Инфоурок Биология Другие методич. материалыРазработка урока биологии в 9 классе на тему

разработка урока биологии в 9 классе на тему

Скачать материал

Дата: 18.09

Предмет: биология

Класс: 9

Тема: Клеточные структуры: плазматическая мембрана, цитоплазма, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи и лизосомы, митохондрии, пластиды, органоиды движения, их строение и выполняемая функция; клеточные включения.

Цель:выявить сходство и отличие в строении растительной и животной клеток.

Задачи:

Знать строение клетки и функции ее органоидов;

Уметь определять сходство и отличия между растительной и животной клетками;

Воспитывать внимательность, умение видеть и различать мельчайшие подробности в строении клетки.

Тип урока: закрепление

Вид урока: лабораторная работа.

Методы: опытно-поисковая работа, самостоятельная работа учащихся.

Оборудование: микропрепараты растительной и животной клеток, рисунки растительной и животной клеток, микроскоп, карты с заданиями.

 

Ход урока:

 

I Орг.момент.

 

II Проверка домашнего задания.

Домашнее задание проверяется при помощи заранее подготовленных учителем карточек с таблицами. Учащиеся заполняют эти таблицы.

 

Таблица №1

Установите соответствие между органоидами и их функциями

Органоид

Функция

1. мембрана

А. осуществляют биосинтез белков (соединяют аминокислоты в белок)

2. центриоли или клеточный центр

Б. образует «веретено деления» - специфический органоид, который равномерно распределяет хромосомы по дочерним клеткам

3. лейкопласты

В. Осуществляют движение клетки

4. лизосомы

Г. Разлагают вредные или питательные вещества, осуществляют автолиз

5. ядро

Д. внутриклеточный транспорт веществ. Синтез жиров, белков и углеводов

6. ЭПС – эндоплазматическая сеть

Е. синтезирует мембранные пузырьки, осуществляет хранение веществ, внутриклеточный транспорт, модификацию и синтез жиров и углеводов

7. жгутики, реснички

Ж. внутриклеточное (тургорное) давление в растительных клетках

8. комплекс Гольджи

З. управление жизнью клетки, формирование рибосом

9. хлоропласты

И. хранение и передача наследственной информации, руководство биосинтезом белка.

10. митохондрии

К. синтез АТФ и некоторых жирных кислот

11. настоящая вакуоль

Л. Осуществляют фотосинтез

12. рибосомы

М. накапливают крахмал

13. хромопласты

Н. накапливают питательные или вредные вещества, содержат каротиноиды

14. хромосома

О. защищает клетку, осуществляет избирательную проницаемость, фаго- и пиноцитоз

 

1_______,  2______, 3______, 4______, 5______, 6______, 7______, 8______, 9______, 10______, 11______, 12______, 13______, 14______.

 

Таблица №2

Напротив указанных особенностей строения клетки впишите органоид

Особенности строения

Органоид

Пузырьки, заполненные пищеварительными ферментами

 

Состоят из сократительных белков в виде микротрубочек, выступают из клетки

 

Немембранный органоид из большой и малой субъединиц. Двумембранный с двумя выростами – гранами, содержат зеленый пигмент – хлорофилл

 

Одномембранный органоид, заполненный клеточным соком

 

Цистерны и мембранные полости вблизи ядра

 

Двумембранный органоид, содержащий хромосомы

 

Двумембранный органоид с каротиноидами

 

Два блока микротрубочек, расположенных около ядра перпендикулярно друг другу

 

Выросты внутренней мембраны – кристы

 

Мембранные канальцы внутри цитоплазмы. Бывают двух видов: гладкая и шероховатая

 

Двумембранные органоиды, белые или бесцветные; могут зеленеть или краснеть

 

Немембранный органоид всех клеток; состоит из ДНК

 

 

Предполагаемые ответы:

Таблица №1

1.-О, 2-Б, 3-М, 4-Г, 5-З, 6-Д, 7-В, 8-Е, 9-Л, 10-К, 11-Ж, 12-А, 13-Н, 14-И.

