Родительское
собрание
«Экологическое
воспитание школьников»
5
класс
Жест Наталья Олеговна,
МБОУ гимназия № 40,
учитель биологии,
высшая квалификационная категория
Екатеринбург
Цель:
актуализировать внимание родителей к проблеме экологического воспитания.
Задачи:
1. Актуализировать
внимание родителей к вопросу формирования экологических качеств личности,
бережного отношения к природе; показать важную роль родителей в воспитании
ответственных, добрых и внимательных детей.
2. Вызвать
у родителей эмоциональную реакцию, заставить задуматься о своей роли в
экологическом воспитании детей.
Форма
работы:
групповая
Оборудование: проектор,
ноутбук, готовые кейсы для родителей, цветная бумага для кластера.
Программное
обеспечение: программа Microsoft Office PowerPoint, презентация по
теме собрания.
Объект: Экологическое
воспитание учащихся в семье и школе
Предмет:
Родительское собрание как форма взаимодействия семьи и школы по экологическому
воспитанию.
Ход
собрания
1. Организационный
момент (1 мин)
Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы
собрались, чтобы вместе обсудить вопросы воспитания наших детей, в частности проблемы
экологического воспитания. Мне приятно, что Вы откликнулись на мое предложение
пообщаться по столь важному вопросу, ведь только совместными усилиями можно
добиться желаемых результатов.
2. Введение в проблему (10-15 мин)
Показ видеоролика «Сохраним природу» (3 мин)
Беседа
с родителями
Ø Затронул
ли Вас просмотренный фильм?
Ø Что Вы
почувствовали, просматривая видеофрагмент?
Ø Как Вы
считаете, существует ли сегодня экологическая проблема?
Проведем
экспресс-опрос (Слайд 2).
Продолжите
фразу: Да, экологические проблемы есть, так как ….
Нет,
экологических проблем нет, так как…
Большинство
из Вас склоняется к тому, что экологические проблемы есть.
Конечно,
мы можем говорить о глобальных, региональных проблемах экологии, но давайте
остановимся на проблеме воспитания экологической культуры личности, это не
менее важная проблема.
Прокомментируйте
ситуации (Слайд 3):
Ø Вы с
семьей пошли в лес на пикник, с какой экологической проблемой Вы столкнулись?
Ø Вышли на
улицу после празднования Нового года, с какой экологической проблемой
столкнулись?
Ø Развели
цветник под окнами, а его облюбовали автомобилисты как парковочное место.
Касаются
ли Вас эти проблемы?
Эти
проблемы касаются всех. Глобальные экологические проблемы современности,
вызвали необходимость экологического образования.
В
настоящее время ФГОС ООО устанавливает требования к результатам освоения
обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, метапредметным, предметным; где личностные результаты освоения ООО
должны отражать «формирование основ экологической культуры соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях». Это является одной из задач стоящей перед школой (Слайд 4, 5).
Я хочу рассказать Вам одну притчу (Слайд 6):
Профессор
начал свой урок с того, что взял в руку стакан с небольшим количеством воды. Он
поднял его таким образом, чтобы все его увидели, и спросил студентов:
—
Как вы думаете, сколько весит этот стакан?
В
аудитории оживлённо зашептались.
—
Примерно 200 грамм! Нет, грамм 300, пожалуй! А может и все 500! – стали
раздаваться ответы.
—
Я действительно не узнаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это не нужно. Мой
вопрос, вот какой: что произойдет, если я буду так держать стакан в течение
нескольких минут?
—
Ничего!
—
Действительно, ничего страшного не случится, – ответил профессор. – А что будет,
если я стану держать этот стакан в вытянутой руке, например, часа два?
—
Ваша рука начнёт болеть.
—
А если целый день?
—
Ваша рука онемеет, у вас будет сильное мышечное расстройство и паралич.
Возможно, даже придётся ехать в больницу, – сказал один из студентов.
—
Как, по-вашему, вес стакана изменится от того, что я его целый день буду держать?
—
Нет! – растерянно ответили студенты.
—
А что нужно делать, чтобы всё это исправить?
—
Просто поставьте стакан на стол! – весело сказал один студент.
—
Точно! – радостно ответил профессор. – Так и обстоят дела со всеми жизненными
трудностями. Подумай о какой-нибудь проблеме несколько минут, и она окажется
рядом с тобой. Подумай о ней несколько часов, и она начнёт тебя засасывать.
Если будешь думать целый день, она тебя парализует.
Можно
думать о проблеме, но, как правило, это ни к чему не приводит. Её «вес» не
уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Реши ёё, или
отложи в сторону. Нет смысла носить на душе тяжёлые камни, которые парализуют
тебя.
Поэтому
сегодня хотелось бы затронуть проблему экологического воспитания и вмести с
Вами, выработать пути решения этой проблемы. Для этого нам необходимо выделить
основные направления экологического воспитания в семье и в школе и сформулировать
пути достижения результата, то есть, ответить на вопрос « Как сделать так,
чтобы наши дети стали экологически грамотными?».
3. Работа в
группах (10-15 мин)
Работа
в группах (родителям раздаются подготовленные кейсы)
Сейчас
перед Вами стоит задача, работая с текстами, выработать основные аспекты
экологического образования в школе и в семье. Обобщенные результаты каждая
группа записывает на цветных листочках.
Раздаются
кейсы для работы в группах (Приложение 1).
4.
Подведение итогов работы в группах (8-9 мин)
Заслушиваются
выступление групп, на доске создается кластер
И
так, мы выделили основные аспекты экологического воспитания в школе и в семье.
В
нашей гимназии накоплен определенный опыт работы по экологическому воспитанию.
Широко используются следующие формы работы:
Ø Интеллектуальные
конкурсы
Ø Творческие
конкурсы
Ø Познавательные
экскурсии
Ø Экологические
акции (Слайд 7-11)
Вы
конечно знаете, что многие ребята активно участвуют в этих конкурсах и
достигают значимых результатов.
Но
это, во-первых, только интеллектуально-познавательная деятельность, во-вторых,
не все ребята принимают в этих конкурсах участие,
в-третьих,
не приобретается социальный опыт.
Таким
образом, вряд ли можно говорить об эффективности экологического воспитания
только силами школы.
Давайте
подумаем, какими способами и формами работы мы вместе сможем достигнуть нужного
результата.
Ваши
предложения по экологическому воспитанию учащихся родительский комитет
зафиксирует в проекте решения родительского собрания.
Мозговой
штурм
Родители
называют способы достижения результата (классные часы, участие в экологических
акциях, совместные походы и экскурсии по заповедным местам родного края, социальные
акции и т.д.).
Результаты
заносятся в кластер.
Уважаемые
родители, нам удалось определить направления совместной работы по формированию
экологической грамотности наших детей. Следующая наша встреча состоится с
ребятами, где мы совместно разработаем план мероприятий по экологическому
воспитанию.
5.
Подведение итогов (10 мин)
В
заключении предлагаю Вам выполнить творческую работу, создать один общий
синквейн по теме «Экология». (Слайд12, 13)
Правила
написания синквейна Вы можете увидеть на слайде.
Родители
представляют результат своей творческой работы.
Позвольте
мне подвести итог:
1.
Экология
2.
Важная,
необходимая
3.
Формирует,
охраняет, защищает
4.
Наука
об окружающей среде
5.
Воспитание
Давайте
не будем забывать, как бы мы не пытались ребятам объяснить, что мусорить это
плохо, рвать цветы и ходить по газонам нехорошо, какие бы мы слова не подбирали
все это не поможет, если мы с Вами на своем личном примере не будем показывать
детям как нужно себя вести по отношению к окружающей нас природе. Формирование экологических
качеств личности зависит от каждого из нас. (Слайд15)
Давайте
же будем стараться
Учить
детей в природу влюбляться.
Чтоб
каждый ребёнок
Почти
что «с пелёнок»
Мог
сразу и твёрдо сказать:
«Природу
мы ценим, холим, лелеем
И
вам советуем так поступать!!!»
Туманова
Е. А.
Рефлексия
(Слайд14)
Уважаемые
родители! Мы с Вами сегодня решали вопросы не только экологического воспитания,
но и сохранения нашей планеты Земля для будущих поколений. На доске модель
Земли, предлагаю Вам прикрепить вокруг «Земли» вырезанные ладошки в
соответствии с пониманием и осознанием значимости данной проблемы и готовности
личного участия в формировании экологических качеств наших детей.
Зеленый цвет – осознал, буду с
удовольствием сотрудничать
Красный цвет – осознал, но воздержусь от личного
участия.
Желтый цвет – мне нужно подумать
Список
литературы:
1.
Модели
экологического образования: программы, рекомендации, уроки/ Н.А. Степанчук. -
Волгоград: Учитель, 2011.
2.
Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во
образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011
3.
Смирнов Н. К.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.:
Просвещение, 2003
4.
http://video.mail.ru/mail/natalis2904/_myvideo/3.html
Приложение
№1
Кейс 1 Экологическое образование в школе
Когда
Маленький принц из одноименного произведения Антуана де Сент-Экзюпери спросил у
географа, куда ему отправиться, тот предложил: «Посети планету Земля. У нее
неплохая репутация». К сожалению, сейчас репутация Земли подмочена.
Глобальные
экологические проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой
цивилизации, вызвали необходимость экологического образования.
Экологическое
образование - непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение
систематизированных знаний об окружающей среде, умений и навыков
природоохранительной деятельности, формирование общей экологической культуры.
Показателями экологической культуры являются: интересы (к природе, к проблемам
ее охраны); знания (о природе, взаимосвязях в природе, способах рационального использования,
сохранения и приумножения); чувства по отношению к природе (нравственные и
эстетические); позитивная деятельность и поведение в природе; мотивы,
определяющие поступки по отношению к природе. Только при соблюдении этих
условий возможно развитие природы и общества как единого целого.
Мы
живем в экологически неблагоприятной обстановке, обусловленной действием
вредных для организма веществ (промышленные и автомобильные газы, ядохимикаты,
удобрения, пищевые добавки). Предупреждая о возможных последствиях
расширяющегося вторжения человека в природу, еще полвека назад академик
В.И.Вернадский писал: «Человек становится геологической силой, способной
изменить лик Земли». Именно поэтому сейчас стоит очень остро проблема
«Окружающая среда и здоровье человека». Но прежде чем заботиться о своем
здоровье, необходимо, прежде всего, позаботиться об окружающей среде.
Экологическое
воспитание включает формирование у учащихся сознательного отношения к
окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования
природных ресурсов.
По
мнению ведущих специалистов от педагогики, экологическое воспитание – это формирование
единства сознания и поведения, гармоничного с природой. И достигается это
единство, как правило, на уроках природоведения, когда ученики, сидя за
партами, старательно внимают учителю, рассказывающему и показывающему при
помощи различных информационных методов о единстве всего живого на планете и об
ответственности человека, венца природы, за это все живое. Редким исключением
является продолжение урока в условиях парка или пригорода, т.е. на лоне «живой»
природы. При этом следует учесть, что слушателями подобных «выездных» уроков,
как и участниками различных экологических полевых лагерей и экспедиций являются
дети и молодежь, изначально предрасположенные к изучению различных элементов
окружающей нас природной среды.
Немаловажна
также выработка единых подходов к экологическому воспитанию в семье и
учреждении образования. Формирование нравственно-эстетических и ценностных
ориентаций ребенка происходит, в большей степени, на основе положительного
примера в повседневной жизни. Родители и воспитатели должны в связи с этим сами
понимать суть экологических проблем и причин их порождающих, вовлекать детей в
совместную природосозидательную деятельность.
Особое
внимание к проблемам экологического образования юных граждан можно объяснить
двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое
воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода
обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в
наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.
Удивляет
порой, что глобальные экологические проблемы всего мира детям лучше известны,
чем проблемы, охватившие их местность. Они намного больше знают о том, что
происходит в джунглях Амазонки или в глубинах Мирового океана, чем о том, что
ждет их за порогом собственного дома. В какой-то степени это объясняется
отсутствием доступных изданий краеведческой литературы, кино- и видеофильмов.
Этот вакуум приходится заполнять собственными усилиями. Ведь без элементарных
понятий и представлений об экологических проблемах своего края, о его климате,
реках и озерах, полях, лугах, лесах невозможно полноценное усвоение
экологических знаний.
Воспитание
у учащихся экологической культуры не может быть целостным и всеобъемлющим без
участия семьи, представителей старшего поколения, являющихся живой
энциклопедией природы родного края. Им есть, что рассказать своим детям,
внукам, порой вызвать удивление и сожаление.
Кейс 2 Экологическое образование в семье
Цель
экологического образования в семье - формирование такого отношения к
окружающему миру, которое обеспечивает осознанное стремление к овладению
знаниями, умениями и навыками, необходимыми для личного участия каждого члена
семьи в решении и предупреждении экологических проблем, уменьшении
антропогенного воздействия на окружающую среду; формирование основ понимания
единства и взаимосвязи человека и окружающего мира; воспитание принципов
взаимодействия с окружающим миром.
Направления
экологического образования в семье:
Ø обучение
детей навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним и
сельскохозяйственным животным, комнатным растениям;
Ø обучение
детей бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания;
Ø формирование
у членов семьи культуры потребления и понимания - необходимости вторичного
использования бытовых отходов; осознание связи между каждодневным поведением
человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни семьи, включая здоровье
и благополучие ее членов и других людей;
-
организация просветительской деятельности среди детей и их родителей в
неформальных объединениях при учреждениях и домоуправлениях.
Мотивацией
для эффективного объединения здоровых сил общества может стать желание создания
здоровой семьи – тема, которая является актуальной практически для каждого
человека, вне зависимости от его образования, служебного положения и
местожительства. Современный человек осознает, что семья является главной,
важнейшей ценностью жизни. Ставится и решается логическая задача: «От здоровой
семьи к здоровому обществу».
Сегодня
о физическом и психическом здоровье человека можно говорить только в рамках
экологических понятий. Три кита здоровья – воздух, солнце и вода – в
современных условиях не соответствуют элементарным санитарно-гигиеническим
нормам. Изменение окружающей среды в результате антропогенной деятельности
носит необратимый характер. Этим изменениям подвержено все живое на планете,
включая и микроорганизмы. Вспомним сложную ситуацию с появлением «птичьего
гриппа». ( В результате прозвучали призывы к уничтожению птиц - Человек опять
выходит на тропу войны с Природой!..)
За
последние 200 лет продолжительность жизни человека увеличилась практически
вдвое при одновременном снижении состояния здоровья. С ростом продолжительности
жизни поднялся и уровень хронических заболеваний. Количество заболеваний
новорожденных в течение последних лет превышает количество самих новорожденных.
К
окончанию средней школы относительно здоровыми можно признать минимальный
процент школьников. У девушек продолжает расти количество заболеваний
репродуктивной сферы. Количество психических заболеваний в несколько раз
превышает средние показатели заболеваемости, особенно в регионах с повышенным
уровнем техногенных загрязнений.
Человек
попал в замкнутый круг – стремительный темп жизни влечет и стремительный рост
числа заболеваний, борьба с которыми привычно происходит в основном за счет
фармацевтической базы. Вместе с тем уже стало очевидно – купив лекарства,
здоровья не купишь. Растет необходимость привития навыков профилактических мер,
тем более что лечение требует весьма значительные финансовых затрат. Становится
дешевле не болеть…
Возникновение
экономических проблем, в первую очередь, связано с социально-экономическими
факторами, и потому их решение должно осуществляться не только техническими
средствами, но и путем переориентации ценностей, взглядов и поведения отдельных
лиц и групп населения в отношении с окружающей природной средой. Не вызывает
сомнений и тот факт, что соотношение практической деятельности с
фундаментальными научными законами, в том числе и экологическими, возможно
только в обществе образованных людей.
Экологическая
культура населения включает в себя не только блок знаний об окружающей
природной среде и законах ее функционирования, но и систему контроля и
социально-экологической ответственности, систему традиционных эко-культурных
стереотипов поведения, их реализацию в повседневной практической
(производственной и бытовой) деятельности. Экологическая культура общества, из
которой выпадают некоторые из вышеуказанных блоков, становится неполноценной и
нефункциональной, то есть не может обеспечить достаточное для жизни человека
качество окружающей среды.
Нравственные
нормы экологической культуры закладываются, прежде всего, в семье: культура
поведения родителей во многом определяет культуру ребенка. Правда,
социологические исследования свидетельствуют, что сегодня степень озабоченности
населения, его информированность и активность по поводу экологических проблем
находятся на низком уровне и не зависят от возраста, что делает проблематичным
высокую эффективность экологического воспитания и образования в семье.
С
другой стороны, семья - "общество в миниатюре" и от нее во многом
зависит решение исторической задачи современного общества по достижению
устойчивого развития.
Формирование
личности ребенка в семье - это обоюдный процесс. Родители, воспитывая своих
детей, сами воспитываются, а дети, выбирая жизненный путь под воздействием
взрослых, воспитывают себя. Этот процесс дает положительные результаты, если
родители вооружены психолого-педагогическими знаниями. Формирование нового
экологического мышления у своих детей - это та цель, на достижение которой должна
направить свои воспитательные усилия семья. Чтобы эффективно осуществлять
процесс экологического воспитания детей в семье, родителям необходимо
преодолеть сложившиеся стереотипы мышления (агрессивно-потребительское
отношение к окружающей природной среде) и гармонизировать свою систему
взаимоотношений с природой.
Экологическое
воспитание будет успешным, если:
Ø
взрослые
члены семьи сами владеют знаниями об окружающей природной среде, демонстрируют
рачительное хозяйствование на Земле (в своем дворе, на садовом участие и пр.).
Своим примером утверждают здоровый образ жизни и демонстрируют этические нормы
поведения в природе;
Ø
используются
семейные традиции (родился ребенок - посади дерево, знакомство с жизнью Природы
в разные времена года в ходе семейных походов и во время семейного отдыха и
пр.);
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.