Тема
урока: «Особенности внутреннего строения вещества в трех агрегатных состояниях»
(«Опытом подтверждаем
гипотезу»)
Цели и задачи урока:
ü
Углубить
и конкретизировать представление учащихся о М.К. Т. Рассмотреть характерные
особенности агрегатных состояний веществ с точки зрения М. К. Т.
ü
Формирование
у учащихся представления о процессе научного познания;
ü
Развивать
логическое мышление и способность овладению исследовательскими умениями;
ü
Развивать
умение применять теоретические знания на практике.
ü
На
основе молекулярно- кинетической теории объяснить особенности строения вещества
в различных состояниях.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: Урок — эксперимент.
Методы: Словесный, практический, аналитический,
проблемный частично поисковый.
Вид деятельности: Коллективная, индивидуальная.
УМК: Свойства жидкости, газа, твердых тел. (книжка)
• Оборудование к опыту №1.
• Оборудование к опыту №2.
• Оборудование к опыту №3.
• Карточки-задания. (3 комплекта)
• Таблица с применением свойств тел в жидкости,
газообразном и твердом состоянии на практике.
Ход урока
Преподаватель: Здравствуйте ребята,
присаживайтесь на свои места. Все готовы к уроку?
Открываем тетради, записываем число
и тему сегодняшнего урока.(Тема урока записана на классной доске)
Некоторые считают, что способность
увидеть необыкновенное в обычном- неотъемлемое качество естествоиспытателя. С
этим пожалуй стоит согласиться, ведь вот он мир- перед вами, для всех один!
Но одни способны увидеть законы
природы и ее свойства, недоступные органам чувств, а другие- нет. Почему?
Давайте мы сегодня на уроке
попробуем увидеть необычное в обычном. Внимание опыт(1)
Показывает опыт (1)
Перед
вами три состояния вещества. Назовите их.
Учащиеся отвечают: вода, лед, пар.
Преподаватель: Что можно сказать о каждом из них?
Учащиеся: Это агрегатное состояние одного и того же
вещества.
Преподаватель: Какой формулой в химии обозначается вод
Учащиеся отвечают: O.
Преподаватель: Молодцы. Правильно. А как выглядит
молекула воды?
Учащиеся отвечают: из двух молекул водорода и одной
молекулы кислорода.
Преподаватель демонстрирует модель молекулы воды:
Молекула воды похожа на персик с двумя абрикосами по
бокам.
Атом кислорода связан с каждым атомом водорода
отдельной связью.
Каковы же молекулы пара и льда?
Учащиеся: Молекулы пара и льда состоят тоже из одного
атома кислорода и двух атомов водорода,
потому что это одно и тоже химическое вещество.
Преподаватель: Почему в одном случае вещество
газообразное, в другом – жидкое, в третьем- твердое?
Вспомним основные положения молекулярно- кинетической
теории:
У вас на столах имеется красивая
таблица, которая поможет вам вспомнить основные положения мкт.
Вам необходимо по картинкам и
пояснениям к ним вспомнить 1,2,3 положения м.к.т.
Учащиеся: В первой строке таблицы подразумевается
первое положение- все вещества состоят из молекул.
Во второй строке: эти частицы движутся и в третьей
строке- эти частицы взаимодействуют силами притяжения и отталкивания.
Преподаватель: Молодцы. Вы правильно ответили на
вопросы.
Теперь посмотрим расположение молекул воды в трех
агрегатных состояниях:
На картинке видно, что молекулы в твердом теле
находятся в строгом порядке, совершая вращательно- колебательное движение около
положения равновесия.
Молекулы жидкости почти вплотную друг другу. Зажатыми
другими молекулами они совершают как бы- бег на месте. Лишь время от времени
какая- ни будь молекула совершает прыжок, но тут же попадает в
новую «клетку», образованную новыми соседями.
В газах молекулы движутся с огромными скоростями.
Расстояния между молекулами газа намного
больше размеров самих молекул. Слабые силы притяжения
не способны удерживать молекулы газа друг
возле друга.
Преподаватель: Сделайте вывод и запишите в тетради.
Учащиеся записывают в тетрадях.
Преподаватель: От строения вещества зависят и их
свойства. Давайте при помощи подсказок
вспомним свойства газов, жидкостей и твердых тел.(Показывает
книжку со свойствами веществ в вперемешку),
1.Плохо сжимаются
2.Занимают весь объем
3.Обладают текучестью
4.Плохо растягиваются
5.Не сохраняют ни формы, ни объема
6.Не сохраняют форму, но сохраняют объем
7.Легко сжимаются и расширяются
8.Сохраняют форму и объем
Учащиеся выбирают по цифрам свойства относящиеся к
жидкостям, газам и твердым телам.
Преподаватель: Теперь проверим ваш выбор. (Вывешиваются
плакаты)
Газы
2.Занимают весь предоставленный ему объем
7.Легко сжимаются и расширяются
5.Не сохраняют ни формы, ни объема
Твердые тела
8.Сохраняют
форму и объем
1.Плохо
сжимаются
4.Плохо
растягиваются
Жидкости
6.Не сохраняют форму, но сохраняют объем
1.Плохо сжимаются
3.Обладают текучестью
Проверили свой выбор
ответов? У кого есть ошибки, необходимо исправить. Мы с вами
вспомнили основные
положения мкт, агрегатное состояние вещества, свойства жидкостей,
твердых тел, газов.
Теперь необходимо данную
теорию проверить при помощи эксперимента.
Создадим три экспериментальные группы:
Первая группа будет выполнять работу «капризный
фонтан»
Вторая группа выполняет работу «Вода в пакете»
Третья группа выполняет работу «Вода в твердом
состоянии»
Для проведения эксперимента
имеется оборудование и рекомендации о выполнении практической работы.
Работа №1 Капризный фонтан.
Q
Рекомендации к
выполнению работы:
1.Попытайтесь
сформулировать гипотезу, то есть предположение о свойствах газа и жидкости.
2.Есть установка.
Разобраться в устройстве.
3.Проделать опыт.
Убедиться в результате опыта.
4.Почему возникает
фонтан?
5.Какие свойства
газа и жидкости явно выражены?
6.Проделайте опыт наоборот, то есть охладите
колбу.
7. Сделайте выводы
по свойствам газа и жидкости.
Работа
№2 Сообщающиеся сосуды. Вода в пакете.
Рекомендации к
выполнению работы:
1.Попытайтесь
сформулировать гипотезу, то есть предположение о свойствах жидкости.
2.Есть установка. Разобраться
в устройстве.
3.Проделать опыт.
Убедиться в результате опыта.
4.Почему возникает
трудно изменить объем жидкости в пакете?
5.Какие свойства
жидкости явно выражены?
6. Сделайте выводы
по свойствам жидкости.
Работа №3 Опыт с
ластиком
1).Попытайтесь
сформулировать гипотезу, то есть предположение о свойствах твердого тела
2) Возьмите ластик
и попробуйте изменить его форму и объём.
3) Сделайте вывод:
какими свойствами обладают твёрдые тела?
4) Сравните
результаты своих исследований по плакату. (Твёрдые тела способны сохранять
неизменными форму и объём).
Сделаем выводы с
практических работ:
Учащиеся первой
группы делают отчет: мы выполняли работу №1.
Наша гипотеза- Можно
ли при помощи данного эксперимента доказать свойства газа и жидкости.
:Для проведения
эксперимента у нас была установка, состоящая из двух сосудов, связанных
герметически друг с другом стеклянной трубкой. Во втором сосуде имеется вода и трубочка
с заостренным узким отверстием. Когда мы нагревали первый сосуд, воздух
нагревался и расширяясь проходил через трубочку в другой сосуд. Где под
давлением воздуха вода из за не сжимаемости выходит через узкое отверстие
трубочки.
Мы доказали:
1. Газы легко
расширяются и сжимаются, занимают весь им предоставленный объем.
2.Вода несжимаема,
сохраняет объем, легко меняет свою форму.
Учащиеся первой
группы делают отчет: мы выполняли работу №2
К качестве гипотезы мы взяли высказывание - Опыт –
единственный источник истины, только он
может вооружить нас достоверностью.
