Урок физики в 7-м классе
Тема:
«Сообщающиеся сосуды»
Цели:
Обосновать расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах
на одном уровне. Показать примеры применения сообщающихся сосудов в быту и
технике.
Задачи
урока:
Образовательная:
§
повторить
формулу для расчета гидростатического давления
§
дать
понятие сообщающихся сосудов
§
продолжить
формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля
на примере однородных и неоднородных жидкостей в сообщающихся сосудах;
Развивающая:
§
формировать
умения анализировать
§
устанавливать
связи между элементами содержания ранее изученного материала
§
находить
примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе
Воспитательная:
§
воспитание
аккуратности, умения слушать и быть услышанным.
Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, различные виды сообщающихся сосудов,
рисунки для опроса.
Тип урока: урок усвоения
новых знаний.
План урока
Этапы
урока
|
Время,
мин
|
Приемы и
методы
|
1.
Организационный момент.
|
1 -2
|
Рассказ
учителя.
|
2. Актуализация
знаний.
|
2
|
Опрос по
группам.
|
3.
Изучение нового материала.
|
10 - 15
|
Беседа.
Записи на доске и в листах. Проведение эксперимента. Обсуждение результатов.
|
4.
Развитие знаний при решении творческих задач.
|
5
|
Решение экспериментальных
задач.
|
5.
Закрепление полученных знаний.
|
5
|
Индивидуальная
работа с тестами.
|
6.
Подведение итогов.
|
5-6
|
Выделение
главного учителем.
|
7.
Домашнее задание.
|
1
|
Запись
на доске.
|
Ход урока
(класс разделен на три группы).
1. Видеофрагмент
поющего фонтана (файл «Фонтаны» в папке « Итоговая работа»).
Сегодня мы с вами
узнаем как устроены фонтаны, а также другие полезные и красивые вещи. А также
что объединяет фонтан, чайник, водопровод в вашем доме, шлюз и лейку. (Слайд
1).
2. Но, как и
в большинстве случаев, чтобы узнать что-то новое, нужно сначала вспомнить
старое. У вас на столах лежат “Картинки”, под ними вы найдете вопросы, на
которые каждая группа должна дать ответ. На размышление минута.
Какой
закон проявляется на этом опыте?
Какова
формулировка этого закона? (Слайд 2)
Почему
вода вытекает из отверстий? Из чего следует, что давление воды увеличивается с
глубиной? (Слайд 3)
В трех
сосудах с одинаковой площадью дна налита вода до одного уровня.
Одинаково
ли давление воды на дно в этих сосудах?
С
одинаковой ли силой давит вода на дно этих сосудов? (Слайд 4)
3. Молодцы.
А теперь проследите за небольшим экспериментом, который я проведу. У меня в
руках две трубочки, соединенные резиновым шлангом. Такая конструкция называется
сообщающиеся сосуды. Это и есть предмет нашего сегодняшнего изучения и тема
нашего урока. Запишите ее. (Слайд 5)
Причем особенность
таких сосудов в том, что при наливании жидкости в один из них, вода попадает и
в другой. Поэтому можно ли назвать сообщающимися сосуды, соединенные так:
(слайд 6). Так
какие сосуды можно назвать сообщающимися?
Запись в тетрадь:
сосуды, соединенные между собой ниже уровня жидкости называются сообщающимися.
Если я, зажав
резиновый шланг, налью в обе трубочки разное количество воды, как вы думаете,
будет ли она переливаться, если я разожму шланг?
Почему?
Проверим.
(Шланг разжимается).
Жидкость перетекает.
Вновь сожму
шланг и долью жидкость в одно колено.
Одинаковые
ли давления оказывают столбики жидкости справа и слева на середину?
Почему? (Высоты
столбов жидкости разные.)
Если
давления справа и слева неодинаковы, то что будет, когда я отпущу шланг? (Вода
перетечет.)
До какого
уровня? (До тех пор, пока давления на середину справа и слева не станут
равными.)
Вывод: Итак,
если сосуды одинаковы, то уровень жидкости одинаков. (Рисунок на доске и в
тетрадях).
Докажем
это с помощью формул.
По закону
Паскаля давление во всех точках жидкости на одном уровне одинаковое, т.е. р1=р2.
Давление p1=gh1 и p2=gh2.
Приравниваем их gh1=gh2. Сократим общие множители g и
получим h1=h2, что и требовалось доказать.
Запишите
вывод. Учащиеся записывают выводы к себе в тетради.
А если
сосуды будут разные? В каком из этих сосудов вода будет на более высоком
уровне? (Демонстрируются сообщающиеся сосуды разной формы. Учащиеся делают
предположения). Проверим. Нальем воду. (Эксперимент: опыт с сосудами разной
ширины и формы.)
Какой
вывод мы можете сделать?
Вывод: в
сосудах любой ширины и формы однородная жидкость устанавливается на одном
уровне. (Рисунок на доске и в тетради).
Мы пришли
к важному выводу. Сформулируем его.
На
основании опыта учащиеся делают вывод: в сосудах любой формы однородная
жидкость устанавливается на одном уровне.
А если в
сообщающиеся сосуды налить две несмешивающиеся жидкости разной плотности. Будут
ли они располагаться на одном уровне? (Учащиеся делают предположения). (Эксперимент:
один сосуд заполняется водой, другой маслом.) Страничка ЦОР.
Вывод:
(слайд 7)
Дополните чертеж разнородной жидкости.
p1 = p2,
p1 = gρ1h1, p2 = gρ2h2 ,
gρ1h1 = gρ2h2, т.е h1:h2 = ρ2:ρ1.
Высоты
столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их
плотностям.
Запишите
этот вывод. Учащиеся записывают вывод.
4. А
теперь задание по группам. Вам необходимо определить вещество, налитое в
сообщающийся сосуд. (На столе находятся линейка, таблица плотностей, сосуды с
разными жидкостями, резинка для выделения границы раздела двух сред.)
В конце
работы учащиеся дают ответ, на вопрос, что за вещество налито у них в
сообщающиеся сосуды. (У каждой группы сосуд с водой и растительным маслом,
чистым в первой группе и окрашенным зеленкой и йодом в двух других).
Молодцы.
Незнание
простых законов физики подвело древних римлян. Рассказ об акведуках. (Слайды
8-11).
Модель
водопровода ЦОР
Шлюзы ЦОР
Виды
современных фонтанов (Слайды 17-34).
5. Вы меня
порадовали, но чтобы по достоинству оценить труд каждого я предлагаю вам
выполнить контрольный тест.
(Слайды
35-38)
6. Итак,
общий вывод к сегодняшнему исследованию. Учащиеся дают ответы:
В
сообщающихся сосудах однородная жидкость устанавливается на одном уровне.
В сосудах
любой формы и ширины однородная жидкость устанавливается на одном уровне.
Высоты
столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их
плотностям.
Мы
достигли всех поставленных целей. Использовали полученные знания для
практических исследований. Проявили самостоятельность, наблюдательность,
творческие способности. 7.Домашнее задание (Слайд 44).
(Слайды
39-43 могут использоваться дополнительно или в качестве актуализации знаний на
следующем уроке).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.