Урок алгебры в 8-м классе
«Развитие понятия о числе.»
Цель урока:
- Обобщить понятие о числе
- Получить новый вид чисел, как средство
разрешения задачи, которую невозможно решить «старыми средствами»
- Дать первые представления о иррациональных
числах
- Развивать познавательный интерес учащихся
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Фронтальная
работа с классом.
- Какие числа возникли самыми первыми? (Первая
система счисления – пятеричная(5 пальцев руки). ) Слайд 2
Вследствие чего люди были вынуждены заниматься
понятием числа? Каково наименьшее натуральное число?
Какие арифметические операции можно выполнять
с натуральными числами, получая при этом натуральные числа? (Сложение и
умножение.)
Почему на множестве натуральных чисел не
всегда выполнимы операции вычитания и деления? Приведите примеры. ( 5-5=0;
5-7=-2. 0 и -2 – не являются натуральными числами)
- Чтобы сделать выполнимой операцию вычитания,
вводят отрицательные целые числа и нуль, т.о. получают: Слайд 2
Какие действия можно выполнять с целыми
числами, получая при этом целые числа в результате? Какая
арифметическая операция выполнима не всегда? (Деление.)
3. Чтобы сделать выполнимой операцию
деления на любое число, не равное нулю, необходимо к множеству всех целых чисел
присоединить множество всех положительных и отрицательных дробей. В результате
получается множество рациональных чисел . Слайд 2
4.
Все ли арифметические операции мы можем выполнять теперь? (сложение, вычитание,
умножение, деление, возведение в степень) Есть ли необходимость в каких-либо
ещё числах?
III. Изучение нового материала.
- Рассмотрим уравнение .
Решим его. ,
- Решим ещё одно уравнение Его
корни Слайд 3
- А теперь решим уравнение =5. Кто знает ответ? Слайд 3
Решим его графически. Для большей точности за
единичный отрезок возьмём 2 клетки. Что можно сказать об этом уравнении? (2
корня и .)
Какие они, чем отличаются? () Чему
равны?
Вывод: у каждого свои решения. А почему?
Значит теперь, решая одно и то же уравнение, каждый из нас будет писать свой
вариант решения?
- Необходимо ввести новые числа? Как мы их
назовём?
На самом деле эти числа стали известны людям
достаточно давно, так же давно, как и теорема Пифагора. Пифагорейцы нашли
первое в истории доказательство несоизмеримости диагонали квадрата и его
стороны. Доказали, изумились и … испугались. Оказывается, нет ни целых, ни
рациональных чисел, квадрат которых равнялся бы, например 2. Значит, существуют
какие-то другие числа?!
Это так противоречило их учению, в основе
которого лежали лишь рациональные числа, что они решили засекретить своё
открытие. Согласно преданию, ученик Пифагора Гиппас Месапонский, раскрывший эту
тайну, был «наказан богами» и погиб во время кораблекрушения.
Назвали эти числа нерациональными. Ratio(лат) – разум. Нерациональные – неразумные?
Приставка «не» - по латыни «ир». Отсюда –
иррациональные числа.
Для их обозначения используется знак √
(радикал). Кто такой этот «радикал»? Слайд 4
Домашнее задание (1-я часть): найти в
словаре расшифровку слова и выписать в тетрадь.
Мы будем называть радикал словами «корень
квадратный из числа а и обозначать .
Например, - корень
квадратный из трёх.
Вернёмся к нашему уравнению=5. Как вы
думаете, чему равны его корни и ?
Оказывается: корни
- Теперь, для любого уравнения вида , где
а>0 можно найти корни. Ими являются числа и -. Слайд 5
Например, =7. =10.
6. «√»- не просто какой-то значок, он имеет
свой смысл. Дадим ему строгое определение.
«Квадратным корнем из неотрицательного числа а
называют такое неотрицательное число, квадрат которого равен а. Это
число обозначают . Число а
при этом называют подкоренным выражением.» Слайд 6
Итак, если
Так
Приведите, пожалуйста, ещё примеры
иррациональных чисел.
7. Вот теперь мы можем, добавив к рациональным
числам иррациональные, получить новое множество чисел. Это множество чисел
назвали действительными числами и обозначили буквой R.
Более подробно с действительными числами мы познакомимся позднее, а пока
давайте запомним, что и
«занимает» всю числовую ось полностью. Слайд 7
8. Вернёмся к определению квадратного корня.
Скажите, а чему будет равен ?
Почему в определении квадратного корня ? Что
случится с уравнением , если а
будет меньше 0? (уравнение не будет иметь корней)
Т.е. выражение имеет
смысл только при .
9. Решим уравнение
Но мы ведь говорили, что уравнение имеет
корни и -? Значит, =6.
Оказывается с помощью «радикала» можно записывать и известные нам целые и
рациональные числа. Так , т.к.. Вот так
знак «√» объединяет известные нам ранее числа и новые иррациональные.
IV. Закрепление материала. Проверка
усвоения нового материала.
1. (
№ 10.3) Объясните, почему неверно равенство:
а) =-5; б)
=6,5; в)
=0,1; г)
=-9.
2. ( № 10.10) Какие
из следующих выражений не имеют смысла?
а) ; б)
; в)
; г)
.
3. Верно ли, что (обоснуйте
свою точку зрения):
а) число 9является квадратным
корнем из 81?
б) число 0,2 не является
квадратным корнем из 0,4?
в) число -5 не является
квадратным корнем из 25?
4. ( № 10.2) Проверьте равенство, используя
определение квадратного корня:
а) =7; б)
=1,5; в)
=10; г).
V. Постановка домашнего задания.
(2-я часть):
VII. Подведение итогов урока. Слайд 8
1. С какими числами мы познакомились на этом уроке? (иррациональными,
действительными)
2. Как вы поняли, какие числа называют иррациональными?(числа, которые не
являются ни целыми, ни рациональными, для их записи используется знак «√»)
3. С каким ещё понятием мы сегодня познакомились?
4. Что мы назвали квадратным корнем из числа а?
5. Имеет ли уравнение корни, если да, то какие?
а) =-1 б)
=3.
Используемая литература:
- А.Г.Мордкович.
«Алгебра-8. Часть1.Учебник.»М.:Мнемозина,2009г.
- А.Г.Мордкович, Т.Н.Мишустина,
Е.Е.Тульчинская. «Алгебра.8 кл.: В двух частях.Ч.2:Задачник для
общеобразоват. учреждений»М.:Мнемозина,2009г
- А.Г.Цыпкин.
«Справочник по математике для средних учебных заведений»М.:Наука,1983г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.