Инфоурок Химия КонспектыРазработка конспекта урока по теме "Чистые вещества и смеси"

Разработка конспекта урока по теме "Чистые вещества и смеси"

Скачать материал

Чистые вещества и смеси

(разработка урока по химии для учащихся 8 класса

Хайдарова Лариса Ахметовна, учителя химии

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 3 п.г.т. Кукмор»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан)  

            

Цель урока: создать условия для изучения понятий «смеси», виды смесей и способы их разделения.

Задачи:

1.     Инициировать активность учащихся по изучению темы;

2.     Оснастить  навыками проведения опытов, способами разделения смесей, оформления наблюдений в виде таблиц, схем; развивать интеллектуальные и познавательные умения учащихся: выделять существенные признаки и свойства, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, анализировать, делать выводы,  наблюдать.

3.     Создать условия для рефлексии, индивидуального выбора, взаимопомощи,  организованности при работе в парах, группах

Тип урока: изучение нового материала

Методы:    1) эвристическая беседа; создание проблемной ситуации

                   2) наглядные (таблицы, схемы, демонстрационные                                       опыты, компьютерная презентация); 

                   3) практические (лабораторные опыты, упражнения);

                   4) групповая и парная формы работы

Литература и оборудование:

1.     Учебник «Химия» 8 класс, Новошинский И.И., М.: «Русское слово», 2008 г.

2.     Реактивы:  на столах учащихся:          

ü ложечка для сыпучих веществ;

ü лист бумаги;

ü стеклянная палочка;

ü стакан с водой;

ü магниты;

ü порошки серы и железа.

          На столе учителя:    3 стакана с водой;

ü песок;

ü растительное масло;

ü сахар или соль.

3. Мультимедийный проектор.

Ход урока:

1.Организационный момент. Приветствие. Целеполагание и проектирование урока.

Тема урока: «Чистые вещества и смеси»

Какова  цель урока? (Узнать что такое чистые вещества и смеси и чем они отличаются друг от друга)

Какие задачи вы ставите перед собой для изучения темы?

Как вы думаете какими знаниями по теме мы должны овладеть к концу урока? (совместно формулируются результаты деятельности: знать определения чистых веществ и смесей, видов смесей, отличительные особенности, способы разделения смесей).

(тема урока и предполагаемые результаты на экране). Ребята эта тема представлена в заданиях ГИА, прошу обратить на нее особое внимание.

Как вы предпочитаете получить информацию по теме: работая с учебником, в сети Интернет, от меня, или в совместной работе? (в совместной работе и проводя опыты)

Актуализация знаний. Вспомним материал, необходимый для успешного усвоения темы. Что бы это значило? (запись на доске) Химия изучает…         

(Ответы учащихся по цепочке: химия изучает вещества, их свойства и изменения, происходящие с веществами; вещество – то из чего состоит тело; вещества бывают простые и сложные; простые вещества – вещества, состоящие из атомов одного химического элемента. Например: кислород, водород, углерод. Сложные вещества – вещества, состоящие из атомов разных химических элементов, например, вода, сахар; все вещества обладают физическими и химическими свойствами; к физическим свойствам относятся агрегатное состояние веществ, температуры плавления и кипения, электро- и теплопроводность, растворимость в воде и другие; химические свойства – способность веществ реагировать с другими веществами).

3. Изучение нового материала.

Проблемная ситуация: Вода Черного моря замерзает при более низкой температуре, а закипает при более высокой температуре, чем вода Балтийского моря. Почему? (работа в группах, ответы учащихся: Дело в том, что в морской воде содержатся различные растворенные вещества, например, соли).

Таким образом, мы можем  сказать, что морская вода – смесь различных веществ, состав которых меняется в широких пределах. Поэтому и свойства смеси не постоянные. Определение понятия «смесь» было дано в 17 веке английским ученым Р.Бойлем: «Смесь – целостная система, состоящая из разнородных компонентов» (определение на экране). Попробуем выявить отличительные особенности смеси и чистого вещества. Предлагаю вам провести  опыты, проанализировать их по предложенному плану и сделать выводы (работа в группах, выполняют лабораторную работу).

Опыт 1. «Приготовление и изучение смеси железа и серы»

Инструкция:

1.     Насыпьте на лист бумаги отдельными кучками порошки железа и серы, рассмотрите их цвет и агрегатное состояние.

2.     Возьмите небольшую часть каждого вещества и проведите следующие операции: а) испытайте магнитом; б) опустите в стакан с водой.

3.     Смешайте стеклянной палочкой оба порошка на бумаге, рассмотрите цвет смеси.

4.     Разделите полученную смесь на две части и проведите с ней те же операции, что и с чистыми веществами: а) испытайте магнитом; б) опустите в стакан с водой.

План анализа (на экране)

1.     Опишите агрегатное состояние  и цвет серы.

(Сера твердое вещество желтого цвета)

2.     Каковы агрегатное состояние и цвет железа в виде порошка?

(Железо твердое серое вещество)

3.     Как эти вещества относятся к магниту?

(Железо притягивается к магниту, сера – нет)

4.     Как эти вещества относятся к воде?

(Железо тонет, сера – всплывает, так как не смачивается)

5.     Что можете сказать о соотношении железа и серы в смеси? (соотношение различное, непостоянное)

6.     Сохраняются ли свойства железа и серы а смеси? (да)

7.     Как можно разделить данную смесь?

(Данную смесь можно разделить магнитом или при помощи воды)

Вывод: свойства компонентов смеси …. и ….

Опыт 2.  «Взаимодействие железа и серы»

Внимательно посмотрите на полученное вещество – сульфид железа (II) и проведите его качественный анализ с последующим заполнением таблицы. Видны ли в нем отдельно серый порошок железа и желтый порошок серы?  (Нет, полученное вещество желто-серого цвета)

1.     Действует ли на данное вещество магнит? (Нет)

2.     Разделяются ли железо и сера? (Нет)

3.     Как относится данное вещество к воде? (Тонет)

4.     Сохраняет ли сера и железо свои свойства, входя в состав сульфида железа? (Нет, новое вещество отличается по свойствам от исходных веществ)

5.     можно ли разделить сульфид железа физическим методом на простые вещества? (Нет)

Занесите  полученные результаты в таблицу: (заполнение таблицы в группах)

Признаки сравнения

Чистое вещество

Смесь

Состав

 

 

Вещества

 

 

Физические свойства

 

 

Разделение

 

 

Изменение энергии при образовании

 

 

Проверьте себя по образцу

Признаки сравнения

Чистое вещество

Смесь

Состав

Постоянный

Непостоянный

Вещества

Одно и тоже

Различные

Физические свойства

Постоянные

Непостоянные

Разделение

С помощью химических методов

Физическими методами

Изменение энергии при образовании

Происходит

Не происходит

         Далее переходим к рассмотрению видов смесей. Для этого приготовим следующие смеси. Возьмем три стакана с водой, в один добавим песок, в другой -  растительное масло, в третий -  соль (сахар).

 Что можете сказать о данных смесях? ( В первом и втором стакане видны компоненты, в третьем – нет). Найдите  информацию о видах смесей в учебнике и составьте схему (работают с параграфом 2, проверка по образцу с дополнением записей).

Схема 1

                                                         Смеси

 

 


                  

                         Гомогенные                                             гетерогенные

(однородные, компоненты не видны)  (неоднородные, компоненты видны)

 

растворы (г., ж., тв.)                                              взвеси

 


                                                                   суспензии              эмульсии

                                                                  (тв. + ж.)                   (ж. + ж.)

Приведите свои примеры (приводят свои примеры с объяснением).

         В природе вещества существуют в виде смесей. Для лабораторных исследований, промышленных производств, для нужд фармакологии и медицины нужны чистые вещества. Для очистки веществ, применяются различные способы разделения смесей. Переходим к их рассмотрению. Рассмотрим способы разделения гетерогенных и гомогенных смесей. (Просмотр видеофильмов  из ЕК ЦОР с последующим заполнением схемы)

Схема 2.

Способы разделения смесей

            

          гетерогенных                                                      гомогенных

 


отстаивание        действие магнитом    фильтрование       перегонка,  дистилляция                                                                         выпаривание

На каких физических свойствах компонентов смеси основаны эти способы?

( предлагают свои варианты ответов, совместный вывод определений.

Отстаивание: различная плотность и смачиваемость веществ,                                                  различная         скорость осаждения.  Выпаривание: различная кристаллизация. Фильтрование: растворимость веществ, размеры частиц  веществ).           

         С некоторыми способами разделения смеси мы с вами сталкиваемся в жизни. Например, способ фильтрования – основа работы бытовой техники. Фильтрование используют хирурги – марлевые повязки, буровики и рабочие элеваторов – респираторные маски. С помощью чайного ситечка для фильтрования чаинок Остап Бендер получил один из 12 стульев у Эллочки – Людоедочки. Если бы Золушка знала о фильтровании, она очень легко бы разделила рожь от чернушки. Стоило взять сито.

         При выпаривании воды из озер Эльтон и Баскунчак получают поваренную соль. С помощью хроматографии русский ботаник Цвет впервые выделил хлорофилл из зеленых частей растений.

4. Подведение итогов.

         Сегодня мы с вами рассмотрели теоретически, как можно разделить различные смеси. А на практике осуществим эти способы разделения на следующем уроке. Итак, вернемся к цели нашего урока и запланированным результатам: какова была цель урока? Какие вы ставили перед собой задачи? Достигли ли вы их? Что вызвало трудности?

1. Дайте определения чистых веществ и смесей.

2.Каковы отличительные особенности смеси и чистого вещества.

3. Какие виды смесей бывают?

4. Перечислите основные способы разделения гомогенных смесей?

5. Перечислите основные способы разделения гетерогенных смесей?

 Молодцы, а теперь проверьте, пожалуйста, себя. Сможете ли вы применить полученные знания в различных жизненных ситуациях (работа в группах).

Ситуация 1. При измельчении руды на горно-обогатительных фабриках в нее попадают обломки железных инструментов. Как их можно извлечь из руды?

Ситуация 2.  перед переработкой бытового мусора, а также бумажной макулатуры необходимо избавиться от железных предметов. Как проще всего это сделать?

Ситуация 3. Вода, после мойки автомобилей в крупных гаражах, оказывается       загрязненной машинным маслом. Как следует поступить перед сливом ее в канализацию?

Ситуация 4.  как разделить зубной порошок и поваренную соль? Бензин и воду? Спирт и воду? Железные и древесные опилки?

Ситуация 5.  Муку очищают от отрубей просеиванием. Какой способ разделения смесей используют?

Пожалуйста, проанализируйте и оцените свою деятельность на уроке. Подумайте, на что необходимо обратить внимание при домашней работе над темой.

6.     Домашнее задание §2 (разобрать и ответить на вопросы после параграфа), подготовится к практической работе №3. 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка конспекта урока по теме "Чистые вещества и смеси""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный архитектор

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

(разработка урока по химии для учащихся 8 класса Хайдарова Лариса Ахметовна, учителя химии муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан) Цель урока: создать условия для изучения понятий «смеси», виды смесей и способы их разделения. Задачи: 1. Инициировать активность учащихся по изучению темы; 2. Оснастить навыками проведения опытов, способами разделения смесей, оформления наблюдений в виде таблиц, схем; развивать интеллектуальные и познавательные умения учащихся: выделять существенные признаки и свойства, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, анализировать, делать выводы, наблюдать. 3. Создать условия для рефлексии, индивидуального выбора, взаимопомощи, организованности при работе в парах, группах Тип урока: изучение нового материала Методы: 1) эвристическая беседа; создание проблемной ситуации 2) наглядные (таблицы, схемы, демонстрационные опыты, компьютерная презентация); 3) практические (лабораторные опыты, упражнения); 4) групповая и парная формы работы

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 926 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по химии на тему "Готовимся к ЕГЭ- кислые соли"
  • Учебник: «Химия. Профильный уровень (в 2 частях)», Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Лёвкин А.Н.
  • Тема: § 54. Основные классы неорганических соединений и взаимосвязи между ними
  • 30.12.2020
  • 4040
  • 203
«Химия. Профильный уровень (в 2 частях)», Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Лёвкин А.Н.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.12.2020 110
    • DOCX 43.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Антонова Ирина Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Антонова Ирина Анатольевна
    Антонова Ирина Анатольевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 59518
    • Всего материалов: 228

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по химии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 351 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания химии в школе в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 262 человека

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 324 человека из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 138 человек

Мини-курс

Психологические особенности педагогического общения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Эффективная самоорганизация и планирование

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 109 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 45 человек

Мини-курс

Психосемантика и социальная психология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек