Инфоурок Литература КонспектыРазработка открытого урока по литературе в 6 классе "Фольклор и народная мифология в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Разработка открытого урока по литературе в 6 классе "Фольклор и народная мифология в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Скачать материал

Дата__________________Класс______________

Открытый урок по литературе "Фольклор и народная мифология в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

 

Подготовила: Кисс Ирина Игоревна

Цели урока: Расширить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя, продолжить знакомство с повестью “Ночь перед Рождеством”, обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя, дать представление о юморе. Развивать речь учащихся, умение анализировать поступки героев повести. Воспитывать художественный вкус, уважительное отношение к другим народам (их национальным культурам); прививать любовь к чтению произведений классической литературы, развивать читательские умения и навыки учащихся.

Оборудование урока: портрет Н.В.Гоголя, рисунки-иллюстрации учеников, записи на доске, видеофильм “Ночь перед Рождеством” (также хорошо использование мультфильма, чтобы учащиеся могли сравнить разные икранизации), атрибуты для колядующих, декорации для инсценировки отрывка, компьютер, видеопроектор, экран.

Материалы к уроку, подготовленные учителем:

Презентация (можно с интернета, можно подготовить самим) к разным этапам урока 

Словарная работа 

Методические приемы: рассказ учителя, беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ отрывка из повести и фрагмента видеофильма, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение новой темы.

Учитель: Сегодня у нас есть уникальная возможность перенестись в мир повести Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством” и представить обстановку, место действия, народные обычаи, одежду украинского народа.

Эта повесть сделала имя молодого Гоголя знаменитым. А.С.Пушкин о книге: “Сейчас я прочел “Вечера близ Диканьки”. Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами, какая чувствительность! Все это так необыкновенно, в нашей литературе, что я доселе не образумился”.

(3 октября 1831 года)

1.  Проверка домашнего задания

- Выразительное чтение описания ночи.

Учитель: Итак … “Последний день перед рождеством прошел”…

- Пересказ второй части повести и беседа по вопросам.

– Какие фантастические черты несет пейзаж?

(Пейзаж одушевлен: “Глянули звезды”, “ Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру…”, “месяц заглядывал в окна хат”, ведьма собирает звезды в рукав, черт хватает месяц, перекидывает его “из одной руки в другую”.)

– Почему черт был зол на кузнеца?

(На одной из картин кузнец изобразил “святого Петра в день Страшного суда.., изгонявшего из ада злого духа ”; “… и с той поры черт поклялся мстить кузнецу”.)

– Почему Гоголь собирал предания, пословицы, поговорки, песни русского и украинского народов?

(Они должны были помочь в написании книги о народной жизни украинцев.)

2.  Работа над новой темой

1. Слово учителя 

– Вспомним о Рождественском народном обычае украинского народа.

(Многие ритуалы со временем потеряли первоначальное значение и стали восприниматься как игры, забавы. Любимым развлечением молодежи накануне Рождества (вечером 6 января) было колядование. Парни и девушки ходили по деревне и пели под окнами домов колядки – короткие обрядовые песни, в которых желали хозяевам благополучие, а те в ответ одаривали их кто чем мог – деньгами, вкусной едой , пирогами. Чем обильнее угощение, тем сытнее должен быть будущий год. Такое поверье , распространено и у нас в России.)

2. (Входят заранее подготовленные ученики в костюмах и поют колядки.)

Коляда, коляда!
Подавай пирога,
Блин да лепешку
В заднее окошко
Новый год пришел,
Старый угнал
Себя показал!
Ходи народ,
Солнышко встречать
Мороз прогонять!

– Если хозяева скупились, то пели озорные колядки с шуточными угрозами, например:

Не даешь пирога –
Мы корову за рога.
Не даешь кишку –
Мы свинью за виску
Не даешь блинка-
Мы хозяина в пинка.

3. Беседа об украинских народных костюмах. 

Украинский традиционный костюм

Разнообразной и красочной была народная одежда Украины. Женский костюм состоял из вышитой рубахи (сорочки) и поясной одежды – дерги, запаски, плахты, с 19 в.- юбки (спидницы), к которой в прохладную погоду добавляли безрукавки (корсетки, киптари и др.). Девушки заплетали волосы в косу, укладывали вокруг головы, украшая цветами, венком из бумажных цветов, пёстрыми лентами. Женщины носили различных видов чепцы, покрывая их длинной полотенце образной накидкой или платком. Мужской костюм состоял из сорочки и штанов (на Полесье и в Карпатах узких, на остальной территории- преимущественно типа шаровар) с добавлением также безрукавок (у гуцулов и др. горцев – меховых). Головным убором служили соломенные шляпы – брыли, войлочные или барашковые шапки.

Венок – один из основных атрибутов женского украинского национального костюма, наряду с плахтой и красными сапожками. Венок – это символ непорочности, юности и чистоты, он же также является неотъемлемой частью свадебного обряда.

Особенности национальной одежды. Украинский национальный костюм – это не просто одежда. Это символ нации, это искусство и народное достояние. Это память предков, возрождающаяся на пяльцах рукодельниц. Это – гордость украинского народа. Это мастерство, пережившее годы. Национальная одежда представляет соборную Украину; она является таким же символом нации, как язык, вера, обычаи. Основа украинской национальной одежды – стиль барокко, который проявляется в преувеличениях основных форм. Вспомним хотя бы вышитые рукава женской сорочки, орнамент вышивок, кружева, специальные декоративные ткани, плахты. Разноцветные ленты и нитки бус дополняют убор, придают ему праздничности.

4. Инсценировка учащимися 3 части повести “Чудная девка!”.

5. Характеристика персонажей.

– Как ведет себя Оксана?

(Оксана преувеличенно весело хохочет, желая подразнить кузнеца, высмеивает его при девушках. Она пользуется своей властью над кузнецом, чтобы подшутить, поиздеваться над Вакулой.)

– Какой характер у Оксаны?

(Своенравный, капризный, она избалованная, самолюбивая.)

– Опишите ее внешность, используя слова из текста.

(Черные брови и очи, черные косы, “… приятная усмешка, прожигавшая душу”, кокетка, “капризна, как красавица”.)

– Кому из героев вы симпатизировали?

6. Работа с текстом.

Чтение и озаглавливание четвертой и пятой главы повести.

– Какими человеческими чертами наделил Гоголь сказочных героев – черта и ведьму?

(Ведьме и черту холодно, черт перепрыгивал с одного копытца на другое, дул себе в кулак; ведьма летела как на коньках по воздуху, словно человек.)

– Какими изображает Гоголь ведьму и черта?

(Смешными и забавными.)

– Каким способом достигается юмористический эффект в повести?

(Недоразумение, нелепость – вызывает смех. Чуб заблудился в метели, не узнал свою хату, испугался кузнеца, переменил голос и его никто не узнал.)

7. Словарная работа. 

Юмор – добродушно-насмешливое отношение к чему- нибудь, умение представить события в комическом виде.

Юмор – характерная черта народного творчества.

Сатира – осуждение и высмеивание порочных явлений общественной и человеческой жизни.

В юмористических произведениях (в отличие от сатирических) автор с доброй улыбкой, дружески подшучивает над неуклюжими поступками, нелепыми случаями, достойными осмеяния качествами человека.

(Знакомство с новыми словами.) 

  • Панночка – девушка из богатой семьи, дворянка.
  • Черевички (украинское) башмачки.
  • Ладунка (украинское) сумочка.

– Составьте предложения и запишите в тетради.

(Я достану такие башмаки, какие редкая дворянка носит. Сумочка висела на боку.)

– Почему некоторые сноски в тексте сделаны самим Гоголем, а некоторые – составителями хрестоматии?

(Гоголь поясняет слова, непонятные читателям его времени. Эти сноски являются как бы продолжением повести, разговором с читателем, незнакомым с обычаями и диалектными словами.)

8. Чтение и анализ отрывка шестой части. 

– Как достигается необыкновенная поэтичность и красота описания пейзажа?

(В тексте использованы художественно- изобразительные средства языка.)

– Найдите в этом тексте сравнение, олицетворение, эпитеты, метафоры.

(Ответы детей.)

(Олицетворение: “Месяц, пользуясь случаем, вылетает через трубу”.

“Весело смеющаяся ночь”.

Эпитеты и метафоры: “Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами”.)

III. Подведение итогов

  1. Просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма.

– По повести Н.В.Гоголя, снят фильм. Режиссер и автор сценария Эдвард Роу. Посмотрим одну из сцен художественного фильма и обсудим, что особенно понравилось: соответствие гоголевскому тексту, игра актеров, декорации.

(Да, действительно, речь актеров, соответствуют тексту повести, а костюмы героев и декорации, позволяют нам мысленно перенестись в то время.)

– Каким чувством проникнуто все произведение Н.В.Гоголя?

(Повесть проникнута глубокой, искренней любовью к родному краю, его природе, его людям. Юмор, который пронизывает произведение, добродушен и незлобив.)

– Что помогает читателю понять картину народной жизни?

(Фантастичность, фольклорные мотивы, сказочность, свойственные произведению Гоголя.)

– Фантастичность переплетается с реальностью, и проявляются отношения между людьми, разделяя добро и зло.

Гоголь показывает дух вольности, широту натуры, гордость, живущие в вольных казаках, мощь и силу человека, способные победить злые силы, которые хозяйничают в природе и вмешиваются в жизнь людей.

5. Рефлексия. Домашнее задание

     – О приключениях кузнеца в поисках черевичек вы узнаете, прочитав следующие четыре главы.

  1. Прочитать следующие главы и озаглавить их.
  2. Сделать иллюстрации к понравившемуся эпизоду повести.

      3.   Комментирование оценок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КГУ «СО школа-лицей №7»

 

 

Открытый урок

по литературе в 6 «А» классе

 

 

"Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила Кисс Ирина Игоревна

 

г. Семей, 2014 г.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка открытого урока по литературе в 6 классе "Фольклор и народная мифология в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер спортивного клуба

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная работа поможет расширить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя, продолжить знакомство с повестью “Ночь перед Рождеством”, обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя, дать представление о юморе.Разработка урока нацелена на развитие речи учащихся, умение анализировать поступки героев повести на воспитание художественного вкуса, уважительное отношение к другим народам (их национальным культурам); на интерес к чтению произведений классической литературы, развитие читательских умений и навыков учащихся.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 701 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.10.2020 290
    • DOCX 107.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Байгуллова Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 78866
    • Всего материалов: 227

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 337 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 700 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 137 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Мини-курс

Психологическое благополучие и успех в учебе: методы помощи детям на разных этапах развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 203 человека из 52 регионов
  • Этот курс уже прошли 121 человек

Мини-курс

Развитие коммуникации и речи у детей раннего возраста

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Цифровые компетенции и навыки: работа с презентациями

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 178 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 35 человек