Таблица №2

Особенности строения

Органоид

Пузырьки, заполненные пищеварительными ферментами

Лизосомы

Состоят из сократительных белков в виде микротрубочек, выступают из клетки

Комплекс Гольджи

Немембранный органоид из большой и малой субъединиц. Двумембранный с двумя выростами – гранами, содержат зеленый пигмент – хлорофилл

Хлоропласты

Одномембранный органоид, заполненный клеточным соком

Вакуоль

Цистерны и мембранные полости вблизи ядра

 

Двумембранный органоид, содержащий хромосомы

Ядро

Двумембранный органоид с каротиноидами

Хромопласт

Два блока микротрубочек, расположенных около ядра перпендикулярно друг другу

 

Выросты внутренней мембраны – кристы

Митохондрии

Мембранные канальцы внутри цитоплазмы. Бывают двух видов: гладкая и шероховатая

ЭПС

Двумембранные органоиды, белые или бесцветные; могут зеленеть или краснеть

Лейкопласты

Немембранный органоид всех клеток; состоит из ДНК

хромосома

 

III Лабораторная работа№1

Тема «Сравнение растительной и животной клетки»

Оборудование: микропрепараты растительной и животной клеток. Рисунки растительной и животной клеток.

Цель: Выявить сходство и отличие в строении растительной и животной клеток.

Ход работы:

  1. Рассмотреть микропрепараты растительной и животной клеток.
  2. На основании поученных данных заполнить первую часть таблицы (I) (знаком «+» или «-»).
  3. Используя рисунки из учебника, заполнить вторую часть таблицы (II) (знаком «+» или «-»).
  4. Сделать общий вывод о причинах сходства и отличий клеток.

Части и органоиды клетки

Клетка растений

Клетка животных

I.                    Заполняется по микропрепаратам

  1. Оболочка
  2. Цитоплазма
  3. Ядро
  4. Настоящая вакуоль
  5. Пластиды

II.                 Заполняется по учебнику

  1. Лизосомы
  2. ЭПС
  3. Митохондрии
  4. Комплекс Гольджи
  5. Рибосомы
  6. Микротельца
  7. Жгутики, реснички
  8. Хромосомы
  9. Сферосомы
  10. Информасомы
  11. Ядрышки

 

 

 

Предполагаемый ответ:

Части и органоиды клетки

Клетка растений

Клетка животных

I Заполняется по микропрепаратам

  1. Оболочка
  2. Цитоплазма
  3. Ядро
  4. Настоящая вакуоль
  5. Пластиды

II Заполняется по учебнику

  1. Лизосомы
  2. ЭПС
  3. Митохондрии
  4. Комплекс Гольджи
  5. Рибосомы
  6. Микротельца
  7. Жгутики, реснички
  8. Хромосомы
  9. Сферосомы
  10. Информасомы
  11. Ядрышки

 

 

 

Вывод: причинами сходства растительных и животных клеток является то, что они имеют общие свойства, присущие всем живым организмам, выполняют сходные функции. Различия заключаются в том, что растительная клетка не может расщеплять органические вещества до аминокислот, так как растения питаются минеральными солями, растворенными в воде. Животная клетка в свою очередь не подвержена фотосинтезу, поэтому в ней нет пластидов.

 

IV Оформление учащимися лабораторной работы в тетради.

 

V Домашнее задание: §11, повторить  §8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №1

Установите соответствие между органоидами и их функциями

Органоид

Функция

1. мембрана

А. осуществляют биосинтез белков (соединяют аминокислоты в белок)

2. центриоли или клеточный центр

Б. образует «веретено деления» - специфический органоид, который равномерно распределяет хромосомы по дочерним клеткам

3. лейкопласты

В. Осуществляют движение клетки

4. лизосомы

Г. Разлагают вредные или питательные вещества, осуществляют автолиз

5. ядро

Д. внутриклеточный транспорт веществ. Синтез жиров, белков и углеводов

6. ЭПС – эндоплазматическая сеть

Е. синтезирует мембранные пузырьки, осуществляет хранение веществ, внутриклеточный транспорт, модификацию и синтез жиров и углеводов

7. жгутики, реснички

Ж. внутриклеточное (тургорное) давление в растительных клетках

8. комплекс Гольджи

З. управление жизнью клетки, формирование рибосом

9. хлоропласты

И. хранение и передача наследственной информации, руководство биосинтезом белка.

10. митохондрии

К. синтез АТФ и некоторых жирных кислот

11. настоящая вакуоль

Л. Осуществляют фотосинтез

12. рибосомы

М. накапливают крахмал

13. хромопласты

Н. накапливают питательные или вредные вещества, содержат каротиноиды

14. хромосома

О. защищает клетку, осуществляет избирательную проницаемость, фаго- и пиноцитоз

 

1_______,  2______, 3______, 4______, 5______, 6______, 7______, 8______, 9______, 10______, 11______, 12______, 13______, 14______.

 

 

 

Таблица №2

Напротив указанных особенностей строения клетки впишите органоид

Особенности строения

Органоид

Пузырьки, заполненные пищеварительными ферментами

 

Состоят из сократительных белков в виде микротрубочек, выступают из клетки

 

Немембранный органоид из большой и малой субъединиц. Двумембранный с двумя выростами – гранами, содержат зеленый пигмент – хлорофилл

 

Одномембранный органоид, заполненный клеточным соком

 

Цистерны и мембранные полости вблизи ядра

 

Двумембранный органоид, содержащий хромосомы

 

Двумембранный органоид с каротиноидами

 

Два блока микротрубочек, расположенных около ядра перпендикулярно друг другу

 

Выросты внутренней мембраны – кристы

 

Мембранные канальцы внутри цитоплазмы. Бывают двух видов: гладкая и шероховатая

 

Двумембранные органоиды, белые или бесцветные; могут зеленеть или краснеть

 

Немембранный органоид всех клеток; состоит из ДНК

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока биологии в 9 классе на тему"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Патентовед

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Класс: 9

Тема: Клеточные структуры: плазматическая мембрана, цитоплазма, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи и лизосомы, митохондрии, пластиды, органоиды движения, их строение и выполняемая функция; клеточные включения.

Цель:выявить сходство и отличие в строении растительной и животной клеток.

Задачи:

Знать строение клетки и функции ее органоидов;

Уметь определять сходство и отличия между растительной и животной клетками;

Воспитывать внимательность, умение видеть и различать мельчайшие подробности в строении клетки.

Тип урока: закрепление

Вид урока: лабораторная работа.

Методы: опытно-поисковая работа, самостоятельная работа учащихся.

Оборудование: микропрепараты растительной и животной клеток, рисунки растительной и животной клеток, микроскоп, карты с заданиями.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 852 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация научно-исследовательской работы "Лишайники, как индикаторы экологической обстановки окружающей среды района"
  • Учебник: «Биология. Многообразие живых организмов», Захаров В.Б., Сонин Н.И.
  • Тема: Группа Лишайники
  • 30.09.2020
  • 887
  • 7
«Биология. Многообразие живых организмов», Захаров В.Б., Сонин Н.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 1787
    • DOCX 106.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Павлюк Любовь Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Павлюк Любовь Сергеевна
    Павлюк Любовь Сергеевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3818
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Биология")

Учитель биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 92 человека из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 556 человек

Курс повышения квалификации

Организация элективного курса в рамках реализации проекта "Точка роста": методология биологического эксперимента

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические аспекты родительства и развития ребёнка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Технологии и автоматизация в машиностроении

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная журналистика: создание и продвижение контента

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе