Обращаем Ваше внимание: Министерство образования и науки рекомендует в 2017/2018 учебном году включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к году экологии (2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации).

Учителям 1-11 классов и воспитателям дошкольных ОУ вместе с ребятами рекомендуем принять участие в международном конкурсе «Законы экологии», приуроченном к году экологии. Участники конкурса проверят свои знания правил поведения на природе, узнают интересные факты о животных и растениях, занесённых в Красную книгу России. Все ученики будут награждены красочными наградными материалами, а учителя получат бесплатные свидетельства о подготовке участников и призёров международного конкурса. ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС.
Главная / Физика / Разработка урока физики 9 класс

Разработка урока физики 9 класс

Скачать материал

Некрасова Светлана Марьяновна, дистанционный педагог по физике.

Тема урока: «Механические волны. Поперечные и продольные волны».

9 класс

Цели урока:

Дидактические цели: создание условий для полноценного усвоения нового материала с помощью цифровых образовательных ресурсов, проблемного обучения, принципов развивающего обучения.

Образовательные цели: развитие представлений о механических волнах, знакомство с поперечными и продольными волнами.

Развивающие цели: развитие познавательного интереса, формирование научного мировоззрения.

Воспитательные цели: формирование интереса к интеллектуальной деятельности.

Тип урока: комбинированный урок.

Используемые ресурсы:

http://fcior.edu.ru/card/14405/mehanicheskie-volny-poperechnye-i-prodolnye-volny.html

План урока:

Орг. момент – 1 минута.

Актуализация знаний – 7-8 минут.

Подготовка к усвоению нового материала – 3 минуты:

а) мотивация;

б) постановка темы урока и цели урока.

Проблемный эксперимент – 5 минут.

Освоение нового материала – 12 минут.

Первичная проверка понимания и закрепление знаний учащихся – 8 минут.

Домашнее задание и итоги урока – 3 минуты.

Ход урока.

Орг. момент.

Актуализация знаний учащихся.



  1. Начинаем с мысленного эксперимента. Просим ребенка закрыть глаза, представить, что он находится на берегу реки, слышит журчание воды, пение птиц, и бросает камень в воду. Что при этом происходит? Почему идут волны?

  2. Демонтируем ребенку движение гимнастической ленты. Есть ли между первым и вторым экспериментами связь? О чем пойдет речь на уроке?

3. Подготовка к усвоению нового материала:

а) мотивация

Предлагают послушать фрагмент стихотворения Ф. Тютчева (http://prochtu.ru/)

Ты волна моя морская,
Своенравная волна,
Как, покоясь иль играя,
Чудной жизни ты полна!

Ты на солнце ли смеешься,
Отражая неба свод,
Иль мятешься ты и бьешься
В одичалой бездне вод…

б) Постановка темы урока и цели урока.

О чем идет речь в стихотворении Тютчева? Безусловно, идет речь о волнах, на нашем уроке пойдет речь о волнах. Итак, записываем тему урока ««Механические волны. Поперечные и продольные волны».

Наша жизнь невозможна без волновых явлений, поэтому данный вопрос является важным и актуальным. Как часто мы сталкиваемся с волнами? Достаточно часто, причем нам встречаются разные волны. Сегодня мы поговорим о механических волнах, их особенностях, разновидностях.

Попробуем выяснить, какие волны называют механическими? Посмотрим интерактивную модель 1.1 Механические волны

При отклонении одного шарика от положения равновесия, возникают колебания шарика, за счет колебаний начинают смещаться соседние шарики, возмущения побегут в разные стороны от исходного шарика.

Итак, механическая волна – процесс распространения колебаний в упругой среде. В упругих средах молекулы среды выполняют роль шариков, пружинками становятся межмолекулярные взаимодействия. Существуют механические колебании разных частот. При колебаниях с частотой в диапазоне 20 Гц – 20кГц органы слуха человека воспринимают звук.

4.Для достижения цели урока проведём эксперимент.

Проблемный эксперимент:

Берем обычную гитару, ударяем по струне. Что происходит? Мы слышим звук? А что мы видим? Струны начинают колебаться.

Посмотрим опыт, представленный в ресурсе. Модель 1.3 Распространение поперечного волнового импульса по натянутому резиновому жгуту. Есть ли сходство между двумя экспериментами? Да, безусловно, возникают волны одного вида – поперечные волны.

5. Освоение нового материала.

Запишем определение поперечных волн в свой опорный конспект, пользуясь карточкой электронного ресурса.

Поперечные волна – волна, колебания частиц в каждой точке которой происходят перпендикулярно скорости распространения волны.

В каких средах распространяются такие волны? Данные волны распространяются в твердых телах, происходит перенос энергии из левой части среды в правую. Они не могут существовать в газообразной или жидкой средах. Посмотрим интерактивную модель 1.4 Распространение поперечной волны, чтобы понять, как именно идет распространение поперечной волны.

Помимо поперечных волн, также есть и продольные волны. Модель 1.2 демонстрирует пример продольной волны.

Запишем определение продольных волн в свой опорный конспект, пользуясь карточкой электронного ресурса.

Продольная волна – волна, колебания частиц в каждой точке которой происходят вдоль направления скорости распространения волны.

Продольные волны могут распространяться во всех упругих средах: жидкостях, твердых телах, газах.

6. Первичная проверка понимания и закрепление знаний учащихся.

Используя опорный конспект, ответьте на вопросы:

  1. Что такое механические волны?

  2. Какие волны называются продольными?

  3. В каких средах распространяются продольные волны?

  4. Какие волны называют поперечными волнами?

  5. Где можно наблюдать поперечные волны?

Домашнее задание:

Вопросы 1 – 5 уметь отвечать.

Подведение итогов урока.

Посмотрите на опорный конспект. В нём зафиксированы этапы научного познания механических волн на нашем уроке. Основы метода научного познания были предложены итальянским учёным Галилео Галилеем. Научное познание дает возможность ученым – физикам совершать новые открытия, объяснять разные природные явления.

О чем мы вели речь на уроке?

Какие новые физические термины мы узнали?

Встречаются ли нам поперечные и продольные волны в повседневной жизни?

Достигли ли мы цели урока?

 Спасибо за урок.



Разработка урока физики 9 класс
Скачать материал
  • Физика
Описание:

Тема урока: «Механические волны. Поперечные и продольные волны».

9 класс

 

Дидактические цели: создание условий для полноценного усвоения нового материала с помощью цифровых образовательных ресурсов, проблемного обучения, принципов развивающего обучения.

Образовательные цели: развитие представлений о механических волнах, знакомство с поперечными и продольными волнами.

Развивающие цели: развитие познавательного интереса, формирование научного мировоззрения.

Воспитательные цели: формирование интереса к интеллектуальной деятельности.

Тип урока: комбинированный урок.

Используемые ресурсы:

http://fcior.edu.ru/card/14405/mehanicheskie-volny-poperechnye-i-prodolnye-volny.html

 



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Некрасова Светлана Марьяновна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 1037
Номер материала 13249
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