Урок
литературы в 6 классе
Составила:
Князева Галина Викторовна,
Учитель
русского языка и литературы
МКОУ
«Усть- Мосихинская СОШ»
Тема:
И.А. Крылов. Ворона и лисица.
Цели: - Познакомить с содержанием
басни.
-Вспомнить жанровые особенности басни.
-Учить анализировать басню с точки зрения её языка, образов, сюжетов.
-Учить выразительно читать басню: соблюдать интонацию, темп, ставить
логическое ударение, соблюдать паузы.
-
Учить понимать аллегорию, мораль басни.
Ход
урока:
1.Орг.момент
2.Постановка
учебной задачи.
-Послушайте
отрывок из произведения и скажите, откуда эти строки
Когда
в товарищах согласья нет.
На
лад их дело не пойдёт.
И
выйдет из него не дело, только мука…
(ответ
детей: из басни И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука»)
-Что
содержится в этом отрывке?
Поучение
-А
как такое поучение называется в басни?
Мораль
Давайте
вспомним, что вы знаете о баснях?
1.Бывают
в стихотворной форме и в прозе
2.Обычно
рассказывается о животных, которые представляют собой человеческие черты или
характеры, которые высмеиваются.
-Как
вы думаете, почему было таким начало урока?
Продолжим
знакомиться с баснями.
-Что
нужно сделать, чтобы прочитать басню выразительно?
Нужно
подготовить текст.
-Как
нужно подготовить? Что для этого нужно сделать?
Познакомиться
и понять содержание басни, её идею, определить особенности поведения героев.
-Что
значит понять содержание?
Нужно
прочитать басню, поговорить, о чём она, о героях басни, что произошло…
3.Чтение
басни.
-Сегодня мы познакомимся с
басней И.А. Крылова «Ворона и лисица»
Послушайте
её внимательно.
4.Выявление
первичного восприятия.
-Вам понравилась басня?
-Какие
чувства она у вас вызвала?
-Кого
вам было жалко?
5.
Чтение басни детьми, анализ содержания.
-Сейчас
вы самостоятельно поработаете с текстом. Прочитайте басню, отметьте слова,
значение которых вам непонятно, незнакомо.
-
Взгромоздясь -взобраться с усилием на что-то высокое
Вещунья-предсказатель
будущего
Зоб
- расширенная часть пищевода у птиц, где накапливается пища
Ангельский
голосок – очень ласковый
-Почему
Лисица принялась расхваливать Ворону?
-Как
сыр попал Вороне? Найдите и прочитайте из текста.
-
Что значит «бог послал»?
Вороне
повезло, она не украла сыр, он ей попал случайно.
-Как
вы думаете, почему Крылов выбрал именно сыр?
Вы
знаете, что в прошлые времена сыр был большой редкостью и считался «заморским
лакомством», не каждый мог позволить себе купить это диковинное кушанье.
-Как
вы думаете, почему и о чём «призадумалась» Ворона?
Почему
ей вдруг так повезло; сразу съесть этот кусочек или продлить удовольствие..
- С
какого момента, начинается развиваться действие?
С
момента появления Лисы.
-Случайно ли появилась Лиса?
Подтвердите словами из текста.
…На
ту беду…
-Давайте
проследим по тексту, как действует на Лису сыр.
Чует
сыр – «вдруг сырный дух Лису остановил»
Видит
сыр – «Лисица видит сыр»,
В
итоге сыр завладел всеми мыслями Лисы – «Лисицу сыр пленил», каким метким
словом Крылов назвал Лису?
Плутовка
– хитрый, ловкий обманщик.
-Для
чего он употребил его?
Чтобы
ярче охарактеризовать Лису.
-Прочитайте,
как Лисица льстит Вороне, и найдите, как она обращается к ней?
Что
говорила о её красоте?
Какой
Лисица изображала Ворону?
Для
чего она это делала?
(Слайд-изображение
вороны)
-Какая
Ворона в действительности?
Как
на Ворону действует ласковые слова Лисицы?
Как
Крылов называет Ворону?
Вещунья
-Почему
он не забыл в басне упомянуть о способности Ворон быть вещими птицами?
Мудрая
птица с богатым жизненным опытом и, тем не менее, в уголке её сердца нашлось
местечко для лести.
-Как
прореагировала Ворона на лесть? Как об этом написал Крылов? Зачитайте.
-Почему
Лисице удалось обмануть Ворону?
Какие
меткие слова выбрал Крылов в своей басне. Замените слова и выражения, словами
автора.
(Слайд:
Запах
сыра-сырный дух
Понравился-
пленил
Хитрит,
лукавит- вертит хвостом
Каркнула
очень громко-во всё воронье горло
Смотрит
пристально-глаз не сводит
Осторожно,
тихо подходит-на цыпочках подходит
Исчезла,
скрылась-была такова)
-Подберите
слова, близкие по смыслу, к словам «лиса», «ворона» при обозначении ими
человека:
Лиса
Ворона
Льстец
простак
Подхалим
растяпа
Простофиля
-Где
находится мораль басни?
Прочитайте
и скажите, как вы понимаете последнюю строчку?
6.
Подготовка текста к выразительному чтению.
-Как вы думаете, готовы ли вы
читать басню выразительно? Что ещё не сделали?
С
какой интонацией нужно читать мораль?
Поучительно
-Каким должен темп при чтении
морали?
Неторопливым
-Где
нужно сделать паузу?
В
конце строк-короткая
-Что
нужно сделать, чтобы при чтении выделить мораль из басни?
Делать
паузу подлиннее.
-Давайте
разделим басню на части. Какие части можно выделить?
1-Ворона
нашла сыр
2-Лиса
льстит Вороне
3-Ворона
обманулась
Работа
группами- 3 группы
Каждая
группа работает со своей частью.
(расставьте
логическое ударение, выделите наиболее важные слова)
С
какой интонацией читаем каждую часть?
1-начало
повествования(замедленный темп)
2-хитро,
лукаво
3-……
7.Чтение.
Оценивание.
8.Домашнее
задание.
-Выучить
басню наизусть.
9.Рефлексия
-Сегодня на уроке….
-Мне
понравилось…
-Я
научилась…..
Спасибо
всем за урок!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.