Инфоурок Математика Другие методич. материалыРазработка урока по алгебре. Тема

Разработка урока по алгебре. Тема

Скачать материал

Тема

Производная. Геометрический и механический смысл производной.

Цель

 Повторить,  обобщить и систематизировать материал по данным темам. Показать связь понятия производная с геометрией и физикой, показать необходимость знания материала темы при решении прикладных задач. Развивать логическое мышление учащихся, самостоятельность, умение анализировать, навыки самоконтроля. Воспитывать на уроке упорство в достижении конечных результатов, аккуратность, умение применять знания на практике, честность.

Этапы урока

ХОД УРОКА

 

Создание

коллаборативной среды

1.                 Организационный момент

Тренинг «Часики», самостоятельное определение темы и цели урока.

Определение темы урока:

Ответьте на мои вопросы:

1) С ее появлением математика перешагнула из  алгебры в математический анализ;

2) Ньютон  назвал ее «флюксией» и обозначал точкой;

3) Бывает первой, второй,… ;

4) Обозначается штрихом.

Цель нашего урока – повторить основные направления применения производной для решения различных (избранных) задач дифференциального исчисления.

Деление по группам.

Вступительное слово учителя

Лестница успеха.

 Определите, на какой ступени лестницы в постижении знаний по данной теме находитесь вы сейчас.

Актуализация знаний по теме

Производная относится к числу математических понятий, которые носят межпредметный характер, и широко применяются в физике, химии, биологии, в технике и других отраслях наук. Это в значительной степени повышает роль межпредметных задач при изучении темы: “Производная”. Изучение материала по теме урока имеет принципиально важное значение, так как здесь показывается приложение производной к решению различных физических и технических задач, то есть возможности применения элементов дифференциального исчисления в описании и изучении процессов и явлений реального мира. Производная – одно из фундаментальных  понятий математики. Оно возникло в XV11 веке в связи с необходимостью решения ряда задач из физики, механики и математики, но в первую очередь следующих двух: определение скорости прямолинейного движения и построения касательной к прямой. Независимо друг от друга И.Ньютон и Г.Лейбниц разработали аппарат, которым мы и пользуемся в настоящее время.

       В настоящее время понятия производной находит большое применение в различных областях науки и техники.

Давайте вспомним основные направления применения производной.

 

 


производная      

 

 

 

 

 


Повторение таблицы производных,  графиков функций и их производных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

(2 группы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деление на 3 группы

Решение

задач

(геометрический смысл производной)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Механический смысл производной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тестирование

Работа с таблицей производных.                                                                   (горячий стул внутри группы, взаимооценивание)

Устно найти производные функций. (фронтально)

 

«Собери четверку», работа с графиками.

(индивидуальная работа с взаимопроверкой)

Изображение 010Изображение 009

 

1)Геометрический смысл производной

2)Механический смысл производной

 

1.       Геометрический смысл производной состоит в том, что значение производно в точке равно угловому коэффициенту касательной к графику функции в этой точке.

Касательная к графику дифференцируемой в точке х0 функции f- это прямая, проходящая через точку (х0; f (х0)) и имеющая угловой коэффициент  f’(х0).

http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work8/theory/17/5.gifhttp://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work8/theory/17/5.gif

 

 

 

 

 

2.       http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work8/theory/17/5.gifМеханический смысл производной

1.       Если на дороге произошла авария, то инспектора полиции интересует скорость в момент аварии. Как она называется?

2.       Как связана мгновенная скорость с производной?

3.       Если точка движется вдоль оси х и ее координата изменяется по закону х(t), то мгновенная скорость точки V(t) = x’(t). 

Механический смысл производной состоит в том, что производная от координаты по времени есть скорость (V(t) = x’(t) ). Производная от скорости по времени есть ускорение. (a = v’(t) )

 

Тангенс угла наклона касательной есть величина, показывающая мгновенную скорость изменения функции в данной точке, т.е. новая характеристика изучаемого процесса. Эту величину Лейбниц назвал производной;  Ньютон говорил, что производной называется сама мгновенная скорость.

 

1.     Можно ли по графику определить чему равно значение производной в точке х0, т.е. в точке касания?

 (работа по графикам)

2.     Дана функция у(x) = x² – 2х. Напишите уравнение касательной к графику этой функции в точке с абсциссой   х0 = 2.

3.   Дана функция у(x) = Напишите уравнение касательной к графику этой функции в точке с абсциссой х0 = - 4.

4.     Дана функция у(x) = sin 2x . Напишите уравнения касательных к графику этой функции в точках с абсциссами   х0 = 0 и  х0= .

 

Ответы

а) у = 2х – 4,

б) у = - 1,5х - 9 ,

в) у = 2х      и     у = -2х + π .

