Инфоурок География Другие методич. материалыРазработка открытого урока по истории Казахстана 5 класс

Разработка открытого урока по истории Казахстана 5 класс

Скачать материал

Открытый урок в рамках работы Творческой лаборатории по формированию общеучебных умений (5 класс)

 

Урок–путешествие «Степная земля бесконечна как время»

 

Цели:

- закрепить и обобщить знания учащихся

- формирование исторического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза

- способствовать формированию у учащихся понятию «Родина», чувства гордости за свою страну

 

                                    Ход урока

Оргмомент (слайд 1)

Мотивация (слайд 2)

Представление команд

Названия  команд:  Озат, Номад, Томирис, Тулпар

 

 

Слайд 3

Разминка (первый круг по 3 вопроса каждой команде- 1 балл)

 

1.     В переводе слово «история» означает (рассказ, повествование)

2.     Наука, которая изучает историю монет, денежных знаков (нумизматика)

3.     Летописец по-казахски (шежиреши)

4.     Отец истории на Востоке (Сыма Цянь)

5.     Наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам (археология)

6.     Музей по-казахски (мұражай)

7.     Первый день Нового года у казахов (22 марта)

8.     Наука, изучающая традиции и обычаи народов (этнография)

9.     Архив по-казахски (мұрағат)

10. Двенадцатилетний цикл летоисчисления у казахов (мушель)

11. Наука, изучающая гербы и отличительные знаки (геральдика)

12. Хиджра переводится как (переезд)

 

Разминка (второй круг по 2 вопроса- 2 балла)

1.     Английский естествоиспытатель, высказавший смелую мысль о родственных связях обезьяны и человека (Ч. Дарвин)

2.     Это слово в переводе означает «человекоподобный» (гоминид)

3.     Немецкий ученый, доказавший прямое влияние труда на формирование человека (Ф.Энгельс)

4.     Это слово в буквальном переводе означает «южная обезьяна» (австралопитек)

5.     Немецкий археолог, открывший древний город Трою, опираясь на поэму «Илиада» (Г.Шлиман)

6.     Хомо хабилис переводится как (человек умелый)

 

 

Разминка (какая команда ответит первой-3 балла)

1.     Сколько весило ручное рубило (2 кг)

2.     20 век – продолжительность жизни 70 лет, средние века – 20-30 лет, а в каменном веке (19 лет)

3.     Это короткое слово используют и философы, и литературоведы, и археологи (век)

 

Станция:  Хронос

 

I конкурс Периодизация истории

Расположи периоды истории в правильной последовательности:

Задание 1:

история средних веков, новая история, история древнего мира, новейшая история  (история древнего мира, история средних веков, новая история, новейшая история)    2 балла

Задание 2:

Эпоха бронзы, энеолит, палеолит, эпоха железа, мезолит, неолит (палеолит, мезолит, неолит, энеолит, эпоха бронзы, эпоха железа)

3 балла

 

II конкурс Историческое время

Задание: Вставь пропущенные даты

Человек разумный хомо сапиенс  сформировался около___ тыс.лет назад  (40)

Первые люди на территории Казахстана появились около ____ млн лет назад (1)

Примерно ___ тыс. лет назад наступил ледниковый период  (100-80)

Около ___ тыс. лет назад ледник начал таять (13-12)

 

1 балл за каждый правильный ответ

 

III конкурс Достижения древних людей

Задание: Распредели достижения древних людей по историческим периодам (подсказка – по 4 в каждый период)

Периоды:  палеолит, мезолит, неолит

Достижения:

микролиты

лук и стрелы

рубило

 зернотерка

 бумеранг

 палка-копалка

 глиняная посуда

 капкан

 дубина

земледелие

ловушка

чоппер

 

1 балл за каждый правильный выбор

 

Ответы:

Палеолит: рубило, палка-копалка, дубина, чоппер

Мезолит: лук и стрелы, бумеранг, ловушка, капкан

Неолит: микролиты, зернотерка, глиняная посуда, земледелие

 

4.     Конкурс «Самая внимательная команда»

Казахское летоисчисление

1.     Мышь

2.     Корова

3.     Барс

4.     Заяц

5.     Улитка

6.     Змея

7.     Лошадь

8.     Баран

9.     Обезьяна

10. Курица

11. Собака

12. Кабан

 

1 балл за каждое правильное звено в последовательности, не нарушающее цепь

 

 

Станция:  Шартарап

5 Конкурс Историческая география

1.     Самые первые человекоподобные существа жили в  __ и __ 2,5-3 млн. лет назад (Азии  Африке)

2.     Местность Олдувай, где были найдены первые останки австралопитека находится в  ______ (Восточной Африке)

3.     Останки синантропа нашли в пещере Чжоу-Коудянь в _______ (Китае)

4.     Останки древних людей нашли в местности Неандерталь в _______ (Германии)

5.     Древнейшие стоянки первобытных людей найдены в _______ Казахстане (Южном)

6.     Захоронение воина в золотых доспехах обнаружил в 1969 году в ______ кургане  в Жетысу известный археолог Акишев (Иссыкском)

 

1 балл за верный ответ

 

Станция Властители эпох

Конкурс «Маска, я вас знаю…»

 

Этцель, Атыл, Едиль.

  Венгры(мадьяры) считают его своим предком.

  В Европе его прозвали Бич божий.

  Его походы положили начало Великому переселению народов. (Аттила)

3 балла

Сын царя Филиппа II.

  Величайший полководец.

  Мусульмане звали его Искандер Зулькарнайн.

  Создатель мировой державы.

  В 30-е гг IV в до н.э. вторгся в сакские земли, но не смог их завоевать.

(Александр Македонский)

3 балла

Куруш. Сын Камбиса I.

По приказу отца был оставлен на съедение диким зверям.

Великий завоеватель.

На берегах Яксарта (Сырдарьи) основал город.

Согласно легендам поход в Среднюю Азию оказался для него роковым

(Кир)

3 балла

 

Слайд 21 Картина-загадка

 

Томирис

Царица саков-массагетов. Ее сын Спаргапис  погиб в плену у персов.  Томирис жестоко отомстила за смерть сына. Персы потерпели поражение. Как пишет Геродот,  царица окунула  голову Кира в бурдюк, наполненный кровью, со словами: «Ты хотел крови, так насыться же ею!»

3 балла

 

Слайд 23, 24, 25

Исторические параллели


Жалованная грамота царя Михаила Федоровича наследникам Ивана Сусанина

 

Как мы, великий государь, царь и великий князь  в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а Ивана Сусанина изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, царь и великий князь всея Руси были, и он, Иван, ведая где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей  пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям  не сказал, и  замучили его до смерти

Из статьи В.Самойлова. Газета «Северная правда», 1938г

Подвиг Ивана Сусанина, отказавшегося изменить Родине, и за это зарубленного поляками воплотил заветное стремление русского народа к ограждению своей национальной независимости

Слайд 26

o Какой герой сакских степей не пожалел своей жизни во имя независимости своей родной земли.

o Расскажите о его подвиге

Слайд 27

Подвести итоги  блока  Исторические личности    мне хочется словами

И.С. Тургенева, которые как нельзя лучше отражают его суть: "...И когда переведутся такие люди, пусть навсегда закроется книга истории. В ней нечего будет читать".

 

Слайд 28

Станция Мудрецы древности
Конкурс капитанов

Анахарсис – первый выдающийся философ саков. Платон называл его одним из семи мудрецов мира. До нас дошли его афоризмы.

Закончите афоризм: «Все беды человека   от …»  (языка)

 

                                                                               10 баллов

 

Слайд 29
Казахская народная загадка

 

В глухой степи живет дракон 
Нет сил, нет мочи шевельнуться... 
Его кости напоминают стволы и ветви. 
На темени сверкает единственный глаз

 

                                                                        10 баллов

Слайд  30

 Стихотворение-загадка

 

Шерсть собрали с тысячи овец,

  Сотни две сковали мне колец,

  Круглый остов из прибрежных ив

  Прочен, свеж, удобен и красив.

  Ее вихрь не может покачнуть.

  От дождя ее твердеет холм,

  Нет в ней ни застенков, ни углов,

  Но внутри уютно и тепло

                                          Бо-Цзю-И

                                                  5 баллов

 

Просмотр учебного фильма Золотой человек

 

Слайд 31

Слайд 32

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка открытого урока по истории Казахстана 5 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

PR-менеджер

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Вашему вниманию предоставляется повторительно-обобщающий урок по курсу "Рассказы по истории Казахстана" 1 полугодие. Урок был проведен в рамках работы творческой лаборатории по формированию общеучебных умений в 5 классе. Учащимся были предложены задания на систематизацию, классификацию, сравнение. К уроку была приготовлена электронная презентация для сопровождения. Была сделана попытка задейстовать несколько типов интеллекта. Задания предполагают широкий кругозор учащихся. Несколько заданий проверяют знание не только отечественной, но и всемирной истории. Задания проверяют знание исторического времени, исторического пространства, исторических событий и личностей.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 172 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 812
    • DOCX 53 кбайт
    • 13 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ромбаева Айгуль Хуанышевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ромбаева Айгуль Хуанышевна
    Ромбаева Айгуль Хуанышевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3659
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 219 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 294 человека

Мини-курс

Управление проектами и стоимостная оценка в современном бизнесе

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство звука: путешествие по музыкальным жанрам

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Здоровые взаимоотношения: адаптация и развитие ребенка через привязанность и игрушки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 90 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 58 человек