Чистые вещества и смеси
(разработка
урока по химии для учащихся 8 класса
Хайдарова
Лариса Ахметовна, учителя химии
муниципального
бюджетного образовательного учреждения
«Средняя
общеобразовательная школа № 3 п.г.т. Кукмор»
Кукморского
муниципального района Республики Татарстан)
Цель урока: создать условия для изучения понятий «смеси», виды смесей и способы их
разделения.
Задачи:
1.
Инициировать
активность учащихся по изучению темы;
2.
Оснастить навыками
проведения опытов, способами разделения смесей, оформления наблюдений в виде
таблиц, схем; развивать интеллектуальные и познавательные умения учащихся:
выделять существенные признаки и свойства, устанавливать причинно-следственные
связи, классифицировать, анализировать, делать выводы, наблюдать.
3.
Создать условия для
рефлексии, индивидуального выбора, взаимопомощи, организованности при работе в
парах, группах
Тип урока: изучение нового материала
Методы: 1) эвристическая беседа; создание проблемной ситуации
2) наглядные (таблицы, схемы,
демонстрационные опыты, компьютерная
презентация);
3) практические (лабораторные опыты, упражнения);
4) групповая и парная формы работы
Литература и оборудование:
1.
Учебник «Химия» 8 класс,
Новошинский И.И., М.: «Русское слово», 2008 г.
2.
Реактивы: на столах
учащихся:
ü ложечка для сыпучих веществ;
ü лист бумаги;
ü стеклянная палочка;
ü стакан с водой;
ü магниты;
ü порошки серы и железа.
На столе учителя: 3 стакана с водой;
ü песок;
ü растительное масло;
ü сахар или соль.
3. Мультимедийный проектор.
Ход урока:
1.Организационный момент. Приветствие. Целеполагание и
проектирование урока.
Тема урока: «Чистые вещества и смеси»
Какова цель урока? (Узнать что такое чистые вещества и смеси и чем они
отличаются друг от друга)
Какие задачи вы ставите перед собой для изучения темы?
Как вы думаете какими знаниями по теме мы должны овладеть к концу
урока? (совместно формулируются результаты деятельности: знать определения
чистых веществ и смесей, видов смесей, отличительные особенности, способы
разделения смесей).
(тема урока и предполагаемые результаты на экране). Ребята эта тема
представлена в заданиях ГИА, прошу обратить на нее особое внимание.
Как вы предпочитаете получить информацию по теме: работая с учебником,
в сети Интернет, от меня, или в совместной работе? (в совместной работе и
проводя опыты)
Актуализация знаний. Вспомним материал, необходимый для успешного усвоения
темы. Что бы это значило? (запись на доске) Химия изучает…
(Ответы учащихся по цепочке: химия изучает вещества, их свойства и
изменения, происходящие с веществами; вещество – то из чего состоит тело;
вещества бывают простые и сложные; простые вещества – вещества, состоящие из
атомов одного химического элемента. Например: кислород, водород, углерод.
Сложные вещества – вещества, состоящие из атомов разных химических элементов,
например, вода, сахар; все вещества обладают физическими и химическими свойствами;
к физическим свойствам относятся агрегатное состояние веществ, температуры
плавления и кипения, электро- и теплопроводность, растворимость в воде и
другие; химические свойства – способность веществ реагировать с другими
веществами).
3. Изучение нового материала.
Проблемная ситуация: Вода Черного моря замерзает при более низкой
температуре, а закипает при более высокой температуре, чем вода Балтийского
моря. Почему? (работа в группах, ответы учащихся: Дело в том, что в
морской воде содержатся различные растворенные вещества, например, соли).
Таким образом, мы можем сказать, что морская вода – смесь различных
веществ, состав которых меняется в широких пределах. Поэтому и свойства смеси
не постоянные. Определение понятия «смесь» было дано в 17 веке английским
ученым Р.Бойлем: «Смесь – целостная система, состоящая из разнородных
компонентов» (определение на экране). Попробуем выявить отличительные
особенности смеси и чистого вещества. Предлагаю вам провести опыты,
проанализировать их по предложенному плану и сделать выводы (работа в
группах, выполняют лабораторную работу).
Опыт 1. «Приготовление и изучение смеси железа и серы»
Инструкция:
1.
Насыпьте на лист бумаги
отдельными кучками порошки железа и серы, рассмотрите их цвет и агрегатное
состояние.
2.
Возьмите небольшую часть
каждого вещества и проведите следующие операции: а) испытайте магнитом; б)
опустите в стакан с водой.
3.
Смешайте стеклянной
палочкой оба порошка на бумаге, рассмотрите цвет смеси.
4.
Разделите полученную смесь
на две части и проведите с ней те же операции, что и с чистыми веществами: а)
испытайте магнитом; б) опустите в стакан с водой.
План анализа (на экране)
1.
Опишите агрегатное
состояние и цвет серы.
(Сера твердое вещество желтого цвета)
2.
Каковы агрегатное
состояние и цвет железа в виде порошка?
(Железо твердое серое вещество)
3.
Как эти вещества относятся
к магниту?
(Железо притягивается к магниту, сера – нет)
4.
Как эти вещества относятся
к воде?
(Железо тонет, сера – всплывает, так как не
смачивается)
5.
Что можете сказать о
соотношении железа и серы в смеси? (соотношение различное, непостоянное)
6.
Сохраняются ли свойства
железа и серы а смеси? (да)
7.
Как можно разделить данную
смесь?
(Данную смесь можно разделить магнитом или при
помощи воды)
Вывод: свойства компонентов смеси …. и ….
Опыт 2. «Взаимодействие железа и серы»
Внимательно посмотрите на полученное вещество – сульфид железа (II) и
проведите его качественный анализ с последующим заполнением таблицы. Видны ли в
нем отдельно серый порошок железа и желтый порошок серы? (Нет, полученное вещество
желто-серого цвета)
1.
Действует ли на данное
вещество магнит? (Нет)
2.
Разделяются ли железо и
сера? (Нет)
3.
Как относится данное
вещество к воде? (Тонет)
4.
Сохраняет ли сера и железо
свои свойства, входя в состав сульфида железа? (Нет, новое вещество отличается
по свойствам от исходных веществ)
5.
можно ли разделить сульфид
железа физическим методом на простые вещества? (Нет)
Занесите полученные результаты в таблицу: (заполнение таблицы в
группах)
Признаки сравнения
|
Чистое вещество
|
Смесь
|
Состав
|
|
|
Вещества
|
|
|
Физические свойства
|
|
|
Разделение
|
|
|
Изменение энергии при образовании
|
|
|
Проверьте себя по образцу
Признаки сравнения
|
Чистое вещество
|
Смесь
|
Состав
|
Постоянный
|
Непостоянный
|
Вещества
|
Одно и тоже
|
Различные
|
Физические свойства
|
Постоянные
|
Непостоянные
|
Разделение
|
С помощью химических методов
|
Физическими методами
|
Изменение энергии при образовании
|
Происходит
|
Не происходит
|
Далее
переходим к рассмотрению видов смесей. Для этого приготовим следующие смеси.
Возьмем три стакана с водой, в один добавим песок, в другой - растительное
масло, в третий - соль (сахар).
Что можете сказать о данных смесях? ( В первом и втором стакане видны
компоненты, в третьем – нет). Найдите информацию о видах смесей в учебнике и
составьте схему (работают с параграфом 2, проверка по образцу с
дополнением записей).
Схема 1
Смеси
Гомогенные гетерогенные
(однородные,
компоненты не видны) (неоднородные, компоненты видны)
растворы (г., ж., тв.)
взвеси
суспензии
эмульсии
(тв.
+ ж.) (ж. + ж.)
Приведите свои примеры (приводят свои примеры с объяснением).
В природе вещества существуют в виде смесей. Для лабораторных
исследований, промышленных производств, для нужд фармакологии и медицины нужны
чистые вещества. Для очистки веществ, применяются различные способы разделения
смесей. Переходим к их рассмотрению. Рассмотрим способы разделения гетерогенных
и гомогенных смесей. (Просмотр видеофильмов из ЕК ЦОР с последующим
заполнением схемы)
Схема 2.
Способы разделения смесей
гетерогенных
гомогенных
отстаивание действие магнитом фильтрование перегонка,
дистилляция
выпаривание
На каких физических свойствах компонентов смеси основаны эти способы?
( предлагают свои варианты ответов, совместный вывод определений.
Отстаивание: различная плотность и смачиваемость
веществ, различная скорость
осаждения. Выпаривание: различная кристаллизация. Фильтрование: растворимость
веществ, размеры частиц веществ).
С некоторыми способами разделения смеси мы с вами сталкиваемся
в жизни. Например, способ фильтрования – основа работы бытовой техники.
Фильтрование используют хирурги – марлевые повязки, буровики и рабочие
элеваторов – респираторные маски. С помощью чайного ситечка для фильтрования
чаинок Остап Бендер получил один из 12 стульев у Эллочки – Людоедочки. Если бы
Золушка знала о фильтровании, она очень легко бы разделила рожь от чернушки.
Стоило взять сито.
При выпаривании воды из озер Эльтон и Баскунчак получают
поваренную соль. С помощью хроматографии русский ботаник Цвет впервые выделил
хлорофилл из зеленых частей растений.
4. Подведение итогов.
Сегодня мы с вами рассмотрели теоретически, как можно
разделить различные смеси. А на практике осуществим эти способы разделения на
следующем уроке. Итак, вернемся к цели нашего урока и запланированным
результатам: какова была цель урока? Какие вы ставили перед собой задачи? Достигли
ли вы их? Что вызвало трудности?
1. Дайте определения чистых веществ и смесей.
2.Каковы отличительные особенности смеси и чистого
вещества.
3. Какие виды смесей бывают?
4. Перечислите основные способы разделения гомогенных
смесей?
5. Перечислите основные способы разделения
гетерогенных смесей?
Молодцы, а теперь проверьте, пожалуйста, себя.
Сможете ли вы применить полученные знания в различных жизненных ситуациях (работа
в группах).
Ситуация 1. При измельчении руды на горно-обогатительных
фабриках в нее попадают обломки железных инструментов. Как их можно извлечь из
руды?
Ситуация 2. перед переработкой бытового мусора, а
также бумажной макулатуры необходимо избавиться от железных предметов. Как
проще всего это сделать?
Ситуация 3. Вода, после мойки автомобилей в крупных
гаражах, оказывается загрязненной машинным маслом. Как следует поступить
перед сливом ее в канализацию?
Ситуация 4. как разделить зубной порошок и поваренную
соль? Бензин и воду? Спирт и воду? Железные и древесные опилки?
Ситуация 5. Муку очищают от отрубей просеиванием.
Какой способ разделения смесей используют?
Пожалуйста, проанализируйте и оцените свою
деятельность на уроке. Подумайте, на что необходимо обратить внимание при
домашней работе над темой.
6.
Домашнее задание §2 (разобрать и ответить на вопросы после
параграфа), подготовится к практической работе №3.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.