Инфоурок Химия Другие методич. материалыРазработка урока химии в 8 классе по теме "Химические свойства солей"

Разработка урока химии в 8 классе по теме "Химические свойства солей"

Скачать материал

          Муниципальное образовательное учреждение      Шараповская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

 

 

               РАЗРАБОТКА УРОКА ХИМИИ

                              в 8 КЛАССЕ 

                  с  использованием ИКТ

 

 

                              ТЕМА УРОКА:       

 

                

                         ХИМИЧЕСКИЕ

             СВОЙСТВА    СОЛЕЙ

 

               Учитель: Каравашкина А.И.

 

 

 

 

                                   

      

ЦЕЛЬ:

для учителя: создать условия для самостоятельного добывания знаний о химических свойствах солей в свете теории электролитической диссоциации.

для ученика:  самостоятельно добыть знания о химических свойствах солей.

Задачи:  1. Экспериментальным путём изучить химические свойства солей, формировать химические компетенции учащихся: составление названий и формул солей, уравнений в ионном виде.

2. Развивать ключевые компетенции, навыки прогнозирования , умение классифицировать, вычленять проблему, находить пути решения.

3. Воспитывать культуру интеллектуального труда, коммуникативные навыки, интерес к предмету.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ: классификационный, исследовательский,  эвристическая беседа

ОСНАЩЕНИЕ: пробирки, растворы солей и кислот, железная пластинка, карточки с формулами солей,  рабочие листы с тестами и таблицей самоконтроля, мультимедийная презентация к уроку, видеофрагмент «Электролитическая диссоциация», электронное пособие «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Химия 8-9 класс».                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока. Содержание этапов.

Обоснование этапов

 

1.      Организационно – мотивационный этап.  (2  мин)

1. Приветствие учащихся, выявление отсутствующих, дежурных, назначение  «дежурного по электронной почте».

2. Выступление филолога, историка и биолога – защита мини-проекта «Соль- это жизнь или смерть?».

письмо.jpgАктивизация учащихся. Им предлагается найти ответ на вопрос и высказать свою точку зрения, даже если она не совпадает с таковой товарищей.

Филолог:

Ø Без соли и хлеб не естся.

Ø Рассыпать соль – к несчастью.

Ø Без золота прожить можно, а без соли – нет.

Ø Собираясь в дальнюю дорогу, заверни соль в тряпицу и повесь на грудь – принесёт удачу.

Каких только нет поверий, пословиц, поговорок о соли. В Ветхом завете соль упоминается около 50 раз. Соляной налог на Руси был самым тяжёлым.

Историк: Во многих странах соль заменяла деньги, за неё воевали. Война  между Римом и Карфагеном была борьбой за владычество на Средиземном море, за обладание соляными промыслами. Считают, что массовая гибель наполеоновских солдат  при отступлении из Москвы произошла по причине нехватки поваренной соли в пище.

Биолог: В современном мире существует мнение, что соль – это белый яд. Действительно, при разовом переедании соли неизбежен летальный исход. Летальная доза составляет 3г на 1 кг массы тела.  В то же время для поддержания нормальной жизнедеятельности человеку требуется 7 – 10 г соли в сутки. Я сделала расчёт потребления соли и выяснила, что за месяц я съела примерно

                         10* 30= 300 г соли

          За год: 300 г *12= 3 кг 600г

     За свою жизнь: 3кг 600г * 14 =50 кг 400г

 Заслушивание мнений учащихся  о необходимости умеренного потребления соли.

 

 

 

 

Создание рабочего настроя, деловой, доброжелательной атмосферы.

Мотивация учащихся к активной учебной деятельности, реализация межпредметных взаимосвязей, всестороннее развитие личности. Развитие умений по самостоятельному вычленению и решению проблем. Реализация компетентностного подхода, осознание личностной значимости изучаемого материала.

 

 

2.      Актуализация опорных знаний учащихся.

(10 мин)

1.      Индивидуальные задания у доски.

Ø «Вода мёртвого моря».

К доске прикреплены карточки с символами  ионов. Из них нужно составить формулы солей так, чтобы они не повторялись. Так мы узнаем химический состав воды Мёртвого моря.

Na+         SO4 2-        Na+        Cl-        Cl-          Mg2+     K+      Br-

 Из данного набора ионов получаются формулы солей: сульфата натрия, хлорида магния, бромида калия.

Ø Составить  формулы солей:

Стр. 225 № 2 учебника

 Сульфат калия – K2SO4, гидросульфат калия, карбонат магния MgCO3, гидрокарбонат магния – Mg(HCO3)2, фосфат натрия – Na3PO4, гидрофосфат натрия Na2HPO4,  дигидрофосфат натрия – NaH2PO4. Почему именно фосфорная кислота образует три ряда солей? Какие кислоты не образуют кислых солей? Почему?

2.      Интеллектуальная разминка.

На столах учащихся – карточки с формулами солей. На экране появляется название соли, ученик поднимает соответствующую карточку с формулой и называет её. После этого на экране появляется правильный ответ – формула с иллюстрацией, отражающей применение соли.

По окончании игры один ученик собирает карточки и распределяет их на доске на три группы: средние, кислые, основные.

Ø Что такое соли в свете теории ЭД?

Ø Какие соли называют средними, кислыми, основными?

 

 

 

 

Повторение знаний о классификации солей, их диссоциации,  умений по составлению формул и названий.

3.      Целеполгание. (1 мин) Соли проникают во все сферы человеческой деятельности. Почему их нужно изучать? Сегодня на уроке вы убедитесь в том, что не менее важно знать химические свойства солей. Цель урока – открыть их.

Осознание и принятие целей урока учащимися.

 

4. Домашнее задание: (1 мин)

 Обязательное для выполнения:

Прочитать параграф 41,  2 задания рабочей тетради на выбор: №4- №10 стр.156 -161

Дополнительное (по желанию):

Провести мини- исследование «Соли в нашем доме», выяснив,  какие соли есть на кухне, в ванной, домашней аптечке; выписать их формулы и названия. Можно оформить презентацию, фотоальбом, буклет.

 

 

Дифференциация домашнего задания, осуществление связи изучаемого материала с жизнью, повседневным бытом учащихся.

5        Операционно- исполнительский этап.

( 20 мин)

На экран выводится слайд с электронным письмом, дежурный по электронной почте открывает его.

 Задание.

Новый железный бак, в котором приготовили раствор медного купороса для опрыскивания растений, прохудился. Объясните причину разрушения стенок бака. ( Садоводы)

Учитель: смоделируем эту жизненную ситуацию.

Постановка демонстрационного эксперимента. В стакан с раствором медного купороса опускается железная пластинка, предварительно зачищенная наждачной бумагой.

- Я известно с давних пор

И имею спрос.

Опусти меня в раствор-

В медный купорос.

Изменить хочу я соль.

Ну –ка, выйди, соизволь.

Удивительный момент!

Стал другим раствор.

Вытесняю элемент,

Не вступая в спор.

На меня взгляни, ответь:

Что на мне осело?

Дети: Медь!

 

- Составьте уравнение происходящей реакции и определите её тип.

 

 CuSO4 + Fe = Cu + FeSO4 (реакция замещения)

 

- Почему разрушились стенки бака? Из какого металла следует изготовить бак во избежании разрушения? Почему?

- Мы только что открыли одно из химических свойств солей. Какое? С чем реагируют соли?

 На доске прикреплены карточки обратной стороной. Вскрывается и переворачивается первая карточка с надписью:

 

 СОЛЬ  +      МЕТАЛЛ  =     ДРУГАЯ СОЛЬ   +  МЕТАЛЛ

                    более активный                                                   менее активный

 

- Второе свойство солей нам поможет открыть видеосюжет. Проведите эксперимент, составьте уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде. Повторим правила безопасной работы в кабинете химии. На столах у вас  лежат памятки. О чём говорят предупреждающие знаки? Просматривается видеосюжет, на доске и в тетрадях  составляется уравнение:

 


                      AgNO3 + NaCl = NaNO3 + AgCl

  

               Ag+ +NO3- +Na+ + Cl- = Na+ +NO3- +AgCl

 

                           Ag++ Cl- = AgCl

Открывается карточка:

             СОЛЬ 1+ СОЛЬ 2 = СОЛЬ 3+СОЛЬ 4

- А у нас снова электронное письмо. 

 Задание.

 В нашем городе из – за кислотных дождей разрушаются памятники архитектуры. Можно ли их спасти? (Горожане).

Подсказка:

На земле живут три брата из семейства Карбонатов.

Старший брат – красавец мрамор,

Славен именем Карары,

Превосходный зодчий он

Строил Рим и Парфенон.

Всем известен известняк,

Потому и назван так.

Знаменит своим трудом,

Возводя за домом дом.

И способен, и умел

Младший мягкий братец мел.

Как рисует, посмотри,

Это СаСО3!

 

 Делается вывод о взаимодействии солей с кислотами, открывается карточка, выполняется моделирование ситуации – ученический эксперимент «Взаимодействие мела с азотной кислотой». На экране демонстрируется уравнение реакции.

 


СaCO3 + 2HNO3= Ca(NO3)2 + CO2 + H2O

СaCO3 + 2 H+ + 2 NO3- = Ca2+ 2NO3 -+ CO2  + H2O

CaCO3 +2H+ = Ca2++ CO2 +H2O

 Образование кислотных дождей происходит из –за выбросов в атмосферу оксидов серы и азота. Установка очистных сооружений поможет спасти памятники архитектуры.

 

CОЛЬ + КИСЛОТА = ДРУГАЯ СОЛЬ + ДРУГАЯ КИСЛОТА

- Осталось одно не открытое свойство солей. Как вы думаете - какое? В случае затруднения – открывается карточка.

СОЛЬ + ЩЁЛОЧЬ = ДРУГАЯ СОЛЬ + ОСНОВАНИЕ

- Соли взаимодействуют со щелочами, если при этом образуется осадок. Демонстрация эксперимента. Взаимодействие соли железа  с гидроксидом натрия. На экране демонстрируется уравнение реакции.

 


         FeSO4 + 2NaOH = Na2 SO4 + Fe(OH)2

Fe  2++SO42-+2Na+ +2OH- =2Na++SO42- +Fe(OH)2

Fe 2+ +2OH-=Fe(OH)2

Выводы: Соли взаимодействуют с металлами, друг с другом, кислотами и щелочами. Обязательным условием протекания реакции является образование осадка, газа, воды или мало диссоциирующего вещества.

 

 

 Введение в тему, осуществление взаимосвязи теории с практикой.

 

 

 

 

 

Использование элемента занимательности, необычное преподнесение демонстрационного эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внутрипредметное повторение.

 

 

 

Формирование умения прогнозировать протекание химической реакции, используя электрохимический ряд напряжений металлов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучение умению работать с различными источниками информации. Повторение правил безопасной работы в кабинете.

 

 

 

 

 

 

 

Экологическое воспитание, решение практических задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

Моделирование экологической ситуации, поиск пути решения проблемы.

6.Коррекционно - контролирующий этап.(10 мин)

1. ИГРА – ЭСТАФЕТА.

Проводится эстафета между 1 и 2 вариантом. Доска делится на 2 части. 1 вариант составляет уравнение реакции между азотной кислотой и гидроксидом меди , 2 вариант – между сульфатом железа и гидроксидом натрия. 1 участник – молекулярное уравнение, 2- полное ионное, 3- сокращённое ионное. Участники передают мел – эстафетную палочку, каждый имеет право исправить ошибки товарища. Проверка правильности выполнения задания  производится путём сверки записей на доске с образцом на слайде.

 

2ЭЛЕКТРОННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ.

Виртуальная школа Кирилла и Мифодия. Урок 11.  Итоговое тестирование. Сильный ученик выполняет задание с комментированием. На столах учащихся – распечатки теста, содержащего аналогичные задания: вариант А – для более подготовленных и мотивированных учащихся, вариант Б – для  менее подготовленных. Вопросы в тестах разные, а ответы – одинаковые (22222). Одновременно предлагается заполнить таблицу самоконтроля. Выясняется, кто допустил в тесте 1-2 ошибки, кто – больше, кто в таблице поставил четыре или три плюса, кто – меньше. Рекомендация учителя: выбирать в качестве домашнего задания упражнения на те свойства, которые вызвали затруднения и постараться самостоятельно восполнить пробелы.

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль  усвоения знаний, умений по составлению уравнений, отражающих химические свойства солей.

Побуждение к активному, сознательному  учению.

7Рефлексия. (1 мин) Пригодится ли знание химических свойств солей в жизни?  Или это нужно только химикам?

Осмысление личностной значимости изученного на уроке.

                   

 

 

 

 

 

 

 

                                ТАБЛИЦА    САМОКОНТРОЛЯ

 

               Химические свойства солей

Понял(а) +

Частично понял(а) +?

Не понял(а) -

Соль1+ металл1= соль 2 + металл 2

 

Соль 1+ соль 2 = соль 3 + соль 4

 

Соль + кислота = другая соль + другая кислота

 

Соль1+щёлочь = соль 2 + основание

 

                         

 

 

 

                                ТЕСТ  вариант  А

1.      Вещество КНСО3 называется: 1. карбид калия

                                                           2. гидрокарбонат  калия

                                                           3. карбонат калия

 

2.      Na2SiO3 – это:            1. силицид натрия

                                              2. силикат натрия

                                        3. кремниевая кислота

 

3. При взаимодействии гидроксида натрия с сульфатом меди ׀׀ образуется осадок:    

                                                1. Na2SO4

                                                   2. Cu(OH)2

                                                   3. осадка не образуется

 4. Какая из химических реакций неосуществима?

                                                    1.  Аl + Hg(NO)2=

                                                 2. Ag + CaCl2 =

                                                 3. Zn + CuSO4 =

5. Какой объём углекислого газа образуется при термическом разложении 20 г  СаСО3?

                                                    1.  22,4 л             

                                                    2.  4,48 л

                                                    3. 44,8 л

                           ТАБЛИЦА  САМОКОНТРОЛЯ

 

Химические свойства

            солей

Понял(а) +

Частично понял(а) +?

Не понял(а) -

Соль1+ металл1= соль 2 + металл 2

 

Соль 1+ соль 2 = соль 3+ соль 4

 

Соль + кислота = другая соль + другая кислота

 

Соль1+щёлочь = соль 2+ основание

 

                            

 

 

                                         ТЕСТ вариант Б

1.      Вещество  Mg (H2PO4)2  называется :

1.      гидрофосфат магния

2.      дигидрофосфат магния

3.      фосфат магния

2.      Вещество (СаОН)2СО3 называется:

1.      карбонат кальция

2.      основной карбонат кальция

3.      гидрокарбонат кальция

3.      При взаимодействии нитрата серебра с хлоридом калия образуется осадок:

                                     1. нитрата калия

                                                2. хлорида серебра

          3. осадка  не образуется

           4.  Какая из реакций не протекает:

                                                      1. Zn + Cu(NO3)2 =

                                                   2. Hg+NaCl =

                                                   3. Fe+ CuSO4 =

           5. Какой объём углекислого газа образуется при термическом разложении 200 г СаСО3 ?

                                                   1.  2,24 л              

                                  2.  44,8 л                     

                                                   3.  4,48  л

 

 

                    Уроки Кирилла и Мефодия. Химия 8 класс

                                                 Урок 11. СОЛИ

                                 ИТОГОВОЕ  ТЕСТИРОВАНИЕ

1.      Вещество Са(Н2РО4)2 называется : дигидрофосфат кальция, гидрофосфат кальция, фосфат кальция.

 

2.      Вещество Сu2(OH)2 СО3 называется: основной карбонат меди, карбонат меди, гидрокарбонат меди.

 

 

3.      При взаимодействии нитрата серебра с хлоридом натрия образуется осадок: хлорида серебра, нитрата натрия, реакция не сопровождается образование осадка.

 

4.      Какая из химических реакций неосуществима?

 

Fe +MgCl2 =FeCl2+Mg

Fe + CuSO4 = Cu +FeSO4

Cu +AgNO3 = Cu(NO3)2 +Ag

 

5.      Какой объём углекислого газа образуется при термическом разложении 10 г СаСО3 ?

                               2,24 л        44,8 л        4,48 л

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока химии в 8 классе по теме "Химические свойства солей""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Копирайтер

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

  Урок химии в 8 классе по теме "Химические свойства солей" разработан в свете компетентностного подхода к обучению, являющегося методологической основой реализации ФГОС.

 В ходе урока учащиеся самостоятельно "открывают" химические свойства солей, постоянно сталкиваясь с проблемами, такими жизненными ситуациями, разрешение которых требует знания химических свойств солей. Таким образом знания, полученные на уроке находят своё практическое применение, а потому являются актуальными, значимыми для каждого восьмиклассника. Урок направлен на формирование предметных и ключевых компетенций учащихся.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 334 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Лабораторная работа «Синтез этилового эфира уксусной кислоты» как пример применения компонентов критериального оценивания
  • Учебник: «Химия. Базовый уровень», Габриелян О.С.
  • Тема: § 1. Предмет органической химии
  • 04.10.2020
  • 2647
  • 11
«Химия. Базовый уровень», Габриелян О.С.
  • 04.10.2020
  • 436
  • 0
«Химия. Базовый уровень», Габриелян О.С.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.01.2015 898
    • DOCX 77.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Каравашкина Альбина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Каравашкина Альбина Ивановна
    Каравашкина Альбина Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 8
    • Всего просмотров: 29408
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика реализации образовательного процесса и мониторинг эффективности обучения по дисциплине «Химия» в соответствии с требованиями ФГОС СПО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 89 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 573 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания химии в школе в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 261 человек

Мини-курс

Мозг и психотерапия: влияние, методы и направления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Мини-курс

История архитектуры: от классицизма до конструктивизма

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Основы изучения творческих дисциплин: введение в пропедевтику дизайна и изобразительного искусства

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек