Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРазработка открытого урока по математике на тему: "Решение задач уравнением" (4 класс)

Разработка открытого урока по математике на тему: "Решение задач уравнением" (4 класс)

Скачать материал

 

 

Разработка открытого урока

по математике

 

 

Уравнения.

Решение задач уравнением.

 

4 класс

 

 

 

 

 

                         

 

 

 

 

 

 

Ергалиева Гульфия Руслановна

КГУ «Качарская средняя школа №1»

2013 – 1014 уч. год

 

 

Математика 4 класс 2013-2014 год

Тема: Уравнения. Решение задач уравнением.

Цель урока: Учащиеся должны знать компоненты действий, правила нахождения неизвестных компонентов; уметь решать простые и составные усложненные уравнения на основе знаний связи между компонентами,  уметь решать задачи с помощью уравнений. 
Способствовать развитию вычислительных навыков, логического мышления, памяти, внимания, математической речи, контроля и самоконтроля. 
Воспитывать познавательный интерес к предмету, точность и аккуратность в оформлении решений
. 
Ход урока:

1.                                                                                  Орг. момент:     Долгожданный дан звонок – начинаем мы урок.

         - Запись в тетради:        5 марта.

                                                   Классная работа.

- Девиз нашего урока:

Учитесь учиться и побеждать.

- Как вы понимаете эти слова?

- Где и чему могут люди учиться?

- Какое знаменательное событие прошло недавно в России? (олимпиада в Сочи) СЛАЙД

- Какие спортсмены имеют право на участие в олимпиадах? (Лучшие из лучших)

- Кто является лучшим конькобежцем из Костанайской области? (Денис Кузин)

- Сегодня на уроке мы тоже будем учиться и побеждать.

- Какая победа считается самой большой? (Победа над собой)

- Что значит победа над собой? (Побороть страх, лень, держать себя в руках, преодолевать трудности и т д )

 

2.     Определение темы урока.

- Итак, если мы будем стараться, преодолеем все трудности – мы многому научимся и многое узнаем.

- Сколько дней была олимпиада в Сочи? Узнаете, решив уравнение.

- Сначала вспомните, что мы называем уравнением.

  (Уравнение – это равенство, в котором одна или несколько неизвестных величин (неизвестные компоненты).

- Что значит решить уравнение? (Найти неизвестный компонент или корень уравнения)

- Что называют корнем уравнения? (Значение неизвестного компонента) 

- Что надо знать и уметь, чтобы найти корень уравнения или значение неизвестного компонента? (Надо знать компоненты, и уметь их находить)

СЛАЙД

- Какое это уравнение? (простое) Докажите. (В правой части одно действие, в левой – одно число)

Х + 75 = 91     

Х = 91 – 75

Х = 16      (дней)    

- Придумайте уравнение с таким же корнем по опорам.

- Сколько стран принимало участие в зимних олимпийских играх в Сочи?

4 – а = 320

а = 320 : 4

а = 80 (стран)

- Какое это уравнение? (простое)

- Замените первый множитель на «частное», а результат на «разность». Корень уравнения при этом должен остаться прежним.

- Каким стало уравнение?

- Определите тему урока. (Решение уравнений)

- Почему эта тема новая? Мы же умеем решать уравнения. (Будем решать более сложные уравнения)

- Для чего нужно уметь решать уравнения? (Будем решать с помощью уравнений задачи.)

Запись в тетради темы урока: Решение задач уравнением.

3.     Минутка чистописания:

- Представьте дату начала олимпиады в виде цифровой записи. 
7022014 
- Прочитайте число, дайте характеристику.
- Сколько разрядных слагаемых в числе? Почему? (единицы 6, 3 разряда отсутствуют) 
- Назовите полное количество единиц тысяч (7022); 
- Назовите полные десятки (702201); 
- Назовите полные десятки тысяч (702). 
- Какое число получится, если его увеличить в 100 раз, увеличить на 15, увеличить на 100 ед, уменьшить на 7.

4.     Подготовка к введению нового материала.

1)      Классификация уравнений:

- Итак, тема урока решение задач уравнением. Прежде, чем решать задачи, вспомните, какие уравнения бывают. Игра: «Соотнеси!» (в парах, по карточкам).

(Самопроверка – построение таблицы)

 - На какие две группы делятся уравнения. (Простые и сложные)

- А сложные?

                                       УРАВНЕНИЯ

     Простые                                                     Сложные

 


            В правой части  

               выражения

       

       В левой части    несколько действий

 

В правой части выражение, в левой части несколько действий


- Какие уравнения наиболее сложные? (В правой части выражение, в левой части несколько действий)

          Математический диктант: (1 ученик за доской)

                (160 – а) + 18 = 80  

                6 · (18 – х) = 27 · 2

                 81 : х = 20 + 7

                   х : 100 = 55             

                 х - 32 = 33  2

Проверка: на полях оценки

2) Распределение уравнений.

- Слово «олимпиада» изначально означало не сами игры, а четырехлетний промежуток между ними.

- Распределите уравнения в четыре группы (на доске виды уравнений). Выполнив это задание, мы узнаем некоторую информацию об Олимпиаде в Сочи.

- I группа: ПРОСТЫЕ: (выбрать)

                   х : 100 = 55             

                  5500 – х = 5450

                  5500 – х = 3450

- Какое уравнение лишнее? (х : 100 = 55) Почему?

- Решив это уравнение, узнаем, сколько всего спортсменов-игроков было в Сочи.

(5500 человек)          

- Что вы заметили в остальных простых уравнениях? Что общего? (уменьшаемое 5500, как раз столько, сколько было спортсменов)

- Найдите и решите то уравнение,  в котором наименьший корень.

- Какое выбрали уравнение?  5500 – х = 5450

- Чему равен х? Что означает число 50? Свяжите это с олимпиадой.  Всего 5500 игроков  …., а 50? Как вы думаете, с какой страны было 50 спортсменов? ( С Казахстана)

- Каких спортсменов вы знаете из Казахстана? С Костаная?

(Портреты спортсменов)

- Если корень уравнения 50 умножить 5000, вы узнаете, сколько стоил билет на олимпиаду в Сочи для болельщиков 250.000 тенге.

           - Поэтому «Учитесь побеждать!»

2) Решение задач простым уравнением:

     А) В спортивный магазин привезли фигурные коньки. За день продали 15 пар, и осталось ещё 30 пар. Сколько пар коньков привезли в магазин?

Было - Х пар к.

Продали – 15 пар к. 

Осталось – 30 пар к.

Х – 15 = 30

Х = 30+ 15

Х = 45 (пар к.)

В) Придумайте простую задачу по таблице, связанную с предыдущей.

          Число пар            Кол – во            Общее 

            1 маг.                         маг               число пар

           45 пар к                   х  маг                 90 пар к

45 · х = 90

х = 90 : 45

х = 2 (маг)

- II группа: СЛОЖНЫЕ (В правой части выражения)
           - Что делаем сначала? (упрощаем левую часть) КОЛЛЕКТИВНО устно

               81 : х = 20 + 7
               х - 32 = 33
 2

- Решите то уравнение, неизвестным которого является уменьшаемое. Решив его узнаете, сколько комплектов наград было подготовлено и разыграно в Сочи. (98)

???   (- Сколько наград в одном комплекте? (решите первое уравнение))

- III группа: СЛОЖНЫЕ  (В левой части   несколько действий)

                            250 : 50 + у = 38        (160 – а) + 18 = 80

- Что делаем сначала? (расставляем порядок действий в левой части уравнения и выделяем компоненты)

- В каком уравнении переменная входит в состав уменьшаемого???? (Ловушка)

- В каком уравнении неизвестный компонент является II слагаемым? Решите его.

САМОСТОЯТЕЛЬНО (1 уч  за доской)

Проверка: на полях оценки

- Столько наград у России. Это самый лучший результат олимпиады.
    («Учитесь побеждать!»)

- IV группа: СЛОЖНЫЕ (В правой части выражение, в левой части несколько действий)

        - Какие зимние виды спорта вы знаете?

  (бобслей, горные лыжи, сноуборд, фигурное катание, конькобежный, биатлон, хоккей.)

- Сколько зимних видов спорта было организованно в олимпиаде?

САМОСТОЯТЕЛЬНО (1 уч  за доской)

Проверка: на полях оценки

  6 · (18 – х) = 27 · 2

- Что делаем сначала? (упрощаем правую часть, затем расставляем порядок действий в левой части уравнения)

- В состав какого компонента, входит переменная?

- Как найти множитель?

Физминутка: (движения под музыку).

5.     Работа по теме урока:  (Талисманы Сочи 2014)

1)      Решение уравнением задачи на движение   стр 38     № 2 А

- Чтение задачи.

- Что известно? Что неизвестно и нужно узнать? Что возьмём за х?

- Какая схема подходит? Докажите.

- Что такое 50, х, 60, 210?

- Какое уравнение подходит?      50 – х + 60 = 210

- Что это за уравнение? (В левой части несколько действий)

- Что сначала необходимо сделать? (расставить порядок действий)

- Пишем слово: Задача. Решаем подходящее к нему уравнение. (коллективно)

50 – х + 60 = 210

50 – х  = 210 – 60

50 – х  = 150

Х = 150 : 50

Х = 3 (ч)

Ответ: 3 часа ехал на автобусе.

-  Какое ещё можно было составить уравнение к этой задаче?

50 – х = 210 – 60        210 - 50 – х  = 60

2)      Решение задачи стр 38 №2 Б – самостоятельно (за доской 1 ученик)

  50 – 3 + х = 210

ПРОВЕРКА:  50 – 3 + х = 210

                        150 + х = 210

                        Х = 210 - 150

                        Х = 60 (км)

Ответ: на попутной машине 60 км.

    САМОСТОЯТЕЛЬНО (1 уч  за доской)

Проверка: на полях оценки                                                                        

3)      Решение задачи № 3 уравнением

- Чтение задачи

- Что известно? Что нужно узнать?

- Кто уже знает, как эту задачу решить с помощью уравнения?

- Для начала запишем краткую запись. Как? Какие опорные слова понадобятся?

 

                           Масса овощ.                       Колич-во           Общая

                             в 1 ларьке                          ларьков                 масса

                               у кг                                            х л                        150 кг    

Продали -           20 кг

Осталось -        30 кг

- Какой главный вопрос задачи? (Количество ларьков) (обвели прост каранд.)

- Можем мы сразу узнать? Почему? (не знаем массу овощей в одном ларьке)

- Как узнать массу овощей в одном ларьке?

- Решим задачу по действиям.

1) 20 + 30 = 50 (кг) – в каждый ларёк

2) 150 : 50 = 3 (л) –  кол-во

- Ответили мы на главный вопрос задачи?

- Запишите решение в виде одного выражения: 150 : (20 + 30) = 3 (л) – кол-во

- Решим задачу простыми уравнениями.

- Как узнать массу овощей в одном ларьке, составив первое простое уравнение?

- Как узнать количество ларьков, составив второе простое уравнение?

1) Х – 20 = 30                                                                      2) 50 – у = 150

    Х = 30 + 20                                                                    у = 150 : 50

    Х = 50 (кг) – в каждый ларёк                                   у = 3 (л) – кол-во

 - Ответили мы на главный вопрос задачи?

- С помощью чего мы решили данную задачу? (С помощью простых уравнений)

- Какое одно усложнённое уравнение вместо двух простых можно составить к этой задаче. (Смотрим на последнее уравнение)

- Что такое 50? Число 50 есть в условии? Как мы его получили? Что такое у? Число 150 есть?

- Составьте усложнённое уравнение

(30 + 20) – у = 150

- Напишите ответ: овощи привезли в 3 ларька.

Что такое Олимпиада?

Это честный спортивный бой!

В ней участвовать - это награда!

Победить же может любой!!!

Самостоятельная работа: стр 40 № 3

- Решите задачу простыми уравнениями. Затем составьте сложное уравнение, не решая его.

Проверка решения задачи:

1)           х – 20 = 30                                                       2) 50 – у = 200

     х = 20 + 30                                                            у = 200 : 50

     х = 50 (л) – в каждый магазин                        у = 4 (м) – кол-во

Ответ: в 4 магазина развезли хлеб.

(За решение задачи оцените себя)                         

- Я доволен своей работой – 1 место

- Я хорошо работал, но умею лучше – 2 место

- Я не доволен своей работой – 3 место

 Итог урока:
Что удалось вам на уроке? 
В чём испытали затруднения? 
Над чем надо еще поработать? (Сюрпризный момент – из спортивного рюкзака медальки раздать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.    
o    16 дней соревнований в рамках XXII Олимпийских игр: 7–23 февраля2014 г.
o    9 дней соревнований в рамках XI Паралимпийских игр: 7–16 марта2014 г.
o    98 комплектов наград будут разыграны в 7 олимпийских видах спорта
o    64 комплекта наград будут разыграны в 5 паралимпийских видах спорта
o    Более 5500 спортсменов-олимпийцев и членов команд на Олимпийских играх в Сочи
o    Более 1350 спортсменов-паралимпийцев и членов команд на Паралимпийских играх в Сочи
o    Около 80 стран примут участие в Олимпийских играх в Сочи
o    Более 44 стран примут участие в Паралимпийских играх в Сочи
o    25 тыс. волонтеров будут работать на Играх в Сочи
o    Около 12 тыс. представителей прессы и фотографов будут аккредитованы на Игры в Сочи
o    3 млрд телезрителей по всему миру будут смотреть Игры в Сочи
.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка открытого урока по математике на тему: "Решение задач уравнением" (4 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный архитектор

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Уважаемые посетители сайта! Работаю в школе не первый год, но нередко  испытываю определённые трудности при работе над темой: "Решение задач уравнением".  Предлагаю Вам, коллеги, разработку урока по данной теме! Буду рада, если кому-то она пригодится в работе. Кстати, весь урок посвящён такому международному событию, как олимпиада в Сочи. (Урок давала в 2014 году).

Чтобы провести предлагаемый мною урок, учащиеся на данный момент уже должны хорошо знать компоненты действий, правила нахождения неизвестных компонентов; уметь решать простые и составные усложненные уравнения на основе знаний связи между компонентами.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 981 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 512
    • DOCX 1.1 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Баянова Гульфия Руслановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Баянова Гульфия Руслановна
    Баянова Гульфия Руслановна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 32373
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида

Учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 276 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 884 человека

Курс повышения квалификации

Гендерный подход в обучении и развитии учащихся младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1191 человек из 82 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 535 человек

Мини-курс

Методология проектного менеджмента и стратегического планирования в инвестициях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Нейропсихология в школе: путь к успеху и благополучию детей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 54 человека

Мини-курс

Социальные и правовые аспекты эпохи Просвещения: влияние на образование сегодня

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе