Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
урок создания мини-проекта
тема: гаметогенез
презентацию выполнила
учитель биологии Бекенова Д.Т.
Жездинская смешанная школа-интернат
2 слайд
Цель: 1.продолжить формирование знаний учащихся об особенностях различных форм размножений, раскрыть сущность полового размножения на примере развития половых клеток
2.развить исследовательские умения уч-ся - анализировать проблемную ситуацию, осуществлять отбор необходимой информации, строить гипотезы, обобщать, делать выводы; ознакомить со структурой мини- проекта.
3. помочь учащимся осознать свою индивидуальность, научить бережно, относиться к своему здоровью.
3 слайд
Структура проекта
1 этап. накопление знаний
2 этап. постановка проблемы
3 этап. выбор темы
4 этап. цель и задачи проекта
5 этап. объект и методы исследования
6 этап. выдвижение гипотезы
7 этап. ожидаемый результат
4 слайд
1 этап. накопление знаний
(повторение)
Бесполое размножение
Собственно бесполое размножение ( одной клеткой) :
1. Деление надвое (простое)
2. Митоз
3.Амитоз
4. Почкование
5. Спорообразование
Вегетативное размножение ( группой клеток):
1. Почкование
2. Фрагментация
3. Вегетативное размножение растений
5 слайд
2n
2n
6 слайд
конъюгация
2n
n n
7 слайд
n n
8 слайд
Мейоз более сложный процесс, чем митоз. Основное его биологическое значение заключается в образовании гаплоидных клеток.
Процесс деления половых клеток, в результате которого в ядре оказывается вдвое меньше хромосом, называют мейозом (греч. meiosis – "уменьшение"). Уменьшение вдвое числа хромосом в ядре (так называемая редукция) происходит при формировании и мужских, и женских половых клеток. При оплодотворении путем слияния половых клеток в ядре зиготы вновь создается двойной набор хромосом (2n). Мейоз имеет большое значение в живом мире. В процессе мейоза (в отличие от митоза) образуются дочерние клетки, которые содержат в два раза меньше хромосом, чем родительские клетки.
Мейоз, или редукционное деление, – это сочетание двух своеобразных этапов деления клетки, без перерыва следующих друг за другом. Их называют мейозом I (первое деление) и мейозом II (второе деление). Каждый этап имеет несколько фаз. Названия фаз такие же, как фаз митоза.
9 слайд
10 слайд
5. Мейоз:
А — характерен только для патологических клеток
Б — происходит при образовании половых клеток
В — универсален для одноклеточных и многоклеточных организмов
Г — обеспечивает постоянство наследственной информации
6.Каждый вид организмов характеризуется:
А — определенным числом хромосом
Б — определенной формой хромосом
В — величиной хромосом
Г — расположением хромосом
7. Соматические клетки в интерфазе содержат:
А — диплоидный набор хромосом
Б — гаплоидный набор хромосом
В — 2п
Г — 1п
8. Сестринские хроматиды начинают расходиться к полюсам клетки в стадии:
А — профазы Б — анафазы В — метафазы Г — интерфазы
9. Рост организма происходит в результате:
А — мейоза
Б — митоза
В — образования гамет
Г — увеличения числа соматических клеток
11 слайд
ОТВЕТЫ
12 слайд
2этап – постановка проблемы
В процессе мейоза –количество хромосом в дочерних клетках уменьшается в 2 раза (n), но особи при этом имеют перекомбинированные наследственные свойства и признаки двух родителей. Как же это происходит?
13 слайд
3 этап – выбор темы (вытекает из проблемы)
Так как мейоз - это деление половых клеток значит мы должны рассмотреть половые клетки, их созревание.
Тема урока: Гаметогенез
Гаметогенез
это процесс созревания половых клеток, или гамет
Сперматогенез – Овогенез -
процесс образования процесс образования
сперматозоидов яйцеклеток
14 слайд
4 этап. цель и задачи проекта
цель проекта (одна):сформировать понятие о гаметогенезе как способе деления клетки, ведущем к образованию гаплоидного числа хромосом в гаметах;
задачи :
1.раскрыть стадии гаметогенеза и его биологическую сущность;
развить понятие об оплодотворении как об условии возникно-вения нового организма половым путём и восстановления диплоидного набора хромосом в клетках.
2.поскольку в ходе гаметогенеза специализация яйцеклеток и спермиев происходит в разных направлениях, обычно выделяют оогенез и сперматогенез соответственно, изучить различия процессов овогенеза и сперматогенеза
15 слайд
5 этап. объект и методы исследования
объект исследования - половые клетки
методы исследования – теоретический анализ
16 слайд
6 этап. выдвижение гипотезы
если уменьшение числа хромосом в прцессе мейоза ведет к перекомбинации наследственных свойств и признаков двух родителей, то это обеспечивает биологическое разнообразие, наследственную изменчивость особей одного вида, что даёт материал для естественного отбора, прогрессивной эволюции.
17 слайд
7 этап. ожидаемый результат (вывод)
В процессе мейоза число хромосом уменьшается, но образуется большое количество новых комбинаций генов при кроссинговере, а при слиянии таких гаплоидных гамет дает новый материал для эволюции (потомки отличаются от родителей).
♂ (n) + ♀ (n) = зигота (2n) → новый организм (2n)
18 слайд
гаметогенез
Сперматогенез овогенез
фаза размножения у мужчин наступает с наступлением половой зрелости и продолжается в течении жизни Оптимальная температура для сперматогенеза составляет 34 ºС, и длится этот процесс 72-74 дня. За сутки у здорового мужчины образуется около 100 миллионов сперматозоидов. Этот процесс происходит непрерывно – одни сперматозоиды завершают свое созревание, другие только начинают расти, а третьи находятся в средней стадии.
женские половые клетки образу-ются в процессе митотичес-кого деления зародышевых клеток (оогоний), поступивших в зародышевый яичник на 6-ой неделе беременности. Оогонии проходят профазу I мейотического деления и становятся первич-ными ооцитами - I порядка
Эти ооциты окружаются 1-2 слоями кубических эпителиальных клеток и образуют зародышевые фолликулы. Таким образом, к моменту рождения число фолликулов в яичнике составляет примерно 1-2 миллиона. Развитие фолликулов приостановлено вплоть до периода полового созревания.
19 слайд
фаза размножение
(половые железы)
фаза роста
овоциты I порядка
сперматоцит Iпорядка
фаза созревания
овоциты II порядка
сперматоцит II порядка
фаза формирования
2n
2n
n
n
2n
2n
n
n
20 слайд
Гаметогенез протекает в три стадии и заканчивается созреванием гамет.
На стадии размножения первичные половые клетки с диплоидным набором хромосом делятся митозом.ю что способствует увеличению их количества.
Стадия роста характеризуется интенсивным ростом клетки и запасанием питательных веществ. Он соответствует интерфазе перед мейозом.
Стадия созревания – это мейоз, в результате которого формируются и созревают гаметы – половые клетки.
21 слайд
Карл эрнст фон бэр
17.02.1792 – 28.11.1876
В 1827г. ввел понятия
«сперматозоид» и « яйцеклетка»
22 слайд
Результат:
1) из одной диплоидной клетки формируется четыре гаплоидные.
2) благодаря кроссинговеру достигается генетическое разнообразие гамет каждого организма. Благодаря взаимодействию хромосом отца и матери гаметы всегда обладают новыми, неповторимыми комбинациями хромосом. Эти комбинации у потомства выражаются в новых сочетаниях признаков. Появляющееся множество комбинаций хромосом увеличивает возможность вида вырабатывать приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды, что очень важно для эволюции.
23 слайд
"Ещё, и ещё, и ещё.
Это вечное стремление Вселенной рождать и рождать.
Вечно плодородное движение мира.
Из мрака выходят двое, они несхожи, но равны:
Вечно материя, вечно рост, вечно явление пола,
Вечно ткань из различий и тождеств,
Вечно Зарождение жизни."
Уолт Уитмен, 1855
24 слайд
Итог урока: выставление оценок
Дом\з
На следующем уроке мы изучим тему: Оплодотворение, составить план мини-проекта
§33, 34
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Тема урока: Гаметогенез. Цель: 1.продолжить формирование знаний учащихся об особенностях различных форм размножений, раскрыть сущность полового размножения на примере развития половых клеток 2.развить исследовательские умения уч-ся - анализировать проблемную ситуацию, осуществлять отбор необходимой информации, строить гипотезы, обобщать, делать выводы; ознакомить со структурой мини- проекта. 3. помочь учащимся осознать свою индивидуальность, научить бережно, относиться к своему здоровью. Тип урока: изучение новой темы Вид урока: урок создания проекта Наглядность: пректор План урока 1.оргмомент Ознакомление с целью урока (слайд 2) и методами составления мини- проекта(слайд 3) Структура проекта 1 этап. накопление знаний 2 этап. постановка проблемы 3 этап. выбор темы 4 этап. цель и задачи проекта 5 этап. объект и методы исследования 6 этап. выдвижение гипотезы 7 этап. ожидаемый результат 1 этап. накопление знаний (слайд 4-11) Вы обладаете определенными знаниями, умениями по теме: размножение. сравнивая митоз и мейоз, может возникнуть вопрос, в чём преимущество. полового размножения по сравнению с бесполым. 2этап – постановка проблемы (слайд 12) В процессе мейоза –количество хромосом в дочерних клетках уменьшается в 2 раза (n), но особи при этом имеют перекомбинированные наследственные свойства и признаки двух родителей. Как это происходит в половых клетках? Чтобы решить проблему нужно определить направление, выбрать тему. -Какие мы рассмотрели, что конкретномы изучили? 3 этап – выбор темы (вытекает из проблемы) (слайд 13) Так как мейоз - это деление половых клеток значит мы должны рассмотреть половые клетки, их созревание. Тема урока: Гаметогенез Гаметогенез это процесс созревания половых клеток, или гамет Сперматогенез – Овогенез - процесс образования процесс образования сперматозоидов яйцеклеток Определить цель и задачи проекта, объект и методы исследования цель проекта (одна) (слайд 14) Ò цель:сформировать понятие о гаметогенезе как способе деления половых клеток, ведущих к образованию гаплоидного числа хромосом в гаметах; задачи : Ò 1.раскрыть стадии гаметогенеза и его биологическую сущность; развить понятие об оплодотворении как об условии возникновения нового организма половым путём и восстановления диплоидного набора хромосом в клетках. 2.поскольку в ходе гаметогенеза специализация яйцеклеток и спермиев происходит в разных направлениях, обычно выделяют овогенез и сперматогенез соответственно, изучить различия процессов овогенеза и сперматогенеза Ò объект исследования - половые клетки (слайд 15) Ò методы исследования – теоретический анализ -При выдвижении гипотезы и О.Р. ориентируемся на постановку проблемы, на цели и задачи, выдвинутые для решения данной проблемы. выдвижение гипотезы (слайд 16) Ò если уменьшение числа хромосом в прцессе мейоза ведет к перекомбинации наследственных свойств и признаков двух родителей, то это обеспечивает биологическое разнообразие, наследственную изменчивость особей одного вида, что даёт материал для естественного отбора, прогрессивной эволюции. ожидаемый результат (вывод) (слайд 17) Ò В процессе мейоза число хромосом уменьшается, но образуется большое количество новых комбинаций генов при кроссинговере, а при слиянии таких гаплоидных гамет дает новый материал для эволюции (потомки отличаются от родителей). ♂ (n) + ♀ (n) = зигота (2n) → новый организм (2n) В группах ученики изучают – сперматогенез и овогенез, (слайд 18-20) обобщают, делают выводы. (слайд 16-17, → 21) о развитие женских половых клеток сделают сообщение Улжан и Дина о развитие мужских половых клеток сделают сообщение Эдуард и Құрмет Итог урока: (слайд 22) "Ещё, и ещё, и ещё. Это вечное стремление Вселенной рождать и рождать. Вечно плодородное движение мира. Из мрака выходят двое, они несхожи, но равны: Вечно материя, вечно рост, вечно явление пола, Вечно ткань из различий и тождеств, Вечно Зарождение жизни." Уолт Уитмен, 1855 На следующем уроке мы изучим тему: Оплодотворение, составить план мини-проекта Дом\з §33, 34 (слайд 23) ТЕСТ НА ТЕМУ "РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ" 1. Размножение — это процесс: А — увеличения числа клеток Б — воспроизведение себе подобных В — развитие организмов в процессе эволюции Г — изменение особи с момента рождения до ее смерти 2. Оплодотворение — это процесс, в результате ко торого: А — происходит слияние мужской и женской гамет Б — образуется зигота В — образуется диплоидная клетка Г — развиваются гаметы 3. Митоз — способ деления эукариотических кле ток, при котором: А — дочерние клетки получают генетическую информацию такую же, как в ядре материнской клетки Б — образуется зигота В — образуются половые клетки Г — из диплоидной клетки образуются гаплоид ные 4. Онтогенез — процесс: А — исторического развития организмов Б — деления клеток В — индивидуального развития организма Г — эмбрионального развития 5. Мейоз: А — характерен только для патологических клеток Б — происходит при образовании половых клеток В — универсален для одноклеточных и многоклеточных организмов Г — обеспечивает постоянство наследственной информации 6.Каждый вид организмов характеризуется: А — определенным числом хромосом Б — определенной формой хромосом В — величиной хромосом Г — расположением хромосом 7. Соматические клетки в интерфазе содержат: А — диплоидный набор хромосом Б — гаплоидный набор хромосом В — 2п Г — 1п 8. Сестринские хроматиды начинают расходиться к полюсам клетки в стадии: А — профазы Б — анафазы В — метафазы Г — интерфазы 9. Рост организма происходит в результате: А — мейоза Б — митоза В — образования гамет Г — увеличения числа соматических клеток ОТВЕТЫ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Б А,Б,В А В Б А,Б,В,Г А,В Б Б,Г
6 625 839 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Куликова Елена Робертовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.