1.Лифт после включения движется по закону s(t) = t² + 2t + 12. Найти скорость лифта в конце 5 секунды.(12 м/с)

2.Лыжник , спускаясь с горы, движется по закону  s(t) = 0,5t² - t. Найти скорость и ускорение лыжника  в момент времени   t= 3 с, если расстояние измеряется  в метрах. Какое  это движение?

(v(3) = 2 м/с; а = 1 м/с; равноускоренное движение)

3. Тело массой 10 кг движется прямолинейно по закону: S (t) = 3t2 + t + 1 . Найдите кинетическую энергию тела через 4 с после начала движения.

(Решение: Ek = (mv2)/2, Найдем скорость движения тела в момент времени t:  v = S’(t) = (3t2 +t + 1)’ = 6t + 1.                                                                           Вычислим скорость тела в момент времени t = 4c;  v(4) = 6 ∙ 4 + 1 = 25.  Ek = (10∙ 252)/2 = 5 ∙ 252 = 3125 (Дж)

 

 « Производная. Геометрический и механический смысл производной»                  

1 Вариант

1. Точка движется прямолинейно по закону S(t)=2t3 +0,5t2-t.

    Вычислите скорость при t=1.

    1)    5        2)   7          3)     6        4)    9

2. Найдите угловой коэффициент касательной к кривой в точке с абсциссой х=8

   1)     1         2)  32          3)    16       4)   8

 

3.  Под каким углом к оси Ох наклонена касательная проведённая к кривой  в точке М(2;-4) ?

    1)              2)                3)              4)

 

4.  Прямая  касается графика функции в точке .Найдите .

    1)     1         2)      -3           3)      -2         4)      2

 

5. Найдите тангенс угла наклона касательной к положительному направлению оси Ох, проведённой к графику     функции  в точке с абсциссой .

     1)     8          2)       6            3)        4       4)      0    

 

2 Вариант

1. При прямолинейном движении тела путь S(t) (в метрах)     изменяется по закону S(t)=. В какой момент  времени ускорение будет равно нулю?

    1)      5с          2)     10с             3)        0с           4)    0,2с

 

2. Под каким углом к положительному направлению оси  абсцисс наклонена касательная, проведённая в любой  точке кривой ?

    1) острым                             2)  тупым

    3) прямым                            4)  параллельна оси Ох

 

3.  Найдите угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции  в точке с   абсциссой

     1)                2)                  3)                      4)     3

4. Дана функция . Найдите координаты точки, в которой угловой коэффициент касательной к графику   функции равен 2.

    1)   (4; 3)         2)    (-3; 3)       3)      (3; -2)         4)   (2; -3)

 

5. Угловой коэффициент касательной, проведённой к графику функции   в точке с положительной абсциссой ,равен 2. Найдите .

    1)                   2)         0           3)                       4)    1

 

 

Рефлексия

Подведение итогов урока

Рефлексия Притча: Шёл мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил «Что ты делал целый день? И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил камни. У второго мудрец спросил «А что ты делал целый день?» и тот ответил «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием «А я принимал участие в строительстве храма»

-         Ребята, давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

-         Кто возил камни? (подним. жёлтые жетоны)

-         Кто добросовестно работал? (подним.синие жетоны)

Кто строил храм? (подним.красные жетоны)

Лестница успеха (добавить, на какой ступени лестницы успеха находитесь вы сейчас и сделать вывод – поднялись ли вы хоть на одну ступень выше?)

Домашнее задание.  Выбрать из тестовых заданий ЕНТ задачи на применение геометрического и механического смысла производной

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по алгебре. Тема"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по коллекторской деятельности

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка повторительно-обобщающего урока по алгебре в 11 классе по теме "Производная. Геометрический и механический смысл производной". Данный урок позволяет показать применение производной при решении физических задач.Урок позволяет повторить основные понятия, касающиеся производной, уравнение касательной к графику функции, а также применение производной при нахождении скорости и ускорения движения точки, если известно уравнение координаты и наоборот нахождения координаты по заданному уравнению скорости движения точки или ускорения движущегося тела.Разработка урока также позволяет повторить графики некоторых функций.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 271 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 431
    • DOCX 518.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Максимова Лидия Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Максимова Лидия Васильевна
    Максимова Лидия Васильевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 534
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Математика" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 203 человека из 55 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 511 человек

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 52 человека

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 687 человек из 79 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 799 человек

Мини-курс

Специальная реабилитация: помощь детям с особыми потребностями

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные направления в архитектуре: архитектурные решения гениальных изобретателей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продажи и самопрезентация в социальных сетях

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 108 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 21 человек