Мы проверяли свойства жидкости
вначале при помощи прибора – сообщающиеся сосуды. Для этого налили в
сообщающиеся сосуды подкрашенную жидкость и убедились, что жидкость легко
меняет свою форму.
Не сжимаемость жидкости проверяли простым
способом: просто налили в полиэтиленовый пакет воды и попытались сжать
содержимое пакета, но пакет порвался и вода вытекла, чем и было доказано, что
жидкости практически несжимаемы.
Учащиеся третьей группы делают отчет: мы
выполняли работу №3
Наша гипотеза- Истина – это то, что
выдерживает проверку опытом.
Для проверки свойств твердого тела у нас были
ластик, мы попытались вначале изменить форму ластика, Но ластик принимал свою
первоначальную форму. Затем мы пытались изменить объем ластика, но у нас ничего
не получилось.
При помощи данного эксперимента мы
доказали, что твердые вещества сохраняют свою форму и объем.
Преподаватель: Мы
с вами при помощи самых простых опытов доказали свойства твердых, газообразных,
жидких тел. Все справились со своими заданиями. Молодцы.
А сейчас обобщим
ваши знания, полученные на уроке. Выполняем задания в подгруппах, в тех же
которых выполняли эксперименты.
У вас на столах
имеются карточки- задания (2 варианта). На выполнение задания дается 6 минут.
В первом варианте
нужно вначале добавить недостающие слова, затем ответить на вопросы, привести
примеры применения свойств газов, жидкостей и твердых тел на практике.
Второй
вариант: Задания находятся в пакетах, Картинка разрезана на квадратики (собрать
полную картинку так, чтобы каждая строчка и столбец соответствовали по смыслу)
Преподаватель: проверим правильность выполнения
самостоятельной работы.
Учащиеся 1группы: В первой карточке
добавляем слова – сжимаются и занимают, давление.
Учащиеся 2 группы: Мы добавляем слова – жидкости, их.
Учащиеся 3 группы: У нас твердые тела, мы добавили –
жидкости, объем.
Преподаватель: Молодцы, все ответы верны. Проверяем
вторую строку.
Учащиеся 1группы: Во второй строчке мы написали-
расстояние между молекулами газа
во много раз больше размеров молекул.
Преподаватель: Верно. Только необходимо отвечать
полным ответом. Отвечает вторая подгруппа.
Учащиеся 2 группы: Мы ответили так- молекулы жидкости
подвижны в пределах жидкости, там
нет кристаллической решетки.
Преподаватель: Совершенно правильный ответ. Отвечает
третья группа.
Учащиеся 3 группы: Мы ответили так, твердые тела
состоят из кристаллических решеток.
Преподаватель: Кто дополнит ответ?
Учащиеся: Молекулы твердого тела находятся в строгом
порядке, где силы притяжения и отталкивания
молекул почти равны. Поэтому сместить молекулы
твердого тела физически невозможно.
Преподаватель: Ответ верный. Только требует небольшого
уточнения. Молекулы твердого тела находятся в равновесии, то есть силы
притяжения равны силам отталкивания.
Рассмотрим третью строчку карточки №1.
Учащиеся:
Свойства газов применяются – в пневматической системе
тормозов, камеры колес автомобиля, подушки безопасности.
Свойства жидкости – гидравлические прессы, домкраты,
гидравлическая система тормозов.
Свойства твердых тел – рессоры, рама автомобиля,
фундамент зданий.
Преподаватель: Хорошо. Молодцы. Привели неплохие
примеры. Чтобы смогли увидеть большее
применение свойств газов, жидкостей и твердых тел вы
должны дополнить таблицу дома. Посмотрите таблицу.
Домашнее задание
Вопросы по домашнему
заданию есть? Нет. Значит вам все понятно.
Проверим как вы выполнили
карточку №2.(Показывает картинку 2).
Учащиеся проверяют
правильность выполненного задания.
Преподаватель: Почти все
ребята выполнили данное задание правильно, а главное быстро.
Значит все поняли изученный
материал.
Вот и заканчивается наш
урок. Мы выполнили все задания, запланированные на урок. Молодцы.
Приложения:
Карточка №1
Карточка №2
Карточка №3
Таблица
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.