Урок биологии – 6 класс
Тема: Передвижение воды и минеральных веществ по
стеблю.
Цель: учащиеся углубят знания о главных функциях
стебля.
Задачи: - учащиеся обобщат знания, полученные в темах
«Внутреннее строение корней и стеблей», ответят на проблемный вопрос, какая
сила заставляет растение поглощать воду? Каким образом по стеблю растения
двигаются вещества.
- формирование коммуникативных навыков.
- развить умения использовать имеющие знания,
работать с дополнительной и учебной литературой, анализировать, обобщать,
делать выводы.
Методы обучения: проблемный. Как растения пьют воду?
Формы организации учебной деятельности: обобщающий урок, с использованием ИКТ
Межпредметная связь: физика и химия.
Опережающие задания: группе учащихся класса, было, предложено повести
исследование:
1.
Узнать, как вода проникает
через клеточную мембрану. Узнать что такое осмос.
2.
Почему клетка пропускает
только определенное количество воды?
3.
Благодаря чему вода по
стеблю движется вверх.
4.
Как доказать, что ксилема
находится в древесном слое?
Приемы деятельности: опрос д/з стратегия «Мозговой штурм», стратегия
«Практичность теории», закрепление материала стратегия «Своя опора», оформление
записи в тетради, рефлексия.
Оборудование: электронный учебник 6 класс, на доске эпиграф
Д.Хевеши «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать
воедино разрозненные факты, им наблюдаемые ». Биологический глоссарий: корень,
корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания, зона проведения,
побег, почка, стебель, кора, пробка, луб, камбий, древесина, сердцевина,
ксилема, флоэма, диффузия, осмос, тургор, капиллярность, корневое давление.
Ход урока: I. Организационный момент.
II.
Актуализация знаний.
Стратегия «Мозговой
штурм»
Цель: выявить знания, полученные по темам «Корень»,
«Стебель».
На доске глоссарий:
Биология
|
Физика
|
Химия
|
·
корень
·
корневой чехлик
·
зона деления
·
зона роста
·
зона всасывания
·
флоэма
|
·
зона проведения
·
побег
·
почка
·
стебель
·
кора
|
·
пробка
·
луб
·
камбий
·
древесина
·
сердцевина
·
ксилема
|
·
диффузия
·
осмос
·
тургор
·
капиллярность
·
корневое давление.
|
·
концентрированный
раствор
·
разность концентраций
·
разбавленный раствор
|
|
|
|
|
|
III. Изучение нового материала.
Стратегия «Практичность теории»
Цель: заинтересовать детей в закреплении полученных
знаний, показать, связь между естественными науками физикой, химией и
биологией.
Какая
связь существует между корнем, стеблем и листом растений? Как они связаны между
собой?
П.О.
Вы
никогда не задумывались над вопросом: «Как растения пьют воду?».
П.О.
Мне хотелось привести слова Д.Хевеши, который сказал: - «Мыслящий ум
не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные
факты, им наблюдаемые ». Это и будет девизом нашего урока, цель которого:
- Ответить на
проблемный вопрос: «Как растения пьют воду?».
- Узнать новые
термины.
- Показать, как
связаны между собой естественные науки – физика, химия и биология.
Давайте вспомним с вами, как в растения поступают вода и растворенные
минеральные вещества.
П.О. Через корневые
волоски всасывающей зоны.
Происходит это благодаря диффузии – хаотическое движение
частиц вещества.
Опыт 1. Возьмем стакан с водой, вольем в него
чернило. Мы видим, что чернило, медленно растворяется в жидкости воды.
Для того чтобы узнать, как вода проникает в корневые волоски, был
проведен следующий опыт.
Опыт 1.. Возьмем приготовленный мешочек, заполним
сахаром и крахмалом, к краю привяжем стеклянную трубку, затем все это опустим в
стакан с окрашенной водой. Через 2 часа мы увидим, что уровень жидкости в
трубке возрастает.
Почему
это произошло? Почему уровень увеличивается внутри пузыря, а не стакана?
П.О. Концентрация
сахара в мешочке больше, чем в стакане, поэтому вода проникает внутрь мешочка,
до тех пор, пока существует различие между этими растворами.
Направленное движение низкомолекулярных соединений (в данном
случае воды) через полупроницаемую перегородку называют осмосом.
Чем интенсивнее приток воды, тем больше в нем
давление, которое называют осмотическим.
Опыт 2. Представьте, что целлофановый мешочек – это клеточная оболочка, шар –
вакуоль, а воздух – это вода, которая заполняет вакуоль. Возьмем целлофановый мешочек, опустим в него шар и надуем.
Что вы видите?
П.О.Вода вследствие
осмоса переходит в вакуоли, растягивает ее и прижимает цитоплазму к клеточной
оболочке, которая под действием внутреннего давления растягивается и приходит в
напряженное состояние. Давление растянутой оболочки клетки уравновешивается давлением
клеточного сока - клетка находится в состоянии тургора. При
равенстве осмотического и тургорного давления вода из внешней среды не
поступает в клетку, какой бы высокой не была концентрация клеточного сока, по
сравнению с концентрацией почвенного раствора.
Как передвигается вода и растворенные минеральные вещества по стеблю?
П.О.
- Имеются сосуды
(ксилема) – это полые трубки с одревесневающими стенками и отмершим
содержимым.
- Месторасположение
древесина, проходящая вдоль корней, стеблей, жилок листьев.
- Основная функция
проведение воды и растворенных минеральных веществ, от корней к листьям.
Всасываемая корнем вода путем диффузии → движется по живым клеткам
корня, благодаря осмотическому давлению → далее она попадает в сосуды (полые
трубки с одревесневающими стенками и отмершим содержимым, расположенные в
древесине)
Как вы думаете, каким должен быть диаметр сосудов, чтобы вода быстрее
поднялась вверх?
П.О.
Опыт 3. Возьмем две трубки разного диаметра и опустим в стакан с водой.
Что мы с вами видим?
П.О. Вода
поднимается вверх. Чем меньше диаметр трубки, тем быстрее вода движется по
сосудам.
Движение воды по капиллярам называют капиллярностью.
С чем связано, что вода по стеблю поднимается
вверх?
П.О. Подъем воды по
стеблю связан с корневым давлением, особенно во время сокодвижения. Сокодвижение
хорошо заметно весной, у таких деревьев как береза.
Корневое давление – это процесс нагнетания живыми
клетками корня питательного раствора в сосуды растений. Корневое давление сохраняются высоким, пока
не распустятся все листья.
Для того чтобы убедится, что сосуды располагаются в древесине, а
также что вода движется вверх. Проведем следующий опыт.
Опыт 4. Возьмем стакан с водой подкрашенную чернилами, поставим молодые ветки
любого дерева или кустарника, то жилки с листьями окрасятся. При рассматривания
среза мы увидим, что чернилами окрасится только древесина.
Как передвигаются питательные вещества по стеблю?
П.О.
- По ситовидным
трубкам (флоэма) – это вертикальный ряд живых клеток с ситовидными
поперечными перегородками.
- Месторасположение
луб, расположен вдоль корня, стебля, жилок листьев.
- Основная функция
проводят органические вещества от листьев к корням. Эти питательные
вещества образуются в листьях растений в результате фотосинтеза.
Большинство питательных веществ растение тратит на энергию, необходимую
для роста, неиспользованные углеводы откладываются в запас в виде
крахмала. Органические вещества активно расходуются на прирост новых
развивающихся органов растений.
IV.
Закрепление материала.
Классу предлагается составить схему по изученной теме стратегия
«Своя опора»
Цель: научить обобщать полученные знания виде опоры,
проверить и закрепить полученные знания.
1.
На доске закреплены две
карточки «ксилема» и «флоэма». В руках учащихся строение, местоположение,
функции предложенных объектов. Нужно правильно составить схему.
Признаки
|
Ксилема
|
Флоэма
|
Строение
|
Сосуды, мертвые
|
Ситовидные трубки,
вертикальный ряд живых клеток с ситовидными поперечными перегородками
|
Функции
|
Транспортируют воду
и растворенные в ней минеральные вещества от корня →по стеблю→к листьям
|
Транспортирует
питательные вещества образованные в результате фотосинтеза от листьев → по
стеблю → к корням
|
Местоположение
|
Древесина
|
Луб
|
2.
Как связаны между собой
естественные науки – физика, химия и биология?
П.О. Эти науки тесно
взаимосвязаны между собой, физика и химия объясняют процессы и явления
протекающие внутри живого организма.
V.
Рефлексия.
- Подведение итогов.
- Что интересного
узнали на уроке?
- Какие проблемы
возникли?
- Какие пожелания на
будущий урок?
VII. Д/З
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.