ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Происходящие изменения, охватившие все сферы
социально-экономической жизни республики, сопровождаются сложными процессами
перемен в сознании людей, требуют приращения фундаментальных и универсальных знаний,
их реализацию через систему образования. В этой связи в Концепции гуманитарного
образования в Республике Казахстан (1994
г.): отмечено "Поскольку прежняя система образования в республике была
ориентирована в основном на ¦ образцы научного знания прошлого, без должного
учета природы человека, ее
жизненных интересов и потребностей, истинных ценностей культуры, что привело к
унификации образования и следованию единым постулатам и канонам, то необходимо
критически пересмотреть данную ориентацию педагогики и, сохранив все ценное,
реформировать ее в соответствии с этническими потребностями обучаемой
аудитории".
Принятие этой идеи означает создание национальной системы обучения и
воспитания, сочетающей мировой уровень технической и информационной оснащенности
образования с традиционными культурными ценностями, признание и обеспечение
безусловного приоритета для личности родного языка и культуры, непрерывность
образовательной деятельности, направленной на реализацию этнокультурных
запросов личности и общества.
Актуальность исследования определяется переменами, охватившими все сферы
социально-экономической и духовной жизни народов Республики Казахстан, в том
числе и систему образования.
ЭТНОГЕОГРАФИЯ,
научная
дисциплина, расположенная на стыке этнографии с географией. Изучает геогр.
размещение этнических общностей, особенности их расселения и терр.
взаимоотношений в тесной зависимости от социально-экономич., политич.,
природных и др. факторов; при этом учитываются характер расселения (напр.,
оседлый или кочевой), степень освоения территории, плотность населения и т. д.
Важнейшие
задачи Э. - определение нац. состава стран мира, установление динамики
численности отд. народов и их этнографических групп (а также расовых,
языковых, религ. и др. групп) в странах их осн. расселения и за их пределами. В
Э. входят этническая картография и этнич. демография. Э. тесно связана также с
разделами антропологии, изучающими распространение человеческих рас, и
лингвогеографией, изучающей размещение языков народов мира.
Статус программы.
Представленная программа по краеведению дает примерное
распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный
набор теоретических и практических занятий. Примерная программа выполняет две
основные функции:
Информационно - методическая: позволяет
всем участникам образовательного процесса получить представление о целях,
содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами
данного предмета.
Организационно -планирующая функция: предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного
материала , определение его количественных и качественных характеристик на
каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной
аттестации учащихся.
Программа определяет инвариантную (обязательную) часть курса,
за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной
составляющей содержания. Таким образом, программа содействует сохранению
единого информационного пространства, предоставляет широкие возможности для
реализации различных подходов к построению учебного курса.
Место предмета в Гос. стандарте:
Вариативная часть ученического
компонента
Целью исследования является обоснование и
реализация концепции этнокультурного образования учащихся, адекватной
специфическим особенностям современной социально-культурной ситуации в
Республике Казахстан.
Основные задачи исследования:
1. Раскрыть исторические корни, современное состояние и тенденции
развития этнокультурного образования в Республике Казахстан.
2. Выявить специфику этнокультурных традиций воспитания, образования и развития
личности у народов Казахстана.
3. Дать теоретико-методологическое обоснование системы этнокультурного
образования в Казахстане.
4. Раскрыть цель, задачи, принципы, структуру, условия и основные этапы
реализации концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан.
В результате изучения этногеографии ученик должен:
Знать/понимать:
- Историю становления и развития
регионов мира в контексте основных исторических событий;
- Основные исторические события, происходящие
мире;
- Условя расселения народов мира. Религиозный
и этнический состав.
- Необходимость бережного отношения к
природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической
памяти.
Уметь:
- Описывать основные регионы расселения
населения в соответствии с особенностями и выявление факторов на то
повлиявших;
- Систематизировать знания по изучаемому
материалу.
- Анализировать основные этапы развития
регионов мира, соотносить его с основными историческими событиями;
- Подбирать литературу по заданной теме
пользоваться ей для выполнения творческих заданий;
- Проводить исследовательские и поисковые
работы по заданным темам.
Ожидаемые результаты обучения:
1. Возрастет интерес к истории, географии
2. Возрастет самостоятельность, кругозор
учащихся, их познавательные интересы;
3. Возрастет чувство патриотизма, любви к
своей Родине;
4. Сформируется чувство сопричастности к
истории и ответственности за будущее страны.
Календарный план
«Этногеография» 10 класс-34 часа
№
|
Темы уроков
|
Всего часов
|
В том числе
|
лекции
|
самостоятельные
работы
|
семинары
|
1
|
Этногеография
в системе наук
|
1
|
1
|
|
|
2-3
|
Разнообразие
облика людей. Расы мира
|
2
|
1
|
1
|
|
4
|
Этнос
и этничность
|
1
|
1
|
|
|
5-6
|
Этнос
и географическая среда
|
2
|
1
|
|
1
|
7
|
Признаки
этноса
|
1
|
1
|
|
|
8
|
Языки
мира
|
1
|
|
1
|
|
9-10
|
Религиозный
состав населения мира
|
2
|
1
|
1
|
|
11
|
Этнические
процессы
|
|
1
|
|
|
12
|
Этнические
конфликты
|
1
|
|
|
1
|
13
|
Мировые
цивилизации и современные этносы
|
1
|
1
|
|
|
14
|
Этническая
картина Африки
|
1
|
|
1
|
|
15
|
Этническая
картина Северной Америки
|
1
|
1
|
|
|
16
|
Этническая
картина Латинской Америки
|
1
|
|
|
1
|
17
|
Этническая
картина Австралии и Океании
|
1
|
|
1
|
|
18
|
Этническая
картина Европы
|
1
|
|
|
1
|
19
|
Этническая
картина стран СНГ
|
1
|
|
|
1
|
20
|
Этническая
картина России
|
1
|
|
|
1
|
21-22
|
Этническая
картина Казахстана География и культура казахского этноса
|
2
|
1
|
|
1
|
23-24
|
Этническая
картина Казахстана. Основные вехи истории
|
2
|
1
|
1
|
|
25-26
|
Этническая
картина Казахстана. Народы и религии
|
2
|
1
|
|
1
|
27-28
|
Декаративно
прикладное искусство народов Казахстана
|
2
|
1
|
|
1
|
29
|
Музыкальное
искусство
|
1
|
|
1
|
|
30
|
Изобразительное
искусство
|
2
|
1
|
1
|
|
31-32
|
Экскурсия
в краеведческий музей
|
2
|
|
|
2
|
33-34
|
Экскурсия
в картинную галерею. Обобщающее занятие
|
2
|
|
|
2
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.