1.
Организационный этап
|
Создать благоприятный
психологический настрой на работу
|
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
- У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания.
Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По
окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:
"+" - справился с задачей без затруднений,
"±" - справился с задачей, но возникали сложности,
"-" - не
справился с задачей.
|
Учащиеся
слушают учителя, подписывают карточки самооценивания
|
Регулятивные: организация
своей учебной деятельности
Личностные: мотивация
учения
|
2.
Актуализация знаний
|
Актуализация опорных
знаний и способов действий.
|
Новые знания нам будет очень трудно осваивать без предыдущих
знаний и умений, поэтому, начнем с устного счета
Устный счет: 0,13
1,09 0,8
0,45 0,006
43% 18%
40% 77%
112%
Задание: в первой строке
замените десятичные дроби процентами, а во второй строке проценты замените
десятичными дробями.
Давайте вспомним основные задачи на проценты.
(записаны на доске)
а) как найти процент от числа;
Найдите: 48% от 250
Решение: 48% = 0,48
250 × 0,48 =120
б) как найти по проценту целую величину;
Найдите: число, 8% которого
равны 12.
Решение: 8% = 0,08
12 : 0,08 =150.
в) как найти процентное соотношение одного числа от
другого.
Сколько процентов составляет
150 от 600?
Решение: 150 : 600 × 100% = 25%.
|
Учащиеся
устно выполняют предложенные задания.
Воспроизводят
алгоритмы решения основных задач на проценты
Оценивают
себя.
|
Познавательные: структурирование
собственных знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное
сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: контроль и оценка процесса
и результатов деятельности.
Личностные: проявлять
интерес к содержанию,
осознавая неполноту своих
знаний
|
3. Этап
изучение нового материала.
|
Обеспечение мотивации
учения детьми, принятие ими целей урока.
|
Рассмотрим следующую задачу:
Учитель подводит итоги успеваемости за четверть. В 5а 9 учеников
учатся на отлично и хорошо, а в 5б -11, но в 5а- 16 учеников, а в 5б -20
учеников. Как выяснить какой класс лучше учится?
- Ответить на этот вопрос
помогут проценты. Если мы выразим количество учащихся в процентах, ответ
будет ясен.
- Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается
с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием?
Кроме того, полученные знания на уроках математики,
помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например:
узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока).
А также при сдаче экзамена ЕГЭ.
Сегодня вы будете работать в роли продавцов, высчитывающих
скидку покупателю; в роли классного руководителя и завуча школы; в роли
бухгалтера, начисляющего заработную плату сотруднику.
Как же можно сформулировать тему нашего урока?
Тема нашего урока: Решение задач на проценты.
А какова цель нашего занятия?
Наша
цель на уроке - обобщить знания по теме
"Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных
задач.
|
Учащиеся предлагают свои решения.
Отвечают на поставленный вопрос (В
магазине, и в банке, и в аптеке, и в газетах, и в журналах, и по телевизору и
в школе)
Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату
и тему урока.
|
Познавательные: умение
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, формулировать
познавательную цель
Личностные: самоопределение
.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение вступать в
диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
|
Этап первичное
осмысление и закрепление знаний
|
Показать разнообразие
задач на проценты, решаемых в жизни.
|
- Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам
приходится решать в жизни.
Решаем самостоятельно, но при затруднении можно обратиться за
помощью к соседу по парте.
Когда решите задачу, поднимите руку и я выдам вам эталон решения
для проверки
1. Классный руководитель – завуч школы.
1) В классе 28 учеников, 19 из них учатся на “4” и “5”.
Какой процент учащихся закончили четверть на“4” и “5”? Ответ
округлить до десятых процента.
2) 12 учеников посещают спортивные секции,
16 учеников посещают различные кружки.
Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки?
2. Продавец - покупатель.
Ученики в парах вычисляют скидку на два, заранее определенных,
товара, и стоимость покупки.
Товар:
скидка на данный товар:
Шуба - 38 500 рублей
14 %
Сапоги – 7 800
рублей
10%
Шапка - 2 200 рублей
8
%
Спортивный костюм - 3 200
рублей 11 %
Кроссовки – 1 850
рублей.
5 %
3. Бухгалтер – сотрудник фирмы.
Ставка сотрудника – 13 500 рублей.
Доплата за совмещение обязанностей – 60 %
Доплата на транспорт 10%
Какова заработная плата сотрудника?
Прибавить к ней 45%
от начисленной суммы – премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит
сотрудник?
|
Учащиеся выполняют решение предложенных задач. При необходимости
могут обратиться за помощью к соседу по парте, использовать калькуляторы,
имеющиеся на столах.
Осуществляют проверку по эталону
Решение задачи:
1.
67,9% учащихся закончили четверть на“4” и “5”
2.
42,9% учеников посещают спортивные секции,
57,1% учеников посещают различные кружки.
Решение задачи:
Товар: Скидка
на
Сумма к
данный товар: (руб.)
оплате: (руб.)
Шуба 5
390 33 110 Сапоги
780
7 020
Шапка 176
2 024
Спорт
костюм 352 2
848
Кроссовки 92,5 1 757,5
Решение задачи:
Заработная плата сотрудника 22 950 рублей,
Премия 10 327,5 рублей,
Общая сумма 33 277,5 рублей,
Налог 4 326,08 рублей,
Сумма, которую
получит сотрудник 28 951,42 рубля.
|
Познавательные: самостоятельное действие учащихся по применению математических
знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач
Личностные: формирование
готовности к самообразованию.
Коммуникативные: уметь
оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь, определять
функции и способы взаимодействия
Регулятивные: планирование
своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного
результата.
|
Контроль усвоения,
обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
|
Дать качественную
оценку работы класса и отдельных обучаемых.
|
Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим:
какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?
.
|
Анализируют
свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения
задач.
|
Личностные: формирование позитивной самооценки
Коммуникативные: инициативное сотрудничество
в поиске и сборе информации; умение оформлять
свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: умение самостоятельно адекватно
анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые
коррективы.
|
Этап
подведение итогов. Домашнее задание.
|
Дать количественную
оценку работы учащихся
Обеспечение понимания
детьми содержания и способов выполнения домашнего задания
|
Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно,
упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем
вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.
А теперь давайте вернемся к вашим карточкам самооценки. Сколько заданий
вы выполняли? Значит, какое количество плюсов вы могли заработать?
Давайте определимся, сколько плюсов необходимо для получения
пятерки, четверки и тройки
Выписывает на
доску критерии оценки
Если у вас:
5- 4,5 «+» - ставим оценку «5»;
4- 3,5
«+» - «4»;
3- 2,5 «+» -
«3».)
Оцените, пожалуйста, каждый сам себя.
Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за
работу на уроке.
Домашнее задание:
Решите следующую задачу:
В семье Ивановых, состоящей из мамы, папы и шестилетнего Васи,
семейный бюджет на месяц делится следующим образом:
Статья
расхода
|
Процент
от заработанной суммы
|
Оплата
расходов на содержание квартиры
|
8
|
Плата
за детский сад за 1 ребенка
|
6
|
Покупка
продуктов
|
23
|
Непредвиденные
расходы (покупка одежды, обуви, приобретение или ремонт электроприборов
,если есть необходимость и т.д.)
|
23
|
В
копилку
|
40
|
Задания:
1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую
статью расхода, если мама Васи зарабатывает 15 000 рублей, а папа Юры -
20 000 рублей в месяц.
2. Смогут ли Ивановы съездить через 5 месяцев по путевке на юг,
потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут
единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно будут расти в среднем на
5 %? Цена путевки на трех человек, включая дорогу - 60 000 рублей.
На оценку «3» - необходимо ответить на первый вопрос в задаче;
На оценку «4» -необходимо ответить и на первый и на второй
вопрос в задаче.
На оценку «5» - творческое задание: придумайте задачу на
проценты, которая может встретиться в жизни.
|
Учащиеся высказывают свое мнение
Учащиеся высказывают свое мнение
Подсчитывают плюсы в карточках, выставляют оценки
Учащиеся сдают карточки самооценивания.
Учащиеся получают карточки с домашним заданием, читают, задают вопросы.
|
Регулятивные: оценивание
собственной деятельности на уроке
Коммуникативные: умение
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.