Инфоурок Биология Другие методич. материалыРазработка урока : Пластический обмен. Биосинтез белка.

Разработка урока : Пластический обмен. Биосинтез белка.

Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока : Пластический обмен. Биосинтез белка."

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инструктор по туризму

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Обмен веществ и превращение энергии в клетке.Биосинтез белка.Вспомним некото...

    1 слайд

    Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
    Биосинтез белка.
    Вспомним некоторый материал предыдущих уроков, который нам потребуется, чтобы усвоить тему этого урока
    ДНК. Нуклеотиды.
    Комплементарность.
    И-РНК, тРНК.
    АТФ
    Ген. Генетический код. Кодон. Триплет.
    Рибосомы. ЭПС

  •  
Транскрипция происходит в ядре. Это процесс переноса информации с молекулы...

    2 слайд

     
    Транскрипция происходит в ядре. Это процесс переноса информации с молекулы ДНК на молекулу иРНК .

    Вернуться к выводам.
     
    Клеточное ядро
    Функции ДНК в синтезе белка заключаются:
    а) в самоудвоении;
    б) в деспирализации;
    в) в синтезе и-РНК.
    Схема синтеза и-РНК

  • Соединение т-РНК с аминокислотами 
 
Вернуться к выводам.Шероховатая эндоплаз...

    3 слайд

    Соединение т-РНК с аминокислотами 


    Вернуться к выводам.
    Шероховатая эндоплазматическая сеть
    Кодону ЦУА на и-РНК соответствует антикодон т-РНК:
    а) ГТТ;
    б) ГАТ;
    в) ГАУ.
    Cоединение тРНК с аминокислотами

  • Трансляция  Схема биосинтеза белка в клетке.фотография рибосомы.гранулярная э...

    4 слайд

    Трансляция 
    Схема биосинтеза белка в клетке.
    фотография рибосомы.
    гранулярная эндоплазматическая сеть
    В рибосоме в процессе биосинтеза белка образуется:
    а) полипептидная цепь;
    б) белок вторичной структуры;
    в) белок третичной структуры
    Вернуться к выводам.

  • Регуляция белкового синтеза в клетке
               Схема регуляции белкового...

    5 слайд

    Регуляция белкового синтеза в клетке

    Схема регуляции белкового синтеза.

  • Выводы
Биосинтез белка включает ряд сложных процессов. 
В ядре происходит тра...

    6 слайд

    Выводы
    Биосинтез белка включает ряд сложных процессов. 
    В ядре происходит транскрипция – перенос информации с ДНК на иРНК. 
     В цитоплазме осуществляется соединение тРНК с аминокислотами.
     Рибосома осуществляет трансляцию и синтез белковых молекул.
     

  • Из истории исследований биосинтеза белка 
Жакоб Ф. (родился в 1920 г.) – фран...

    7 слайд

    Из истории исследований биосинтеза белка 

    Жакоб Ф. (родился в 1920 г.) – французский микробиолог, генетик, которому совместно с Ф. Криком и Ж. Моно принадлежит открытие этапов биосинтеза белка. Жакоб и Моно разработали концепцию оперона, объясняющую механизм «включения» или «выключения» работы отдельных генов. 

    Моно Ж.-Л. (1910-1976 гг.) – французский биохимик и микробиолог (см. Жакоб Ф.). Сенгер Ф. (родился 1918 г.) – английский биохимик, впервые определивший последовательность аминокислот в молекуле белка инсулина. Эта работа заняла 10 лет (1944-1954 гг.). Было установлено, что молекула инсулина состоит из 51 аминокислоты. 
    Схема регуляции белкового синтеза.

  • 8 слайд

  • 9 слайд

  • Вернуться на первый слайд.

    10 слайд

    Вернуться на первый слайд.

  • Вернуться на первый слайд.

    11 слайд

    Вернуться на первый слайд.

  • Вернуться на первый слайд.

    12 слайд

    Вернуться на первый слайд.

  • Вернуться на первый слайд.

    13 слайд

    Вернуться на первый слайд.

  • Вернуться на первый слайд.

    14 слайд

    Вернуться на первый слайд.

  • Вернуться на первый слайд.

    15 слайд

    Вернуться на первый слайд.

  • гранулярная эндоплазматическая сетьфотография рибосомы.Вернуться на первый сл...

    16 слайд

    гранулярная эндоплазматическая сеть
    фотография рибосомы.
    Вернуться на первый слайд.

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: Биосинтез белка.

 1.Повторение изученного материала:

Вспомним некоторый материал предыдущих уроков, который нам потребуется, чтобы усвоить новую тему этого урока.

ДНК. Нуклеотиды. Комплементарность

иРНК, тРНК. АТФ

Ген. Генетический код. Кодон. Триплет

Рибосомы. ЭПС

Демонстрируется первый слайд презентации,

 содержащий ссылки, по мере открытия которых, обсуждаются ответы на вопросы:

- Каковы биологические функции ДНК?

- Чем отличаются нуклеотиды ДНК и РНК?

- Что лежит в основе принципа комплементарности?

- Каково функциональное разнообразие РНК?

- Почему АТФ считается универсальной энергетической валютой

- Каковы основные характеристики генетического кода?

-  Почему шероховатая эндоплазматическая сеть так называется?

- Как строение шероховатой ЭПС  связано с выполняемой функцией?

Мотивация:

Несмотря на то, что в синтезе каждого белка участвует около 300 различных молекул, он протекает с большой скоростью. Например, белок, состоящий из 100 аминокислотных остатков, синтезируется всего за 5 секунд. В клетках человека синтезируется около 50000 разных белков.

 -Как же осуществляется биосинтез белка?

-Как генетическая информация доставляется из ядра к рибосомам? 

Ученики записывают тему урока и Д/З в тетрадях.

Целеполагание:

Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать цели урока.

На втором слайде появляются по очереди цели урока:

1.Выяснить происхождение и биологическое значение реакций матричного синтеза: транскрипции и трансляции.

2.Установить  биологическую   роль механизма регуляции реакции транскрипции в клетке.

Показ второго слайда сопровождается рассказом учителя:

Транскрипция 

Транскрипция происходит в ядре. Это процесс переноса информации с молекулы ДНК на молекулу иРНК .

 Схема синтеза иРНК

 В ядре двойная спираль ДНК раскручивается, водородные связи между цепями ДНК разрываются. Каждая цепь ДНК служит матрицей для построения молекулы иРНК. Термин «матрица» означает, что новые молекулы строятся по строго определенному плану. 
 Молекулы иРНК выходят из ядра и направляются к рибосомам, а цепи ДНК вновь соединяются. Каждая молекула иРНК является копией одного гена и содержит информацию о первичной структуре полипептидной цепи

 

Синтез иРНК осуществляется по принципу комплементарности (против А в ДНК – У в РНК, против Г в ДНК – Ц в РНК). Синтез иРНК происходит при участии фермента и-рнк полимеразы.   

  Задание для промежуточного контроля.

Функции ДНК в синтезе белка заключаются:

а) в самоудвоении;

б) в деспирализации;

в) в синтезе и-РНК.

Демонстрируется третий слайд.

Учитель рассказывает о роли транспортных РНК.

Соединение тРНК с аминокислотами 

В цитоплазме тРНК соединяются с аминокислотами.
Молекула тРНК имеет форму клеверного листа, на верхушке которого находится антикодон – триплет нуклеотидов, кодирующий одну аминокислоту. Существует столько тРНК, сколько аминокислот. Поскольку многие аминокислоты кодируются несколькими триплетами, число тРНК больше 20. Известно около 60 тРНК. Молекулы тРНК доставляют аминокислоты к рибосомам.

Cоединение тРНК с аминокислотами. 

 Задание для промежуточного контроля.

Кодону ЦУА на и-РНК соответствует антикодон т-РНК:

а) ГТТ;

б) ГАТ;

в) ГАУ.

Показ четвертого слайда сопровождается рассказом учителя.

Трансляция 

В рибосомах осуществляется трансляция – механизм, с помощью которого последовательность нуклеотидов (триплетов) в молекуле иРНК переводится в последовательность аминокислот в молекуле белка. Сначала происходит присоединение иРНК к рибосоме.  

На иРНК «нанизывается» первая рибосома, синтезирующая белок. По мере продвижения рибосомы на освободившийся конец иРНК «нанизывается» новая рибосома. На одной иРНК может одновременно находиться более 80 рибосом, синтезирующих один и тот же белок. Такая группа рибосом, соединенных с одной иРНК, называется полирибосомой или полисомой. 

Вид синтезируемого белка определяется не рибосомой, а информацией, записанной на иРНК. Одна и та же рибосома способна синтезировать различные белки. По завершении синтеза белка рибосома вновь нанизывается на иРНК, а белок поступает в эндоплазматическую сеть и доставляется в те части клетки, где он нужен. 

Синтез белков рибосомой. Биосинтез белка

Каждая рибосома состоит из 2 субъединиц – большой и малой. Молекула иРНК присоединяется к малой субъединице. В месте контакта рибосомы и иРНК находятся 6 нуклеотидов (2 триплета).  

К одному из триплетов все время подходят разные тРНК с аминокислотами. Если антикодон тРНК и кодон иРНК оказываются комплементарными друг другу, между аминокислотой уже синтезированной части белка и вновь доставленной аминокислотой возникает пептидная связь. Соединение аминокислот в молекулу белка осуществляется при участии фермента синтетазы. 

Молекула тРНК отдает аминокислоту и уходит в цитоплазму, а рибосома перемещается на один триплет нуклеотидов. Если антикодон тРНК и кодон иРНК оказываются не комплементарны друг другу, то тРНК с аминокислотой уходит к другим иРНК рибосомам. Синтез одной молекулы белка в клетке происходит за 1-2 минуты

 Схема биосинтеза белка в клетке.

Сначала в ядре клетки в процессе транскрипции информация о структуре белка переписывается с ДНК на иРНК. и-РНК перемещается в цитоплазму,и на нее
 нанизываются  рибосомы.

В цитоплазме тРНК соединяются с аминокислотами и доставляют их к рибосомам.

Антикодон тРНК соединяется с комплементарным триплетом иРНК. На рибосомах осуществляется трансляция – аминокислоты соединяются в определенной последовательности пептидными связями в полипептидную цепь. 

Задание для промежуточного контроля.

 В рибосоме в процессе биосинтеза белка образуется:

а) полипептидная цепь;

б) белок вторичной структуры;

в) белок третичной структуры

На следующем этапе идет рассказ о

регуляции белкового синтеза  клетке. (показ пятого слайда).

В клетке осуществляется регуляция активности генов (гипотеза Жакоба –Моно). В хромосоме содержится ряд генов: структурные гены, гены-регуляторы и гены-операторы. Структурные гены содержат информацию о синтезируемых в клетке белках, информация с них переносится на и-РНК. Гены-регуляторы содержат генетическую информацию для синтеза вещества – репрессора, подавляющего активность структурных генов. 

Репрессор – это белок, который может связываться с геном-оператором, управляющим структурными генами и подавлять его активность. Оператор и управляемые им структурные гены называют опероном. Когда оператор включен, на структурных генах идет транскрипция и синтезируется иРНК. Когда оператор выключен, иРНК не синтезируется. Белки, вырабатываемые клеткой, влияют на активность репрессоров. При избыточном накоплении в клетке белков определенного вида они активизируют репрессоры, которые блокируют активность генов-операторов, синтез структурных белков приостанавливается. 

                       Схема регуляции белкового синтеза.

Закрепление изученного материала:

I вариант

1.Образование всех видов РНК связано:

а) с ядерной оболочкой;

б) с ядрышком;          

в) с хромосомой.

2.Числдо нуклеотидов, «вмещающихся в рибосому», равнго:

а) 1;  б) 3;  в) 6.

3. Матрицей в процессе трансляции является:

а) ДНК;         б) и-РНК;           в) белок.

4.В гене заложена информация:

а) о строении аминокислот;

б) о строении белков;

в) о строении углеводов.

5. Для т-РНК характерно:

а) нахождение в составе рибосом;

б) присоединение аминокислот и транспортировка их к месту синтеза белка;

в) участие в переносе наследственной информации из ядра в цитоплазму

II вариант.

 1.Кодону АТЦ на ДНК соответствует кодон на и-РНК:

а) УАГ;       б) ТАГ;         в) ТАЦ.

2.Сколко видов  т-РНК существует?

а) 64;           б) 20;             в) 61.

3.Для и-РНК характерно:

а) нахождение в составе рибосом;

б) участие в переносе наследственной информации из ядра в цитоплазму и выполнение роли матрицы в процессе синтеза полипептидной цепи;

в) нахождение в цитоплазме клетки преимущественно в свободном состоянии.

4.Что происходит с транспортными нуклеиновыми кислотами, которые попадают с пищей в другой организм?

а) включается в белковый синтез клетками организма, без изменения, т.к. являются идентичными и транспортируют одни и те же аминокислоты.

б) неизвестно;

в) подобно другим биополимерам, ферментативно расщепляются до простых соединений и поглощаются организмом

5. Органоиды клетки, принимающие учпстие в синтезе белка:

а) лизосомы;

б) аппарат Гольджи;

в) ядро.

Демонстрация шестого слайда презентации. Реферат.

Выводы:

Биосинтез белка включает ряд сложных процессов. 

В ядре происходит транскрипция – перенос информации с ДНК на иРНК. 
В цитоплазме осуществляется соединение тРНК с аминокислотами.
Рибосома осуществляет трансляцию и синтез белковых молекул.

 Из истории исследований биосинтеза белка.                     

Жакоб Ф. (родился в 1920 г.) – французский микробиолог, генетик, которому совместно с Ф. Криком и Ж. Моно принадлежит открытие этапов биосинтеза белка. Жакоб и Моно разработали концепцию оперона, объясняющую механизм «включения» или «выключения» работы отдельных генов. 

Моно Ж.-Л. (1910-1976 гг.) – французский биохимик и микробиолог (см. Жакоб Ф.). Сенгер Ф. (родился 1918 г.) – английский биохимик, впервые определивший последовательность аминокислот в молекуле белка инсулина. Эта работа заняла 10 лет (1944-1954 гг.). Было установлено, что молекула инсулина состоит из 51 аминокислоты. 

                        Схема регуляции белкового синтеза.

 

 

 

 

 

       

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 586 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация научно-исследовательской работы "Лишайники, как индикаторы экологической обстановки окружающей среды района"
  • Учебник: «Биология. Многообразие живых организмов», Захаров В.Б., Сонин Н.И.
  • Тема: Группа Лишайники
  • 30.09.2020
  • 882
  • 7
«Биология. Многообразие живых организмов», Захаров В.Б., Сонин Н.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 909
    • PPTX 1.7 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Купряшева Елена Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Купряшева Елена Викторовна
    Купряшева Елена Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 31
    • Всего просмотров: 25681
    • Всего материалов: 18

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 157 человек

Курс повышения квалификации

ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 359 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Управление рисками в бизнесе: анализ, оценка и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Судебные процессы и взыскание убытков: правовые аспекты и процедуры

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек