Инфоурок Физика Другие методич. материалыРазработка урока строение вещества

Разработка урока строение вещества

Скачать материал

Тема урока: «Особенности внутреннего строения вещества в трех агрегатных состояниях»

(«Опытом подтверждаем гипотезу»)

Цели и задачи урока:

ü  Углубить и конкретизировать представление учащихся о М.К. Т. Рассмотреть характерные особенности агрегатных состояний веществ с точки зрения М. К. Т.

ü  Формирование у учащихся представления о процессе научного познания;

ü  Развивать логическое мышление и способность овладению исследовательскими умениями;

ü  Развивать умение применять теоретические знания на практике.

ü  На основе молекулярно- кинетической теории объяснить особенности строения вещества в различных состояниях.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: Урок — эксперимент.

Методы: Словесный, практический, аналитический, проблемный частично поисковый.

Вид деятельности: Коллективная, индивидуальная.

УМК: Свойства жидкости, газа, твердых тел. (книжка)

•        Оборудование к опыту №1.

•        Оборудование к опыту №2.

•        Оборудование к опыту №3.

•        Карточки-задания. (3 комплекта)

•        Таблица с применением свойств тел в жидкости, газообразном и твердом состоянии на практике.

Ход урока

Преподаватель: Здравствуйте ребята, присаживайтесь на свои места. Все готовы к уроку?

Открываем тетради, записываем число и тему сегодняшнего урока.(Тема урока записана на классной доске)

Некоторые считают, что способность увидеть необыкновенное в обычном- неотъемлемое качество естествоиспытателя. С этим пожалуй стоит согласиться, ведь вот он мир- перед вами, для всех один!

Но одни способны увидеть законы природы и ее свойства, недоступные органам чувств, а другие- нет. Почему?

Давайте мы сегодня на уроке попробуем увидеть необычное в обычном. Внимание опыт(1)

ВодаПар

Показывает опыт (1)   

лед
ТЕПЛО

 

 

 

 

 

 

 

 


Перед вами три состояния вещества. Назовите их.

Учащиеся отвечают: вода, лед, пар.

Преподаватель: Что можно сказать о каждом из них?

Учащиеся: Это агрегатное состояние одного и того же вещества.

Преподаватель: Какой формулой в химии обозначается вод

Учащиеся отвечают: O.

Преподаватель: Молодцы. Правильно. А как выглядит молекула воды?

Учащиеся отвечают: из двух молекул водорода и одной молекулы кислорода.

Преподаватель демонстрирует модель молекулы воды:

Н,О
Н
 

 

 

 

 

 

 


Молекула воды похожа на персик с двумя абрикосами по бокам.

Атом кислорода связан с каждым атомом водорода отдельной связью.

Каковы же молекулы пара и льда?

Учащиеся: Молекулы пара и льда состоят тоже из одного атома кислорода и двух атомов водорода,

потому что это одно и тоже химическое вещество.

Преподаватель: Почему в одном случае вещество газообразное, в другом – жидкое, в третьем- твердое?

Вспомним основные положения молекулярно- кинетической теории:

 У вас на столах имеется красивая таблица, которая поможет вам вспомнить основные положения мкт.

 Вам необходимо по картинкам и пояснениям к ним вспомнить 1,2,3 положения м.к.т.

 

 

 

Учащиеся: В первой строке таблицы подразумевается первое положение- все вещества состоят из молекул.

Во второй строке: эти частицы движутся и в третьей строке- эти частицы взаимодействуют силами притяжения и отталкивания.

Преподаватель: Молодцы. Вы правильно ответили на вопросы.

Теперь посмотрим расположение молекул воды в трех агрегатных состояниях:

 

 

На картинке видно, что молекулы в твердом теле находятся в строгом порядке, совершая вращательно- колебательное движение около положения равновесия.

Молекулы жидкости почти вплотную друг другу.  Зажатыми другими молекулами они совершают как бы-  бег на месте. Лишь время от времени какая- ни будь молекула совершает прыжок, но тут же попадает в 

новую «клетку», образованную новыми соседями.

В газах молекулы движутся с огромными скоростями. Расстояния между молекулами газа намного

больше размеров самих молекул. Слабые силы притяжения не способны удерживать молекулы газа друг

возле друга.

Преподаватель: Сделайте вывод и запишите в тетради.

Учащиеся записывают в тетрадях.

Преподаватель: От строения вещества зависят и их свойства. Давайте при помощи подсказок

вспомним свойства  газов, жидкостей и твердых тел.(Показывает книжку со свойствами веществ в вперемешку),

1.Плохо сжимаются

2.Занимают весь объем

3.Обладают текучестью

4.Плохо растягиваются

5.Не сохраняют ни формы, ни объема

6.Не сохраняют форму, но сохраняют объем

7.Легко сжимаются и расширяются

8.Сохраняют форму и объем

Учащиеся выбирают по цифрам свойства относящиеся к жидкостям, газам и твердым телам.

