Инфоурок Биология Другие методич. материалыРазработка открытого урока по биологии на тему

разработка открытого урока по биологии на тему

Скачать материал

 

Х.Бектұрғанов атындағы № 3 Мамлют орта мектебі

Мамлютская средняя школа № 3 им.Х.Бектурганова

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок по теме:

«Общая характеристика класса Земноводные(или Амфибии).Внешнее и внутреннее строение лягушки, ее земноводный образ жизни»)

 

 

 

Учитель биологии :  Михеева Л.Н.

 

 

 

 

 

 

 

Мамлютка,2014 год

 

Тема: «Общая характеристика Земноводных как первых наземных позвоночных»

 

Цель:

-Познакомиться  с особенностями строения Земноводных  как первых наземных позвоночных, окончательно не порвавших с водной средой.

- Выяснить какие особенности внешнего строения лягушки являются    приспособительными к жизни в воде и на суше;

- Знать особенности внутреннего строения и жизнедеятельности земноводных.

 

Тип урока : Изучение нового материала.

Методы, используемые на уроке: наглядный, практический, частично-поисковый, словесный, проблемный.

Используемые формы обучения: групповая, коллективная, индивидуальная

Оборудование: презентация, книги  о  земноводных, таблица              «Земноводные».

 

Ход урока:

I. Организационный момент

Приветствие:

«Здравствуйте ,ребята! Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям,  и начнем наш урок с хорошим настроением».

 «Загадочные рыбки».

Каждому ученику раздаются трафареты рыбок. На них с обратной стороны написано одно название рыбы, относящейся к одному из отрядов класса лучеперых рыб. Нужно определить название отряда и разбить учащихся на 3 группы.

 

Отряд лососеобразные

Отряд  карпообразные

Отряд Сельдеобразные

Кета

Горбуша

Форель

Семга

Каспийский лосось

Аральский лосось

Сазан

Карась

Вобла

Лещ

Толстолобик

Усач

Сардина

 

Сельдь

 

Килька

 

Шпроты

 

Тюлька

 

 

 

 

 

Актуализация знаний учащихся

А сейчас, ребята, вы мне поможете определить тему нашего урока (Звучат голоса земноводных).

Ребята закройте глаза и представьте себе: знойный летний вечер, вы сидите на берегу реки и слышите разные голоса животных.

Что это за животные? О чем они говорят? Наверное, они рассказывают о своих проблемах, о своих тайнах, некоторые из которых мы постараемся сегодня приоткрыть.

А случалось ли вам вспугнуть лягушку, сидящую на берегу? Где в первую очередь она старалась спрятаться? (в воде)

Таким образом, лягушек можно встретить и на суше, и в воде. Не случайно их относят к классу Земноводных или Амфибий.

Что вы знаете о земноводных? (Класс делится на 2 группы, каждая из которых записывает всё, что знает о земноводных. Заслушивается одна из групп, а вторая добавляет то, что не было сказано первой, таким образом, формируется коллективное мнение).

Ребята, а что бы вы ещё хотели бы узнать о земноводных? 

Запись учащимися темы урока: «Класс Земноводные, или Амфибии.»

Цель нашего урока: «Познакомиться с внешним и внутренним строением земноводных  на примере травяной лягушки».

 

 

 

1.           Экспертная группа экологов определяет, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения животных.

2.     Экспертная группа морфологов определит особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.

3.     Экспертная группа анатомов определяет, какие особенности строения скелета появились у лягушки в связи с переходом к наземному образу жизни.

У каждой группы на столах имеются задания, над которыми они будут работать, учебники и весь необходимый для исследования дополнительный материал.

На выполнение задания вам отводится 10 минут. С результатом выполненного задания выступает один представитель от группы. Оцениваться результаты работы группы будут с учётом всех участников группы, правильности и глубины ответа. Итак, приступаем к работе (по истечении отведённого времени, представители групп отчитываются о проделанной работе и делают выводы.) 

Задания группам

^ Экологи

Проблема: определить, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения лягушки.

1.     В каких местах чаще всего встречаются земноводные?

2.     В какое время года они наиболее активны?

3.     От каких факторов среды зависит активность земноводных?

4.     Какие виды земноводных встречаются на территории Северо - Казахстанской области?

5.Есть ли представители земноводных, занесенные в Красную книгу?

Морфологи

2.           Проблема: определить особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.

1.     Рассмотрите внешний вид лягушки. Обратите внимание на форму и окраску тела, наличие конечностей, укороченное и компактное тело.

2.     Какое значение имеет такое строение в жизни лягушки?

3.     Рассмотрите голову лягушки и найдите на ней ноздри, глаза, барабанные перепонки, определите, имеют ли глаза веки, где расположены глаза, ноздри. Какую роль играет такое строение и расположение органов в жизни лягушки?

4.     Найдите у лягушки передние и задние конечности. Чем они отличаются друг от друга? Что располагается между пальцами задних конечностей? Какое приспособление имеет такое строение для жизни в воде?

5.     Сформулируйте и запишите в тетради выводы об особенностях внешнего строения лягушки в связи с наземным и водным образом жизни.

^ Анатомы

Проблема: выяснить, какие особенности строения скелета лягушки появились в связи с переходом к наземному образу жизни.

1.     Найдите в скелете лягушки основные отделы: череп, позвоночник, пояса передних и задних конечностей.

2.     Рассмотрите череп, определите его форму. 

3.     Найдите позвоночник, подсчитайте число позвонков в нём. Обратите внимание на прочное соединение многих позвонков между собой.

4.     Найдите плечевой пояс – опору передних конечностей. Он состоит из вороньих костей, лопаток, ключиц и грудины, которые полукольцом охватывают туловище.

5.     Рассмотрите кости передних конечностей, плечо, предплечье, которое состоит из двух костей и кисть с четырьмя пальцами.

6.     Найдите пояс задних конечностей – таз. Он состоит из сросшихся костей и плотно примыкает к позвоночнику.

7.     Обратите внимание на длинные кости задних конечностей: бедро, голень, стопу.

8.     Сформулируйте в тетради выводы об особенностях строения скелета лягушки в связи с её наземным образом жизни.

^ Выступление первой группы экспертов.

Многие из «изобретений» земноводных оказались настолько совершенными, что сохранились и далее в неизменном виде у всех наземных позвоночных. Однако, сумев освоить сушу, они всё же не порвали до конца связь с водой.

Какие признаки в строении лягушек свидетельствуют об этом?

1.     Тонкая кожа земноводных нуждается в постоянном увлажнении, поэтому они живут в сырых местах.

2.     У многих лягушек пальцы на задних конечностях соединены плавательной перепонкой.

3.     Через влажную тонкую кожу легко осуществляется газообмен. Многие земноводные поглощают больше кислорода через кожу, чем через лёгкие и могут долгое время оставаться под водой, не всплывая за новой порцией воздуха.

Итак, можно сделать вывод о том, что лягушка – животное, приспособленное к обитанию и в воде и на суше. У неё можно обнаружить черты приспособленности к каждой из двух сред. 

На территории СКО в основном обитают представители отряда Бесхвостые. Изучив Красную книгу СКО, следует отметить, что данные представители не занесены в список охраняемых животных. Но амфибии гибнут от последствий хозяйственной деятельности человека, их преследуют дети, и взрослые, безжалостно истребляют. А можно предположить, что произойдет на Земле, если количество амфибий уменьшится. Для этого вспомним, какую роль они выполняют в природных сообществах, какое значение имеют в природе и жизни человека:

1.     Как ограничители численности насекомых.

2.     Как кормовой объект пресмыкающихся, птиц, пушных зверей.

3.     Как истребитель насекомых – вредителей культурных растений.

4.Служат объектом для науки

Это поистине удивительные создания! 

^ Выступление второй группы

Тело земноводного разделено на голову, туловище и хвост (у тритона), две пары конечностей. Тело покрыто голой кожей, на коже много желез, которые выделяют слизь. Благодаря слизи на поверхности кожи создается жидкостная пленка, в которой растворяется атмосферный кислород, поэтому возможно дыхание через кожу.

На голове два выпуклых глаза с веками.     Глаза лягушек различают только движущие предметы, а неподвижные детали окружающего фона они начинают видеть только, когда движутся сами. Человек сконструировал несколько электронных моделей лягушачьего глаза, они применяются при слежении за самолётами и вместе с аэродромными локаторами делают полёты более безопасными. Имеется пара ноздрей. Барабанная перепонка отделяет от внешней среды полость среднего уха. 

Две пары ног. У лягушек задние ноги длиннее и сильнее передних, поэтому они могут передвигаться прыжками. Есть плавательные перепонки.

Мышечная система у земноводных сложнее, чем у рыб. Слабо развиты мышцы туловища и хорошо развиты мышцы задних конечностей, что связано со способом передвижения лягушки.

Земноводные служат объектами для науки, классическими подопытными животными. В Париже и Токио им поставлены памятники.

Вокальные таланты бесхвостых амфибий получили широкую известность. Они первыми создали оркестры. Например, свистящие квакши образуют дуэты, трио, квартеты и квинтеты, в которых есть свои запевалы. С голосом лягушки могут соперничать только птицы.





^ Выступление третьей группы экспертов.

В связи с жизнью на суше и передвижениями с помощью прыжков скелет лягушки отличается относительно широким черепом, коротким позвоночником, наличием поясов конечностей, длинными задними и короткими передними конечностями. По сравнению с рыбами у земноводных только часть туловищной мускулатуры сохраняет сегментированное лентовидное строение, развиваются специализированные мышцы. У лягушки, например, более 350 мускулов. Наиболее крупные и мощные из них связаны со свободными конечностями.

Физкультминутка

Далее  будем  изучать  системы  органов  земноводных.

Огромная часть знаний по физиологии получена в исследованиях на лягушках, неприхотливых, терпеливых, живучих существах. Внесли они свой вклад и в развитие эмбриологии. Не случайно в Париже и Токио есть памятники лягушкам.

-Какие системы внутренних органов обеспечивают жизнедеятельность организма животного? Системы  органов   у  земноводных  такие  же  как  и  у  рыб.

- Распределите  органы  по  системам  

 

 

 

Органы  пищеварения

Органы  кровообращения

Нервная  система

Органы  дыхания

 рот

сердце

головной  мозг

лёгкие

глотка

сосуды

спинной  мозг

 

пищевод,

 

нервы

 

желудок

 

 

 

кишечник

 

 

 

Давайте рассмотрим, как устроена  лягушка внутри попробуем выяснить, как особенности строения систем внутренних органов связаны с образом жизни.

 

Особенности строения систем органов записать в таблицу.

 

 

Системы органов

Особенности строения

Пищеварительная

система

 

 

 

 

Кровеносная система

Двухкамерное сердце, один круг кровообращения

Дыхательная система

Легкими и кожей

Выделительная система

почки

Нервная система и органы чувств

Появилась полость среднего уха.Головной мозг состоит из 5 отделов.Передний мозг разделен на 2 полушария, мозжечок развит слабо,хорошо развит средний мозг.

 

 

 


3.Закрепление

 

Задание 1. Игра «Верю – не верю!»: выслушав утверждение, школьники должны ответить «хлопок в ладоши - верю»; «приседание - не верю».

1. У земноводных постоянная температура тела. (Нет)

2. Земноводные живут в морях. (Да)

3. Тело земноводных покрыто влажной слизистой кожей. (Да)

4. Сердце взрослых земноводных двухкамерное. (Нет)

5. У взрослых земноводных два круга кровообращения, а у личинок – один. (Да)

6. Органы дыхания взрослых земноводных – легкие и кожа. (Да)

7. Конечности земноводных имеют пальцы. (Да)

8. Развитие яиц земноводных происходит в воде или влажной среде. (Да)

9. Личинки земноводных дышат лёгкими. (Нет)

10. Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык. (Да)

Задание 2. Впишите в таблицу перечисленные ниже признаки: 

1. обтекаемая форма тела,

2. жаберное дыхание,

3. два круга кровообращения,

4. слизистая кожа,

5. легочное дыхание,

6. развитие яиц в воде,

7. наличие барабанных перепонок,

8. развитие с метаморфозом,

9. пятипалая конечность,

10. наличие внутреннего уха,

11. слюнные железы.

Признаки рыб

Признаки земноводных

 

 

 

Ответ: 1, 2, 6,10                                                Ответ: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,11

 

V.   Домашнее задание

Изучите п. 56 стр.184-188., ответьте на вопросы и в зависимости от ваших склонностей и желаний приготовьте на выбор:

·        Биологическую сказку о Земноводных.

·        Кроссворд по теме «Многообразие Земноводных».

·        Интересные сообщения о лягушках.

             Рисунки с изображением Амфибий

VI.            Рефлексия

1.Учитель: - Достигли ли вы своей цели?

    - Ответьте на вопросы в рабочем листе: 

1.  Доволен(а) ли ты тем, как прошел урок?

2.  Было ли тебе интересно?

3.  Сумел(а) ли ты получить новые знания?

4. Ты был(а) активен(а) на уроках?

5. Ты сумел(а) показать свои знания?

 Какие твои качества помогали выполнять задания? Какие мешали? Что тебя порадовало в работе? Есть ли ошибки, которых ты бы мог избежать? Что для этого нужно делать?

 

Учитель: Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:

Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте».
Лягушки сказали: «О том и поем,
Как чист и прозрачен родной водоем»!

– Давайте любить родную природу, не засорять водоемы и охранять земноводных, которые играют такую большую роль в природе!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Признаки приспособленности земноводных к жизни в воде.

1.     У многих лягушек для  передвижения в воде пальцы на задних лапах соединены плавательной перепонкой.

2.     газообмен.Многие земноводные  поглощают больше кислорода через кожу, чем через легкие, и могут долгое время оставаться по водой, не всплывая за новой порцией воздуха.

3.     Глаза и ноздри находятся в верхней стороне головы

4.     Обтекаемая форма тела.Икра лягушек неможет  противостоять высыханию, и размножение большей части амфибий происходит в воде.

Учащиеся заполняют таблицу в тетради.

Черты приспособленности земноводных

К наземной среде

К водной среде

Ø Влажная , голая  кожа обеспечивает кожное дыхание;

Ø Ноздри;

Ø легкие;

Ø Веки: защита глаз от засорения; увлажнение поверхности глаза;

Ø Барабанная перепонка отделяет от внешней  полость среднего уха;

Ø свободные конечности для передвижения.

Ø Наличие плавательной перепонки междупальцами как приспособление к передвижению в воде;

Ø Размножение возможно только в воде.

Ø Кожное дыхание.

Ø Глаза и ноздри в верхней стороне головы.

И так, чего же больше у земноводных во внешнем строении – Земного или Водного?

Обратимся к схематическому рисунку лягушки,таблице «Травяная лягушка».

Найдём ответы на вопросительные знаки.

-Тело состоит…..? (голова,туловище, передняя конечность, задняя конечность).

- Органы, расположенные на голове….?(глаза, ноздри, орган слуха).

- Передняя конечность?(плечо, предплечье, кисть)

- Задняя конечность( бедро, голень,стопа)

- Чем сочленены отделы конечностей?(суставы)

- А теперь  сравните  внешнее строение рыбы и лягушки, что общего и в чем отличие?

http://festival.1september.ru/articles/522796/img3.jpg

 

 

 

 

 

 

Особенности строения и значение скелета лягушки


Отделы скелета


Название костей,

Особенности строения


Значение


1. Череп


Мозговая часть, кости челюстей


Защита головного мозга


2. Позвоночник


Позвонки


Защита спинного мозга и опора внутренних органов


3. Плечевой пояс


Лопатки, ключицы, грудина, вороньи кости


Опора для передних конечностей


4. Скелет передних конечностей


Плечевая кость, кости предплечья, кости кисти


Участвуют в передвижении


5. Пояс задних конечностей


Сросшиеся тазовые кости, прочно соединяющиеся с позвоночником


Опора задним конечностям


6. Скелет задних конечностей


Кость бедренная, кости голени, кости стопы


Участвуют в передвижении

 


Вывод: В связи с жизнью на суше и передвижениями с помощью прыжков скелет лягушки отличается относительно широким черепом, коротким позвоночником, наличием поясов конечностей, длинными задними и короткими передними конечностями.


В заключении этого этапа урока четверостишие:

Прыгунья, пловчиха – в воде и на ,суше

Наряд у лягушки удобен и прост.

Зачем под водой ей пушистая шерстка,

И прыгать мешал бы искрящийся хвост.

 

Огромная часть знаний по физиологии получена в исследованиях на лягушках, неприхотливых, терпеливых, живучих существах.Внесли они свой вклад и в развитие эмбриологии.Не случайно в Париже и Токио есть памятники лягушкам.

Давайте рассмотрим, как устроена  лягушка внутри попробуем выяснить, как особенности строения систем внутренних органов связаны с образом жизни.

-Какие системы внутренних органов обеспечивают жизнедеятельность организма животного?

 

 

 

06040103

 

Работа в паре.

1.     Рассмотреть пищеварительную систему лягушки. Сравнить с пищ. системой рыб.

2.     Дыхательная система. Сравнить с дых.системой рыб.

3.     Кровеносная система. Сравнить с кров. Системой рыб.

4.     Нервная система и органы чувств.Сравнить с рыбами.

5.     Органы выделения.Сравнить с органами выделения рыб.

После работы в группах идет обсуждение основных вопросов.От каждой группы выступает один учащийся с кратким рассказом,содержащим характеристику системы органов и сравнеие данной системы с рыбами.Особенности строения систем органов записать в таблицу.

 

 

Системы органов

Особенности строения

Пищеварительная

система

 

 

 

 

Кровеносная система

Двухкамерное сердце, один круг кровообращения

Дыхательная система

Легкими и кожей

Выделительная система

почки

Нервная система и органы чувств

Появилась полость среднего уха.Головной мозг состоит из 5 отделов.Передний мозг разделен на 2 полушария, мозжечок развит слабо,хорошо развит средний мозг.

 

 

 

 

Особенности размножения лягушек и забота о потомстве (рассказ учителя с использованием презентации.)

Размножение: раздельнополые, оплодотворение внутреннее или наружное. В воде. Развитие с превращением: икра -> личинка (головастик) -> взрослое животное

Закрепление.

 

Задание 1. Игра «Верю – не верю!»: выслушав утверждение, школьники должны ответить «хлопок в ладоши - верю»; «приседание - не верю».

1. У земноводных постоянная температура тела. (Нет)

2. Земноводные живут в морях. (Да)

3. Тело земноводных покрыто влажной слизистой кожей. (Да)

4. Сердце взрослых земноводных двухкамерное. (Нет)

5. У взрослых земноводных два круга кровообращения, а у личинок – один. (Да)

6. Органы дыхания взрослых земноводных – легкие и кожа. (Да)

7. Конечности земноводных имеют пальцы. (Да)

8. Развитие яиц земноводных происходит в воде или влажной среде. (Да)

9. Личинки земноводных дышат лёгкими. (Нет)

10. Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык. (Да)

Задание 2. Впишите в таблицу перечисленные ниже признаки: 

1. обтекаемая форма тела,

2. жаберное дыхание,

3. два круга кровообращения,

4. слизистая кожа,

5. легочное дыхание,

6. развитие яиц в воде,

7. наличие барабанных перепонок,

8. развитие с метаморфозом,

9. пятипалая конечность,

10. наличие внутреннего уха,

11. слюнные железы.

Признаки рыб

Признаки земноводных

 

 

 

Ответ: 1, 2, 6,10                                                Ответ: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,11

 

VII.                    Домашнее задание

Изучите п. 56 стр.184-188., ответьте на вопросы и в зависимости от ваших склонностей и желаний приготовьте на выбор:

·        Биологическую сказку о Земноводных.

·        Кроссворд по теме «Многообразие Земноводных».

·        Интересные сообщения о лягушках.

             Рисунки с изображением Амфибий

VI. Рефлексия

- Изменилось ли ваше отношение к земноводным?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Что вызвало у вас трудности?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Учитель: Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:

Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте».
Лягушки сказали: «О том и поем,
Как чист и прозрачен родной водоем»!

– Давайте любить родную природу, не засорять водоемы и охранять земноводных, которые играют такую большую роль в природе!

Пищеварительная система.

 

1.Выяснить особенности строения пищеварительной системы земноводных.

2.Сравнить строение пищеварительной системы с рыбами.

 

Учебник 7 класса  стр.185.

 

 

Дыхательная система

 

1.Выяснить особенности строения дыхательной системы земноводных в связи с выходом на сушу.

2.Сравнить дыхательную систему земноводных и рыб

 

Учебник 7 класса стр.185

Учебник  6 класса стр 137- 138 рис.99(а)

 

 

 

Кровеносная система

 

1.Выяснить строение кровеносной системы земноводных.

2.Сравнить кровеносную систему рыб и земноводных.

 

Учебник 7 класса стр.185

Учебник  6 класса стр 146-147 , рис.102, 103.

 

Выделительная система

 

1. Выяснить строение  выделительной системы земноводных

2.Сравнить строение пищеварительной системы рыб и земноводных.

 

Учебник  7 класса  стр.186

 

Нервная система и органы чувств.

 

1.Выяснить строение нервной системы и органов чувств земноводных.

2.Сравнить строение головного мозга рыб и земноводных.

 

Учебник 7 класса стр.185- 186

Учебник  6 класса стр 171 , рис.127.

 

 

 

 

Дайте  характеристику  класса  земноводных, используя   уже  имеющиеся  знания. Составьте   рассказ,   вставляя попущенные  слова  в  текст.

 К  земноводным  относятся    ________ , _________ , ________ . живут  земноводные  в  _________  и  на _______. Передвигаются  земноводные  при  помощи  ___ . Питаются  земноводные ______ . Кожа  у  земноводных ____ и  ______ . с  помощью  кожи  они  могут  _____  растворённым  в  воде  кислородом. в  связи  с  более  сложными  условиями  жизни  на  суше, земноводных  лучше  развит  ___________ .                         Сердце - ___________.  Земноводные – полезные  животные. Они  уничтожают  ______.

Молодцы. А  теперь  давайте  сравним  внутреннее  строение  рыб  и  лягушки.

Пункты  сравнения

Рыбы

Земноводные (Лягушка)

скелет

Есть  рёбра, скелет плавников

Нет  рёбер, скелет  конечностей

орг. пищ-я

                                           одинаковые

 

орг дыхания

жабры

Жабры (лич.), лёгкие, кожа

орг. кров-я

Сердце 2-х камерное

Сердце 3-х камерное

нервная  сис-ма

Строение  одинаковое.

 


                                                                                           Лучше  развит  головной   мозг

 

Распределите  органы  по  системам   (один – на  компьютере, остальные  на  партах  выкладывают  таблицу).

 Работа в  парах. (слайд)

Органы  пищеварения

Органы  кровообращения

Нервная  система

Органы  дыхания

 рот

сердце

головной  мозг

лёгкие

глотка

сосуды

спинной  мозг

 

пищевод,

 

нервы

 

желудок

 

 

 

кишечник

 

 

 

- Прочитайте, что  у  вас  получилось

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Общая характеристика класса Земноводные(или Амфибии).Внешнее и внутреннее строение лягушки, ее земноводный образ жизни»

Цель:

-Познакомиться  с особенностями строения Земноводных  как первых наземных позвоночных, окончательно не порвавших с водной средой.

- Выяснить какие особенности внешнего строения лягушки являются    приспособительными к жизни в воде и на суше;

- Узнать об особенностях внутреннего строения и жизнедеятельности земноводных.

Тип урока : Изучение нового материала.

Методы, используемые на уроке: наглядный, практический, частично-поисковый, словесный, проблемный.

Используемые формы обучения: групповая, коллективная, индивидуальная

Оборудование: презентация, книги  о  земноводных, таблица              «Земноводные».

Ход урока:

I. Организационный момент

Приветствие:

«Здравствуйте ,ребята! Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок с хорошим настроением».

«Загадочные рыбки».

И так перед вами на столе лежат трафареты рыбок, на них с обратной стороны написаны признаки, которые относятся к внешнему и внутреннему строению рыб, и есть признаки которые не относятся к рыбам. Сейчас мы с вами разделимся на 3 группы:

Признаки, которые относятся к внешнему строению рыб – это первая группа( садятся на первый ряд);

Признаки, которые относятся к внешнему строению рыб – это вторая группа( садятся на 2 ряд)

Признаки, которые не относятся к рыбам – это третья группа ( и соответственно занимают 3 ряд)

Давайте проверим правильно ли вы заняли места по группам.

 

Актуализация знаний учащихся

А сейчас, ребята, вы мне поможете определить тему нашего урока (Звучат голоса земноводных).

Ребята закройте глаза и представьте себе: знойный летний вечер, вы сидите на берегу реки и слышите разные голоса животных.

Что это за животные? Наверное, они рассказывают о своих проблемах, о своих тайнах, некоторые из которых мы постараемся сегодня приоткрыть.

А случалось ли вам вспугнуть лягушку, сидящую на берегу? Где в первую очередь она старалась спрятаться? (в воде)

Таким образом, где можно встретить лягушек?( и на суше, и в воде). Не случайно их относят к классу Земноводных или Амфибий.

Эту тему мы с вами запишем не в тетради как обычно, а на  индивидуальных листочках, которые находятся у вас на партах

(Запись учащимися темы урока: «Общая характеристика класса Земноводные(или Амфибии).Внешнее и внутреннее строение лягушки, ее земноводный образ жизни»)

Учитель: цель нашего урока: познакомиться   с внешним и внутренним строением земноводных  на примере травяной лягушки». 

 

Сегодня урок, ребята, необычный. Мы проведем своеобразный семинар различных специалистов. Сегодня на уроке присутствует экспертная группа экологов, морфологов, анатомов) .Основным объектом  обсуждения является лягушка.

 

Организуется работа по изучению нового материала по группам ( 1 группа – экологи, 2 группа – морфологи, 3 группа – анатомы)

 

4.           Экспертная группа экологов определяет, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения лягушки.

2.     Экспертная группа морфологов определит особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.

3.     Экспертная группа анатомов определяет, какие особенности строения скелета появились у лягушки в связи с переходом к наземному образу жизни.

У каждой группы на столах имеются ватманы, маркеры, задания с которыми вы будете работать, учебники и весь необходимый  материал.  Вы можете изобразить схематично рисунками, надписями и затее защитить свою работу.

На выполнение задания вам отводится 10 минут. С результатом выполненного задания выступает один представитель от группы. Оцениваться результаты работы группы будут с учётом всех участников группы, правильности и глубины ответа. Итак, приступаем к работе (по истечении отведённого времени, представители групп отчитываются о проделанной работе и делают выводы.) 

Задания группам

^ Экологи

Проблема: определить, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения лягушки.

1.     В каких местах чаще всего встречаются земноводные?

2.     В какое время года они наиболее активны?

3.     От каких факторов среды зависит активность земноводных?

4.     Какое значение имеют земноводные?

 

Морфологи

Проблема: определить особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.

1.     Рассмотрите внешний вид лягушки. Обратите внимание на форму и окраску тела, наличие конечностей, укороченное и компактное тело.

2.     Какое значение имеет такое строение в жизни лягушки?

3.     Рассмотрите голову лягушки и найдите на ней ноздри, глаза, барабанные перепонки, определите, имеют ли глаза веки, где расположены глаза, ноздри. Какую роль играет такое строение и расположение органов в жизни лягушки?

4.     Найдите у лягушки передние и задние конечности. Чем они отличаются друг от друга? Что располагается между пальцами задних конечностей? Какое приспособление имеет такое строение для жизни в воде?


 

 

 

 

 

 

 

 

^ Анатомы

Проблема: выяснить, какие особенности строения скелета лягушки появились в связи с переходом к наземному образу жизни.

1.     Найдите в скелете лягушки основные отделы: череп, позвоночник, пояса передних и задних конечностей.

2.     Рассмотрите череп, определите его форму. 

3.     Найдите позвоночник.

4.     Найдите плечевой пояс – опору передних конечностей. Он состоит из вороньих костей, лопаток, ключиц и грудины, которые полукольцом охватывают туловище.

5.     Рассмотрите кости передних конечностей, плечо, предплечье, которое состоит из двух костей и кисть с четырьмя пальцами.

6.     Найдите пояс задних конечностей – таз. Он состоит из сросшихся костей и плотно примыкает к позвоночнику.

7.     Обратите внимание на длинные кости задних конечностей: бедро, голень, стопу.



^ Выступление первой группы экспертов.



Экологи

Многие из «изобретений» земноводных оказались настолько совершенными, что сохранились и далее в неизменном виде у всех наземных позвоночных. Однако, сумев освоить сушу, они всё же не порвали до конца связь с водой.

Какие признаки в строении лягушек свидетельствуют об этом?

1.     Тонкая кожа земноводных нуждается в постоянном увлажнении, поэтому они живут в сырых местах.

2.     У многих лягушек пальцы на задних конечностях соединены плавательной перепонкой.

3.     Через влажную тонкую кожу легко осуществляется газообмен. Многие земноводные поглощают больше кислорода через кожу, чем через лёгкие и могут долгое время оставаться под водой, не всплывая за новой порцией воздуха.
4.
Итак, можно сделать вывод о том, что лягушка – животное, приспособленное к обитанию и в воде и на суше. У неё можно обнаружить черты приспособленности к каждой из двух сред. 

Амфибии гибнут от последствий хозяйственной деятельности человека, их преследуют дети, и взрослые, безжалостно истребляют. А можно предположить, что произойдет на Земле, если количество амфибий уменьшится. Для этого вспомним, какую роль они выполняют в природных сообществах, какое значение имеют в природе и жизни человека:

1.     Как ограничители численности насекомых.

2.     Как кормовой объект пресмыкающихся, птиц, пушных зверей.

3.     Как истребитель насекомых – вредителей культурных растений.

4.Служат объектом для науки

Это поистине удивительные создания! 

^ Выступление второй группы

Морфологи

Тело земноводного разделено на голову, туловище и хвост (у тритона), две пары конечностей. Тело покрыто голой кожей, на коже много желез, которые выделяют слизь. Благодаря слизи на поверхности кожи создается жидкостная пленка, в которой растворяется атмосферный кислород, поэтому возможно дыхание через кожу.

На голове два выпуклых глаза с веками.     Глаза лягушек различают только движущие предметы, а неподвижные детали окружающего фона они начинают видеть только, когда движутся сами. Человек сконструировал несколько электронных моделей лягушачьего глаза, они применяются при слежении за самолётами и вместе с аэродромными локаторами делают полёты более безопасными. Имеется пара ноздрей. Барабанная перепонка отделяет от внешней среды полость среднего уха. 

Две пары ног. У лягушек задние ноги длиннее и сильнее передних, поэтому они могут передвигаться прыжками. Есть плавательные перепонки.

Мышечная система у земноводных сложнее, чем у рыб. Слабо развиты мышцы туловища и хорошо развиты мышцы задних конечностей, что связано со способом передвижения лягушки.

Земноводные служат объектами для науки, классическими подопытными животными. В Париже и Токио им поставлены памятники.

Вокальные таланты бесхвостых амфибий получили широкую известность. Они первыми создали оркестры. Например, свистящие квакши образуют дуэты, трио, квартеты и квинтеты, в которых есть свои запевалы. С голосом лягушки могут соперничать только птицы.

 

 
Анатомы
В связи с жизнью на суше и передвижениями с помощью прыжков скелет лягушки отличается относительно широким черепом, коротким позвоночником, наличием поясов конечностей, длинными задними и короткими передними конечностями. По сравнению с рыбами у земноводных только часть туловищной мускулатуры сохраняет сегментированное лентовидное строение, развиваются специализированные мышцы. У лягушки, например, более 350 мускулов. Наиболее крупные и мощные из них связаны со свободными конечностями.

Отделы скелета

Название костей

Значение

Череп

Мозговая часть, кости челюстей

Защита головного мозга

Позвоночник

Позвонки

Защита спинного мозга и опора внутренних органов

Плечевой пояс

Лопатки,ключицы,грудина

Опора для передних конечностей

Скелет передних конечностей

Плечо,предплечье ,кисть

Учавствуют в передвижении

Пояс задних конечностей

Тазовые кости

Опора задним конечностям

Скеле задних конечностей

Бедро, голень, стопа

Учавствуют в передвижении

 

 

Физкультминутка

И так, мы рассмотрели особенности внешнего строения и скелета, связанных со средой обитания в воде и на суше. А сейчас нам предстоит выяснить,  изменилось ли внутреннее строение земноводных.

 

Как вы полагаете, для чего нужно знать строение лягушки? В каком случае эти знания могут пригодиться в будущем во взрослой жизни?

(Предполагаемый ответ: для людей, которые выбирают профессию, связанную с изучением животных).

Верно, и такой профессией, где требуется знания строения и работы органов животных, является, например, врач, точнее ветеринарный врач.

Вспомните детское стихотворение Корнея Чуковского о таком враче? (Предполагаемый ответ: Айболит)

(Просмотр видеофрагмента по мультфильму «Айболит» )

Конечно, чтобы лечить животных, нужно знать, как устроен их организм. Представляете, как много, наверное, знал о строении и работе разных органов животных Айболит! Ведь у него лечились разные животные.

Но вот представим, что к Айболиту пришла лягушка за советом, стоит ли ей обменять свое сердце на рыбье, двухкамерное, ведь все равно же она живет в воде. Давайте сегодня попробуем представить себя в роли доктора Айболита, и дадим лягушке обоснованный совет.

Пока мы, пожалуй, не можем решить проблему менять   ли лягушке сердце или нет. А поэтому я вам предлагаю несколько суждений. Верные из них могут являться ключами к решению проблемы.

Попробуем их найти.

1. Основной орган в любом живом организме, от которого зависит работа других органов, это кишечник.

2. Все органы в организме связаны кровеносными сосудами.

3. Животные, живущие в воде, не нуждаются в кислороде.

4. Кровь транспортирует вещества.

5. Нервная система позвоночных представлена брюшной нервной цепочкой.

6. Движение крови по сосудам обеспечивается работой сердца.

(Верные суждения: 2, 4, 6 взаимопроверка)

Как можно связать между собой верные суждения?(Предполагаемый ответ: можно выстроить следующую схему) О какой системе идет речь?

Кровеносная система функционально связана с другими системами органов. Какие это системы? Давайте   вспомним их функции.

Работа с таблицей

Система органов

Функции

Пищеварительная

Снабжает организм необходимыми питательными веществами

Дыхательная

Снабжает организм кислородом

Кровеносная

Транспортирует по организму вещества

Нервная

Обеспечивает связь и согласованную работу всех органов

Эти системы характерны для рыб и для лягушки. Они выполняют одинаковые функции у рыб и земноводных.

А сейчас мы выясним будет ли одинаково строение этих систем? (Предполагаемый ответ: отличается в связи с наземным образом жизни)

Воспользуемся приемом рыбья косточка или фишбоун. На верхних костях скелета написаны системы органов, на нижних вы должны написать кратко особенности их строения  в связи со средой обитания. Кто первый справляется выходит к доске, остальные дополняют, Время 7 минут

Раздаточное пособие

 

1 Строение и деятельность систем внутренних органов

 

1.Пищеварительная система состоит из тех же органов, что и у рыб. Широкий рот ведет в обширную ротовую полость. На дне помещается настоящий язык. Он может выбрасываться изо рта и служит для ловли мелких насекомых. Смоченная слюной во рту пища проходит по пищеводу, подвергается действию пищеварительных ферментов в желудке. Далее следует двенадцатиперстная кишка (начальный отдел кишечника). В нее открываются протоки печени, желчного пузыря и поджелудочной железы. В тонком кишечнике происходит окончательное переваривание пищи. Питательные вещества всасываются стенками кишечника и разносятся кровью по всем органам и тканям организма. В толстом кишечнике накапливаются не переваренные остатки. Через расширение - клоаку не переваренные остатки пищи удаляются наружу.

 

2. Дыхательная система

Лягушки дышат легкими и кожей. Легкие – небольшие вытянутые мешочки с тонкими эластичными стенками. Роль насоса при дыхании выполняет ротовая полость, дно которой то опускается, то поднимается. В легких происходит газообмен: кислород поступает в капилляры и кровью разносится по всем органам и тканям, а из капилляров в легкие выделяется углекислый газ, который сюда доставляется кровью от органов и тканей. Легкие у земноводных примитивны: у них мала поверхность соприкосновения капилляров с воздухом. Поэтому важное значение в газообмене имеет кожа. Газообмен происходит только через   влажную кожу.

 

3. Кровеносная система

Сердце - трехкамерное: два предсердия и один желудочек. Кровь от внутренних органов собирается в крупных венах и поступает в правое предсердие. В левое предсердие приносится кровь от легких, она богата кислородом. При сокращении предсердий кровь переходит в единственный желудочек, где частично смешивается. Смешанная кровь поступает в аорту и разносится ко всем органам и тканям организма. Таким образом, у амфибий два круга кровообращения: малый, проходящий через органы дыхания, и большой, проходящий через остальные органы.

 

4. Нервная система

Нервная система состоит из центрального и периферического отделов. Сильнее развит передний мозг, разделенный на два полушария. Почти скрыт сверху полушариями промежуточный мозг. Умеренно развит средний мозг, связанный со зрением. Плохо развит мозжечок. Этим объясняются однообразные движения и малоподвижный образ жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы видим, что строение внутренних органов земноводных изменилось по сравнению с рыбами, отличий больше чем сходства.

Давайте вернемся к айболиту, что ему ответить лягушки. Стоит ли ей обменять сердце трехкамерное на двух камерное.

 

3.Закрепление

 

Задание 1. Игра «Верю – не верю!»: выслушав утверждение, школьники должны ответить «хлопок в ладоши - верю»; «приседание - не верю».

1.Тело земноводных покрыто влажной слизистой кожей. (Да)

2. Сердце взрослых земноводных двухкамерное. (Нет)

3. У взрослых земноводных два круга кровообращения (Да)

4. Органы дыхания взрослых земноводных – легкие и кожа. (Да)

5. Конечности земноводных имеют пальцы. (Да)

6. Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык. (Да)

VIII.                Домашнее задание

Изучите п. 56 стр.184-188., ответьте на вопросы и в зависимости от ваших склонностей и желаний приготовьте на выбор:

·        Биологическую сказку о Земноводных.

·        Кроссворд по теме «Многообразие Земноводных».

·        Интересные сообщения о лягушках.

             Рисунки с изображением Амфибий

IX.            Рефлексия  Прием «Рюкзак»

(Описание:  Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход.")

Учитель: - Достигли ли вы своей цели? Привести пример.

 

Учитель: Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:

Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте».
Лягушки сказали: «О том и поем,
Как чист и прозрачен родной водоем»!

– Давайте любить родную природу, не засорять водоемы и охранять земноводных, которые играют такую большую роль в природе!

 

 

 

 

 

 

Лист для индивидуальной и групповой работы

 

 

Ф.И.____________________________________________________________

 

 

Тема___________________________________

 

Задание 1. Правильные суждения:-----------------------------------------------------------

Задание 2. Дайте  характеристику  класса  земноводных, используя   уже  имеющиеся  знания.

Составьте   рассказ,   вставляя попущенные  слова  в  текст.

 Живут  земноводные  в  _________  и  на _______. Передвигаются  земноводные  при  помощи  ___ . Питаются  земноводные ______ . Кожа  у  земноводных ____ и  ______ . с  помощью  кожи  они  могут  _____  растворённым  в  воде  кислородом. в  связи  с  более  сложными  условиями  жизни  на  суше, земноводных  лучше  развит  ___________ .                         Сердце - ___________.  Земноводные – полезные  животные. Они 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка открытого урока по биологии на тему"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель образовательного подразделения

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 065 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 485
    • DOCX 1.7 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Михеева Любовь Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Михеева Любовь Николаевна
    Михеева Любовь Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1239
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 57 человек

Курс повышения квалификации

Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 273 человека

Курс повышения квалификации

Методика подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с новой структурой и содержанием КИМ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 140 человек

Мини-курс

Мастерство PowerPoint: систематизация, интерактивность и эффективность

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1714 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 136 человек

Мини-курс

GR: аспекты коммуникации и взаимодействия с государственными органами

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные методы обучения и игровые практики для детей с ОВЗ

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 86 человек