Инфоурок География Другие методич. материалыРазработка карточки в соответствии с СДО по теме

Разработка карточки в соответствии с СДО по теме

Скачать материал

Комплект карточек для усвоения учебного материала

Карточка №1- Вопрос-понятие

Атмосфера

1.       Что называется атмосферным воздухом?

2.      Что считается жизненно важный компонент окружающей природной среды?

3.      Что понимается под газовой оболочкой (воздух), окружающей земной шар?

4.      Что представляет собой стратосфера?

5.      Что выражает химический состав атмосферы? 

6.      Что является атмосферным фронтом?

7.      Что такое циклон?

8.      Каковы свойства антициклона?

9.      В чем заключается сущность циркуляции атмосферы?

Ответы:

1. Атмосферный воздух- жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

2. Атмосфера

3. Атмосфера

4. Стратосфера- второй слой атмосферы, расположенный над тропосферой. Он простирается до высоты 50 км.

5. Химический состав атмосферы: азот, кислород, углекислый газ и др.

6. Атмосферный фронт- переходная зона между воздушными массами, частями нижнего слоя атмосферы Земли (тропосферы), горизонтальные размеры которых соизмеримы с большими частями материков и океанов;

7. Циклон-  это область с пониженным давлением в центре.

8.Свойства антициклона: область повышенного атмосферного давления с замкнутыми концентрическими изобарами на уровне моря. Максимальное давление в центре антициклона, к периферии оно убывает.

9. Сущность циркуляции атмосферы: циркуляцией атмосферы называют совокупность воздушных течений большого масштаба, соизмеримых с большими частями материков и океанов. 

 

Воздушные массы

1.      Что называется воздушной массой?

2.      Что считается арктическими воздушными массами?

3.      Что понимается континентальными арктическими воздушными массами?

4.      Что представляют собой морские умеренные воздушные массы?

5.      Что выражают воздушные массы, формирующиеся в экваториальной зоне?

6.      Что является континентальными тропическими воздушными массами?

7.      Что такое умеренный (полярный) воздух?

8.      Каковы свойства тропических воздушных масс?

9.      В чем заключается сущность морских арктических воздушных масс?

Ответы:

1. Воздушные массы- большие объёмы воздуха в нижней части земной атмосферы- тропосфере, имеющие горизонтальные размеры во много сотен или несколько тысяч километров и вертикальные размеры в несколько километров.

2. Арктические воздушные массы- формируются над Северным Ледовитым океаном. Они отличаются низкой температурой, невысокой влажностью и повышенной прозрачностью воздуха. Вторжения арктических воздушных масс в умеренные широты вызывают резкое похолодание. При этом устанавливается преимущественно ясная и малооблачная погода. При продвижении в глубь материка на юг арктические воздушные массы трансформируются в сухой континентальный воздух умеренных широт.

3. Континентальные арктические воздушные массы- воздушные массы формируются над ледяной Арктикой (в центральной и восточной ее частях) и над северным побережьем материков (зимой), (по аналогии антарктические в.м.)

4. Морские умеренные воздушные массы- воздушные массы на материки переносятся западными ветрами. Их отличают высокая влажность и умеренные температуры.

5. Воздушные массы, формирующиеся в экваториальной зоне, называются экваториальными воздушными массами.

6. Континентальными тропическими воздушными массами называются воздушные массы, отличающиеся сухостью и запыленностью, а морские тропические воздушные массы — высокой влажностью.

7. Умеренный (полярный) воздух-  это воздух умеренных широт. Умеренные воздушные массы проникают в полярные, а также субтропические и тропические широты.

8. Свойства тропических воздушных масс: воздушные массы формируются в тропических и субтропических широтах, а летом — и в континентальных районах на юге умеренных широт.

9. Сущность морских арктических воздушных масс: воздушные массы формируются в более теплых условиях: над свободной от льда акваторией с более высокой температурой воздуха и большим влагосодержанием - это европейская Арктика. Вторжения таких воздушных масс на материк зимой даже вызывают потепление.

Карточка №2- Вопрос- суждение

1.      Чем объяснить, что все воздушные массы делятся по широтному положению?

2.      Как доказать, что тропосфера является нижний слой атмосферы?

3.       Когда циркуляция атмосферы считается важным фактором формирования климата?

4.       В каком случае атмосферный фронт называется теплым фронтом?

5.       Каким образом циклон отличается от антициклона?

6.       Вследствие чего человек вынужден охранять газовую оболочку Земли?

7.      Почему возникает фронт окклюзии?

 

Ответы:

1. Физические свойства воздушной массы зависят от того, в каких условиях происходит ее формирование. Эти условия определяются географическим положением района формирования воздушной- массы, характером подстилающей поверхности, которая воздействует на данную воздушную массу в месте ее зарождения, климатическими условиями этого места, временем года и т. д. Так, воздух, приходящий на сушу из умеренных широт Атлантического океана, отличается по своим физическим свойствам от воздуха, формирующегося на суше в тех же широтах. В свою очередь последний отличается по своим физическим свойствам от воздуха, приходящего с суши тропиков. Воздух, формирующийся над европейским сектором Арктики, отличается от воздуха, формирующегося над азиатским ее сектором, так как климатические условия этих частей Арктики несходны. Вследствие этого воздушные массы различного географического происхождения имеют неодинаковые физические свойства, и вторжения их в данную местность будут вызывать соответствующие изменения погоды.

2. Тропосфера большую мощность имеет на экваторе (17 км), меньшую – на полюсах (8-10 км). С высотой температура понижается и достигает на границе со стратосферой -70°С на широте экватора и -65°С на полюсах. Давление воздуха изменяется от 760 мм рт. ст. на поверхности Земли до 210 мм на верхней границе. Содержит 80% воздуха и почти весь водяной пар.

3. Циркуляция атмосферы считается важным фактором формирования климата. Она выражена перемещением различных типов воздушных масс.

4. Атмосферный фронт называется теплым фронтом при атмосферном фронте, перемещающемся в сторону более холодного воздуха.

5. Циклон обладает огромной энергией и несёт с собой сильные ветры (в т. ч. шквалы) , осадки, включая грозы, и прочие не очень приятные явления природы. Антициклон в отличие от циклона стабилизирует погоду - на территории, над которой он проходит, на несколько дней устанавливается умеренная малооблачная погода, летом - жаркая, зимой - морозная.

6.Вследствие загрязнения атмосферы.

7. Фронт окклюзии возникают при смыкании теплого и холодного фронтов. Образуются, когда холодный фронт догоняет теплый фронт. Теплый воздух, оказавшийся между фронтами, вытесняется вверх, холодные воздушные массы двух фронтов соединяются.

6.Карточка №3- Сравнение

Циклоны и антициклоны

1.      По сравнению с циклонами, которые появляются в результате пониженного атмосферного   давления с системой ветров, направленных к центру, антициклоны возникли при повышении атмосферного давления в центре.

2.      Так же, как  и антициклоны, циклоны связаны с влиянием атмосферного давления.

3.      Как антициклоны, так и циклоны влияют на состояние погоды.

4.      Сравнивая антициклоны и циклоны, можно сказать, что антициклоны образуются в результате строго определенного направления ветра в слоях атмосферы, от центра к периферии, а циклоны при направлении ветра из центра против часовой стрелки.

5.      Кроме антициклонов, еще и циклоны различаются по месту их формирования.

6.      Помимо антициклонов, еще и циклоны являются предметом изучения метеорологии.

7.      Больше, чем циклонах, человек заинтересован в антициклонах.

8.      Не только антициклоны, но и циклоны являются основным фактором формирования погоды.

9.      Наряду с антициклонами, циклоны обладают характерными признаками.

10.  Если антициклонам свойственна ясная, морозная погода, то циклонам- облачность, осадки.

11.  В отличие от циклонов, которые классифицируют в зависимости от силы ветра как депрессии, штормы, ураганы или тайфуны, антициклоны принимает почти малоподвижное состояние.

 

Карточка №4- Противоречие

1.      Известно, что в последнее время наша атмосфера стала выглядеть плохо, но несмотря на это мы продолжаем дышать воздухом с примесью отравляющих газов.

2.      Тропосфера,  нижний слой атмосферы, который является носителем воздуха на Земле, между тем, что в её составе наблюдаются вредные газы- метан, фреоны, оксид азота), которые накапливаясь в атмосфере , повышают ее температуру, за последние 100 лет их содержание в атмосфере увеличилось на 25%, что приводит к потеплению климата Земли.

3.      Запасы кислорода в воздухе еще велики, хотя возобновляются они крайне медленно, ведь влияние вредных газов на озоновый слой велико.

4.      Главный путь в борьбе с загрязнением атмосферы  не увеличивать разные выбросы, но для этого нужно, чтобы все предприятия имели специальные уловители вредных газов и пыли.

5.       Если вредные газы в атмосфере, с одной стороны, влияют на процессы парникового эффекта, то с другой стороны- на жизнедеятельность человека, влияя на его здоровье.

6.      Чем больше изучается атмосфера, тем больше взглядов на процессы парникового эффекта в атмосфере.

7.      Атмосферные газы, несмотря на важную роль для жизнедеятельности человека, постоянно продолжают отравляться большим количеством вредных газов.

8.      В зависимости от содержания вредных газов в тропосфере, водяной пар может выпадать в виде кислотных дождей, однако не всегда осадки являются кислотными.

9.      Главная причина образования ветра, не только разность атмосферного давления, он образуется от неравномерного нагревания земной поверхности.

 

Карточка №5- Категории философии

Сущность-явление

Циркуляция атмосферы- циклон.

Первичное-вторичное

Атмосферное давление- антициклон, циклон.

Количество-качество

 По мере поднятия вверх воздух охлаждается: на высоте 10км. температура постоянно держится на отметке 40–45 °C - понижение температуры воздуха с высотой – это общая закономерность.

Содержание-форма

Атмосферный фронт- окклюзии, теплые, холодные, стационарные.

Единство-многообразие

Воздушные массы- арктические, антарктические, умеренные, тропические, экваториальные.

Общее-частное

Воздушные массы- пассаты.

Причина-следствие

Область пониженного атмосферного   давления – циклон.

Общее-особенное-единичное

Атмосфера-термосфера-полярное сияние.

Пространство-время

Устойчивые сезонные режимы воздушных течений с резким изменением преобладающего направления ветра от зимы к лету и от лета к зиме- муссоны.

Часть-целое

Окклюзии- атмосферный фронт.

Возможность-действительность

Атмосферный фронт- холодный (возможность атмосферного фронта превратиться в холодный становиться действительностью при перемещающемся атмосферного фронта в сторону теплого воздуха, т.к. более активным является холодный воздух). В зависимости от степени активности холодного воздуха фронты делят на фронты первого и второго рода. ХФ первого рода движется медленно, теплый воздух поднимается спокойно.

Необходимость-случайность

Не из всех облаков идет дождь или снег- дождь выпадает только из облаков, нижняя граница которых расположена в основном ниже 2000м (зависит от широты местности). Осадки выпадают только в случае, если вес водяной капельки, и которой состоит облако, увеличивается до таких размеров, что он преодолевает силу восходящих движений, в результате которых формируются облака. За счет сил гравитации капли воды (или снег) падают на землю. Более высокая облачность не дает осадков, потому что облака состоят из очень мелких частиц. Если и падают, то, попадая в более плотную атмосферу внизу, прогреваются и испаряются, не достигая земли.

 

Карточка №6- Умозаключение

Дедуктивные умозаключения

Поскольку область пониженного атмосферного   давления с системой ветров, направленных к центру, которые под действием силы Кориолиса отклоняются, образуя  гигантские завихрения называется циклоном,

Циклон вращается в Северном полушарии против часовой стрелки, а в Южном — по часовой стрелке, где преобладают восходящие потоки воздуха, поэтому циклон приносит облачность и осадки- плохую погоду,________________________________________________________________

Следовательно, в области циклона плохая погода.

 

Поскольку область повышенного атмосферного давления с замкнутыми концентрическими изобарами на уровне моря называется антициклоном,

Антициклон приносит солнечную, морозную погоду, максимальное давление в центре антициклона, к периферии оно убывает,________________________________________________

Следовательно, в области антициклона наступает хорошая погода.

 

Индуктивные умозаключения

Если снег является твердым атмосферным осадком,

если дождь является жидким атмосферным осадком,

если град является твердым атмосферным осадком,

а роса- это атмосферные осадки,_______________________________________________________

следовательно, все атмосферные осадки имеют неоднородную форму.

 

Умозаключения по аналогии

1.      Если  тропосфера-  нижний слой атмосферы, то экзосфера- верхний слой атмосферы.

2.      Если  воздушные массы, приходящие с Атлантического океана, содержат много водяных паров, мало пыли, зимой приносят потепление,  то летом похолодание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка карточки в соответствии с СДО по теме"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Спортивный психолог

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Разработка карточки в соответствии со Способом Диалектического обучения по теме "Атмосфера" (6 класс). Карточка поможет учителю при работе по технологии СДО имея готовые вопросы и ответы к ним, не затрачивать при подготовке к уроку лишнее время. Я только начала работать в этом направлении, поэтому хотелось бы обменяться материалом по остальным темам, дополняя работу друг друга. Поскольку, имея папку по всем темам, учитель упрощает себе работу в дальнейшем, а для учащихся напротив, обучение по технологии СДО способствует развитию навыков в соответствии с требованиями Федерального Стантарта.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 874 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 440
    • DOCX 24.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Леконцева Тамара Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Леконцева Тамара Михайловна
    Леконцева Тамара Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 14568
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 294 человека

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 285 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 729 человек

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 982 человека из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 3 376 человек

Мини-курс

Основы образовательной политики и информатики

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Технологии в онлайн-обучении

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 17 регионов

Мини-курс

Уникальный образ как педагога: основные принципы позиционирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 21 человек