4.Закрепление
|
Анализ
I главы стихотворения. Стихотворения Н.А.
Некрасова так же, как и всё его творчество, проникнуты глубоким сочувствием к
человеку, высоким гражданским чувством, в них звучит протест против
несправедливого отношения к людям. Яркий пример тому - стихотворение
"Железная дорога". Перед тем как познакомиться с первой главой,
выясним значение некоторых слов.1. Словарная работа (слайды 7, 8)ядрёный
- свежий, здоровый, кочи – кочки, обаяние - незнание правды, неведение.
(колтун)лопата – заступ подрядчик - лицо, нанявшее рабочих
лабаз
- помещение для хранения муки или зерна; лабазник - торговец, владелец лабаза
присадистый - приземистый, плотный
недоимка
- долги, то, что рабочие, по подсчетам, были должны ему.
-
Каким словом названы слипшиеся и склеившиеся волосы на голове белоруса?
2.
Прослушивание 1 главы стихотворения (слайды 9,10,11).3. Беседа по
вопросам:
-
Что представляет собой картина, нарисованная в 1 части?
-
Каким настроением она проникнута?
-
Какое восклицание повторяется дважды?
-
Какая строка передаёт состояние умиротворения
-Как
рисуется Некрасовым образ Родины в 1 части?
-Да,
рисуя обычные, всем знакомые картины осеннего пейзажа, автор восхищается
увиденным, ведь настоящий поэт, поэт-гражданин, любит Родину не за какие-то
дивные красоты, а потому что это его Родина. Как любят мать. Он называет её
не громким именем Россия, а старинным и ласковым словом Русь. Какова лексика
1 главы? Какое настроение она создаёт? - Какое слово выбивается из общего
ряда? (безобразие) (слайд 12)
-
Нет безобразия в природе - эта фраза настораживает: если безобразия нет в
природе, значит, оно где-то есть. Выяснить это мы сможем, разобрав 2 главу
стихотворения.
III.
Работа над II главой стихотворения. 1. Беседа.
-
Кому посвящена вторая, самая большая часть стихотворения?
-По
словам современников Некрасова, в основу стихотворения положен реальный
случай. Как-то осенью автору удалось услышать в поезде разговор отца и сына о
том, кто строил железную дорогу от Москвы до Петербурга. Услышав
несправедливый ответ отца, Некрасов счёл нужным вмешаться в этот разговор и
затем в стихотворении устами лирического героя решил открыть правду
мальчику-попутчику Ване, кто же является настоящим строителем железной
дороги.
-
Как он показывает правду, чтобы вызвать у читателя сочувствие, жалость к
народу? К каким приёмам прибегает?
Зачитаем
описание царя-голода.
-Автор
беспощадно показывает цену, какой построена дорога: "А по бокам-то всё
косточки русские: Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?"
-
Черты какого жанра проявляются при описании видений лунной ночи, толпы
мертвецов?
Баллада
- это стихотворный рассказ на историческую или легендарную тему, где реальное
сочетается с фантастическим. (слайд 13)
-Найдите
строфу, содержащую обращение толпы мертвецов к живущим? Как вы понимаете
значение слова братья?
Нужен ли ответ на вопрос, данный в этой строфе? Как называется такой вопрос?
2.
Словесное рисование.
Какой
образ выделяется в толпе призраков-мужиков? Словесно нарисуйте его
(белоруса).А теперь зачитайте его описание в стихотворении.
Какие
чувства вызвало у вас описание белоруса? (слайд 15). Работа с
репродукцией картины Г.А.Савицкого "Ремонтные работы на железной
дороге" (слайд 16) Чем идея этой картины близка стихотворению
Некрасова и чем отличается от мысли поэта? Какое из этих произведений
создаёт, по-вашему, более тягостное, удручающее настроение? Почему?
.
Выразительное чтение последних 3-х строф 2 главы.
-
Как автор показывает будущее народа, страны? Верит ли он в светлое будущее?
IV.
Анализ 3 и 4 глав стихотворения.1. Беседа.Что
думает о народе генерал, какими словами он определяет народ?А вы согласны с
этим мнением?Можно ли увидеть светлую сторону в жизни строителей железной
дороги? Почему? Как поступает с рабочими купчина?Какой оттенок звучит в
словах подрядчика "И - недоимку дарю!..."?
-
Каково авторское отношение к изображаемому? Какой приём использует автор в
последней строфе стихотворения?
Ирония
- выражение насмешки. Употребление слова, под которым подразумевается
противоположное значение) (слайд 17)
|
-осенний
пейзаж
-бодрости,
ясности, покоя
-"Славная
осень!"
-"Всё
хорошо под сиянием лунным"
-Это,
во-первых, образ родной природы; во-вторых, для обозначения Родины
употреблено устаревшее название Русь; в-третьих, эпитет родимая носит
просторечный характер, выражает народное чувство.
-Она
создаёт радостное, бодрое настроение: славная, здоровый, ядрёный, бодрит,
свежи, морозные, ясные, хорошо.
-описанию
строительства железной дороги, её строителей.
-фантастический, сказочный образ
царя-голода и толпы мертвецов в лунную ночь.
-баллада.
-риторический
(слайд 14)
-Будущее
- преодоление прошлого. Бесконечное терпение, выносливость народа должны
принести освобождение. Автор верит в скорое преображение страны, переживает
за дальнейшую судьбу народа.
(издевательски).
(ирония)
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.