Инфоурок Химия КонспектыРазработка открытого урока: " Решение задач"

Разработка открытого урока: " Решение задач"

Скачать материал

ГУ СШ № 3 с ДМЦ

 

 

 

 

 

 

Открытый урок по химии в 10 классе

Решение расчетных задач.

 

                                                          

 

 

 

 Подготовила  Корнилова Т.С.

                                                              учитель химии и биологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014г. г.Текели

Урок 36.

Дата проведения урока:       22.01.14г.                             10 класс.

Тема урока:  Решение расчетных задач.

Цель урока:  Дети научатся решать химические задачи с использованием  выхода продукта реакции.

Задачи:  1.  Ученики повторят и закрепят алгоритмы решения задач на проценты во время этапа повторения, а также во время групповой работы.

2. Ученики продолжат развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы во время групповой работы, что необходимо для успешного решения задач.

3. Дети продолжат формировать  умение работать как самостоятельно, так и в группе, умение слушать и слышать тех, кто работает рядом.

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний.

Форма организации обучения:  групповая работа.

Методы работы:  активный, интерактивный.

                                               Ход работы:

Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я понимаю

                                                                                     китайская пословица.

I. Организационный момент.

II. Повторение.

          а) Что необходимо сделать в первую очередь чтобы начать решение задачи?   ( внимательно прочитать условие задачи и составить уравнение протекающей химической реакции).

         б) Как необходимо оформить уравнение химической реакции?

( Подчеркнуть известное и неизвестное вещества, сверху подписать данные, снизу молярные массы или молярный объём).

         в) Каков алгоритм решения простой химической задачи? ( 1.Находим υ известного вещества, затем по соотношению находим υ неизвестного вещества и затем находим массу или объём неизвестного вещества.)

         г) Давайте вспомним основные формулы, знание которых необходимо для решения задач. По какой формуле определяется количество вещества ( υ = m/M), а через объём? ( υ = V/Vm), Vm = 22,4л/моль, как найти выход продукта реакции? ( ɳвых = mпр./mтеор.*100% )

III. Актуализация. Постановка проблемы.

Ребята!  В реальных химических реакциях  масса продукта  всегда оказывается  меньше расчетной?  Не знаете?  А почему?

- Многие химические реакции не доходят до конца.
- При взаимодействии органических веществ часто образуются побочные продукты.
- При гетерогенных реакциях часть веществ  просто не вступает в реакции.
- Немаловажное значение имеет оборудование, с помощью которого осуществляется химическая реакция. Не герметичность  соединений всегда приводит к потерям газообразных веществ.

IV. Формирование новых знаний.

Сегодня на уроке мы научимся решать задачи трех типов:

1. Даны массы исходного вещества и продукта  реакции.

     Определить выход продукта реакции.

2. Даны массы исходного вещества и выход продукта реакции.

     Определить массу продукта.

3. Даны массы продукта и выход продукта. Определить массу исходного вещества.

Алгоритм решения задач первого типа:

1) Прочитай внимательно условие задачи

2) Запиши: «Дано» и «Найти».
3) Составь уравнение реакции (не забудь расставить коэффициенты).
4) Вычисли массу теоретическую продукта реакции, по уравнению реакции.
5) Вычисли массовую долю продукта реакции по отношению массы практической к массе теоретической, которая указана в «дано».

Алгоритм решения задач второго типа:

1) Прочитай внимательно условие задачи

2) Запиши: «Дано» и «Найти».

3) Составь уравнение реакции (не забудь расставить коэффициенты).

4) Вычисли массу теоретическую продукта реакции, по уравнению реакции.

5) Вычисли массу практическую продукта реакции, воспользовавшись обратной формулой (умножь массу теоретическую на долю выхода)

Алгоритм решения задач третьего типа:

1) Прочитай внимательно условие задачи.

