Сценарий
классного
часа в
10В классе
Тема: «Мы живем среди людей»
Цель: формирование нравственной культуры старшеклассников.
Задачи:
Способствовать развитию у учащихся критического осмысления своих и
чужих поступков.
№1 Учитель: Добрый день Дорогие ребята!
Мы продолжаем цикл бесед по духовно- нравственному
воспитанию.
№2 Эпиграф нашей встречи
Истинный
показатель
цивилизации
не уровень богатства и образования,
не величина городов, не обилие
урожаев, а
облик человека, воспитанного …
Р. Эмерсон
№3 Учитель: Мы постоянно находимся среди людей:
очень близких, родных - дома,
хорошо знакомых или мало знакомых- в школе, в гостях,
кружках, клубах;
совсем незнакомых- на улице, в общественном транспорте, в магазине, на
катке, на пляже- везде и всегда.
№4 И как говорил Римский император (Марк Аврелий): «… ты
не сможешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него.
Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза».
Но готовы ли мы,
хотим ли мы, вести себя так со всеми окружающими нас людьми, чтобы и мы и они
чувствовали взаимное удовлетворение от общения.
№5 Тема нашей беседы: «Мы живем среди людей»
№6 Учитель: нашу беседу я хочу начать с притчи.
Много лет тому назад люди жили совсем не так, как теперь.
И окружающий их мир тоже был совсем не
таким.
Луна светила ночью в зависимости от своего настроения:
хорошее настроение — светила ярко, и всякий путник
без труда находил дорогу к дому.
Плохое настроение — трудно было людям добираться
к своему очагу.
Так вела себя не только луна. Также вели себя звезды и солнце, моря и реки.
Словом, всюду царил хаос.
Люди устали от непредсказуемости
природы, процессов и явлений.
№7 Они обратились к самому мудрому человеку с вопросом:
«Как можно изменить свое существование,
чтобы оно было предсказуемым и устроенным?»
Самый мудрый человек ответил: «Нам нужно написать законы, которые
коснутся не только природных явлений, но и самого человека.
Мы это сделаем правильно,
человеку только останется их четко исполнять и его жизнь станет легкой,
радостной и счастливой».
№8 Обратимся к
словам «Человек должен научиться поступать нравственно сам с собой,
без всяких проверок и контроля, он должен чувствовать нужные вещи: можно,
нельзя, надо ». А.С.Макаренко
Учитель: Ребята, а что
такое нравственность?
Учитель: Какое нравственное правило
является для вас основополагающим в вашей жизни?
№9 Учитель: В жизни можно
по-разному жить.
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить
И вовремя делать гадости.
А можно и так: поутру встать
И, не помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать,
И подарить его людям.
№9 Учитель: Мы живем среди людей!
Такт, чуткость, деликатность – без этого не может быть
воспитанности, вежливости и комфорта в общении внутри коллектива и среди людей
в целом.
Учитель: Общение имеет несколько функций:
*
Обмен
информацией.
*
Побуждение
к действию, поступку, мысли.
*
Ответную
реакцию.
Учитель: Культура поведения и общения человека в обществе
напрямую зависит от того, каким нравственным потенциалом обладает человек,
каковы его моральные принципы.
№ 10 «Уважен хочешь быть – умей других уважать» - так еще издавна говорили
люди. Не забывай эту мудрость!
Вашему вниманию две ситуации
№12 ЛЕНА - 1. ПРОВЕРКА «ПОПУГАЕМ»
Ира пришла в гости к подруге Тане. В
клетке сидела замечательная Яркая птица — любимый Танин попугай.
— Ничего себе птичка. Симпатичная,—
сказала Ира, — у меня почти такая же была. Только сдохла. Они долго не живут.
Нежные очень.
Таня погрустнела и надулась. Ира уже
не могла ее развеселить.
Подумай: какую оплошность допустила Ира? Как бы ты вел
себя на ее месте?
№ 13 ПОЛИНА - 2. ДАВАЙ-ДАВАЙ, РАССКАЗЫВАЙ!
За пять минут до первого урока все
сидели в классе. Оля пришла последней. У нее был расстроенный вид, заплаканные
красные глаза.
— Чего это у тебя глаза на мокром
месте?— громко закричала Катя.
— Что у тебя случилось, расскажи! Кто
тебя обидел?
Ну, давай-давай, рассказывай!—
подскочила к ней Наташа.
— Что случилось? Почему слезы?—
закричали все. Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали
плечами.
В чем была их ошибка? Что бы ты сделал?
№14 Учитель: Даниил Храбровицкий в пьесе
“Пока бьется сердце” писал:
"Человека можно убить не ракетой,
не бомбой – зачем? Элементарной черствостью, хамством и безразличием к его
судьбе! Может быть, в этом причина всего? Вот откуда все происходит! Вот почему
не выдерживают сердца!… А мы … тысячи фармакологических средств … Тончайшие
операции … А если это совершенно в другом? В нас? В человеке?"
№15 Учитель: Жить в обществе- это значит
преподнести себя,
ощущая себя в обществе, в коллективе
обращая внимание прежде всего на себя и на свои поступки.
№16 Обратите внимание на слова
мудрой китайской пословицы:
«Мудрый ищет погрешности в
себе, немудрый – в других»
Действительно, легче сделать
замечание, чем похвалить.
Порой важно в жизни уметь подмечать
все самое доброе в человеке.
№17 Учитель: Игра « Комплимент»
Вы должны отметить ту черту характера, за которую
вы уважаете своего одноклассника.
Учитель: Молодцы, да, действительно каждый из нас – личность
неповторимая индивидуальность, а теперь попробуйте вместо комплиментов, рассказать
о том качестве характера, который вам не нравится в человеке
(не забывайте про чуткость и деликатность).
Оказывается, не все могут, почему? А если надо сказать
правду.
№18 ВОПРОС:- Сегодня многие жалуются на
упадок нравственности. В чем он, по вашему мнению, выражается в наибольшей
степени?
*в исчезновении элементарной культуры поведения;
• в том, что прервалась связь
поколений;
*в озлоблении людей;
*в эгоизме (каждый сам по себе);
* в росте преступности;
* в утрате идеологической и ценностной ориентации;
• в чем еще?
№19 Учитель: Нравственным наше поведение
будет только тогда, когда мы будем уверены, что наши поступки будут иметь
хорошие последствия как для нас самих, так и для окружающих нас людей.
Очень важно
помнить, что любой поступок имеет последствие или результат!
№20 Учитель: Наверное, каждый из нас
может вспомнить, что когда-то поступил необдуманно: что-то сказал или что-то
сделал и хоть без всякого злого умысла, но не подумал о последствиях - и обидел
человека.
А как часто мы
раскаиваемся в своих уже совершенных поступках и действиях.
(ЧЕРТИК)
№ 21
Учитель: Признание вины и последующее ее осознание приводят человека к
стремлению исправить хотя бы то, что ещё возможно.
Учитель: Умейте
вовремя принести свои извинения людям, ведь мы с вами живем в обществе среди
людей.
Учитель: А Ведь некоторые люди считают иначе Произнеся
фразу:
«Не бери в
голову. Не напрягайся».
А «брать в голову» очень даже стоит. И ум свой, и совесть свою
напрягать тоже стоит.
№22 Мы делаем для
памяти зарубки,
Не доверяя собственным следам,
А совесть помнит все наши поступки
И не стареет вопреки годам...
№23 Учитель: Вежливость и воспитанность ценились с давних пор.
Еще во времена Петра 1 существовала книга о культуре поведения « Юности
честное зеркало», в которой были слова: «Вежливому быть не убыточно, а похвалы
достойно, и лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный молодец,
нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван.»
№24 Все Люди очень разные.
И чтобы жить рядом с ними, надо уметь вести себя так, чтобы всем с вами было
хорошо, приятно, удобно.
Тогда и вам будет легко с окружающими.
№25 Ребята! Мы живем среди людей, а поэтому совершайте нравственные
поступки по отношению друг к другу и по отношению ко всем людям.
№ 26 Спасибо всем за работу в нашем дружном коллективе.
Возможные
определения каждого понятия:
1.Доброта – это , когда люди содействуют, помогают, дарят возможность
почувствовать себя счастливеее, увереннее.
2.Вежливость — качество, харакгеризующее поведение человека. Оно
пнывается на внимании, доброжелательности, уважении к людям.
3.Выдержанность — умение человека контролировать свои поступки,
действовать сообразно своим целям, несмотря на трудности и препятствия
4.Верность — качество, характеризующее отношение человека к другим
людям в повседневном поведении. повседневном поведении.
5.Гордость — это нравственное чувство, которое отражает внутреннее
достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.
6.Грубость — качество личности человека, которое характеризуется
следующими признаками: отсутствие доброжелательности к людям, раздражительность,
бестактность, невнимание к интересам других людей.
7.Доверие — это отношение к человеку или группе людей, основанное
на убежденности в их правоте.
8.Заносчивость — негативное отношение человека к людям, которое
проявляется в высокомерии, неоправданной переоценке своих личпых качеств.
9.Искренность — качество, характеризующее человека и его действия
Искренний человек честен с собой и другими людьми.
10.Любовь — чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему-
либо.
11.Милосердие — принцип поведения человека, основанный на сочувствии,
сострадании и готовности делать добрые дела.
12.Патриотизм — нравственный принцип, которым руководствуется человек,
уважающий историческое прошлое своего народа, гордится его достижениями,
небезучастен к интересам своего народа, считает независимость и свободу своей
страны и личности главной ценностью.
13.Правдивость — это качество характера человека, которое проявляется в
адекватной оценке людей и явлений окружающей действительности.
14.Способность к прощению — это качество характера человека, проявляющееся
в умении забыть обиду и не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой
поступок.
15.Скромность — это качество характера человека, проявляющееся в
умении адекватно оценивать свои личностные качества и не выпячивать их перед
другими людьми.
16.Совесть — способность человека к осуществлению нравственного
самоконтроля.
17.Сострадание это умение проникнуться чужим страданием и
горем, соединенное с желанием помочь в его преодолении.
18.Трудолюбие — это качество личности, которое проявляется в отношении
к трудовой деятельности. Оно характеризуется степенью проявляемого усердия,
старания человека.
19.Тактичность — это степень проявления вежливости человека по
отношению к другим людям.
20. Честь — качество личности человека, требующее от него
проявления принципиальности, правдивости, верности принятым обязательствам,
искренности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.