Урок
развития речи.
Доказательства
в рассуждении.
Цели: повторить тип речи – рассуждение, его
особенности;
развивать логическое мышление,
умение
находить и приводить убедительные доказательства;
воспитывать интерес к творчеству
С.Я.Маршака.
Оборудование: компьютер, экран, презентация.
Ход
урока.
I. Повторение о типе
речи- рассуждении.
-Что такое рассуждение?
Рассуждение – тип текста, в котором
основная мысль разъясняется или доказывается с помощью различных аргументов.
-Из каких частей состоит данный тип речи?
Рассуждение обычно состоит из трёх частей.
Это:
1)
тезис (то, что доказывается или
объясняется);
2)
доказательства (или аргументы, доводы,
обоснования, объяснения);
3)
вывод.
В некоторых рассуждениях может отсутствовать
тезис или вывод.
Рассуждение может быть самостоятельным
типом текста и может входить как необходимая часть в другие типы текстов
(описание, повествование).
-Какие средства связи вы можете назвать для
типа речи – рассуждения?
Средства связи частей рассуждения.
I.ТЕЗИС.
Докажем это.
Это можно доказать так (следующим
образом).
Почему?
И вот почему.
Это объясняется следующим.
II.ДОКАЗАТЕЛЬСТВА:
1.Во-первых,… Например,…
2.Во-вторых,… К примеру,…
3.В-третьих,… Допустим,…
III. ВЫВОД. Итак, …
Обобщим всё сказанное.
Таким образом, …
Следовательно, …
Учтите: части рассуждения могут связываться и
без специальных слов, а только по смыслу и при помощи интонации.
II. Подготовка к сочинению-рассуждению.
1.Работа с текстом.
Милый Коля Бирюков! Ты говоришь, что любишь
читать, пишешь сочинения, но не можешь понять, для чего нужно изучать
грамматику. Ведь русский язык ты и без того знаешь.
Я тоже люблю читать и тоже немного сочинения.
Но должен сказать, что не знание склонений и спряжений, то есть знание
грамматики, не раз оказывало мне услугу.
Тот, кто не изучал грамматики, не знает
законов языка. Он говорит более или менее правильно. Но такого человека легко
сбить с толку. Он может незаметно для самого себя испортить свой язык, усвоить
неправильные обороты речи. Ведь он не изучал правил русского языка и не знает,
что правильно и что неправильно.
Склонять, спрягать, соединять отдельные слова
в предложения такой человек научился бессознательно, как научился ходить. Этого
знания языка ему хватает для выражения самых простых мыслей. Но когда ему
понадобится выразить мысль сложную, требующую пояснений и дополнений, - вот
тогда ему трудно придётся, если он не знает законов языка.
Грамматику изучать необходимо и полезно.
- О чём размышляет
в своём письме С.Я.Маршак?
О пользе грамматики.
-Можно ли назвать этот текст рассуждением?
Можно назвать этот текст рассуждением.
-Какой тезис раскрывает автор?
Кто не изучал грамматики, не знает законов
языка.
-Какие доказательства (аргументы) приводит
С.Я.Маршак?
Он говорит более или менее правильно. Но
такого человека легко сбить с толку. Он может незаметно для самого себя
испортить свой язык, усвоить неправильные обороты речи
Склонять, спрягать, соединять отдельные
слова в предложения такой человек научился бессознательно, как научился ходить.
Этого знания языка ему хватает для выражения самых простых мыслей. Но когда ему
понадобится выразить мысль сложную, требующую пояснений и дополнений, - вот
тогда ему трудно придётся, если он не знает законов языка.
-Какую часть можно назвать выводом?
Грамматику изучать необходимо и полезно.
Перескажите, затем спишите ту часть текста, в
которой содержится, на ваш взгляд, убедительное доказательство.
Склонять, спрягать, соединять отдельные слова
в предложения такой человек научился бессознательно, как научился ходить. Этого
знания языка ему хватает для выражения самых простых мыслей. Но когда ему
понадобится выразить мысль сложную, требующую пояснений и дополнений, - вот
тогда ему трудно придётся, если он не знает законов языка.
Грамматику изучать необходимо и полезно.
2.Выполнение упражнения 475.
-Прочитайте сочинение ученика.
Хорошо быть моряком! Это самая лучшая
профессия.
Моряки всюду бывают, видят разные страны,
разных людей. А это очень интересно.
Я читал много книг о море, и мне нравится, что
моряки ни перед какой опасностью не отступают. Они побеждают бурю, не боятся
урагана. Во время Великой Отечественной войны матросы-черноморцы били фашистов
не только на море, но и на берегу, в Севастополе.
Когда я вырасту, я буду матросом. Буду носить
на шапке ленту. Буду ходить на разных кораблях по тёмно-голубым волнам океана.
А когда установится тихая погода и солнце будет слепить глаза, стану вместе со
всеми качаться на волнах.
-Что утверждает (доказывает) автор? Каков его
основной тезис?
Хорошо быть моряком!
-Какие соображения и факты приводятся им для
доказательства?
Моряки всюду бывают, видят разные страны,
разных людей. А это очень интересно.
Я читал много книг о море, и мне нравится,
что моряки ни перед какой опасностью не отступают. Они побеждают бурю, не
боятся урагана. Во время Великой Отечественной войны матросы-черноморцы били
фашистов не только на море, но и на берегу, в Севастополе.
-Определите стиль текста.
III.Итог.
Ребята, перед тем как писать сочинение,
продумайте выбранную тему, определите основную мысль (тезис), подберите
доказательства; если есть необходимость, сформулируйте вывод. Подумайте, кто
будет читателем вашего рассуждения (редактор школьной газеты, учитель,
приятель, родители). В каком стиле вы будете излагать свои мысли, что-то
объяснять, доказывать?
Темы на выбор: «Чем я больше всего люблю
заниматься и почему»,
«Кем я хотел бы
стать и почему»,
«Какой учебный
предмет я люблю и почему»,
«Почему надо
беречь книгу».
IV. Домашнее задание: написать сочинение по
началу: «Я ученик пятого класса. В этом году у нас появилось много новых
предметов, которые не изучаются в начальной школе. Больше всего мне нравится
учебный предмет…»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.