Экологические
проблемы человечества.
(Хайдарова
Лариса Ахметовна,
учитель
химии
МБОУ
«СОШ № 3 п.г.т. Кукмор»
Кукморского
муниципального района РТ)
Тип
урока:
комбинированный с использованием метода проектов.
Цель
урока:
актуализация знаний и житейских представлений по проблеме охраны окружающей
среды, формирование и развитие ключевых компетентностей (информационной и
компетентности решения проблем) как основы качества образования.
Задачи
урока:
1.
Стимулировать у учащихся умения выделять проблему, ставить цели, определять
задачи и находить пути их решения, используя творческий потенциал и элементы
исследовательской деятельности.
2. Создать стимуляционно-мотивирующую проблемную ситуацию на уроке как
необходимое условие для развития логического мышления учащихся методами
сравнения, анализа, обобщения и конкретизации.
3. На основе межпредметных связей химии, биологии, экологии актуализировать
имеющие знания учащихсяпо экологическим проблемам.
4. Развивать самостоятельность и практическую активность школьников, навыки
грамотно излагать свою точку зрения и доказательно отстаивать её.
5. Развивать мотивацию изучения предмета при обращении к жизненному опыту
школьников и раскрытии практического значения материала.
Методы: метод проектов (по типу проект - информационно- исследовательский,
межпредметный, по времени работы – краткосрочный), проблемное обучение
Форма
работы:
групповая
Продолжительность
урока:
90 минут
Оборудование: 1.
Компьютер (мобильный класс)
2.
Учебники: Новошинский И.И., Новошинская Н.С. «Химия - 10» (базовый и профильный
уровни), М.: Русское слово, 2008;
Кузнецова
Н.Е.,Титова И.М. «Химия. 11». М.: Вентана-Граф, 2008
Ход
урока.
1.
Организационный
момент.
«Жить
счастливо и жить согласно с природой – одно и то же!»
(Сенека.
Римский философ. Ів.)
Как
вы понимаете данное высказывание?
2.
Вызов:
Актуализация знаний. Объявление темы урока, постановка целей и задач урока.
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
В
нашей стране очень много нерешенных проблем. Как вы думаете какие?
|
Это
войны, нестабильность экономики, рост безработицы и многое другое. К ним
относятся глобальные, общечеловеческие проблемы
|
Но
есть проблемы, которые можно решить лишь совместными усилиями всех государств
нашей планеты. Эти проблемы были во все времена, но в наши дни они стоят
особенно остро и требуют особого внимания. Вот об этом мы и поговорим
сегодня.
Чадят
болота смрадные. Чернеет косогор,
Картины
безотрадные наш замутняют взор,
И
как-то трудно дышится среди угрюмых лиц,
И
песня уж не слышится когда-то звонких птиц.
О
чем данное стихотворение?
Нас
волнует мысль о том, как нам жить дальше и не болеть. Влияние окружающей
среды на здоровье людей было замечено еще в глубокой древности. В связи с
поступлением в организм человека из окружающей среды различных отравляющих
веществ медики говорят о появлении нового типа заболеваний – экологические
болезни. Например, загрязнение атмосферы сероводородом, углеводородами,
аммиаком приводит к тому, что дети заметно отстают в физическом,
нервно-психическом развитии, в 3-4 раза выше хроническая заболеваемость. Для
людей живущих в зоне выбросов металлургических комбинатов, особо опасен
свинец, так как он поражает головной мозг, в результате чего нарушается
координация движений, ухудшается слух. Увеличивается вероятность онкологических
заболеваний.
|
Строки
этого стихотворения иллюстрируют печальную картину. Загрязняется воздух,
вода, почва.
|
Как
можно сформулировать тему урока?
Исходя
из темы урока, сформулируйте цель урока.
Какую
проблему будем решать сегодня на уроке? В чем актуальность темы? (слайд 2)
Как
работаем над решением поставленных задач?
|
Экологические
проблемы человечества (слайд 1).
Лучше
разделиться на группы по решению отдельных вопросов.
|
3.
Осмысление. Усвоение новых знаний.
Учащиеся
на уроке делятся на 4 группы (численностью от 3 до 5 человек) и выбирают
экологическую проблему человечества для составления проекта. Они работают по
плану:
1.
Сбор
и обработка информации по данной проблеме.
2.
Подготовка
стартовой версии презентации.
3.
Подготовка
текста защиты проекта.
В
проекте должны быть отражены:
1.
Актуальность проблемы
2.Гипотеза
3.Способы
решения проблемы
5
группа Web-дизайнеров готовят компьютерную презентации по общей теме. После
того, как определены задачи каждой группы, начинается работа с текстами
учебной и дополнительной литературы, статьями из журналов и газет, материалами
Интернет-сайтов. Готовятся выступления - защита проектов и презентации.
4. Закрепление
и применение знаний
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Человек
всегда использовал окружающую среду как источник ресурсов. Не задумывался о
последствиях своей деятельности. Сегодня создал угрозу своему существованию.
Как же деятельность человека сказалась на его жизни?
|
Защита
проектов по темам: «Глобальные проблемы человечества»( слайды 10 - 48),
«Атмосфера. Ее загрязнение и охрана» (слайды 49 – 62), «Гидросфера и ее
охрана»(слайды 63 – 74), «Почва. Ее загрязнители и охрана»( слайды 75 – 85).
|
Какие
выводы можем сделать по результатам нашей работы?
|
Решать
общечеловеческие глобальные проблемы, о которых мы говорили, силами одного
государства невозможно. Здесь необходимо сотрудничество большинства стран
|
Более 100 лет назад Австро-Венгрия и Италия приняли
декларацию об охране птиц. В конце прошлого века Россия, Япония и США
заключили соглашение о совместном использовании и охране морских котиков в
Тихом океане. ООН постоянно обсуждает проблемы охраны природы. По решению ООН
в 1970-х годах начал действовать специальный документ «Программа ООН по
окружающей среде». В настоящее время за охрану природы активно борются партия
зеленых, международный союз охраны природы и природных ресурсов, другие
общественные организации. Какие же общие способы решения экологических
проблем вы видите? (слайд 3, 4)
|
1. Строительство
различных очистных сооружений;
2. Устройство замкнутых циклов водопользования;
3. Создание и внедрение безотходных и малоотходных
технологических процессов;
4. Замена химических способов борьбы с вредителями и
болезнями сельскохозяйственных растений биологическими;
5. Использование новых видов топлива, которое не приводит
к загрязнению окружающей среды;
6. Создание лесных зон вокруг городов и промышленных
центров.
7. Создание заповедников и резерватов лекарственных
растений.
|
5.
Рефлексия.
4.1
Самоконтроль. Для
закрепления материала давайте выполним тестовое задание с последующей
взаимопроверкой (слайд 5,6):
I
вариант
1.
После окончания лабораторной работы по химии ваш товарищ вылил использованные
реактивы в раковину, а не в специально приготовленную для этих целей емкость.
Как вы поступите:
а)
выльете свои реактивы туда же, куда и он;
б) объясните
ему, почему этого не следует делать;
в)
расскажете о его действиях учителю?
2.
Как бы вы поступили, если, прогуливаясь по берегу водоема, увидели ржавое ведро
возле старого кострища:
а)
очистили бы берег, выбросив ведро в воду;
б)
не обратили бы на него внимания;
в) отнесли бы ведро на ближайшую свалку или
закопали его в землю?
3. Вы — заместитель директора фабрики резиновых
игрушек. Вам предложили новую краску, более дешевую и яркую, но содержащую
кадмий. В результате ее использования фабрика получит большую прибыль. Как вы
поступите, если знаете о токсичности красителей, содержащих кадмий:
а) согласитесь с директором на покупку новой краски;
б) будете против этого решения;
в) пойдете на компромисс и предложите выпускать 50%
игрушек с использованием новой краски и 50% — старой?
4. Какие газы способствуют возникновению «кислотных
дождей»:
а)
P2O5, Сl2, NН3;
б) NO, NO2, SO2;
в) СН4, C2H2, CO2?
Ответы: 1б, 2в, 3б, 4б.
II вариант
1. Мальчик разбил термометр в отсутствие родителей.
Как ему следует поступить:
а) выбросить остатки термометра в ведро, чтобыих не
увидели родители;
б) вызвать представителейСЭС;
в) оставить все до прихода родителей?
2. Вы работаете на химическом заводе и случайно узнаете
о неисправности в системе очистных сооружений. Как вы поступите:
а) сообщите директору завода, чтобы он сам принял решение;
б) сделаете вид, что вам ничего не известно о
неисправности, так как не хотите потерять в зарплате из-за остановки завода;
в) скажете директору и, если он не примет
меры, будете активно
действовать сами: сообщите рабочим, сотрудникам
заводской газеты, соберете людей на митинг?
3. Один из путей защиты биосферы от загрязнения —
очистки отходящих газов и сточных вод на промышленных предприятиях. Современные
очистные сооружения достаточно эффективные, но дорогостоящие. Как бы вы
поступили, если были бы директором крупного завода и имели в своем распоряжении
значительную сумму денег:
а) положили бы деньги в банк для уплаты штрафов за
загрязнение природной среды — это выгоднее, чем строить очистные сооружения;
б) вложили бы деньги в строительство
очистных сооружений;
в) часть денег вложили бы в расширение производства, а
часть использовали бы для увеличения заработной платы рабочим?
4. Какие газы способствуют возникновению парникового
эффекта:
а) С2Н4, NН3,О2;
б)Cl2, C3H8,H2;в)
СО2,Оз,СН4.
Ответы: 1б, 2в, 3б, 4в.
4.2.
Собственно
рефлексия:
1.
Оцените
работу каждой группы?
2.
На
сколько полно была раскрыта проблема, все ли вопросы были рассмотрены?
3.
Как
активно члены группы участвовали в работе?
4.
Удовлетворены
ли вы своей работой?
5.
Удалось
ли решить цели и задачи урока?
Наш
урок я хотела бы закончить следующими строками, которые является своеобразным
выводом нашего урока:
Как
яблоко на блюдце, у нас Земля одна.
Не
торопитесь люди все выскрести до дна.
Немудрено
добраться до скрытых тайников,
Разграбить
все богатства у будущих веков.
Мы
общей жизни зерна, одной судьбы родня.
Нам
пировать позорно в счет будущего дня.
Поймите
это люди, как собственный приказ.
Не
то Земли не будет у каждого из нас.
Спасибо
всем за работу.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.