных таблицах.

I ЭТАП. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

II ЭТАП.РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ.

III ЭТАП. КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

IV ЭТАП. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ.

 

На прошлом уроке мы рассмотрели:

Ø  постановку задач, (читают задачу) (Слайд №3)

Ø  разработали модели:                      (Слайд № 4)

-        информационную (таблица),

-        геометрическую (схема, чертеж),

-        математическую (вывели формулы),

-        компьютерную (создали таблицу в электронном виде в Exсel).

Расскажите подробней о каждом проделанном шаге.

(выходят следующие выступающие и подробно описывают каждый проделанный шаг, формулы записываются на доске выступающими).

 

 

 

 

3.     III Этап. Компьютерный эксперимент

А теперь все пройдут к своим компьютерам, откроют свои рабочие документы (компьютерные модели в электронных таблицах) и проведем ряд экспериментов:

 

1 эксперимент. Исследование параметров модели. (Слайд №5)

Проследить, как изменяется с увеличением выреза:

-        длина стороны;

-        площадь дна;

-        объем коробки.

1)      Для проведения исследования запомните в компьютерной модели не менее 20 строк.

2)      По столбцу  В проследите, как изменяется длина стороны дна. Определите, сколько строк компьютерной модели надо использовать для исследования.

Вывод: Длина стороны дна уменьшается до нуля, а затем становится отрицательной. Для исследования используется диапазон строк, для которых с>0. Общее количество строк с положительными значениями с приблизительно равно а/2.

3)      В диапазоне строк, подлежащих исследованию, по столбцу с проследите, как изменяется площадь дна. Сделайте вывод.

Вывод: Площадь дна уменьшается.

4)      В диапазоне строк, подлежащих исследованию, по столбцу D проследите, как изменяется объем коробки. Сделайте вывод.

Вывод: Объем коробки сначала увеличивается, достигает некоторого наибольшего значения, затем уменьшается.

 

2 эксперимент. Определение наибольшего объема коробки и соответствующего выреза. (Слайд №6)

1.      В диапазоне строк, подлежащих исследованию, по столбцу D определите наибольший объем коробки.

2.      По столбцу А определите размер выреза, соответствующий наибольшему объему.

 

3 эксперимент. Зависимость наибольшего объема коробки от размера исходного листа. (Слайд №7)

  1. Определите значения наибольшего объема коробки для нескольких значений длины картонного листа. Для этого

·         В ячейку В4 введите новое исходное значение;

·         По столбцу В определите допустимый диапазон строк для исследования. При необходимости заполните дополнительное количество строк;

·         По столбцу D определите наибольший объем коробки;

·         По столбцу А определите размер выреза, соответствующий наибольшему объему.

  1. Результаты экспериментов разместите в ячейках на свободном пространстве электронной таблицы по образцу.

Эксперимент 3

Шаг изменения выреза 1 см

Длина стороны листа

Вырез

Объем

40

 

 

60

 

 

80

 

 

 

 

  1. Сделайте вывод и запишите его после таблицы результатов экспериментов.

 

Но надо понимать, что если увеличим размер исходного листа, возможно, понадобится заполнить дополнительное количество строк.

 

 

4 эксперимент. Зависимость наибольшего объема коробки от шага изменения выреза. (Слайд №8)

1.      Введите в ячейку новое значение шага изменения выреза (например, Δb=0,3 см).

2.      Определите значения наибольшего объема коробки для нескольких значений длины картонного листа.

3.      Результаты экспериментов разместите в ячейках на свободном пространстве электронной таблицы по образцу.

4.      Сравните значения наибольшего объема и соответствующего выреза, полученные в 3-м и 4-м экспериментах.

Эксперимент 4

Шаг изменения выреза 0,3 см

Длина стороны листа

Вырез

Объем

40

 

 

60

 

 

80

 

 

5.      Сделайте вывод, позволяет ли уменьшение шага изменения выреза точнее определить наибольший объем и соответствующий вырез. Запишите вывод после таблицы результатов экспериментов.

 

5 эксперимент. Подбор размера исходного картонного листа. (Слайд №9)

  1. Для подбора размера исходного картонного листа изменяйте значение ячейки и определяйте наибольший объем коробки, пока не добьетесь заданной величины.
  2. Результаты экспериментов разместите в ячейках на свободном пространстве электронной таблицы по образцу.

Эксперимент 5

Шаг изменения выреза 1 см

Длина стороны листа

Вырез

Объем

 

 

3500

 

 

5000

 

 

12000

 

IV Этап.  Анализ результатов моделирования. (Слайд №10)

По результатам экспериментов сформулируйте выводы.

(Обучающиеся по очереди формулируют выводы каждого эксперимента)

 

  1. Рефлексия.

Довольны ли вы своими результатами?

Какую бы вы себе поставили сегодня оценку за урок? Поставьте эту оценку под своей работай в электронной таблице.

 

Ребята, мы с вами проделали большую работу, сделали выводы, но одним из важных вопросов исследовательской деятельности является составление отчета о результатах. Поэтому:

 

Д/З: (Слайд №11)

Выполнить отчет в виде составного документа, в который включить:

·         описание постановки задачи,

·         информационную модель (таблица),

·         геометрическую модель (чертеж, схема),

·         математическую модель (используемые формулы),

·         результаты экспериментов и выводы.

Все разделы отчета снабдить соответствующими заголовками. (можно выполнить дома в рукописной форме, а затем в классе составить составной документ).

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока информатики на тему "Моделирование в среде табличного процессора. Компьютерный эксперимент" (9 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по работе с молодежью

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

1.     мы с вами ходим в магазин. Для чего? (Чтобы делать покупки) А в каком виде вы покупаете товар в магазине? Как он упакован? Какие виды упаковки вы встречали?

Конечно, каждый из вас знает, что для упаковки товаров, как правило, используются коробки всевозможных форм и размеров, поэтому изготовление упаковки уже давно стало самостоятельной отраслью производства. Перед началом производства необходимо решить следующие вопросы:

-        Как изготовить коробку?

-        Какого она будет объема?

-        Сколько получится отходов?

Обучение – отработать навыки выполнения компьютерного эксперимента в электронных таблицах. Провести компьютерный эксперимент.

2.      Развитие операционно-контрольных умений, умений экспериментировать с помощью компьютера, исследовать, оценивать результаты выполненных действий,  умений делать выводы.

 

3.      Воспитание самостоятельности, ответственности, инициативности, уверенности в своих силах.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 478 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 672
    • DOCX 66 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Панюшкина Марина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 3594
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Математика и информатика")

Учитель математики и информатики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 33 человека

Курс повышения квалификации

Компьютерная грамотность для пенсионеров

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 22 человека

Курс повышения квалификации

Теоретические и методологические основы преподавания информатики с учётом требований ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 154 человека из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 717 человек

Мини-курс

Эффективность обучения школьников на уроках литературы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 11 регионов

Мини-курс

Психология детства и подросткового возраста

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 65 человек

Мини-курс

Психологическое консультирование семей: от неблагополучия к гармонии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек