5
Операционно-
исполнительский этап.
( 20 мин)
На экран выводится слайд с электронным письмом, дежурный по
электронной почте открывает его.
Задание.
Новый железный бак, в котором приготовили раствор медного
купороса для опрыскивания растений, прохудился. Объясните причину разрушения
стенок бака. ( Садоводы)
Учитель: смоделируем эту жизненную ситуацию.
Постановка демонстрационного эксперимента. В стакан с раствором
медного купороса опускается железная пластинка, предварительно зачищенная
наждачной бумагой.
- Я известно с давних пор
И имею спрос.
Опусти меня в раствор-
В медный купорос.
Изменить хочу я соль.
Ну –ка, выйди, соизволь.
Удивительный момент!
Стал другим раствор.
Вытесняю элемент,
Не вступая в спор.
На меня взгляни, ответь:
Что на мне осело?
Дети: Медь!
- Составьте уравнение происходящей реакции и определите её тип.
CuSO4 + Fe = Cu + FeSO4 (реакция замещения)
- Почему разрушились стенки бака? Из какого металла следует
изготовить бак во избежании разрушения? Почему?
- Мы только что открыли одно из химических свойств солей. Какое?
С чем реагируют соли?
На доске прикреплены карточки обратной стороной. Вскрывается и
переворачивается первая карточка с надписью:
СОЛЬ + МЕТАЛЛ = ДРУГАЯ СОЛЬ + МЕТАЛЛ
более
активный менее активный
- Второе свойство солей нам поможет открыть видеосюжет. Проведите эксперимент,
составьте уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде.
Повторим правила безопасной работы в кабинете химии. На столах у вас лежат
памятки. О чём говорят предупреждающие знаки? Просматривается видеосюжет, на
доске и в тетрадях составляется уравнение:
AgNO3
+ NaCl = NaNO3 + AgCl
Ag+ +NO3- +Na+ + Cl- = Na+
+NO3- +AgCl
Ag++ Cl- = AgCl
Открывается карточка:
СОЛЬ 1+ СОЛЬ 2 = СОЛЬ 3+СОЛЬ 4
- А у нас снова электронное письмо.
Задание.
В нашем городе из – за кислотных дождей разрушаются памятники
архитектуры. Можно ли их спасти? (Горожане).
Подсказка:
На земле живут три брата из семейства Карбонатов.
Старший брат – красавец мрамор,
Славен именем Карары,
Превосходный зодчий он
Строил Рим и Парфенон.
Всем известен известняк,
Потому и назван так.
Знаменит своим трудом,
Возводя за домом дом.
И способен, и умел
Младший мягкий братец мел.
Как рисует, посмотри,
Это СаСО3!
Делается вывод о взаимодействии солей с кислотами, открывается
карточка, выполняется моделирование ситуации – ученический эксперимент
«Взаимодействие мела с азотной кислотой». На экране демонстрируется уравнение
реакции.
СaCO3 + 2HNO3= Ca(NO3)2 + CO2 + H2O
СaCO3 + 2 H+ +
2 NO3- = Ca2+ 2NO3 -+ CO2 + H2O
CaCO3 +2H+ = Ca2++ CO2
+H2O
Образование кислотных дождей происходит из –за выбросов в
атмосферу оксидов серы и азота. Установка очистных сооружений поможет спасти
памятники архитектуры.
CОЛЬ + КИСЛОТА = ДРУГАЯ СОЛЬ + ДРУГАЯ КИСЛОТА
- Осталось одно не открытое свойство солей. Как вы думаете -
какое? В случае затруднения – открывается карточка.
СОЛЬ + ЩЁЛОЧЬ = ДРУГАЯ СОЛЬ + ОСНОВАНИЕ
- Соли взаимодействуют со щелочами, если при этом образуется
осадок. Демонстрация эксперимента. Взаимодействие соли железа с гидроксидом
натрия. На экране демонстрируется уравнение реакции.
FeSO4
+ 2NaOH = Na2 SO4 + Fe(OH)2
Fe 2++SO42-+2Na+
+2OH- =2Na++SO42- +Fe(OH)2
Fe 2+ +2OH-=Fe(OH)2
Выводы: Соли взаимодействуют с
металлами, друг с другом, кислотами и щелочами. Обязательным условием
протекания реакции является образование осадка, газа, воды или мало диссоциирующего
вещества.
|
Введение в тему, осуществление взаимосвязи теории с практикой.
Использование элемента занимательности, необычное преподнесение
демонстрационного эксперимента.
Внутрипредметное повторение.
Формирование умения прогнозировать протекание химической
реакции, используя электрохимический ряд напряжений металлов.
Обучение умению работать с различными источниками информации.
Повторение правил безопасной работы в кабинете.
Экологическое воспитание, решение практических задач.
Моделирование экологической ситуации, поиск пути решения
проблемы.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.