Преподаватель: Теперь проверим ваш выбор. (Вывешиваются плакаты)

 

Газы

2.Занимают весь предоставленный ему объем

7.Легко сжимаются и расширяются

5.Не сохраняют ни формы, ни объема

 

 

 

 

 

Твердые тела

                    8.Сохраняют форму и объем

                    1.Плохо сжимаются

                    4.Плохо растягиваются

 

 

 

 

 

Жидкости

6.Не сохраняют форму, но сохраняют объем

1.Плохо сжимаются

3.Обладают текучестью

 

 

 

Проверили свой выбор ответов? У кого есть ошибки, необходимо исправить. Мы с вами 

вспомнили основные положения мкт, агрегатное состояние вещества, свойства жидкостей,

твердых тел, газов.

Теперь необходимо данную теорию проверить при помощи эксперимента.

   Создадим три экспериментальные группы:

   Первая группа будет выполнять работу «капризный фонтан»

   Вторая группа выполняет работу «Вода в пакете»

   Третья группа выполняет работу «Вода в твердом состоянии»

Для проведения эксперимента имеется оборудование и рекомендации о выполнении практической работы.

 

Работа №1      Капризный фонтан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Q          

 

 

 

 

Рекомендации к выполнению работы:

1.Попытайтесь сформулировать гипотезу, то есть предположение о свойствах газа и жидкости.

2.Есть установка. Разобраться в устройстве.

3.Проделать опыт. Убедиться в результате опыта.

4.Почему возникает фонтан?

5.Какие свойства газа и жидкости явно выражены?

6.Проделайте опыт наоборот, то есть охладите колбу.

 

 

7. Сделайте выводы по свойствам газа и жидкости.

 

Работа №2 Сообщающиеся сосуды. Вода в пакете.

  

Рекомендации к выполнению работы:

1.Попытайтесь сформулировать гипотезу, то есть предположение о свойствах жидкости.

2.Есть установка. Разобраться в устройстве.

3.Проделать опыт. Убедиться в результате опыта.

4.Почему возникает трудно изменить объем жидкости в пакете?

5.Какие свойства жидкости явно выражены?

6. Сделайте выводы по свойствам жидкости.

 

 

 

 

 

 

Работа №3 Опыт с ластиком

 

1).Попытайтесь сформулировать гипотезу, то есть предположение о свойствах твердого тела

2) Возьмите ластик и попробуйте изменить его форму и объём.

3) Сделайте вывод: какими свойствами обладают твёрдые тела?

4) Сравните результаты своих исследований по плакату. (Твёрдые тела способны сохранять неизменными форму и объём).

Сделаем выводы с практических работ:

Учащиеся первой группы делают отчет: мы выполняли работу №1.

Наша гипотеза- Можно ли при помощи данного эксперимента доказать свойства газа и жидкости.

:Для проведения эксперимента у нас была установка, состоящая из двух сосудов, связанных герметически друг с другом стеклянной трубкой. Во втором сосуде имеется вода и трубочка с заостренным узким отверстием. Когда мы нагревали первый сосуд, воздух нагревался и расширяясь проходил через трубочку в другой сосуд. Где под давлением воздуха вода из за не сжимаемости выходит через узкое отверстие трубочки.

Мы доказали:

1. Газы легко расширяются и сжимаются, занимают весь им предоставленный объем.

2.Вода несжимаема, сохраняет объем, легко меняет свою форму.

Учащиеся первой группы делают отчет: мы выполняли работу №2

 

К качестве гипотезы мы взяли высказывание - Опыт – единственный источник истины, только он

может вооружить нас достоверностью.

 

Мы проверяли свойства жидкости вначале при помощи прибора – сообщающиеся сосуды. Для этого налили в сообщающиеся сосуды подкрашенную жидкость и убедились, что жидкость легко меняет свою форму.

Не сжимаемость жидкости проверяли простым способом: просто налили в полиэтиленовый пакет воды и попытались сжать содержимое пакета, но пакет порвался и вода вытекла, чем и было доказано, что жидкости практически несжимаемы.

 

Учащиеся третьей группы делают отчет: мы выполняли работу №3

Наша гипотеза-  Истина – это то, что выдерживает проверку опытом.

Для проверки свойств твердого тела у нас были ластик, мы попытались вначале изменить форму ластика, Но ластик принимал свою первоначальную форму. Затем мы пытались изменить объем ластика, но у нас ничего не получилось.

При помощи данного эксперимента мы доказали, что твердые вещества сохраняют свою форму и объем.

Преподаватель: Мы с вами при помощи самых простых опытов доказали свойства твердых, газообразных, жидких тел. Все справились со своими заданиями. Молодцы.

А сейчас обобщим ваши знания, полученные на уроке. Выполняем задания в подгруппах, в тех же которых выполняли эксперименты.

У вас на столах имеются карточки- задания (2 варианта). На выполнение задания дается 6 минут.

В первом варианте нужно вначале добавить недостающие слова, затем ответить на вопросы, привести примеры применения свойств газов, жидкостей и твердых тел на практике.

 

Второй вариант: Задания находятся в пакетах, Картинка разрезана на квадратики (собрать полную картинку так, чтобы каждая строчка и столбец соответствовали по смыслу)

 

Преподаватель: проверим правильность выполнения самостоятельной работы.

Учащиеся 1группы: В первой карточке добавляем слова – сжимаются и занимают, давление.

Учащиеся 2 группы: Мы добавляем слова – жидкости, их.

Учащиеся 3 группы: У нас твердые тела, мы добавили – жидкости, объем.

Преподаватель: Молодцы, все ответы верны. Проверяем вторую строку.

Учащиеся 1группы: Во второй строчке мы написали- расстояние между молекулами газа

во много раз больше размеров молекул.

Преподаватель: Верно. Только необходимо отвечать полным ответом. Отвечает вторая подгруппа.

Учащиеся 2 группы: Мы ответили так- молекулы жидкости подвижны в пределах жидкости, там

нет кристаллической решетки.

Преподаватель: Совершенно правильный ответ. Отвечает третья группа.

Учащиеся 3 группы: Мы ответили так, твердые тела состоят из кристаллических решеток.

Преподаватель: Кто дополнит ответ?

Учащиеся: Молекулы твердого тела находятся в строгом порядке, где силы притяжения и отталкивания

молекул почти равны. Поэтому сместить молекулы твердого тела физически невозможно.

Преподаватель: Ответ верный. Только требует небольшого уточнения. Молекулы твердого тела находятся в равновесии, то есть силы притяжения равны силам отталкивания.

Рассмотрим третью строчку карточки №1.

Учащиеся:

Свойства газов применяются – в пневматической системе тормозов, камеры колес автомобиля, подушки безопасности.

Свойства жидкости – гидравлические прессы, домкраты, гидравлическая система тормозов.

Свойства твердых тел – рессоры,  рама автомобиля, фундамент зданий.

Преподаватель: Хорошо. Молодцы. Привели неплохие примеры. Чтобы смогли увидеть большее

применение свойств газов, жидкостей и твердых тел вы должны дополнить таблицу дома. Посмотрите таблицу.

Домашнее задание

 

Вопросы по домашнему заданию есть? Нет. Значит вам все понятно.

Проверим как вы выполнили карточку №2.(Показывает картинку 2).

Учащиеся проверяют правильность выполненного задания.

Преподаватель: Почти все ребята выполнили данное задание правильно, а главное быстро.

Значит все поняли изученный материал.

 

 

Вот и заканчивается наш урок. Мы выполнили все задания, запланированные на урок. Молодцы.

 

 

 

 

Приложения:

Карточка №1

 

 

 

 

Карточка №2

Карточка №3

 

 

 

 

Таблица

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока строение вещества"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель службы приёма заявок

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: «Особенности внутреннего строения вещества в трех агрегатных состояниях»

(«Опытом подтверждаем гипотезу»)

Цели и задачи урока:

ü  Углубить и конкретизировать представление учащихся о М.К. Т. Рассмотреть характерные особенности агрегатных состояний веществ с точки зрения М. К. Т.

ü  Формирование у учащихся представления о процессе научного познания;

ü  Развивать логическое мышление и способность овладению исследовательскими умениями;

ü  Развивать умение применять теоретические знания на практике.

ü  На основе молекулярно- кинетической теории объяснить особенности строения вещества в различных состояниях.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: Урок — эксперимент.

Методы: Словесный, практический, аналитический, проблемный частично поисковый.

Вид деятельности: Коллективная, индивидуальная.

УМК:            Свойства жидкости, газа, твердых тел. (книжка)

•        Оборудование к опыту №1.

•        Оборудование к опыту №2.

•        Оборудование к опыту №3.

•        Карточки-задания. (3 комплекта)

 

•        Таблица с применением свойств тел в жидкости, газообразном и твердом состоянии на практике.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 748 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.01.2015 408
    • DOCX 17.6 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Попова Людмила Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Попова Людмила Ивановна
    Попова Людмила Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 7702
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 21 региона

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по физике в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 33 регионов

Курс повышения квалификации

Теоретическая механика: векторная графика

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Творческие возможности в мире фотографии и медиа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 152 человека из 50 регионов

Мини-курс

Методические навыки и эффективность обучения школьников на уроках литературы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Цифровая трансформация в бизнесе: аспекты управления и развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе