Инфоурок География КонспектыРазработка урока географии с использованием технологии модульного обучения. Тема урока: «Население Мордовии: численность, воспроизводство, половозрастной состав, трудовые ресурсы»(8класс)

Разработка урока географии с использованием технологии модульного обучения. Тема урока: «Население Мордовии: численность, воспроизводство, половозрастной состав, трудовые ресурсы»(8класс)

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка урока географии с использованием технологии модульного обучения.

 

Тема урока: «Население Мордовии: численность, воспроизводство, половозрастной состав, трудовые ресурсы».

 

 

 

 

Выполнил: учитель географии МОУ«Лямбирская СОШ №2»   Бикчурина Э.Ш.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Саранск 2015г.              

 

 

Тема урока:     Население Мордовии: численность, воспроизводство, половозрастной состав, трудовые ресурсы.

 

 

Цель: Формировать представление и знание о населении республики Мордовия, его особенностях.

 

Задачи:

  • Изучить особенности  воспроизводства населения Мордовии. Проанализировать демографическую ситуацию в республике на примере работы с параметром средней продолжительности жизни. Изучить особенности и  характерные черты  трудового населения республики. Проанализировать половозрастной состав населения.
  • Развивать у учащихся умение работать самостоятельно с текстом учебника, статистическим материалом, картами, умение контролировать и оценивать себя и свою деятельность.
  • Воспитывать  гражданские и патриотические чувства учащихся.

Тип урока: изучение нового материала с использованием технологии модульного обучения.

Категориальный аппарат усвоения: воспроизводство населения республики, ожидаемая средняя продолжительность жизни, демографический кризис, трудовые ресурсы республики и их занятость по отраслям.

Оборудование:  атласы,  контурные карты Мордовии, настенная карта  «Политико-административное устройство России», настенная карта «Плотность населения Мордовии»,  Приложение: графики (СПЖ  в Мордовии среди финно-угорских народов, тюркских народов), схема “Меры, способствующие повышению продолжительности жизни”, схема «Движение населения»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

1.Организациооный момент. Мотивация учащихся на предстоящую работу.

Демонстрируется слайд «Административная карта республики Мордовия»

Запись на доске:

Смерть каждого человека – это потеря всего человечества.

Э.Хемингуэй. “По ком звонит колокол?”

-Как вы понимаете это изречение? Какие ассоциации вызвало у вас это изречение? Запишите в тетрадь три слова. Чтение записанных слов. (В зависимости  от записанных слов учащиеся делятся на группы)

-Думаю, вы догадались, какая тема нашего урока - «Население Мордовии».

План:

1.     Изменение численности населения Мордовии во времени. Причины изменения.

2.     Особенности воспроизводства населения республики. Показатель средней продолжительности жизни (СПЖ) по Мордовии. Какие меры возможно предпринять, способствующие продолжительности жизни.

3.     Половозрастной состав населения республики.

4.     Плотность населения республики.

5.     Городское и сельское население РМ.

 

 

 

2.Изучение нового материала.

Работа учащихся  с технологическими картами в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЭ

Содержание материала

Рекомендации

УЭ

0

Целевая установка:

  • Формировать представление и знание о населении республики Мордовия, его особенностях.
  • Изучить особенности  воспроизводства населения Мордовии.
  • Проанализировать демографическую ситуацию в республике на примере работы с параметром средней продолжительности жизни.
  • Проанализировать особенности и  характерные черты  трудового населения республики.

 

Внимательно прочитайте цели урока.

УЭ

1

Цель: изучить, как изменялась численность населения Республики Мордовия.

I. Проанализируйте  и узнайте, как изменялась численность населения республики Мордовия. Для этого:

- постройте график «Изменение численности населения на территории Мордовии»;

- ответьте на вопросы:  Как изменялась численность населения Республики Мордовия? Какие причины повлияли на сокращение численности населения на территории Мордовии? Какова численность населения в республике на 2004г.?

II. Проверьте правильность построения графика по приложению.

III. Оцените свои знания: график построен без ошибок-5 баллов; допущена ошибка- 0 баллов.

 

 

 

Анализ приложения 3 учебника, стр.140-141.

 

 

Самостоятельно построить график.

 

 

 

Обсудите в классе.

 

 

 

Работайте в паре

 

 

 

 

УЭ

2

Цель: выявить причины, повлиявшие на изменение численности населения на территории Республики Мордовии.

I. А)Объясните, какие причины влияли на изменение численности населения на территории нашего края.

 

 

Б) Заполнить таблицу «Изменение численности населения на территории Мордовии»:

Причины

Следствия

 

 

II. Проверьте правильность выполнения задания  по приложению

III. Оцените работу (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если в ответе есть ошибка – 0 баллов. Сумму баллов поделите на 3) 

 

 

 

 

Работа с текстом учебника, стр.68-69.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работайте в паре.

УЭ

3

Цель: изучить особенности воспроизводства населения Республики Мордовия.

А) Основными демографическими показателями являются рождаемость, смертность, естественный прирост, характеризующие естественное движение населения. Данные понятия раскройте при помощи опорной схемы (приложение1).

Б) Проанализируйте показатель средней продолжительности жизни (СПЖ) по Мордовии. Какие меры возможно предпринять, способствующие продолжительности жизни.

( приложение2, приложение3, приложение 4)

 

 

Контроль учителя.

 

 

 

 

 

Проверьте усвоение знаний в парной работе.

 

 

 

 

Составить схему в тетрадях.

 

 


УЭ

3

Цель: проанализировать половозрастной состав населения республики.

-О чем говорит половозрастная пирамида?

Контроль учителя.

Анализ половозрастной пирамиды на стр.71 учебника «География РМ».

 

 


УЭ

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЭ

5

Цель: проанализировать особенности и характерные черты населения и трудовых ресурсов Мордовии.

Задание 1:

А) По следующим данным вычислите плотность населения республики:

         Площадь – 26,2тыс.км.

         Население –856 тыс.чел.                      

Сравните этот показатель с данными карты.

Контроль учителя.

Б) Определите районы республики, имеющие самую высокую плотность населения. Чем определяется такое значение плотности населения в этом районе?

 

Задание2:                                                                             А) Вспомните, что называется «урбанизацией».                       

 Б) Проанализируйте соотношение городского и сельского населения республики. Сравните, уменьшилось сельское население Мордовии и страны в целом. Сделайте вывод.

Контроль учителя.

В) Отметьте крупные города – административные  центры на контурной карте.

Г) В чем особенности трудовых ресурсов Республики Мордовия. В каких отраслях хозяйства занята основная часть населения?

Контроль учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчеты запишите в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

Используйте карту плотности населения (стр.72 учебника «География РМ».

Используйте текст учебника, стр.73)

 

 

 

 

Используйте текст учебника «География РМ», стр.70

 

 

 

 

Работа в контурных картах.

 

Анализ приложения учебника «География РМ», стр.141

 

 

 

Цель: закрепить полученные знания.

Заполните пропуски в тексте:

В  Мордовии так же как и в России наблюдается демографический………..Естественный прирост- это разность между числом……….и числом……..Большей плотностью населения характеризуется………часть республики, особенно выделяются……..,…….,……….районы. Основная часть населения занята в ……….отраслях экономики. На уровень СПЖ влияют …..,……..,……..,…….факторы.

Контроль учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Рефлексивный этап.

 

-Что нового для себя вы узнали на уроке?

-Поднимите руку те ученики, кто усвоил все очень хорошо и может  поделиться знаниями со своим другом.

- Поднимите руку те ученики, кто усвоил тему, но немного не успел выполнить все задания.

- Что было вам особенно сложно выполнять на уроке?

 

4.Домашнее задание:

-изучить стр.68-73 учебника «География РМ»

- для активных на уроке учащихся - творческое задание: исследуйте СПЖ вашей семьи и      факторы, влияющие на неё.

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

СПЖ мужчин

2000 год

СПЖ женщин

2000 год

СПЖ населения

2000 год

СПЖ населения

2002 год

1. Республика Ингушетия

68.6

79.0

73.8

74.6

2. Республика Дагестан

66.3

74.8

70.6

71.6

3. Ямало-Ненецкий А.О.

65.3

74.6

70.0

 

4. Карачаево-Черкесия

63.4

73.5

68.5

69.4

5. Республика Адыгея

62.5

74.0

68.3

68.8

6. Ставропольский край

62.3

73.4

67.9

67.8

7. Северная-Осетия Алания

62.0

75.4

68.7

 

8. Чукотский А.О.

62.0

73.5

67.8

 

9. Белгородская область

61.9

74.2

68.1

67.5

10. Респ. Кабардино-Балкария

61.9

74.5

68.2

 

11. Ханты-мансийский А.О.

61.9

74.6

68.3

 

12. Респ. Татарстан

61.1

74.5

67.8

74.5

13. Краснодарский край

60.8

73.2

67.0

67.0

14. Мурманская область

60.7

72.1

66.4

 

15. Тюменская область

60.7

73.4

67.1

 

16. Алтайский край

60.6

70.3

66.8

 

17. Липецкая область

60.5

74.0

67.3

64.4

 

18. Ростовская область

60.5

72.7

66.6

66.2

19. Респ. Башкортостан

60.4

73.6

67.0

66.8

20. Респ. Мордовия

60.4

74.2

67.3

67.0

21. Новосибирская  область

60.4

73.0

66.7

 

22. Омская область

60.4

72.8

66.6

 

23. Респ. Чувашия

60.4

73.2

66.8

66.1

24. Воронежская область

60.3

73.5

66.9

65.8

25. Кировская

60.2

72.7

66.5

64.4

26. Волгоградская область

60.0

73.3

66.7

65.9

27. Пензенская

59.8

73.4

66.6

 

28. Удмуртская республика

59.8

72.6

66.2

 

29. Ульяновская область

59.8

73.1

66.5

 

30. Респ. Калмыкия

59.6

72.4

66.0

66.3

31. Вологодская

59.5

73.2

66.4

 

32. Республика Коми

59.5

70.5

65.0

 

33. Томская область

59.3

71.5

65.4

 

34. Курская область

59.2

72.3

65.6

63.8

35. Магаданская область

59.2

72.0

65.6

 

36. Орловская область

59.0

73.0

66.0

62.7

37. Камчатская область

58.9

70.6

64.8

 

38. Респ. Саха (Якутия)

58.9

71.2

65.1

 

39. Астраханская область

58.9

72.9

65.9

65.1

40. Саратовская область

58.7

72.3

65.5

 

41. Тамбовская область

58.7

73.3

66.0

64.7

42. Респ. Марий-Эл

58.6

72.0

65.3

64.0

43. Агинский Бурятский А.О.

58.6

71.7

65.2

 

44. Московская область

58.5

72.6

65.6

64.7

45. Ярославская область

58.5

72.8

65.7

 

46. Сахалинская область

58.5

70.2

64.4

 

47. Приморский край

58.4

70.5

64.5

 

48. Оренбургская область

58.4

72.7

65.6

 

49. Курганская область

58.4

72.1

65.3

 

50. Рязанская область

58.3

72.6

65.5

 

51. Нижегородская область

58.3

72.6

65.5

 

52. Челябинская область

58.3

72.0

65.2

 

53. Респ. Хакасия

58.2

70.1

64.2

 

54. Брянская область

58.1

72.6

65.4

 

55. Калужская область

58.0

71.2

64.6

 

56. Корякский А.О.

57.8

63.3

60.6

 

57. Самарская область

57.7

72.2

65.0

 

58. Костромская область

57.6

71.6

64.6

 

59. Калининградская область

57.6

70.7

64.2

 

60. Пермская область

57.6

70.8

64.2

 

61. Архангельская область

57.5

71.1

64.3

 

62. Амурская область

57.5

69.9

63.7

 

63. Хабаровский край

57.5

70.5

64.0

 

64. Ненецкий А.О.

57.3

70.8

64.1

 

65. Респ. Карелия

57.3

70.0

63.7

 

66. Свердловская область

57.3

71.4

64.4

 

67. Респ. Бурятия

57.0

70.1

63.6

 

68. Смоленская область

57.0

71.2

64.1

62.3

69. Таймырский А.О.

56.9

71.0

64.0

 

70. Владимирская область

56.8

71.7

64.3

 

71. Читинская область

56.7

69.3

63.0

 

72. Кемеровская область

56.7

70.0

63.4

 

73. Респ. Алтай

56.7

70.5

63.6

 

74. Еврейская Автономная область

56.5

69.4

63.0

 

75. Красноярский край

56.4

70.1

63.3

 

76. Тульская область

56.4

70.8

63.6

 

77. Ленинградская область

56.2

70.8

63.5

 

78. Тверская область

56.1

70.7

63.4

 

79. Новгородская область

55.9

71.2

63.6

 

80. Усть-ордынский округ

55.9

 

 

68.6

62.3

 

81. Псковская область

55.6

69.5

62.6

 

82. Эвенскийкий А.О

55.6

67.2

61.4

 

83. Ивановская область

55.5

71.3

63.4

65.4

84. Иркутская область

55.4

69.6

62.5

 

85. Коми-Пермяцкий А.О.

54.1

70.4

62.3

 

86. Респ. Тыва

50.4

63.0

56.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              

 

Приложение 4

 

Меры, способствующие продолжительности жизни

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока географии с использованием технологии модульного обучения. Тема урока: «Население Мордовии: численность, воспроизводство, половозрастной состав, трудовые ресурсы»(8класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог-консультант

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: Население Мордовии: численность, воспроизводство, половозрастной состав, трудовые ресурсы. Цель: Формировать представление и знание о населении республики Мордовия, его особенностях. Задачи: Изучить особенности воспроизводства населения Мордовии. Проанализировать демографическую ситуацию в республике на примере работы с параметром средней продолжительности жизни. Изучить особенности и характерные черты трудового населения республики. Проанализировать половозрастной состав населения. Развивать у учащихся умение работать самостоятельно с текстом учебника, статистическим материалом, картами, умение контролировать и оценивать себя и свою деятельность. Воспитывать гражданские и патриотические чувства учащихся. Тип урока: изучение нового материала с использованием технологии модульного обучения. Категориальный аппарат усвоения: воспроизводство населения республики, ожидаемая средняя продолжительность жизни, демографический кризис, трудовые ресурсы республики и их занятость по отраслям. Оборудование: атласы, контурные карты Мордовии, настенная карта «Политико-административное устройство России», настенная карта «Плотность населения Мордовии», Приложение: графики (СПЖ в Мордовии среди финно-угорских народов, тюркских народов), схема “Меры, способствующие повышению продолжительности жизни”, схема «Движение населения») Ход урока 1.Организациооный момент. Мотивация учащихся на предстоящую работу. Демонстрируется слайд «Административная карта республики Мордовия» Запись на доске: Смерть каждого человека – это потеря всего человечества. Э.Хемингуэй. “По ком звонит колокол?” -Как вы понимаете это изречение? Какие ассоциации вызвало у вас это изречение? Запишите в тетрадь три слова. Чтение записанных слов. (В зависимости от записанных слов учащиеся делятся на группы) -Думаю, вы догадались, какая тема нашего урока - «Население Мордовии». План: 1. Изменение численности населения Мордовии во времени. Причины изменения. 2. Особенности воспроизводства населения республики. Показатель средней продолжительности жизни (СПЖ) по Мордовии. Какие меры возможно предпринять, способствующие продолжительности жизни. 3. Половозрастной состав населения республики. 4. Плотность населения республики. 5. Городское и сельское население РМ. 2.Изучение нового материала. Работа учащихся с технологическими картами в группах. № УЭ Содержание материала Рекомендации УЭ 0 Целевая установка: Формировать представление и знание о населении республики Мордовия, его особенностях. Изучить особенности воспроизводства населения Мордовии. Проанализировать демографическую ситуацию в республике на примере работы с параметром средней продолжительности жизни. Проанализировать особенности и характерные черты трудового населения республики. Внимательно прочитайте цели урока. УЭ 1 Цель: изучить, как изменялась численность населения Республики Мордовия. I. Проанализируйте и узнайте, как изменялась численность населения республики Мордовия. Для этого: - постройте график «Изменение численности населения на территории Мордовии»; - ответьте на вопросы: Как изменялась численность населения Республики Мордовия? Какие причины повлияли на сокращение численности населения на территории Мордовии? Какова численность населения в республике на 2004г.? II. Проверьте правильность построения графика по приложению. III. Оцените свои знания: график построен без ошибок-5 баллов; допущена ошибка- 0 баллов. Анализ приложения 3 учебника, стр.140-141. Самостоятельно построить график. Обсудите в классе. Работайте в паре УЭ 2 Цель: выявить причины, повлиявшие на изменение численности населения на территории Республики Мордовии. I. А)Объясните, какие причины влияли на изменение численности населения на территории нашего края. Б) Заполнить таблицу «Изменение численности населения на территории Мордовии»: Причины Следствия II. Проверьте правильность выполнения задания по приложению III. Оцените работу (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если в ответе есть ошибка – 0 баллов. Сумму баллов поделите на 3) Работа с текстом учебника, стр.68-69. Работайте в паре. УЭ 3 Цель: изучить особенности воспроизводства населения Республики Мордовия. А) Основными демографическими показателями являются рождаемость, смертность, естественный прирост, характеризующие естественное движение населения. Данные понятия раскройте при помощи опорной схемы (приложение1). Б) Проанализируйте показатель средней продолжительности жизни (СПЖ) по Мордовии. Какие меры возможно предпринять, способствующие продолжительности жизни. ( приложение2, приложение3, приложение 4) Контроль учителя. Проверьте усвоение знаний в парной работе. Составить схему в тетрадях. УЭ 3 Цель: проанализировать половозрастной состав населения республики. -О чем говорит половозрастная пирамида? Контроль учителя. Анализ половозрастной пирамиды на стр.71 учебника «География РМ». УЭ 4 УЭ 5 Цель: проанализировать особенности и характерные черты населения и трудовых ресурсов Мордовии. Задание 1: А) По следующим данным вычислите плотность населения республики: Площадь – 26,2тыс.км. Население –856 тыс.чел. Сравните этот показатель с данными карты. Контроль учителя. Б) Определите районы республики, имеющие самую высокую плотность населения. Чем определяется такое значение плотности населения в этом районе? Задание2: А) Вспомните, что называется «урбанизацией». Б) Проанализируйте соотношение городского и сельского населения республики. Сравните, уменьшилось сельское население Мордовии и страны в целом. Сделайте вывод. Контроль учителя. В) Отметьте крупные города – административные центры на контурной карте. Г) В чем особенности трудовых ресурсов Республики Мордовия. В каких отраслях хозяйства занята основная часть населения? Контроль учителя. Расчеты запишите в тетрадь. Используйте карту плотности населения (стр.72 учебника «География РМ». Используйте текст учебника, стр.73) Используйте текст учебника «География РМ», стр.70 Работа в контурных картах. Анализ приложения учебника «География РМ», стр.141 Цель: закрепить полученные знания. Заполните пропуски в тексте: В Мордовии так же как и в России наблюдается демографический………..Естественный прирост- это разность между числом……….и числом……..Большей плотностью населения характеризуется………часть республики, особенно выделяются……..,…….,……….районы. Основная часть населения занята в ……….отраслях экономики. На уровень СПЖ влияют …..,……..,……..,…….факторы. Контроль учителя. 3.Рефлексивный этап. -Что нового для себя вы узнали на уроке? -Поднимите руку те ученики, кто усвоил все очень хорошо и может поделиться знаниями со своим другом. - Поднимите руку те ученики, кто усвоил тему, но немного не успел выполнить все задания. - Что было вам особенно сложно выполнять на уроке? 4.Домашнее задание: -изучить стр.68-73 учебника «География РМ» - для активных на уроке учащихся - творческое задание: исследуйте СПЖ вашей семьи и факторы, влияющие на неё.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 685 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по географии на тему "Географическое положение Австралии. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые" (7 класс)
  • Учебник: «География материков и океанов», Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А.
  • Тема: § 35. Географическое положение. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые
  • 01.01.2021
  • 2029
  • 254
«География материков и океанов», Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.06.2020 281
    • DOCX 169 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Попова Виктория Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Попова Виктория Викторовна
    Попова Виктория Викторовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 63392
    • Всего материалов: 214

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 219 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 69 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 759 человек

Мини-курс

Медиа и коммуникации в современном обществе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 80 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Личность в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 14 регионов

Мини-курс

Анализ межпредметных связей: связь педагогики с научными дисциплинами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе