Каждое общество
имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и
разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть
доминирующей культурой, или всеобщей культурой. По отношению к господствующей
культуре выделяются субкультура и контркультура.
Молодежная
культура относится к числу особо сложных явлений. Об этом свидетельствует тот
факт, что до недавнего времени само ее существование подвергалось сомнению. В
наши дни число сомневающихся в ее наличии стало незначительным, однако
связанные с ней проблемы и сложности остались.
Молодежная культура является одним из
следствий процесса социализации вообще и культурной в особенности. Ее
социально-психологические истоки находятся в стремлении молодого человека и
молодежи в целом к самосознанию, самоутверждению, самовыражению и
самореализации. Эти естественные устремления далеко не всегда получают
необходимую поддержку. Дело в том, что почти все названные выше каналы
социализации, за исключением общества сверстников, рассматривают молодого
человека главным образом в качестве объекта воздействия.
В западной
литературе истоки молодежной культуры часто рассматриваются в свете теории
«конфликта поколений», конфликта «отцов» и «детей». В основе таких теорий, как
правило, лежит система психоанализа 3. Фрейда, ядро которого составляет
известный эдипов комплекс. В античном мифе о трагедии царя Эдипа, который убил
своего отца и женился на своей матери, Фрейд увидел универсальное объяснение
всех межчеловеческих отношений, включая отношения между поколениями и народами.
Его современные
последователи рассматривают конфликт поколений в качестве главной и
универсальной движущей силы истории. По их мнению, вся предшествующая история
была историей борьбы между старыми и молодыми, отцами и детьми, зрелыми
мастерами и молодыми подмастерьями, старыми профессорами и молодыми студентами.
В качестве современных проявлений борьбы поколений указывается на студенческие
и молодежные движения, на молодежную культуру.
По мнению В.
С. Соловьева, в любой культурной эпохе можно выделить нечто разное:
эзотерическое и профанное, элитарное и массовое, официальное и народное,
языческое и христианское. Так, в средневековом миросозерцании новое духовное,
т. е. христианское, начало не овладело старым, языческим.
До начала
нового времени (эпохи модерна) молодежи, как социально-демографической группы
не существовало и в Западной Европе. Были просто молодые люди.
С приходом
индустриального общества ситуация начинает меняться. Детство как бы
растягивается, возникает определенный интервал между детством и взрослым
состоянием.
Этому
способствовали такие факторы:
1
увеличение общей продолжительности жизни;
2. раннее
взросление (акселерация);
3.повышение
ценности образования и вообще интеллекта.
Молодой
человек стал раньше взрослеть физиологически, а к трудовой деятельности мог
приступать позже, чем в традиционном обществе. В результате в конце XIX -начале XX вв.
появляется новая социально-демографическая группа - молодежь. Нижней границей
молодости считается возраст 13-14 лет, верхней - 30 - 35 лет
Особенности
молодежи:
1
.Неопределенный социальный статус.
Молодежь
иногда называют маргинальной социальной группой. Маргинальность в этом случае -
переходное положение в социальной структуре;
2. Большая
образованность;
3.
Молодежь - носитель нового стиля жизни и социального динамизма.
Культура в
социологии - система норм, ценностей, символов, присущих данному обществу и
передаваемых из поколения в поколение. Также термин "культура"
используют для характеристики образа жизни данного сообщества.
Но
культура общества - не монолитное целое. В обществе есть множество различных
социальных общностей, групп и т.д. Если у той или иной группы есть свои
специфические нормы, ценности, символы, то говорят, что она обладает своей субкультурой.
Субкультуру можно предельно кратко определить как "культуру в
культуре". Согласно более детальному определению, то субкультура - это
автономное целостное образование внутри господствующей культуры, оппозиционное
по отношению к ней, но в то же время с ней связанное. Говорят о субкультурах
этнических или религиозных групп, профессиональных субкультурах, субкультурах
криминального мира (уголовники, наркоманы). Есть точка зрения, что культура
общества - это, в сущности, мозаика субкультур. Но чаще всего говорят о
субкультурах в связи с молодежной субкультурой (или субкультурами).
Только в наше
время молодежь выделяется в относительно самостоятельную фуппу и становится
носителем особой — молодежной субкультуры, которая, однако, существует наряду с
другими — женской, городской, сельской и т.д. Теперь появляются реальные
возможности для возникновения разногласий и противоречий между поколениями.
Западная
Европа и США пережили три периода или три "волны" и развитии
молодежных субкультур:
I.Конец
40-х-начало 60-х годов
|
Молодежные
субкультуры появляются после II-й мировой войны. В США заявкой о себе
интеллигенции-"битники", предшественники хиппи. Это были
представители творческой интеллигенции - студенты, богема (непризнанные
художники/поэты). Главный их жизненный принцип - жить, как живется. Они
отвергали господствующие ценности американского общества (стремление к
деньгам, успеху), стремились к непрерывной смене впечатлений (постоянные
путешествия автостопом), увлекались восточными философскими учениями.
|
|
Во
многом им противоположны "байкеры" – мотоциклисты, их иногда
называют "рокерами". Правда, они тоже не признавали ни правил, ни
законов, вернее, устанавливали их сами для себя. Они охотно прибегали к
насилию, наводя страх на обывателей. Один из наиболее известных байк-клубов -
"Ангелы ада".
|
|
В Англии
в 50-е гг. появились "рассерженные" молодые люди - teddy boys. Они
происходили из рабочих семей. Внешний вид их был пародией на облик среднего
класса. В свободное время они слушали рок-н-ролл и устраивали погромы в
людных местах, попросту бесились.
|
|
В конце
50-х - начале 60-х гг. их сменяют "моды". Это молодые люди
также относились к рабочему классу, но к более высокооплачиваемому, чем "теды",
слою. Они были более эстетичны, элегантны. Моды разъезжали па итальянских
мотороллерах (противопоставляя себя "грубым" байкерам на
мотоциклах). Это была первая молодежная субкультура, ориентированная на
потребительство: если битники проповедовали смену впечатлений, то моды
стремились к смене вещей, чтобы все время быть стильным и модным. Позже из
"модов" выделились "крутые моды", которые потом
превращаются в "скинхедов" (бритоголовых).
|
II.
Середина 60-х - середина 30-х годов.
|
Следующее
десятилетие - это десятилетие молодежной революции и движения хиппи.
Хиппи
появляются в США и Великобритании в середине 60-х гг. Их идеалы - мир и
любовь. Их лозунг: "лучше влезть в грязь, чем в политику". Они
выступали против войны и насилия, проповедовали свободный секс и употребление
наркотиков. Символ хиппи — цветок. Отличительные признаки - длинные волосы, рваные
джинсы.
Движение
хиппи быстро росло, в 1967 г. (пик движения) их насчитывалось около 1 млн.
человек. Хиппи создавали коммуны, самая известная из которых была в
Хейт-Эшбери (Калифорния). Болезни, голод, эпидемии, вызванные паразитическим
образом жизни, наркотиками и свободной любовью, а также полицейские репрессии
привели движение хиппи на Западе к быстрому упадку, а его участников к
разочарованию.
|
|
В 70-е
гг. появляется новая молодежная субкультура яппи. Яппи - это
сокращение от английских слов "молодые вертикально ориентированные
профессионалы". Так называли молодых менеджеров, бизнесменов,
придерживавшихся особого стиля жизни. Их Главный жизненный лозунг - успех.
Они предпочитали новые высокотехнологичные, продвинутые отрасли экономики.
Яппи стремятся к здоровому образу жизни: многие из них не курят, пьют только
воду и соки, занимаются спортом. Принадлежат они к среднему классу, может
быть, даже чуть выше среднего.
|
|
В 70-е
гг. родина многих молодежных субкультур, Великобритания, переживала кризис.
Как уродливое воплощение кризиса, появляются панки. Большинство панков
- это молодежь рабочего класса ("парни из очередей за пособием по
безработице"). Главное их стремление - шокировать публику своим внешним
видом и поведением. Панк-мода имела садомазохистские оттенки: мягкие части
лица - нос, уши - протыкались булавками, собачьи ошейники и т.п.
использовались как ожерелья.
Многие
из панков сочувствовали левым (анархистам, коммунистам, зеленым), участвовали
в акциях против расизма. В современном мире более развито движение Хардкор –
панк. Основная
тематика песен — личностная свобода, анархия, политика, социальные аспекты, стрейт-эдж, веганизм, насилие, пацифизм. Хардкор оказал значительное
влияние на развитие тяжёлой музыки 1980-х и 1990-х
годов. В настоящее время представителями этого движения можно назвать эмо
(англ. Emo, сокращение от «эмоциональный», распространена также транскрипция
«Имо») — термин, обозначающий особый вид хардкор-музыки, основанный на
сокрушительно сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда
хаотичной или полностью отсутствующей музыкальной составляющей. Отличительные
особенности этого стиля — манера вокала, включающая в себя зачастую визг,
плач, стоны, шёпот. Тексты песен носят личный характер — о переживаниях
автора, а в некоторых случаях — о политике.
|
Ш.
С.конца 80-х до наших дней.
|
В 80-е
гг. в мире молодежной культуры чувствуется зарождении чего-то нового. Этим
новым оказалась электронная музыка и компьютеры.
В начале
80-х гг. появляется музыкальный стиль рэп (буквально "треп"). Его
приверженцы - рэпперы. Первоначально это, как правило, молодежь из
негритянских гетто. Тексты многих песен агрессивны, в них оправдывались
насилие и преступления, выражалась ненависть по отношению к белым, были идеи
о превосходстве черной расы (гангста-рэп). Носили рэпперы широкие штаны и
балахон с капюшоном - чтобы было легче прыгать под музыку. Потом появился рэп
белых исполнителей, уже лишенный прежней агрессивности. В таком виде он и
пришел в Россию в начале 90-х гг.
В 80-е
гг. в Чикаго зарождается рэйв ( rave (англ.) - рёв,
безумие, неистовство) - новый музыкальный стиль и стиль жизни. Неотъемлемая
часть образа жизни рэйверов - ночные дискотеки с мощным звуком, светом,
компьютерной графикой. В одежде рэпперы предпочитают искусственные материалы
(винил, пластик) и люминесцентные краски.
Стремительно
распространяются компьютерные субкультуры: хакеры (компьютерные
взломщики; иногда просто компьютерные фанаты), киберпанки.
|
В
СССР первая
молодежная субкультура появилась в конце 40-х - начале 50-х гг. Это были стиляги
(немного напоминавшие тедов). Но они создавали свой стиль сами в соответствии
со своим представлениями о жизни на Западе. Информация об этом просачивалась
сквозь "железный занавес" с трудом. Позже стиляг сменили битники.
Примерно в
1967 г. появились русские хиппи (хиппаны, хиппаки, волосатые). Они отличались
от западных хиппи по своим взглядам, по мировоззрению. Здесь проявились, на наш
взгляд, и русские традиции странничества, и анархизм, и толстовство. Можно
согласиться с мнением, что русский хиппизм ближе к Ясной Поляне, чем к
Хейт-Эшбери. Интересно, что российский хиппизм оказался прочнее,
"укорененное" западного. На Западе субкультура хиппи исчезла к концу
80-х гг., а в России она существует и по сей день.
Появляются
в 80-х гг. в СССР и панки. Но это не ''парни из очередей за пособием по
безработице", а молодые представители артистической, художественной
богемы. А также представители андеграундная рок-культура Виктор Цой, ДДТ и
многие другие.
В самом
начале 90-х гг. одним из самых мощных молодежных движений и молодежных
субкультур становятся толкинисты - поклонники творчества Дж.
Р.Р.Толкиена, английского писателя и ученого. Ролевые игры по его книгам, а
также по иным фантастическим и историческим сюжетам, привлекли сотни и тысячи
молодых людей. Ролевые игры - очень интересный способ самовыражения и развития
личности. Совершенствуются и физическое состояние, и интеллект.
Значение
молодежных субкультур:
В
отечественной науке высказывались две противоположные точки зрения - негативная
и позитивная.
Ю.Давыдов,
видный социолог и философ, считает, что молодежная субкультура несет с собой
разрушение, бездуховность, что это паразитическое образование; антипод
культуры.
В то же
время есть немало социологов, которые оценивают молодежные субкультуры как
своеобразный полигон для социальных и культурных экспериментов, где
испытываются новые стили жизни, моды, новые жизненные ценности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.