Дата__________________Класс______________
Открытый урок по
литературе "Фольклор и народная мифология в повести Н.В. Гоголя "Ночь
перед Рождеством"
Подготовила:
Кисс Ирина Игоревна
Цели
урока: Расширить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя, продолжить
знакомство с повестью “Ночь перед Рождеством”, обратить внимание на
выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя, дать представление о
юморе. Развивать речь учащихся, умение анализировать поступки героев повести.
Воспитывать художественный вкус, уважительное отношение к другим народам (их
национальным культурам); прививать любовь к чтению произведений классической
литературы, развивать читательские умения и навыки учащихся.
Оборудование
урока: портрет Н.В.Гоголя, рисунки-иллюстрации учеников, записи на
доске, видеофильм “Ночь перед Рождеством” (также хорошо использование
мультфильма, чтобы учащиеся могли сравнить разные икранизации), атрибуты для
колядующих, декорации для инсценировки отрывка, компьютер, видеопроектор,
экран.
Материалы
к уроку, подготовленные учителем:
Презентация
(можно с интернета, можно подготовить самим) к разным этапам урока
Словарная
работа
Методические
приемы: рассказ учителя, беседа с учащимися по вопросам, выразительное
чтение, анализ отрывка из повести и фрагмента видеофильма, контроль знаний
учащихся, активизация самостоятельной работы.
Ход урока
I.
Организационный момент
II.
Изучение новой темы.
Учитель: Сегодня
у нас есть уникальная возможность перенестись в мир повести Н.В.Гоголя “Ночь
перед Рождеством” и представить обстановку, место действия, народные обычаи,
одежду украинского народа.
Эта
повесть сделала имя молодого Гоголя знаменитым. А.С.Пушкин о книге: “Сейчас я
прочел “Вечера близ Диканьки”. Они изумили меня. Вот настоящая веселость,
искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами, какая
чувствительность! Все это так необыкновенно, в нашей литературе, что я доселе
не образумился”.
(3
октября 1831 года)
1.
Проверка домашнего задания
-
Выразительное чтение описания ночи.
Учитель: Итак
… “Последний день перед рождеством прошел”…
-
Пересказ второй части повести и беседа по вопросам.
–
Какие фантастические черты несет пейзаж?
(Пейзаж
одушевлен: “Глянули звезды”, “ Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым
людям и всему миру…”, “месяц заглядывал в окна хат”, ведьма собирает звезды в
рукав, черт хватает месяц, перекидывает его “из одной руки в другую”.)
–
Почему черт был зол на кузнеца?
(На
одной из картин кузнец изобразил “святого Петра в день Страшного суда..,
изгонявшего из ада злого духа ”; “… и с той поры черт поклялся мстить
кузнецу”.)
–
Почему Гоголь собирал предания, пословицы, поговорки, песни русского и
украинского народов?
(Они
должны были помочь в написании книги о народной жизни украинцев.)
2.
Работа над новой темой
1.
Слово учителя
– Вспомним
о Рождественском народном обычае украинского народа.
(Многие
ритуалы со временем потеряли первоначальное значение и стали восприниматься как
игры, забавы. Любимым развлечением молодежи накануне Рождества (вечером 6
января) было колядование. Парни и девушки ходили по деревне и пели под окнами
домов колядки – короткие обрядовые песни, в которых желали хозяевам
благополучие, а те в ответ одаривали их кто чем мог – деньгами, вкусной едой ,
пирогами. Чем обильнее угощение, тем сытнее должен быть будущий год. Такое
поверье , распространено и у нас в России.)
2.
(Входят заранее подготовленные ученики в костюмах и поют колядки.)
Коляда,
коляда!
Подавай пирога,
Блин да лепешку
В заднее окошко
Новый год пришел,
Старый угнал
Себя показал!
Ходи народ,
Солнышко встречать
Мороз прогонять!
– Если
хозяева скупились, то пели озорные колядки с шуточными угрозами, например:
Не
даешь пирога –
Мы корову за рога.
Не даешь кишку –
Мы свинью за виску
Не даешь блинка-
Мы хозяина в пинка.
3.
Беседа об украинских народных костюмах.
Украинский
традиционный костюм
Разнообразной
и красочной была народная одежда Украины. Женский костюм состоял из вышитой
рубахи (сорочки) и поясной одежды – дерги,
запаски, плахты, с 19 в.- юбки (спидницы), к которой в прохладную погоду
добавляли безрукавки (корсетки, киптари и др.). Девушки заплетали волосы в
косу, укладывали вокруг головы, украшая цветами, венком из бумажных цветов,
пёстрыми лентами. Женщины носили различных видов чепцы, покрывая их длинной
полотенце образной накидкой или платком. Мужской костюм состоял из сорочки и
штанов (на Полесье и в Карпатах узких, на остальной территории- преимущественно
типа шаровар) с добавлением также безрукавок (у гуцулов и др. горцев – меховых).
Головным убором служили соломенные шляпы – брыли, войлочные
или барашковые шапки.
|
Венок – один из основных атрибутов женского украинского
национального костюма, наряду с плахтой и красными сапожками. Венок – это
символ непорочности, юности и чистоты, он же также является неотъемлемой
частью свадебного обряда.
Особенности
национальной одежды. Украинский национальный костюм – это не просто
одежда. Это символ нации, это искусство и народное достояние. Это память
предков, возрождающаяся на пяльцах рукодельниц. Это – гордость украинского
народа. Это мастерство, пережившее годы. Национальная одежда представляет
соборную Украину; она является таким же символом нации, как язык, вера,
обычаи. Основа украинской национальной одежды – стиль барокко, который
проявляется в преувеличениях основных форм. Вспомним хотя бы вышитые рукава женской
сорочки, орнамент вышивок, кружева, специальные декоративные ткани, плахты.
Разноцветные ленты и нитки бус дополняют убор, придают ему праздничности.
|
4.
Инсценировка учащимися 3 части повести “Чудная девка!”.
5.
Характеристика персонажей.
– Как
ведет себя Оксана?
(Оксана
преувеличенно весело хохочет, желая подразнить кузнеца, высмеивает его при
девушках. Она пользуется своей властью над кузнецом, чтобы подшутить,
поиздеваться над Вакулой.)
–
Какой характер у Оксаны?
(Своенравный,
капризный, она избалованная, самолюбивая.)
–
Опишите ее внешность, используя слова из текста.
(Черные
брови и очи, черные косы, “… приятная усмешка, прожигавшая душу”, кокетка, “капризна,
как красавица”.)
– Кому
из героев вы симпатизировали?
6.
Работа с текстом.
Чтение
и озаглавливание четвертой и пятой главы повести.
–
Какими человеческими чертами наделил Гоголь сказочных героев – черта и ведьму?
(Ведьме
и черту холодно, черт перепрыгивал с одного копытца на другое, дул себе в
кулак; ведьма летела как на коньках по воздуху, словно человек.)
–
Какими изображает Гоголь ведьму и черта?
(Смешными
и забавными.)
–
Каким способом достигается юмористический эффект в повести?
(Недоразумение,
нелепость – вызывает смех. Чуб заблудился в метели, не узнал свою хату,
испугался кузнеца, переменил голос и его никто не узнал.)
7.
Словарная работа.
Юмор –
добродушно-насмешливое отношение к чему- нибудь, умение представить события в
комическом виде.
Юмор –
характерная черта народного творчества.
Сатира
– осуждение и высмеивание порочных явлений общественной и человеческой жизни.
В
юмористических произведениях (в отличие от сатирических) автор с доброй
улыбкой, дружески подшучивает над неуклюжими поступками, нелепыми случаями,
достойными осмеяния качествами человека.
(Знакомство
с новыми словами.)
- Панночка –
девушка из богатой семьи, дворянка.
- Черевички (украинское)
башмачки.
- Ладунка (украинское)
сумочка.
–
Составьте предложения и запишите в тетради.
(Я
достану такие башмаки, какие редкая дворянка носит.
Сумочка висела на боку.)
–
Почему некоторые сноски в тексте сделаны самим Гоголем, а некоторые –
составителями хрестоматии?
(Гоголь
поясняет слова, непонятные читателям его времени. Эти сноски являются как бы
продолжением повести, разговором с читателем, незнакомым с обычаями и
диалектными словами.)
8.
Чтение и анализ отрывка шестой части.
– Как
достигается необыкновенная поэтичность и красота описания пейзажа?
(В
тексте использованы художественно- изобразительные средства языка.)
–
Найдите в этом тексте сравнение, олицетворение, эпитеты, метафоры.
(Ответы
детей.)
(Олицетворение:
“Месяц, пользуясь случаем, вылетает через трубу”.
“Весело
смеющаяся ночь”.
Эпитеты
и метафоры: “Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался
хрустальными звездами”.)
III.
Подведение итогов
- Просмотр
и обсуждение фрагмента видеофильма.
– По
повести Н.В.Гоголя, снят фильм. Режиссер и автор сценария Эдвард Роу. Посмотрим
одну из сцен художественного фильма и обсудим, что особенно понравилось:
соответствие гоголевскому тексту, игра актеров, декорации.
(Да,
действительно, речь актеров, соответствуют тексту повести, а костюмы героев и
декорации, позволяют нам мысленно перенестись в то время.)
– Каким
чувством проникнуто все произведение Н.В.Гоголя?
(Повесть
проникнута глубокой, искренней любовью к родному краю, его природе, его людям.
Юмор, который пронизывает произведение, добродушен и незлобив.)
– Что
помогает читателю понять картину народной жизни?
(Фантастичность,
фольклорные мотивы, сказочность, свойственные произведению Гоголя.)
–
Фантастичность переплетается с реальностью, и проявляются отношения между
людьми, разделяя добро и зло.
Гоголь
показывает дух вольности, широту натуры, гордость, живущие в вольных казаках,
мощь и силу человека, способные победить злые силы, которые хозяйничают в
природе и вмешиваются в жизнь людей.
5.
Рефлексия. Домашнее задание
– О приключениях кузнеца в поисках черевичек вы узнаете, прочитав
следующие четыре главы.
- Прочитать
следующие главы и озаглавить их.
- Сделать
иллюстрации к понравившемуся эпизоду повести.
3. Комментирование оценок
КГУ
«СО школа-лицей №7»
Открытый урок
по литературе в 6 «А»
классе
"Картины
народной жизни в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Подготовила
Кисс Ирина Игоревна
г.
Семей, 2014 г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.