2) Запиши: «Дано» и «Найти».
3) Составь уравнение реакции (не забудь расставить коэффициенты).
4) Вычисли массу теоретическую продукта реакции, по обратной формуле

(m пр / η вых) .

5) Вычисли массу исходного вещества по уравнению реакции.

Просмотр презентации по решению задач.

V. Закрепление.

Решите задачи.

1.   При сгорании 2 г железа в хлоре образовалось 2,5 г соли трёхвалентного железа. Выразите данный выход в процентах от  теоретически возможного.

2.   При взаимодействии магния массой 1,2 г с раствором серной кислоты получили соль массой 5, 5 г. Определите выход продукта реакции (%).

3.   Вычислите массу карбида кальция, образовавшегося при действии угля на оксид кальция массой 16,8 г, если выход составляет 80%.

4. Карбонат натрия взаимодействует с соляной кислотой. Вычислите, какую массу карбоната натрия нужно взять для получения оксида углерода (IV) объёмом 28,56 л (н. у.). Практический выход продукта 85%.

5.  При взаимодействии водорода объемом 11.2 литра с оксидом железа (железная окалина) образовалось железо массой 18 грамм. Сколько процентов составляет данный выход от теоретически возможного.

6. При взаимодействии натрия количеством вещества 0, 5 моль с водой получили водород объёмом 4,2 л (н. у.). Вычислите практический выход газа (%).

7. Металлический хром получают восстановлением его оксида Cr2O3 металлическим алюминием. Вычислите массу хрома, который можно получить при восстановлении его оксида массой 228 г, если практический выход хрома составляет 95 %.

8. Определите, какая масса меди вступит в реакцию с концентрированной серной кислотой для получения оксида серы (IV) объёмом 3 л (н.у.), если выход оксида серы (IV) составляет 90%.

9. К раствору, содержащему хлорид кальция массой 4,1 г, прилили раствор, содержащий фосфат натрия. Определите массу полученного осадка, если выход продукта реакции составляет 88 %.

10. Вычислите объем аммиака, который можно получить, нагревая 20г хлорида аммония с избытком гидроксида кальция, если объемная доля выхода аммиака составляет 98%.

VI. Оценивание результатов работы.

VII. Итоги урока.

VIII. Рефлексия – « стена вопросов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Ответы к задачам:

1.   42,74%               2.   91,67%                3.   15.36г.                 4.   159г.  

5.   85,71%               6.   75%                     7.   148,2г.                8.   9,6г.

9.   3,3г.                     10.  8л.

 Приложение 2.

Решите задачи.

1.   При сгорании 2 г железа в хлоре образовалось 2,5 г соли железа ( III ). Найдите выход продукта в процентах от  теоретически возможного.

2.   При взаимодействии магния массой 1,2 г с раствором серной кислоты получили соль массой 5, 5 г. Определите выход продукта реакции (%).

3.   Вычислите массу карбида кальция ( СаС2 ), образовавшегося при действии угля на оксид кальция массой 16,8 г, если выход составляет 80%.

4. Карбонат натрия взаимодействует с соляной кислотой. Вычислите, какую массу карбоната натрия нужно взять для получения оксида углерода (IV) объёмом 28,56 л . Практический выход продукта 85%.

5.  При взаимодействии водорода объемом 11.2 литра с оксидом железа (железная окалина) образовалось железо массой 18 грамм. Сколько процентов составляет данный выход от теоретически возможного.

6. При взаимодействии натрия массой 11,5г. с водой получили водород объёмом 4,2 л  Вычислите практический выход газа (%).

7. Металлический хром получают восстановлением его оксида Cr2O3 металлическим алюминием. Вычислите массу хрома, который можно получить при восстановлении его оксида массой 228 г, если практический выход хрома составляет 95 %.

8. Определите, какая масса меди вступит в реакцию с концентрированной серной кислотой для получения оксида серы (IV) объёмом 3 л , если выход оксида серы (IV) составляет 90%.

9. К раствору, содержащему хлорид кальция ( СаСl2 ) массой 4,1 г, прилили раствор, содержащий фосфат натрия ( Na3PO4 ). Определите массу полученного осадка, если выход продукта реакции составляет 88 %.

10. Вычислите объем аммиака ( NH3 ), который можно получить, нагревая 20г хлорида аммония ( NH4OH )с избытком гидроксида кальция ( Ca(OH)2 ), если объемная доля выхода аммиака составляет 98%.

 

Приложение 3.

Алгоритмы решения задач трех типов.

Алгоритм решения задач первого типа:

1) Прочитай внимательно условие задачи

2) Запиши: «Дано» и «Найти».

3) Составь уравнение реакции (не забудь расставить коэффициенты).

4) Вычисли массу теоретическую продукта реакции, по уравнению реакции.

5) Вычисли массовую долю продукта реакции по отношению массы практической к массе теоретической, которая указана в «дано».

Алгоритм решения задач второго типа:

1) Прочитай внимательно условие задачи

2) Запиши: «Дано» и «Найти».

3) Составь уравнение реакции (не забудь расставить коэффициенты).

4) Вычисли массу теоретическую продукта реакции, по уравнению реакции.

5) Вычисли массу практическую продукта реакции, воспользовавшись формулой :   η вых = m пр / mтеор. * 100%.

Алгоритм решения задач третьего типа:

1) Прочитай внимательно условие задачи.

2) Запиши: «Дано» и «Найти».

3) Составь уравнение реакции (не забудь расставить коэффициенты).

4) Вычисли массу теоретическую продукта реакции, по обратной формуле

mтеор. = m пр / η вых) .

5) Вычисли массу исходного вещества по уравнению реакции.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка открытого урока: " Решение задач""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

SMM-менеджер

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ГУ СШ № 3 с ДМЦ

 

 

 

 

 

 

Открытый урок по химии в 10 классе

Решение расчетных задач.

 

                                                          

 

 

 

 Подготовила  Корнилова Т.С.

                                                              учитель химии и биологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014г. г.Текели

Урок 36.

Дата проведения урока:       22.01.14г.                             10 класс.

Тема урока:  Решение расчетных задач.

Цель урока:  Дети научатся решать химические задачи с использованием  выхода продукта реакции.

Задачи:  1.  Ученики повторят и закрепят алгоритмы решения задач на проценты во время этапа повторения, а также во время групповой работы.

2. Ученики продолжат развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы во время групповой работы, что необходимо для успешного решения задач.

3. Дети продолжат формировать  умение работать как самостоятельно, так и в группе, умение слушать и слышать тех, кто работает рядом.

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний.

Форма организации обучения:  групповая работа.

Методы работы:  активный, интерактивный.

                                               Ход работы:

Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я понимаю

                                                                                     китайская пословица.

I. Организационный момент.

II. Повторение.

          а) Что необходимо сделать в первую очередь чтобы начать решение задачи?   ( внимательно прочитать условие задачи и составить уравнение протекающей химической реакции).

         б) Как необходимо оформить уравнение химической реакции?

( Подчеркнуть известное и неизвестное вещества, сверху подписать данные, снизу молярные массы или молярный объём).

         в) Каков алгоритм решения простой химической задачи? ( 1.Находим υ известного вещества, затем по соотношению находим υ неизвестного вещества и затем находим массу или объём неизвестного вещества.)

         г) Давайте вспомним основные формулы, знание которых необходимо для решения задач. По какой формуле определяется количество вещества ( υ = m/M), а через объём? ( υ = V/Vm), Vm = 22,4л/моль, как найти выход продукта реакции? ( ɳвых = mпр./mтеор.*100% )

III. Актуализация. Постановка проблемы.

Ребята!  В реальных химических реакциях  масса продукта  всегда оказывается  меньше расчетной?  Не знаете?  А почему?

- Многие химические реакции не доходят до конца.
- При взаимодействии органических веществ часто образуются побочные продукты.
- При гетерогенных реакциях часть веществ  просто не вступает в реакции.
- Немаловажное значение имеет оборудование, с помощью которого осуществляется химическая реакция. Не герметичность  соединений всегда приводит к потерям газообразных веществ.

IV. Формирование новых знаний.

Сегодня на уроке мы научимся решать задачи трех типов:

1. Даны массы исходного вещества и продукта  реакции.

     Определить выход продукта реакции.

2. Даны массы исходного вещества и выход продукта реакции.

     Определить массу продукта.

3. Даны массы продукта и выход продукта. Определить массу исходного вещества.

Алгоритм решения задач первого типа:

1) Прочитай внимательно условие задачи

2) Запиши: «Дано» и «Найти».
3) Составь уравнение реакции (не забудь расставить коэффициенты).
4) Вычисли массу теоретическую продукта реакции, по уравнению реакции.
5) Вычисли массовую долю продукта реакции по отношению массы практической к массе теоретической, которая указана в «дано».

Алгоритм решения задач второго типа:

1) Прочитай внимательно условие задачи

2) Запиши: «Дано» и «Найти».

3) Составь уравнение реакции (не забудь расставить коэффициенты).

4) Вычисли массу теоретическую продукта реакции, по уравнению реакции.

5) Вычисли массу практическую продукта реакции, воспользовавшись обратной формулой (умножь массу теоретическую на долю выхода)

Алгоритм решения задач третьего типа:

1) Прочитай внимательно условие задачи.

2) Запиши: «Дано» и «Найти».
3) Составь уравнение реакции (не забудь расставить коэффициенты).
4) Вычисли массу теоретическую продукта реакции, по обратной формуле

(m пр / η вых) .

5) Вычисли массу исходного вещества по уравнению реакции.

Просмотр презентации по решению задач.

V. Закрепление.

Решите задачи.

1.   При сгорании 2 г железа в хлоре образовалось 2,5 г соли трёхвалентного железа. Выразите данный выход в процентах от  теоретически возможного.

2.   При взаимодействии магния массой 1,2 г с раствором серной кислоты получили соль массой 5, 5 г. Определите выход продукта реакции (%).

3.   Вычислите массу карбида кальция, образовавшегося при действии угля на оксид кальция массой 16,8 г, если выход составляет 80%.

4. Карбонат натрия взаимодействует с соляной кислотой. Вычислите, какую массу карбоната натрия нужно взять для получения оксида углерода (IV) объёмом 28,56 л (н. у.). Практический выход продукта 85%.

5.  При взаимодействии водорода объемом 11.2 литра с оксидом железа (железная окалина) образовалось железо массой 18 грамм. Сколько процентов составляет данный выход от теоретически возможного.

6. При взаимодействии натрия количеством вещества 0, 5 моль с водой получили водород объёмом 4,2 л (н. у.). Вычислите практический выход газа (%).

7. Металлический хром получают восстановлением его оксида Cr2O3 металлическим алюминием. Вычислите массу хрома, который можно получить при восстановлении его оксида массой 228 г, если практический выход хрома составляет 95 %.

8. Определите, какая масса меди вступит в реакцию с концентрированной серной кислотой для получения оксида серы (IV) объёмом 3 л (н.у.), если выход оксида серы (IV) составляет 90%.

9. К раствору, содержащему хлорид кальция массой 4,1 г, прилили раствор, содержащий фосфат натрия. Определите массу полученного осадка, если выход продукта реакции составляет 88 %.

10. Вычислите объем аммиака, который можно получить, нагревая 20г хлорида аммония с избытком гидроксида кальция, если объемная доля выхода аммиака составляет 98%.

VI. Оценивание результатов работы.

VII. Итоги урока.

VIII. Рефлексия – « стена вопросов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Ответы к задачам:

1.   42,74%               2.   91,67%                3.   15.36г.                 4.   159г.  

5.   85,71%               6.   75%                     7.   148,2г.                8.   9,6г.

9.   3,3г.                     10.  8л.

 Приложение 2.

Решите задачи.

1.   При сгорании 2 г железа в хлоре образовалось 2,5 г соли железа ( III ). Найдите выход продукта в процентах от  теоретически возможного.

2.   При взаимодействии магния массой 1,2 г с раствором серной кислоты получили соль массой 5, 5 г. Определите выход продукта реакции (%).

3.   Вычислите массу карбида кальция ( СаС2 ), образовавшегося при действии угля на оксид кальция массой 16,8 г, если выход составляет 80%.

4. Карбонат натрия взаимодействует с соляной кислотой. Вычислите, какую массу карбоната натрия нужно взять для получения оксида углерода (IV) объёмом 28,56 л . Практический выход продукта 85%.

5.  При взаимодействии водорода объемом 11.2 литра с оксидом железа (железная окалина) образовалось железо массой 18 грамм. Сколько процентов составляет данный выход от теоретически возможного.

6. При взаимодействии натрия массой 11,5г. с водой получили водород объёмом 4,2 л  Вычислите практический выход газа (%).

7. Металлический хром получают восстановлением его оксида Cr2O3 металлическим алюминием. Вычислите массу хрома, который можно получить при восстановлении его оксида массой 228 г, если практический выход хрома составляет 95 %.

8. Определите, какая масса меди вступит в реакцию с концентрированной серной кислотой для получения оксида серы (IV) объёмом 3 л , если выход оксида серы (IV) составляет 90%.

9. К раствору, содержащему хлорид кальция ( СаСl2 ) массой 4,1 г, прилили раствор, содержащий фосфат натрия ( Na3PO4 ). Определите массу полученного осадка, если выход продукта реакции составляет 88 %.

10. Вычислите объем аммиака ( NH3 ), который можно получить, нагревая 20г хлорида аммония ( NH4OH )с избытком гидроксида кальция ( Ca(OH)2 ), если объемная доля выхода аммиака составляет 98%.

 

Приложение 3.

Алгоритмы решения задач трех типов.

Алгоритм решения задач первого типа:

1) Прочитай внимательно условие задачи

2) Запиши: «Дано» и «Найти».

3) Составь уравнение реакции (не забудь расставить коэффициенты).

4) Вычисли массу теоретическую продукта реакции, по уравнению реакции.

5) Вычисли массовую долю продукта реакции по отношению массы практической к массе теоретической, которая указана в «дано».

Алгоритм решения задач второго типа:

1) Прочитай внимательно условие задачи

2) Запиши: «Дано» и «Найти».

3) Составь уравнение реакции (не забудь расставить коэффициенты).

4) Вычисли массу теоретическую продукта реакции, по уравнению реакции.

5) Вычисли массу практическую продукта реакции, воспользовавшись формулой :   η вых = m пр / mтеор. * 100%.

Алгоритм решения задач третьего типа:

1) Прочитай внимательно условие задачи.

2) Запиши: «Дано» и «Найти».

3) Составь уравнение реакции (не забудь расставить коэффициенты).

4) Вычисли массу теоретическую продукта реакции, по обратной формуле

mтеор. = m пр / η вых) .

5) Вычисли массу исходного вещества по уравнению реакции.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 985 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.03.2015 940
    • DOCX 22.8 кбайт
    • 32 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Корнилова Татьяна Семёновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Корнилова Татьяна Семёновна
    Корнилова Татьяна Семёновна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8842
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 137 человек из 48 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по химии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 28 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов

Мини-курс

Привязанность и воспитание

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 21 региона

Мини-курс

Психологическая работа с эмоциональными и поведенческими проблемами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 150 человек из 50 регионов

Мини-курс

Цифровые валюты и правовое регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе