МБОУ
«Мстёрская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района»
посёлок Мстёра, Вязниковский район, Владимирская область
План
– конспект урока биологии в 8 классе
по
теме «Транспортные системы организма. Круги кровообращения»
(с
использованием технологии развития критического мышления)
Подготовила:
учитель географии и биологии
Гусева Елена
Николаевна
Цель: Изучить особенности строения кровеносной и
лимфатической системы человека.
Задачи:
- Раскрыть понятие
«кровообращение»
- Выявить особенности строения
органов кровообращения в связи с их функциями
- Продолжить знакомство с
понятиями « кровеносная система», «круги кровообращения», начатое в курсе
зоологии
- Раскрыть биологическое
значение изменения состава крови при прохождении ее по большому и малому
кругам кровообращения.
- Раскрыть понятие «лимфатическая
система»
Оборудование: таблицы: «Схема
кровообращения человека», «Сердце»; учебник - Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н.
Беляев. Биология. Человек. 8кл.;
карточки
с названиями органов кровообращения.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы: беседа, работа в парах, приёмы
технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Ход урока.
1)Стадия вызова:
Сегодня на уроке
мы продолжаем говорить о системе кровообращения человека. Я хочу привести в
пример следующий факт:
- Движение крови по сердцу
длится 4 секунды.
- На циркуляцию крови к нижним
конечностям затрачивается около 18 секунд, а к мозгу – примерно 8 секунд.
- Ежедневно совершается около
3000 кругов кровообращения.
- Протяженность наших
кровеносных сосудов составляет более 90000 км. Это значит, что ими можно
было бы обмотать земной шар более двух раз.
- Плотность системы капилляров
составляет 2500 капилляров на квадратный миллиметр ткани.
Верите ли
вы в эти факты? (учащиеся
вспоминают строение кровеносной системы млекопитающих)
Чтобы знания по
этому вопросу систематизировать, я прошу заполнить таблицу:
Особенности кровеносной системы
млекопитающих
|
Знаю
|
Хочу узнать
|
Узнал
|
1)Замкнутая или незамкнутая
2)Функции
3) Строение
4)Типы кровеносных сосудов
5) Круги кровообращения
|
|
|
|
(Учащиеся заполняют 2 графу таблицы
- «Знаю» в течение 5 минут)
Итак,
какая же у нас сегодня тема урока?
Верно,
темой нашего урока будет кровообращение в организме человека.
Что
вы хотите узнать по этой теме? (Учащиеся заполняют 3 графу таблицы – «Хочу
узнать»)
Прошу
зачитать ваши тексты в графе «Знаю» (корректируем знания учащихся).
Делаем
вывод: так как человек относится к классу млекопитающих, мы можем говорить о
сходстве строения кровеносной системы человека и млекопитающих.
2) Стадия осмысления:
Читаем
текст параграфа 20 и по ходу чтения делаем пометки на полях:
v – Было известно
+ - новая информация
? – информация не вполне понятна
(Учащиеся
читают текст в течение 10 минут, а затем выясняем основные затруднения)
Вспомните:
какие жидкости составляют внутреннюю среду организма?
(Кровь,
лимфа, межклеточная жидкость)
Лимфа-
это жидкость, которая в отличие от крови не имеет в своём составе эритроцитов.
Смотрим рисунок №49 на странице 103.Здесь представлено строение лимфатической
системы. Лимфа движется по лимфатическим сосудам. По ходу лимфатических сосудов
формируются лимфатические узлы, в которых образуются лимфоциты, вырабатывающие
антитела.
Следующий
этап нашей работы - необходимо выяснить круги кровообращения: большой и малый.
Для этого используем рисунок №51 на странице106.
Затем
работаем в парах по карточкам: один учащийся составляет последовательную
цепочку органов малого круга кровообращения, а другой учащийся – органов
большого круга кровообращения. Затем проводим взаимопроверку.
(У
учащихся на партах карточки с названиями органов: левое предсердие, левый
желудочек, правое предсердие, правый желудочек, аорта, лёгочная артерия
лёгочные вены, капилляры в лёгких, большая и малая полые вены, капилляры в
тканях и органах, артерии).
Назовите и
покажите на таблице органы большого и малого круга кровообращения (вызываются
учащиеся к доске)
3)Стадия рефлексии
Учащимся
предлагается заполнить 4 графу таблицы – «Узнал»
Затем ребята
отвечают на вопросы:
1) В чём
различие в строении артерий, вен и капилляров?
2) Какая
кровь приходит в сердце из малого круга и из большого круга кровообращения?
3) Какая
кровь течёт по артериям большого круга, а какая – по артериям малого?
В конце урока
выставляются оценки наиболее активным учащимся.
Домашнее задание:
параграфы 20 и 21, выполнить лабораторную работу на странице 109.
Литература:
1) Д.В. Колесов,
Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс. – М.: Дрофа, 2010.
2)О.В.Пепеляева,
И.В.Сунцова. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8
класс. – М.:ВАКО,2005.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.