Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРазработка по русскому языку на тему

разработка по русскому языку на тему

Скачать материал

Урок развития речи.

Доказательства в рассуждении.

 

 

Цели: повторить тип речи – рассуждение,  его особенности;

           развивать логическое мышление, умение

           находить и  приводить убедительные доказательства;

           воспитывать интерес к творчеству С.Я.Маршака.

Оборудование: компьютер, экран, презентация.

 

          

Ход урока.

I. Повторение о типе речи- рассуждении.

-Что такое рассуждение?

Рассуждение – тип текста, в котором основная мысль  разъясняется или доказывается с помощью различных аргументов.

-Из каких частей состоит данный тип речи?

Рассуждение обычно состоит из трёх частей. Это:

1)      тезис (то, что доказывается или объясняется);

2)      доказательства (или аргументы, доводы, обоснования, объяснения);

3)      вывод.

В некоторых рассуждениях может отсутствовать  тезис или вывод.

Рассуждение может быть самостоятельным типом текста и может входить как необходимая часть в другие типы текстов (описание, повествование).

-Какие средства связи вы можете назвать для типа речи – рассуждения?

Средства связи частей рассуждения.

I.ТЕЗИС.

   Докажем это.

   Это можно доказать так (следующим образом).

   Почему?

   И вот почему.

   Это объясняется следующим.

II.ДОКАЗАТЕЛЬСТВА:

1.Во-первых,…              Например,…

2.Во-вторых,…              К примеру,…

3.В-третьих,…               Допустим,…

III. ВЫВОД. Итак, …

      Обобщим всё сказанное.

      Таким образом, …

      Следовательно, …

Учтите: части рассуждения могут связываться и без специальных слов, а только по смыслу и при помощи интонации.

II. Подготовка к сочинению-рассуждению.

1.Работа с текстом.

Милый Коля Бирюков! Ты говоришь, что любишь читать, пишешь сочинения, но не можешь понять,  для чего нужно изучать грамматику. Ведь русский язык ты и без того знаешь.

Я тоже люблю читать и тоже немного сочинения. Но должен сказать, что не знание склонений и спряжений, то есть знание грамматики, не раз оказывало мне услугу.

Тот, кто не изучал грамматики, не знает законов языка. Он говорит более или менее правильно. Но такого человека легко сбить с толку. Он может незаметно для самого себя испортить свой язык, усвоить неправильные обороты речи. Ведь он не изучал правил русского языка и не знает, что правильно и что неправильно.

Склонять, спрягать, соединять отдельные слова в предложения такой человек научился бессознательно, как научился ходить. Этого знания языка ему хватает для выражения самых простых мыслей. Но когда ему понадобится выразить мысль сложную, требующую пояснений и дополнений, - вот тогда ему трудно придётся, если он не знает законов языка.

Грамматику изучать необходимо и полезно.

- О чём размышляет в своём письме С.Я.Маршак?

О пользе грамматики.

-Можно ли назвать этот текст рассуждением?

Можно назвать этот текст рассуждением.

-Какой тезис раскрывает автор?

Кто не изучал грамматики, не знает законов языка.

-Какие доказательства (аргументы) приводит С.Я.Маршак?

Он говорит более или менее правильно. Но такого человека легко сбить с толку. Он может незаметно для самого себя испортить свой язык, усвоить неправильные обороты речи

Склонять, спрягать, соединять отдельные слова в предложения такой человек научился бессознательно, как научился ходить. Этого знания языка ему хватает для выражения самых простых мыслей. Но когда ему понадобится выразить мысль сложную, требующую пояснений и дополнений, - вот тогда ему трудно придётся, если он не знает законов языка.

-Какую часть можно назвать выводом?

Грамматику изучать необходимо и полезно.

Перескажите, затем спишите ту часть текста, в которой содержится, на ваш взгляд, убедительное доказательство.

Склонять, спрягать, соединять отдельные слова в предложения такой человек научился бессознательно, как научился ходить. Этого знания языка ему хватает для выражения самых простых мыслей. Но когда ему понадобится выразить мысль сложную, требующую пояснений и дополнений, - вот тогда ему трудно придётся, если он не знает законов языка.

Грамматику изучать необходимо и полезно.

2.Выполнение упражнения 475.

-Прочитайте сочинение ученика.

Хорошо быть моряком! Это самая лучшая профессия.

Моряки всюду бывают, видят разные страны, разных людей. А это очень интересно.

Я читал много книг о море, и мне нравится, что моряки ни перед какой опасностью не отступают. Они побеждают бурю, не боятся урагана. Во время Великой Отечественной войны матросы-черноморцы били фашистов не только на море, но и на берегу, в Севастополе.

Когда я вырасту, я буду матросом. Буду носить на шапке ленту. Буду ходить на разных кораблях по тёмно-голубым волнам океана. А когда установится тихая погода и солнце будет слепить глаза, стану вместе со всеми качаться на волнах.

-Что утверждает (доказывает) автор? Каков его основной тезис?

Хорошо быть моряком!

-Какие соображения и факты приводятся им для доказательства?

Моряки всюду бывают, видят разные страны, разных людей. А это очень интересно.

Я читал много книг о море, и мне нравится, что моряки ни перед какой опасностью не отступают. Они побеждают бурю, не боятся урагана. Во время Великой Отечественной войны матросы-черноморцы били фашистов не только на море, но и на берегу, в Севастополе.

-Определите стиль текста.

 

III.Итог.

Ребята, перед тем как писать сочинение, продумайте выбранную тему, определите основную мысль (тезис), подберите доказательства; если есть необходимость, сформулируйте вывод. Подумайте, кто будет читателем вашего рассуждения (редактор школьной газеты, учитель, приятель, родители). В каком стиле вы будете излагать свои мысли, что-то объяснять, доказывать?

Темы на выбор: «Чем я больше всего люблю заниматься и почему»,

                            «Кем я хотел бы стать и почему»,

                            «Какой учебный предмет я люблю и почему»,

                             «Почему надо беречь книгу».

IV. Домашнее задание: написать сочинение по началу: «Я ученик пятого класса. В этом году у нас появилось много новых предметов, которые не изучаются в начальной школе. Больше всего мне нравится учебный предмет…»

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка по русскому языку на тему"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыковед

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели: повторить тип речи – рассуждение,  его особенности;

           развивать логическое мышление, умение

           находить и  приводить убедительные доказательства;

           воспитывать интерес к творчеству С.Я.Маршака.

Оборудование: компьютер, экран, презентация.

Ход урока.

I. Повторение о типе речи- рассуждении.

-Что такое рассуждение?

Рассуждение – тип текста, в котором основная мысль  разъясняется или доказывается с помощью различных аргументов.

-Из каких частей состоит данный тип речи?

Рассуждение обычно состоит из трёх частей. Это:

1)      тезис (то, что доказывается или объясняется);

2)      доказательства (или аргументы, доводы, обоснования, объяснения);

3)      вывод.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 543 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 998
    • DOCX 37 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Титова Ольга Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Титова Ольга Николаевна
    Титова Ольга Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 15
    • Всего просмотров: 66983
    • Всего материалов: 26

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 215 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Мини-курс

Методика поддержки физкультурно-спортивной деятельности для людей с ограниченными возможностями здоровья

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные коммуникационные стратегии в образовательной среде: от управления до мотиваци

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

After Effects: продвинутые техники

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе