Инфоурок География Другие методич. материалыРазработка ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 9 кл

Разработка ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 9 кл

Скачать материал

Тема урока:ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 9 кл.

Цели изучения темы: раскрыть причины Первой мировой войны, выяснить цели воюющих государств и объяснить несправедливый характер войны, обрекшей народы на страдания.

- развивать у учащихся мысль о необходимости сохранения мира как главной задачи человечества.

- Задачи:

Развивающая - необходимо научить их делать выводы по теме, вырабатывать собственное мнение и ориентироваться по карте-схеме, научить работать с документацией, анализировать просмотренные кинофильмы, карты, иллюстрации.

Образовательная - способствовать усвоению знаний по социально-политическим последствиям  войны.

Воспитательная - выработать негативное отношение к войне, как основной причине социально-экономических потрясений. Заложить основы гражданской позиции к данному явлению. Способствовать умению работать в коллективе

Ход урока.

На штыки можно опираться, но на них нельзя сидеть.

                                                                          Испанский афоризм

 

 

1ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ БЛОКОВ В ЕВРОПЕ ПЕРЕД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНОЙ (конец XIX-начало XX вв.)ЦЕЛИ СТРАН-УЧАСТНИЦ

АВСТРО-ВЕНГЕРСКАЯ ИМПЕРИЯИТАЛИЯГЕРМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели воюющих стран

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причины и повод для войныРисунок12

Основные причины первой мировой войны

§  Стремление развитых стран к экспансии – территориальному, военно-политическому, финансово-экономическому, социокультурному расширению

§  Многовековое соперничество:

-      между Францией и Германией;

-      между Австро-Венгрией и Россией на Балканах;

-      между Россией и Германией в польском вопросе;

-      между Германией  и Великобританией за гегемонию на морях и в колониях.

Повод:

Убийство 28 июня 1914 г. в Сараево Г. Принципом преемника австрийского и венгерского престола Фердинанда и отказ сербского правительства 25 июля 1914 г. принять условия австрийского ультиматума от 23 июля 1914г.

 

События   Первой мировой войны

План Шлиффена - план ведения войны в Европе, разработанный начальником Генерального штаба прусской армии А. фон Шлиффеном в начале 20 в. Основная цель плана – избежать войны Германии на два фронта: с запада и востока. Предполагалось нанести мощный молниеносный удар по Франции через территорию Бельгии, вывести ее из войны, а затем стремительно сосредоточить силы на востоке против России. План носил авантюрный характер, поскольку не учитывал возможностей противника.

 

Начало

Начало войны

§  28 июля 1914 г. – Австро-Венгрия объявила войну Сербии

§  29 июля – Россия начала частичную мобилизацию

§  1 августа – Германия объявила войну России

§  3 августа – Франции.

§  Германские войска вступили в Бельгию, нарушив ее нейтралитет. Под предлогом защиты Бельгии правительство Англии 4 августа объявило войну Германии.

§  Вместе с ней в войну вступили ее доминионы и Индия, 6 августа войну России объявила Австро-Венгрия, в ответ ей войну объявили Англия и Франция.

§  15 августа – Япония потребовала от Германии передать ей свои территории в Китае. Отказ. Япония объявила войну Германии.

§  В начале августа немецкие войска в соответствии с планом Шлиффена через территорию Бельгии пошли на Францию, обходя с севера французские войска (т.н. “удары серпом”).Угроза разгрома французской армии и падения Парижу вынудили русское командование бросить гвардейские корпуса под командованием Самсонова и Рененкампфа в Восточную Пруссию еще до окончания мобилизации войск. Спасая имения прусского юнкерства, немецкое командование перекинуло часть войск из Франции восточнее, которые нанесли поражение русским войскам, но окончательно разгромить их не смогли. Это приостановило темп наступления немецких войск в Франции.

§  В августе-сентябре началось успешное наступление русских войск в Галиции, которое привело к захвату Западной Украины (Львов, осада Перемышля) и выхода на Карпатские перевалы до конца года.

§  В сентябре, когда немецкие войска подошли к Парижу, состоялась битва на реке  Марне, в которой французам удалось остановить продвижение немцев. Фронт стабилизировался. Попытки обойти друг друга с севера (т.н. “бег к морю”) вызвали продолжения линии фронта до 600 км.

§  Таким образом в 1914г. ни одна из сторон не смогла реализовать свои стратегические планы по разгрому противника. Истощение воинских припасов и равносильное противостояние вызвали переход

к позиционной войне (в первую очередь на Западном фронте).

 

 

Обзор военно-политических событий 1915 года.

 

 

§  В 1915 г. Германия и Австро-Венгрия нанесли главный удар по России, надеясь вывести ее из войны. Но Восточный фронт устоял.

§  На сторону Тройственного союза перешла Болгария. Вместе с Австро-Венгрией она разгромила Сербию.

§  На сторону Антанты перешла Италия.

§  господство “позиционной войны”, поскольку страны Антанты проводили мобилизацию промышленности.

§  22 апреля 1915 г. на р.Ипр немцы впервые эффективно применили ядовитые вещества.

 

§  1916 г. – началось германское наступление под Верденом с 21 февраля до 18 декабря 1916г. Каждая из сторон имела целью  “перемолоть” силы неприятеля

и развернуть широкое наступление.До 2 сентября 1916 г. атаковали немцы.Героическое сопротивление французов обеспечивал“священный путь” – дорога длиной 65 км., по которой 3900 автомобилей доставляли каждую ночь боеприпасы и резервы, вывозили раненных. За 10 месяцев боев погибло около 1 млн. чел.,

было разгромлено 120 дивизий (69 фр. и 50 нем.)

§  Наступление войск Антанты на р.Сомме (Западный фронт)Наступление англо-французских войск.Длился бой с 1 июля по 18 ноября 1916 г.Цель – воспользовавшись ситуациейу Вердена, прорвать немецкий фронт.15 сентября в ходе операции впервые в истории были примененные танки, что имело значительный психологический эффект.

За 4,5 месяцы боев фронт на участке 35 км. было “вдавлен”вглубь немецкой обороны всего на 10 км (потери – 794 тыс. войск Антанты и 538 тыс. немцев)

§  Наступление русских войск на Восточном фронте (“Брусиловський прорыл”) Цель – отвлечь немецкие войска от Вердена. Начался 4 июля 1916 г. по всей линии фронта. Значительный  прорыв состоялся в районе Луцка.Всего в ходе наступления, которое длилось до сентябрю 1916 г., было уничтожено 1,5 млн. чел., россияне потеряли 0,5 млн. человек. Под влиянием русских  успехов, 27 августа в войну на стороне Антанты вступила Румыне, но получила сокрушительное поражение.

§  Подводная война была начатая Германией  еще в 1915 г. В 1916 г. она активизировалась, поскольку  надводный  флот Германии (как показал Ютландский бой 31.05-1.06.1916 г.) не имел шансов на победу. Немецкие подводные лодки активизировали действия против торгового флота стран Антанты и нейтральных государств.

§  Четвертной союз терял инициативу в боевых действиях. Его положение осложнялось морской блокадой, установленной британским флотом.

§  Во всех воюющих странах произошли серьезные изменения. Растет недовольство войной, но правительства воюющих государств стремились продолжать ее до победы.

 

§  В 1917 г. Антанта планировала наступление на всех фронтах.

§  Выход России из войны.  После Февральской революции 1917 г. и свержения  монархии Временное правительство попробовало организовать еще одно наступление в июле 1917 г. против австро-германских войск. Наступление закончилось поражением и привело к значительным территориальным потерям  России.

§    В ноябре 1917 г. большевики, которые пришли к власти, заключили с Германией перемирие (а в марте 1918 г. – Брестский мир). Это дало возможность Германии перекинуть войска на Западный фронт.

§  Вступление США в войну  6 апреля 1917 г. США вступают в войну на стороне Антанты.

Поводом стало провозглашения Германией “неограниченной подводной войны” и потери, которые испытывали от неё США.

Военные действия на Западном фронте не принесли успехов Антанте.

§        Запланованное на весну наступление не удалось вследствие организованного

отхода немецких войск   на “линию Зигфрида”. Наступление англо-французских войск под руководством генерала Нивеля (9-20 апреля 1917) был неудачным: потери союзников составляли 340 тыс. чол., немцев – 163тыс. чол.(в т. ч. 29 тыс. пленными).

29 октября 1917 г. австро-германскими войсками был прорванный итальянский фронт под Капоретто. Лишь перебрасывания в зону прорыва англо-французских войск(на автомобилях через Альпы) оказывало содействие остановке австро-германских войск возле Венеции.

20 ноября – 6 декабря 1917 г. состоялось наступление союзников в районе Камбре (Франция), где массово были примененные танки, однако это не дало ожидаемых успехов

1918 год

Военные действия на Западном фронте. 3 мая по 18 июля 1918 г. немецкое командование осуществило 5 наступательных операций, которые разрешили исчерпание всех резервов приближаться к Парижу. Но переход объединенных сил Антанты

в контрнаступление привел к разгрому немецкой армии (в “черный день” 8 августа 1918 г. возле Амьена во Франции было уничтожено 16 немецких дивизий).Германия стояла перед воинским крахом.

Окончания войны.

Компьенское перемирие.

( 29 сентября 1918 г. перемирия с государствами Антанты подписала Болгария, 30 октября 1918 г. – Турция, 3 ноября 1918 г. – Австро-Венгрия.

Угроза вторжения союзников на территорию Германии и начало революции принудили немцев пойти на подписание перемирия с государствами Антанты. В Компьенскому лесу 11 ноября 1918 г. в 5 ч. утра  по французскому времени под диктовку маршала Фоша в его штабном вагоне условия перемирия были подписаны. В 11.00 салют из 101 залпа известил об окончание войны.

Итоги войны

         продолжалась более четырех лет;

         участвовало 33 страны из 59;

         мобилизовано 73,5 млн. чел.

         более 10 млн. было убито и 20 млн. ранено.

         убытки сторон составили108.5 млрд.$.

         состоялся крах правительства политических режимов и падения и распад Османской, Австро-Венгерской, Немецкой и Русской империй.

 

 

 

Вопросы и задания

Работа с документальными материалами

Великая война 1914-1918 гг. лежит, как полоса выжженной земли, отделяя то время от наших дней. Уничтожив так много жизней… разрушив убеждения, изменив представления и оставив неизлечимые раны разочарования, она образовала физическую и психологическую пропасть между двумя эпохами.

                                    Из книги Барбары Такман «Гордая башня – Картина мира перед войной 1890-1914 гг.

 

На протяжении почти столетия ни один враг не появлялся на морях, окружавших наш остров … Было трудно даже представить себе возможность угрозы этим мирным берегам … Никогда Лондон не казался более беспечным и процветающим. Никогда не было столько того, что стоило сделать, посмотреть и услушать. Ни пожилые, ни молодые не имели ни малейшего подозрения, что то, чего они были свидетелями на протяжении этого исключительного периода 1914 года, являлось, по сути, концом эры.

                                                                                   Джеффри Маркус. «Прежде чем погасли светильники».

Подобно тому как люди жаждут грозы, чтобы спастись от духоты лета, так поколение 1914 года верило, что война принесет облегчение.

Ернест У. Кормонс, австрийский дипломат

 

Объявление войны Сербии, последовавшее через сорок восемь часов после вручения в Белграде ультиматума, делало продолжение каких-либо переговоров чрезвычайно затруднительными. Краткость назначенного в Вене срока имела в виду эту цель.

Тем не менее, я продолжал употреблять все усилия, чтобы не дать им порваться. В этом направлении мне оказывали энергичную поддержку наши союзники и друзья. На помощь французского правительства я мог вполне рассчитывать, зная миролюбивые течения, которые бессменно преобладали в Париже с самого начала Балканских войн. Но мне было еще важнее добиться, без всякого промедления, открытого заявления Великобританского правительства о его солидарности с Россией и Францией в австро-сербском столкновении. С первой же минуты мне было ясно, что, хотя удар и был направлен из Вены, надо было действовать на Берлин, чтобы предотвратить страшную опасность, угрожавшую миру Европы. Я был убежден, что лучшим, а может быть и единственным, средством для этого было вызвать такое заявление со стороны английского правительства. У меня было еще свежо в памяти впечатление, произведенное всюду, и, прежде всего, в Германии, речью г-на Ллойд-Джорджа в 1911г., когда «…» Европа, как казалось, была накануне всеобщей войны. Однако решительного заявления о солидарности Великобританского правительства с Францией было тогда достаточно, чтобы разогнать густо собиравшиеся грозовые тучи.

Я был глубоко убежден и сохраняю это убеждение и по сей час, что, если бы подробное заявление о солидарности держав Тройственного согласия в вопросе об австро-сербском споре было своевременно сделано от лица Великобританского правительства, из Берлина, вместо слов поощрения раздались бы советы умеренности и осторожности и что, если, может быть и не навсегда, то, по крайней мере, на целые годы был бы отсрочен час расчета между двумя противными лагерями, на которые была разделена Европа.

(Из воспоминаний министра иностранных дел России С. Сазонова)

  • На основании данного документа докажите, что войну можно было бы предотвратить.
  • Почему необходимо было объединить усилия России, Франции и Великобритании?
  • Какое значение придает автор документа тесному взаимодействию странам Антанты?

 

Большая часть секретных архивов 1914 г. и предшествовавших лет…была предана огню. Таким путем генеральный штаб рассчитывал избежать ответственности за свои ошибки, вследствие которых мы оказались на краю пропасти.

Запас снарядов у нас всего 13 тысяч (по два в день на орудие). 150 тысяч винтовок устаревшей системы, извлеченных из военных складов, оказались абсолютно непригодными. Смешные  и бросающиеся в глаза красные брюки давно были всюду осуждены, и только у нас генеральный штаб защищал их под разными нелепыми предлогами.

Генеральным штабом ничего не было предусмотрено относительности мобилизации промышленности «…» Генеральный штаб присвоил себе отпущенные кредиты. Уже в самом начале военных действий правительство оказалось не в состоянии доставлять войскам необходимые боеприпасы и снаряжение, а также обеспечить продовольственное снабжение войск.

Дошло до того, что необходимый для производства мелинита фенол французское военное министерство получало из…Германии! Это звучит как анекдот! И так как мы не сумели противопоставить неприятелю железобетонные укрепления и артиллерийский огонь, нам пришлось выставить против врага горы пушечного мяса.

(Из воспоминаний сотрудника французской  разведки Р. Букара)

  • Анализируя документальный материал, оцените подготовленность Франции к войне.
  • Почему германские войска оказались в 30 милях от Парижа в 1914г.?

 

Австро-Венгрия должна была обнажить меч против Сербии «…» Австро-Венгрия не могла больше сохранять холодное безразличие, спокойно выносить эти провокации и проявлять христианское смирение, которое велит, если вас ударили по одной щеке, подставить другую. Дело не в рыцарской дуэли с «бедной, маленькой» Сербией, как она любила себя называть, и не в наказании за убийство. Тут, прежде всего, стоял практически чрезвычайно важный вопрос о престиже великой державы, и притом великой державы, которая своим постоянным терпением и уступчивостью (в этом была ее ошибка) создавала впечатление бессилия и делала своих внутренних и внешних врагов все более агрессивными, вследствие чего они все стали настойчивее добиваться разрушения старой империи.

Новая уступка, особенно теперь, после насильственного акта, совершенного Сербией, дала бы волю всем стремлениям, которые уже подтачивали здание империи, - южнославянской, чешской, русофильской и румынской пропаганде и итальянскому ирредентизму «…»

Сараевское убийство разрушило карточный домик, сооруженный дипломатией, в котором Австро-Венгрия считала себя в безопасности. Монархию схватили за горло, и ей приходилось выбирать между возможностью быть задушенной или попыткой сделать последние усилия, для того чтобы предотвратить свою гибель.

(Из воспоминаний начальника генштаба Австро-Венгрии К. Герцдорфа)

  • Каковы причины, побудившие Австро-Венгрию начать военные действия против Сербии?

 

Виновники империалистической бойни

Антимилитаристский роман известного немецкого писателя-демократа, патриота и борца за мир, завершается описанием революции 9 ноября 1918 г. в Германии. Отсюда его название. Достоинство романа – в разоблачении империалистической войны и её виновников, в правдивом изображении вызванных войною бедствий трудящихся масс. 

Преступление, хищничество, лицемерие, цинизм – вот что являла собой Европа. Ничего больше. Великие европейские державы довели свои принципы разбоя на большой дороге до гигантских масштабов. Опираясь на свои армии и флоты, эти рыцари наживы грабили страны земного шара, порабощали народы, жёлтые, коричневые, чёрные, а потом, завистливые и алчные, передрались друг с другом. Белая раса оказалась самой проклятой из всех, обитающих на планете. Она истребляла целые народы… Более того: рыцари наживы поработили собственные народы! <…>

Вперёд, солдаты!

Бой грохочет, орудия ухают, сражайтесь, умирайте!

Глаза всего мира устремлены на вас!

Вот уже биржа заволновалась – бумаги падают. Ведь вы не подведёте, возлюбленные герои! Да, да, герои! Три марки, три франка, три шиллинга и три доллара в день. Награды, триумфальные арки, протезы вместо рук и ног, - ведь вы знаете наши расценки? Ведь вы не вздумаете… Калий, уголь, колонии…

Императоры и короли грезят о торжественных въездах в ликующие столицы. Президенты спят и видят ту минуту, когда они, окружённые рукоплещущими толпами, приподнимут над головой блестящий цилиндр…

Вперёд, наши возлюбленные, наши чудесные, наши несравненные!

Коллерман Б. (1879-1951 гг.). Девятое ноября. Роман (1920 г.)

Контрольные вопросы

1. Каково было внутреннее положение в воюющих странах?

2. Какие цели преследовали страны Запада на войне?

3. Как повела себе социал-демократия стран Западной Европы в условиях начавшейся войны?

4. Какие новые виды вооружений использовались в ходе первой мировой войны? Какое значение это имело для последующего исторического развития?

5.  Перечислите сильные и слабые стороны русской  армии, флота, авиации.

6. Как повлияли на ход войны распад Восточного фронта и революционный выход России из войны?

7. Какие слои российского общества были охвачены революционным брожением к началу 1917 г.?

8.Охарактеризуйте человеческие потери в первой мировой войне. Какие из них можно назвать прямыми, а какие – косвенными?

9. Как изменился расклад сил на международной политической арене после первой мировой войны?

Задания 1 уровня

1. Дайте определение следующим понятиям: убийство в Сараево, мировая война, блицкриг, «чудо на Марне», «окопная война», «Верденская мясорубка», Брусиловский прорыв, Четверной союз, Компьенское перемирие.

2. Продолжите историческое утверждение:

а) Общими целями в войне всех участников военных союзов являлись…

б) В итоге начального периода войны были сорваны планы Германии и война приобрела…

в) Основными причинами неудач России в войне можно назвать…

г) В ноябре 1918 г. первая мировая война завершилась победой стран Антанты из-за…

д) Поводом к началу первой мировой войны явилось… 

3. Что вам известно о справедливых и несправедливых войнах?

Задания 2 уровня

1. Предположите, почему командование основных стран-участниц первой мировой войны просчиталось в определении ее сроков?

2. В каком направлении шло формирование офицерского корпуса российской армии? К каким последствиям это могло привести?

3. Предположите, какую реакцию у различных политических сил вызвал Манифест: «Война и российская социал-демократия?

Задания 3  уровня

1.Найдите по карте основные военные операции и перемещение линии фронта,  проанализируйте действия стран Антанты и  Тройственного союза. Дайте оценку результатов военных компаний 1914, 1915 и 1916 гг.

2.Найдите места крупных сражений. Проанализируйте, где (на Западном или на Восточном фронтах) были более напряженные боевые действия и когда. Как бы вы могли оценить взаимодействие союзников по военным блокам?

3.Найдите места революционных выступлений в Западной Европе в 1917-1918 гг. Можно ли увидеть взаимосвязь между ними и развитием событий на фронтах войны?

Творческие задания

  • Письмо с фронта одного из участников войны с описанием настроения бойцов, военных действий, методов ведения войны;
  • Письмо с фронта с описанием «окопной войны»;
  • Сообщение: «Военная техника первой мировой»;
  • Политический портрет;

Деловая игра: «Разработка условий мирного договора».

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 9 кл"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Бухгалтер

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока: раскрыть причины Первой мировой войны, выяснить цели воюющих государств и объяснить несправедливый характер войны, обрекшей народы на страдания.

- развивать у учащихся мысль о необходимости сохранения мира как главной задачи человечества.

- Задачи:

Развивающая - необходимо научить их делать выводы по теме, вырабатывать собственное мнение и ориентироваться по карте-схеме, научить работать с документацией, анализировать просмотренные кинофильмы, карты, иллюстрации.

Образовательная - способствовать усвоению знаний по социально-политическим последствиям  войны.

 

Воспитательная - выработать негативное отношение к войне, как основной причине социально-экономических потрясений. Заложить основы гражданской позиции к данному явлению. Способствовать умению работать в коллективе

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 693 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 982
    • DOCX 2.9 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дитюк Ирина Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дитюк Ирина Витальевна
    Дитюк Ирина Витальевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 14
    • Всего просмотров: 3717
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 34 регионов

Курс повышения квалификации

Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 21 региона

Курс повышения квалификации

Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 79 человек из 40 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по географии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 83 человека из 40 регионов

Мини-курс

Основы инженерной подготовки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инвестиционные проекты: оценка, эффективность и стратегии

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фитнес: вопросы здоровья и безопасности во время тренировок

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе