Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРазработка и презентация мастер-класса по математике на тему "Магические квадраты"

Разработка и презентация мастер-класса по математике на тему "Магические квадраты"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ магические квадраты.ppt

Скачать материал "Разработка и презентация мастер-класса по математике на тему "Магические квадраты""

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Товаровед-эксперт

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Мастер – класс 
     по математике  по теме 
 «Построение  м...

    1 слайд

    Мастер – класс
    по математике по теме
    «Построение магических
    квадратов»

  •        «Составление магических квадратов
     представляет собой превосходную...

    2 слайд

      «Составление магических квадратов
    представляет собой превосходную
    умственную гимнастику, развивающую
    способность понимать идеи размещения,
    сочетания и симметрии»
     
                                            Леонард Эйлер

  • Цели   занятия:  
  развитие процессов   индукции и дедук...

    3 слайд

    Цели   занятия:  
      развитие процессов   индукции и дедукции на основе выработки навыка построения магического квадрата
      методом террас     
    выражаю надежду, что   вы увидите
    красоту геометрической фигуры на
    основе взаимодействия   науки и
    искусства

  • Методы работы: 
основные методы работы – объяснение принципо...

    4 слайд

    Методы работы:
    основные методы работы – объяснение принципов построения магических квадратов, упражнение в их построении, а также иллюстрирование объяснения.
    Прошу проявлять активность в работе

  • Магический квадрат третьего порядка.                    Числа от 1...

    5 слайд

    Магический квадрат третьего порядка.
    Числа от 1 до 9, т.к. 3х3=9



    15


    15
    Сумма цифр одинакова –
    « магическая постоянная»
    4
    9
    2
    3
    5
    7
    8
    1
    6

  • Метод террас – способ  построения магических квадратов нечетного порядка42586...

    6 слайд

    Метод террас – способ построения магических квадратов нечетного порядка
    4
    2
    5
    8
    6
    1
    9
    3
    7

  • Сдвигаем цифры, не попавшие в квадрат на 3 единицы5632483179

    7 слайд

    Сдвигаем цифры, не попавшие в квадрат на 3 единицы
    5
    6
    3
    2
    4
    8
    3
    1
    7
    9

  • Практическая  работаЗадание  Постройте магический квадрат пятого  порядка  ис...

    8 слайд

    Практическая работа
    Задание Постройте магический квадрат пятого порядка используя метод террас.
    Алгоритм построения
    1.Строим квадрат пятого порядка – размер 5х5.
    ( 5х5=25, запишем числа от 1 до 25)
    2. Достраиваем с 4-х сторон террасы.
    3. В полученной фигуре располагаем
    числа от 1 до 25 по порядку
    косыми рядами сверху вниз.
    4. Числа, не попавшие в квадрат
    сдвигаем на 5 единиц.

  • Строим  террасы, расставляем  числа 123546789101112131415161718192021222...

    9 слайд

    Строим террасы, расставляем числа
    1
    2
    3
    5
    4
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25

  • Сдвигаем числа на 5 единиц12345678910111213141516171819202122232425...

    10 слайд

    Сдвигаем числа на 5 единиц
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    1
    2
    6
    25
    24
    20
    21
    16
    22
    5
    4
    10
    « Магическая постоянная» равна 65

  • Магический квадрат седьмого порядка224716104231711302418123125193832262039332...

    11 слайд

    Магический квадрат седьмого порядка
    22
    47
    16
    10
    4
    23
    17
    11
    30
    24
    18
    12
    31
    25
    19
    38
    32
    26
    20
    39
    33
    27
    46
    40
    34
    28
    49
    35
    5
    48
    42
    29
    6
    41
    36
    13
    7
    43
    37
    14
    1
    44
    21
    8
    2
    45
    15
    9
    3

  • Коллеги, наша совместная работа была  не так проста, как умножение на  д...

    12 слайд

    Коллеги, наша совместная работа была  не так проста, как умножение на  десять, но и не так трудна, чтобы не познать основных принципов построения совершенной, по мнению
    В.Малевича,  геометрической
    фигуры  - квадрата. А сделать
    его магическим нам
    под силу.

  •        Благодарю 
за  сотрудничество

    13 слайд

    Благодарю
    за сотрудничество

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Мастер-класс по теме Магические квадраты.docx

 

Мастер – класс по математике по теме

«Построение магических квадратов» ( слайд № 1)

 

 

Ход занятия

 

1.      Сообщение темы и целей занятия

 - Возникновение магических квадратов относится к глубокой древности. Наиболее ранние сведения о них содержатся, по-видимому, в китайских книгах, написанных в IV — V вв. до н. э. Из дошедших до нас древних магических квадратов самым «старым» является таблица Ло-шу (2200 до н. э.).

   Магические квадраты — квадратные (т.е. с одинаковым количеством столбцов и строк) таблицы натуральных чисел, имеющие одинаковые суммы чисел по всем строкам, столбцам и двум диагоналям. Магические квадраты свое название магических или волшебных получили от арабов, которые усматривали в подобных сочетаниях чисел нечто чудесное, мистическое и смотрели на них как на талисманы.

- Уважаемые коллеги,  я приглашаю вас в удивительный мир магических квадратов, одним из основоположников которого является  известный швейцарский ученый Леонард Эйлер. По его мнению, их составление есть превосходная умственная гимнастика.

 

«Составление магических квадратов

представляет собой превосходную

умственную гимнастику,

развивающую способность  понимать идеи

размещения, сочетания и симметрии».

 

Леонард Эйлер  ( слайд № 2)

 

Цели   занятия:  ( слайд №3)

·        развитие процессов   индукции и дедукции на основе выработки навыка построения    латинского и магического квадрата  методом  террас,

·        выражаю надежду, что   вы увидите красоту геометрической фигуры на основе взаимодействия   науки и искусства. 

Оборудование:

·        работаем мы на основе раздаточного  дидактического материала и презентаций учителя и школьников. 

Методы работы: ( слайд  № 4)

·        основные методы работы – объяснение принципов построения магических квадратов, упражнение в их построении, а также иллюстрирование объяснения. Прошу проявлять активность в работе.   

 

2. Актуализация знаний, постановка проблемы и осознание познавательных задач.

     2.1. Подготовительная работа.

    На математических олимпиадах, в досуговых журналах и познавательных книгах   очень часто встречаются задачи, когда необходимо в квадрат так вставить цифры от 1 до 9 , чтобы сумма этих цифр по строкам, столбцам и диагоналям была одной и той же, постоянной. Конечно, имея время и терпение, можно решить эту задачу, методом подбора. Сейчас в этом нам поможет наш друг и помощник компьютер. Итак, посмотрите на слайд. ( слайд № 5) 

 2.2. Введение нового понятия.

У нас получился квадрат, в котором сумма цифр в строках, столбцах и диагоналях равна 15 (можете проверить). Такую фигуру называют магическим квадратом порядка 3.

   В математике под  магическим квадратом обычно понимают квадратную таблицу, так заполненную различными натуральными числами, что их сумма в строках, столбцах и двух диагоналях таблицы одинакова. Значение этой суммы принято называть "магической постоянной".              

  Итак, вписать числа от 1 до 9 в квадрат, чтобы он стал магическим, не составляет особого труда. Как же быть, если нужно вписать в квадрат числа от 1 до 25 или от 1 до 49, или от 2 до 50 так, чтобы квадрат получился магическим?  

                                              

3.Изучение нового материала

Рассмотрим три способа построения магического квадрата нечетного порядка. Итак, первый способ – метод террас.

  3.1. Объяснение. Построение магического квадрата методом террас.

Если магический квадрат третьего порядка не трудно построить простым перебором всевозможных комбинаций, то, уже начиная с квадрата четвёртого порядка, дело осложняется. Математики изобрели несколько методов построения магических квадратов.

Начнём с метода террас, который применяется для построения магических  квадратов нечётного порядка: пятого, седьмого и т. д.

 Рассмотрим его на примере магического квадрата 3 порядка.

      С четырёх сторон к исходному квадрату 3х3 добавляются террасы.  В полученной фигуре располагают числа от 1 до 9 в естественном порядке косыми рядами снизу вверх. Записываем числа следующим образом ( слайд 6)

 Числа в террасах, не попавшие в квадрат, перемещаются как бы вместе с террасами внутрь него так, чтобы они примкнули к противоположным сторонам квадрата (числа, не попавшие в заштрихованный квадрат, сдвигаем на n=3 единицы: 1 – вниз, 3 – влево, 9 – вверх, 7 – вправо).         

Получаем: ( слайд № 7) Магический квадрат 3*3. Сумма = 15. ( слайд 7)

 

4.Практическая работа  ( слайд 8)

           1. Задание      Постройте магический квадрат пятого  порядка  используя  метод  террас.

                                     Алгоритм построения

   1                         1.  Строим  квадрат  пятого порядка – размер 5х5. ( 5х5=25, запишем числа от 1 до 25)

                               2. Достраиваем с 4-х сторон террасы.

                           3. В полученной фигуре располагаем          числа от 1 до 25 по порядку  косыми рядами сверху вниз.

                              4. Числа, не попавшие в квадрат  сдвигаем на 5 единиц. ( слайд 9 и 10)

 

2. Задание  А теперь попробуйте самостоятельно построить  магический квадрат седьмого порядка

                      ( слайд 11)

 

5. Итог

- Коллеги, наша совместная работа была  не так проста, как умножение на  десять, но и не так трудна,чтобы не познать основных принципов построения совершенной, по мнению     В.Малевича,  геометрической  фигуры  - квадрата. А сделать его магическим  нам под силу.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка и презентация мастер-класса по математике на тему "Магические квадраты""

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный материал знакомит как детей, так и учителей с особенностями построения магических квадратов.

В материал входят разработка и презентация о магических квадратах, методах их построения.

Многие из нас любят разгадывать судоку. Если познакомится с методом терррас, то это занятие станет легким и увлекательным даже для детей. В своем материале и на примерах в презентации я объясняю, как можно легко заполнить магический квадрат цифрами.

На мастер- классе рассматриваются магические квадраты нечетного порядка: третьего, пятого и седьмого порядка. Используя определенный алгоритм, который называется "метод террас", учащиеся научатся заполнять цифрами квадраты, состоящие из девяти, двадцати пяти и сорока девяти клеток. Это очень интересное и познавательное занятие. Я предлагаю  с помощью моего материала попробовать научиться составлять магические квадраты, тем самым развивать мышление, логику и интерес к математике.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 688 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.11.2014 680
    • RAR 267.9 кбайт
    • 19 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ратушная Ирина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ратушная Ирина Викторовна
    Ратушная Ирина Викторовна
    • На сайте: 10 лет
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 24036
    • Всего материалов: 33

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по литературному чтению у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 73 человека из 30 регионов

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Предпринимательские риски

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии бизнес-развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Успешая команда: опросы, сторис

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе