Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыРазработка и презентация к родительскому собранию в 10 классе"Самовоспитание старшего школьника. Воспитание сознательной дисциплины".

Разработка и презентация к родительскому собранию в 10 классе"Самовоспитание старшего школьника. Воспитание сознательной дисциплины".

Скачать материал
Скачать материал "Разработка и презентация к родительскому собранию в 10 классе"Самовоспитание старшего школьника. Воспитание сознательной дисциплины"."

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Экономист-аналитик

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Обшешкольное родительское собрание в 10 классах МБОУ СОШ № 3 г. Моздока РСО –...

    1 слайд

    Обшешкольное родительское собрание в 10 классах МБОУ СОШ № 3 г. Моздока РСО – Алания.
    2011 – 2012 учебный год.
    Подготовила и провела учитель высшей категории Макаева Лилия Анатольевна.

  • Тема родительского собрания:«Самовоспитание старшего школьника. Восп...

    2 слайд







    Тема родительского собрания:
    «Самовоспитание старшего школьника. Воспитание сознательной дисциплины.»

  • Самовоспитание – это определённый тип отношения, поступков, действий с точки...

    3 слайд

    Самовоспитание – это определённый тип отношения, поступков, действий с точки зрения соответствия определённому идеалу.

  • «Вечно не стареющее детство души есть глубочайшая основа истинного самовоспит...

    4 слайд

    «Вечно не стареющее детство души есть глубочайшая основа истинного самовоспитания».


    Константин
    Дмитриевич
    Ушинский

  • « Один добрый пример лучше ста слов.»

«Хорошему надо учиться
три года, а дур...

    5 слайд

    « Один добрый пример лучше ста слов.»

    «Хорошему надо учиться
    три года, а дурному –
    одного часа достаточно.»

    «Понуканье –
    не воспитанье.»

    «Воспитывай лаской,
    а не тоской.»

  • Дисциплина - 
обязательное для всех членов какого-нибудь кол...

    6 слайд

    Дисциплина -

    обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилу».

  • Энциклопедический словарь:Дисциплина – это «определенный порядок поведения лю...

    7 слайд

    Энциклопедический словарь:
    Дисциплина – это «определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации».

  • Росс Кэмпбелл:
«в области воспитания детей дисциплина – это тренировка ума и...

    8 слайд

    Росс Кэмпбелл:

    «в области воспитания детей дисциплина – это тренировка ума и характера ребенка для того, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества».

  • Обеспечение возможности учитьсяЖизненный опытЛюбовь близкихНаказаниеПоощрение...

    9 слайд

    Обеспечение возможности учиться
    Жизненный опыт
    Любовь близких
    Наказание
    Поощрение
    Пример взрослых
    Моделирование ситуации
    Эмоциональная уравновешенность
    Дисциплина
    Умение слушать и слышать

  • Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребенка.

    10 слайд

    Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребенка.

  • Наказание - это отрицательная оценка поведения ребенка в случае нарушения им...

    11 слайд

    Наказание - это отрицательная оценка поведения ребенка в случае нарушения им норм поведения.

  • Ложь – это намеренное введение в                      заблуждение другого че...

    12 слайд

    Ложь – это намеренное введение в заблуждение другого
    человека
    или сокрытие
    правды.

  • Хвастовство и преувеличение – 

вид лжи, весьма характерный и для детей, и дл...

    13 слайд

    Хвастовство и преувеличение –


    вид лжи, весьма характерный и для детей, и для взрослых.

  • Стремление оградить свою личную жизнь от контроля родителей, чужого вмешатель...

    14 слайд

    Стремление оградить свою личную жизнь от контроля родителей, чужого вмешательства – еще один распространенный мотив юношеской лжи.

  • Нередко дети лгут, чтобы избежать наказания

    15 слайд

    Нередко дети лгут, чтобы избежать наказания

  • Безусловно, ложь – это зло, она аморальна.

    16 слайд

    Безусловно, ложь – это зло, она аморальна.

  • Период ранней юности

Подготовила педагог-психолог
Ерошкина О.А.

    17 слайд

    Период ранней юности


    Подготовила педагог-психолог
    Ерошкина О.А.

  • «Если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юность смотрит на...

    18 слайд

    «Если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юность смотрит на настоящее спозиции будущего»

    Л.И.Божович

  • Для юношеского периода физические данные уже не представляют той первостепенн...

    19 слайд

    Для юношеского периода физические данные уже не представляют той первостепенной важности как в предыдущем возрасте. Они не теряют своей актуальности, а как бы отходят на второй план. На первый план выходят внутренние качества.

    В период юности завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение социальной значимости личности

  • Период юности решает следующие задачи:Принятие собственной внешности;
Складыв...

    20 слайд

    Период юности решает следующие задачи:
    Принятие собственной внешности;
    Складывание индивидуальных форм гендерного поведения;
    Установление зрелых стабильных взаимоотношений со сверстниками;
    Завоевание эмоциональной независимости от родителей;
    Подготовка к профессии и карьере;
    Формирование индивидуальной системы ценностей.

  • Осознание собственной идентичности.Самооценка - это осознание собственной иде...

    21 слайд

    Осознание собственной идентичности.
    Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды.
    Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей.
    Заниженная самооценка неблагоприятно действует на юношу. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии.

  • Уровень самооценки у 10 кл.

    22 слайд

    Уровень самооценки у 10 кл.

  • 23 слайд

  • 24 слайд

  • Выберите фигуру:

    25 слайд

    Выберите фигуру:

  • Ведущие формы деятельности в пору юности:
Основная форма деятельности- учебно...

    26 слайд

    Ведущие формы деятельности в пору юности:

    Основная форма деятельности- учебно- профессиональная.

    1.Специализация в учебе
    2.Практическая нацеленность
    3.Профессиональное самоопределение


  • 27 слайд

  • Самым важным и влиятельным  остается семья!Больше всего старшеклассникам хоте...

    28 слайд

    Самым важным и влиятельным остается семья!
    Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в своих родителях друзей и сверстников. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие их темы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как им мешает самолюбие. Семья же остаётся тем местом, где подросток и юноша чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно.
     

  • Спасибо за внимание!

    29 слайд

    Спасибо за внимание!

  •  Учение - ведущая деятельность старшеклассника.

    30 слайд

    Учение - ведущая деятельность старшеклассника.

  • «Школа - учебное заведение, где дают знания и воспитывают из нас культурных л...

    31 слайд

    «Школа - учебное заведение, где дают знания и воспитывают из нас культурных людей».

  • Успеваемость в 10 классах за 1 семестр.2011 – 2012 учебного года.

    32 слайд

    Успеваемость в 10 классах за 1 семестр.
    2011 – 2012 учебного года.

  • Всего  в 10 классах обучается :72 учащихся.Из них успевает:...

    33 слайд

    Всего в 10 классах
    обучается :

    72 учащихся.


    Из них успевает:
    48 учащихся;
    Не успевает:
    24 учащихся.

  • Хорошисты :

  1. Борисенко Рита 10«б»
  2.Бутхузи Нодар 1...

    34 слайд

    Хорошисты :

    1. Борисенко Рита 10«б»
    2.Бутхузи Нодар 10«б»
    3.Ильченко Игорь 10«б»
    4.Варзиев Александр10«б»
    5.Заболотько Валерия 10«а»
    6.Балаев Арсели 10 «а»

  • Отличники :...

    35 слайд

    Отличники :

    Бисултанова Аза 10 «а»
    Бекова Макка 10 «в»
    Дадаева Зулихан 10 «в»
    Кукуева Диана 10 «в»

  • 36 слайд

  • Дневник. ру

    37 слайд

    Дневник. ру

  • Решение родительского собрания :1.Содавать благоприятную, дружескую, комфортн...

    38 слайд

    Решение родительского собрания :
    1.Содавать благоприятную, дружескую, комфортную атмосферу для успешной учёбы, нравственного развития детей, для формирования у них доброго и заботливого отношения к людям.
    2. Организовать просветительскую работу с детьми для того чтобы они имели отчетливые представления, что такое хорошо и что такое плохо;
    3. Своим положительным примером влиять на формирование жизненного опыта детей;
    4. Моделировать с ними ситуации поведения в различных местах;
    5. Стараться понимать, слушать и слышать своего ребенка.
    6. Всем родителям ежедневно посещать сайт Дневник.ру
    7. Не активированным родителям зарегистрироваться на сайте.
    8. Стремиться поднять рейтинг школы в Дневнике.ру среди школ России.



  • КОДЕКС ИСТИННОГО РОДИТЕЛЯ• Если родители требуют от ребенка, чтобы он много...

    39 слайд

    КОДЕКС ИСТИННОГО РОДИТЕЛЯ

    • Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.
    • Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.
    • Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам).
    • Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.
    • Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье.
    Культ спиртных напитков проявляется в том, что даже в детские праздники родители не могут обойтись без них.
    • Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.
    • Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается с ними в своем доме.
    • Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.
     
    Пожалуйста, помните следующее:
    Вы можете ошибаться.
    Имейте мужество извиниться перед ребенком, если наказали его незаслуженно.
    Контролируйте поведение ребенка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.
     

  • До новых встреч!

    40 слайд

    До новых встреч!

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Самовоспитание старшего школьника. Воспитание сознательной дисциплины.

 

«Вечно не стареющее детство души есть глубочайшая основа истинного самовоспитания».

                                                                                                            Константин Дмитриевич Ушинский.

Цели:

– дать рекомендации родителям по воспитанию правдивости у ребенка;

– познакомить родителей с методами воспитания у школьников сознательной дисциплины.

Участники: классный руководитель, родители учащихся, школьный психолог.

Оформление, оборудование и инвентарь:

1) выставка книг и журналов для родителей;

2) памятки для родителей «Кодекс истинного родителя»;

3) запись на доске темы собрания, размещение плакатов с пословицами и поговорками о воспитании:

• Один добрый пример лучше ста слов.

• Хорошему надо учиться три года, а дурному – одного часа достаточно.

• Понуканье – не воспитанье.

• Воспитывай лаской, а не тоской.

Ход собрания. I. Организационная часть. Слайд 1 II. Вступительное слово классного руководителя. Слайд 2

Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на общешкольном собрании, тема которого посвящена таким понятиям, как самовоспитание и дисциплина. Они знакомы нам с детства, но о том, что они являются предметом изучения педагогики, многие только догадываются.  А ведь их изучение помогает выявить закономерности и дать рекомендации к действию.

На нашем собрании присутствуют: директор школы – Джидзалова Т.В., зам директора по ИКТ -Лапотникова О.И, зам директора по воспитательной работе – Бегизардова Л.Б., школьный психолог – Ерошкина Ольга Андреевна. Слайд 3

Самовоспитание – это определённый тип отношения, поступков, действий с точки зрения соответствия определённому идеалу. Многие исследователи считают, что наиболее благоприятным периодом развития потребностей самовоспитания является подростковый возраст. «Каким я должен быть?» - задаёт вопрос растущий человек. Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать самого себя. Слайд 4

Активная деятельность – основное условие формирования личности и её качеств. Побуждением к самовоспитанию должны быть, с одной стороны, чувство самокритичности, неудовлетворённости собой, стремления к новому. Но, с другой стороны, необходимая вера в себя и в помощь других, например семьи.  Слайд  5

Проблема подростков заключается в том, что они далеко не всегда соизмеряют свою потребность к самостоятельности с реальными возможностями. Отсюда конфликты, отказ от осмысленного самовоспитания, что порой порождает подражание не лучшим образцам поведения.

На любом предприятии всегда ценен дисциплинированный работник. Сознательная дисциплина любого человека основывается на понимании им своего долга именно в повседневной работе, на осознании чувства ответственности за каждое свое слово и поступок перед окружающими.  

Некоторым взрослым кажется, что если ребенок вежлив, соблюдает правила хорошего тона, то его можно считать дисциплинированным. Однако случается, что взрослые делают этот вывод лишь по внешним, показным признакам. А в сущности, далеко не всякого ребенка, отличающегося послушанием и исполнительностью, можно назвать сознательно дисциплинированным человеком, то есть таким, у которого это качество стало как бы свойством характера. Слайд 6

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова записано: «Дисциплина – обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилу». Соответственно, дисциплинированный – это человек, подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок, воспитанный. Слайд 7

Если обратиться за разъяснением смысла данного понятия к мнению авторов «Энциклопедического словаря», то можно прочитать, что дисциплина – это «определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации». Слайд 8

На мой взгляд, интересна и точка зрения американского психиатра Росса Кэмпбелла, который считает, что «в области воспитания детей дисциплина – это тренировка ума и характера ребенка для того, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества».

 

Давайте поразмышляем над тем, что такое дисциплина, что она в себя включает.  Слайд 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Любовь близких:  Родители первыми знакомят своих детей с нормами и правилами поведения дома, на улице, в общественных местах и т.д.;

Имея жизненный опыт:  отец и мать организуют просветительскую работу с детьми для того, чтобы их сын или дочь имели отчетливые представления, что такое хорошо и что такое плохо;

Родители обеспечивают ребенку возможность учиться;

 Их пример (положительный или отрицательный) влияет на формирование жизненного опыта детей;

 При помощи родителей моделируется ситуации поведения детей в различных местах;

 Обладая умением слушать, слышать и понимать ребенка, любящие и эмоционально уравновешенные родители создают благоприятную среду для нравственного развития детей, для формирования у ребенка доброго и заботливого отношения к людям.

Отсюда следует вывод: если у вас полная семья, хорошие супружеские отношения, и ребенок чувствует любовь близких, то можно предположить, что он будет добрым и отзывчивым, дисциплинированным, умеющим и желающим совершать высоконравственные поступки.

Слайд 10 Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребенка. «Я очень довольна твоими успехами», говорит мама дочке. Это оценочное суждение направлено на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребенка. Существует много способов выразить ребенку свою положительную оценку. Это ласковый взгляд, поощрительный кивок головы, одобряющий жест, доброе слово, похвала, подарок и т.д. Многообразие форм и методов поощрения позволяет родителям не повторяться при их выборе. Это очень важно.  Слайд 11

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребенка в случае нарушения им норм поведения. Педагогический смысл наказания заключается в пробуждении угрызений совести, чувства неудовлетворенности своим поведением, что должно сопровождать всякое нарушение этических норм и правил. Существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к проступкам ребенка: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т.д. Надо помнить, что часто родители используют авторитарные методы воздействия: приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это все оказывает влияние на поведение их детей. Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку.

 

Одним из качеств дисциплинированного ученика является правдивость и честность. Слайд 12

Ложь – это намеренное введение в заблуждение другого человека или сокрытие правды.

Слайд 13

Хвастовство и преувеличение – вид лжи, весьма характерный и для детей, и для взрослых. Мотив этой лжи очевиден – повысить свой социальный статус, завоевать признание и вызвать интерес у других людей, выглядеть в их глазах более важным, привлекательным, интересным. В преувеличении всегда присутствует доля правды, но правды приукрашенной. Дети (да и взрослые) способны сочинять истории гораздо более занимательные, чем те, что случаются с ними в реальной жизни.

Трудно удержаться от того, чтобы не развлечь компанию, если обладаешь прирожденным даром рассказчика. Большинство людей неизбежную в таких случаях ложь считают нормальным явлением. «Она же никому не приносит вреда…» Другие люди считают, что если ребенок или взрослый приучится все время сочинять, преувеличивать, то в конце концов станет врать и в серьезных делах, когда ложь не безобидна. Слайд 14

Стремление оградить свою личную жизнь от контроля родителей, чужого вмешательства – еще один распространенный мотив юношеской лжи.

Родителям и педагогам следовало бы научиться не задавать детям-подросткам вопросов, которые вынуждают их в ответ говорить неправду.

Еще один мотив лжи, возникающий обычно в подростковом возрасте – стремление бросить вызов власти родителей или педагога, доказать свое превосходство над ними. Удачная ложь, когда родители или педагог подозревают обман, но не могут ничего доказать, утверждает ребенка в сознании своей силы.

Иногда солгать не означает поступить неправильно, а правда, наоборот, может нанести вред. Не все с этим согласятся, но мы считаем, что хотя в большинстве случаев ложь наносит ущерб, бывают и исключения. Иной раз, только солгав, можно отвести беду от другого человека. Ложь порой способна оградить личную жизнь от чужой навязчивости. Ложь часто порождается чувством преданности людям, и в таком случае групповая солидарность явно побеждает моральное требование «быть честным». Подчас ложь произносится потому, что ее хотят услышать, и такая ложь может не приводить к вредным последствиям. Впрочем, бывают ситуации, когда так думает только сам лжец.

Иногда сказать правду – невежливо или жестоко. Порой просто необходима «ложь во спасение». Слайд 15

Нередко дети лгут, чтобы избежать наказания, добиться или получить что-то, чего иначе не получишь; чтобы защитить себя или друзей от неприятностей, избежать стыда, не создавать неловкую ситуацию. Данные мотивы лжи наиболее распространены, судя по опросам родителей, учителей. Ни один из перечисленных мотивов не является исключительно детским, все они встречаются и у взрослых.

Разнообразны причины, по которым у отдельных детей склонность ко лжи развивается в большей степени. Причины коренятся либо в личности ребенка, либо в его окружении. Слайд 16

Безусловно, ложь – это зло, она аморальна. Но некоторые родители полагают, что не следует придавать большое значение тому, что ребенок лжет. Ведь каждому в детстве случалось, мол, соврать, и не стоит ожидать иного от детей.

Такие родители, возможно, изменят свою точку зрения, если представят, что из их лживого ребенка вырастет преступник. Ложь может служить знаком надвигающейся беды.

Хроническая ложь требует повышенного внимания со стороны родителей и педагогов. Не следует ждать, что она пройдет как временное явление.

Об психологических особенностях старшеклассников  вам расскажет школьный психолог Ерошкина О.А.   Слайд 17

Период ранней юности Слайд 18

В период юности завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений подростка с окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе. Из-за этой социальной позиции изменяется его отношение к школе, к общественно полезной деятельности и учёбе, устанавливается определённая взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.

Для юношеского периода физические данные уже не представляют той первостепенной важности как в предыдущем возрасте. Они не теряют своей актуальности, а как бы отходят на второй план. На первый план выходят внутренние качества.

Рост самосознания - это характерная особенность личности старшего школьника. Уровень самосознания определяет и уровень требования старших школьников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника.

Особенно высокие требования учащиеся предъявляют к моральным, нравственным качествам одноклассников. Обнаружили и половые различия в оценке личностных качеств.

Подавляющее большинство девушек оценивают своих товарищей преимущественно по моральным свойствам. У юношей эта тенденция выражена менее ярко. Однако и у юношей по мере перехода из класса в класс количество таких оценок увеличивается.

В том же исследовании учащимся 8-х - 10-х классов предлагалось оценить в баллах ряд проявляющихся в поведении своих сверстников моральных качеств. Оказалось, что восьмиклассники в целом дают более высокие оценки, чем десятиклассники, это объясняется тем, что десятиклассники предъявляют более высокие требования к морально-волевым качествам. Учителя оценивают те же самые качества восьмиклассников на 0,2-0,3 балла ниже, а десятиклассники на 0,3-0,4 балла ниже. Это говорит о взрастающей в процессе формирования старшего школьника самокритичности. Для личности старшего школьника, как показывают исследования, самооценка имеет большую значимость, что говорит о высоком уровне самосознания.

В самооценке старшеклассники проявляют известную осторожность. Они охотнее говорят о своих недостатках, чем о достоинствах. И девушки и юноши называют у себя и `вспыльчивость, `грубость, `эгоизм. Среди положительных черт наиболее часто встречаются такие самооценки: `верен в дружбе, `не подвожу друзей, `помогу в беде, то есть на первый план выступают те качества, которые важны для установки контактов со сверстниками, или те, которые этому мешают ( вспыльчивость, грубость, эгоизм и т.д.)

Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей. Это проявляется по-разному: кому легко даётся учёба, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте положения; те, кто выделяются успехами по определённому предмету, готовы верить в свой специальный талант; даже слабо успевающие ученики обычно указывают на какие-то другие свои достижения.

Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка неблагоприятно действует на юношу. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут вообще не проявляться.

Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой. Самосознание - это знание к себе, отношение к этому знанию и как результат отношение к себе и проявляется оно в виде самооценки.

Ценнейшее приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское “Я” ещё неопределенно, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты. Которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно появляется избирательность общения, потребность в уединении.

Становление личности включает в себя также становление относительно устойчивого образа “Я”, то есть целостного представления о самом себе. Образ “Я” (иногда его называют также “понятие “Я” или “я - концепция”) - сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупность самооценок. Вопрос “кто я такой?” подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: “Кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и ещё могу сделать в жизни?”

Потребность в самоопределении побуждает старшего школьника систематизировать и обобщать свои знания о себе.

 Юноши и девушки стараются, стремятся глубже разобраться в своём характере и своих чувствах, в своих действиях и поступках, правильно оценивать свои особенности. Они часто просят учителей объяснить им: “как узнать свой характер, что бы правильно оценить его?”; “Может ли человек со слабым здоровьем иметь сильный характер?”; “Чем объяснить слабость характера ряда весьма талантливых и умных люде?”; “Как освободиться от дурных привычек?”.

Однако самовоспитание старших школьников сталкивается с большими трудностями, так как этому возрасту свойственны серьёзные противоречия. Наиболее типичные из них:

 1.Стремление проявлять волевые усилия в самовоспитании и в то же время не всегда положительное отношение к конкретным приёмам самовоспитания, которые рекомендуют взрослые;

2.Чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива и стремление показать равнодушие к этой оценке, действовать по-своему (“Подумаешь, дают советы, я и сам знаю, как жить”);

 3.Стремление к идеалу и принципиальность в больших, ответственных делах и беспринципность в малом, незначительном;

 4.Желание формировать стойкость, выдержку, самообладание и в то же время проявление детской непосредственности, импульсивности в поведении, речи, тенденции к преувеличению собственного горя, незначительной неприятности.

 Несмотря на то, что старшеклассники более ответственно и планомерно, чем делают подростки, занимаются самовоспитанием, они всё же нуждаются в помощи в этом отношении со стороны взрослых, и в первую очередь учителей и классных руководителей, которые подскажут каждому воспитаннику, на что следует обратить внимание при самовоспитании, как лучше его организовать. Самовоспитание не обязательно должно быть индивидуальным. Можно рекомендовать старшекласснику объединиться с товарищами, составить совместный план самовоспитания, помогать контролировать друг друга.

 Роль самооценки в самовоспитании может быть как положительной, так и отрицательной. Адекватная самооценка позволяет правильно выбрать юноше те личные качества, которые следует развивать в себе, воспитывать. Он правильно будет оценивать свои умственные и физические способности, не занижая их и в то же время не завышая. С помощью этого новообразования старшеклассник может выбрать профессию, которая ему будет интересна, а не потому что у него хорошие оценки по этому предмету и он легко ему даётся. Неадекватная заниженная самооценка тоже будет давать положительный результат, так как юноша будет с большей строгостью относиться к себе, с большей настойчивостью добиваться улучшения своих личных качеств, искать своё место в жизни. А вот неадекватная завышенная самооценка будет давать совсем противоположный результат по сравнению с адекватной и неадекватной заниженной самооценкой.

Завышенная самооценка обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей и не только. Старшеклассник готов верить, что в любой умственной работе он будет на высоте положения. То же будет и с успехами в спорте, с признанием его окружающими, хотя на самом деле это будет всего каким-то единичным случаем. Всё это приведёт к отсутствию стремления к самовосприятию. Юноша будет считать, что у него нет недостатков, а если и есть, то они незначительны по сравнению с достоинствами.

Самооценка играет большую роль в становлении личности человека. Я провёла тестирование по выявлению самооценки в 10 классах нашей школы (результаты тестирования).

 Можно сделать вывод, что у 10 кл. адекватная самооценка, немного склонная к завышению.

 

Одной из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.

Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальные условия, род занятий, материальный уровень, образование родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутренняя атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

 Нет практически ни одного социального и психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом. Но меняется характер этой зависимости. Так, если в прошлом школьная успеваемость ребёнка и продолжительность его обучения зависела главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот фактор менее влиятелен. Зато огромную роль играет уровень образования родителей.

 Так же сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между её членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков.

 Значительное влияние на личность подростка оказывает его стиль взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

 Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно при демократическом стиле воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребёнка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем четко и рационально:

родители всегда объясняют мотивы своих требований и поощряют их обсуждение подростком;

власть используется ими в меру необходимости;

 в ребёнке ценится не только послушание, но самостоятельность;

 родители устанавливают правило и твёрдо приводят их в жизнь, но не считают себя непогрешимыми;

 родители прислушиваются к мнению ребёнка, но не руководствуются только его желаниями.

 Крайние стили воспитания, независимо от того авторитарный ли это стиль, или попустительский, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает отчуждение у детей от родителей, чувство своей незначительности и нежелательности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными , вызывают либо протест и агрессию, либо апатию и пассивность. Попустительский стиль воспитания вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные и незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния - школы, сверстников, средств массовой информации не могут восполнить этот пробел, оставляя ребёнка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского внимания и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым “Я”.

 Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим классам взаимоотношения с родителями давно уже сложились, и “отменить” эффект прошлого опыта не возможно. Автономия в поведении, как правило, уже достаточно велика: старшеклассник самостоятельно распределяет своё время, выбирает друзей, способы досуга и т.д. В семьях с более или менее авторитарным стилем общения эта автономия иногда вызывает острые конфликты.

 Добиваясь расширения своих прав, старшеклассники нередко предъявляют к родителям завышенные требования, в том числе и материальные. Во многих обеспеченных семьях дети не знают источники дохода и не заботятся об этом.  Запросы этих старшеклассников не совпадают с мнениями родителей. Тем не менее дети уверены, что их желаниям будет отдано предпочтение.

 Степень идентификации с родителями в юности меньше, чем в детстве. Хорошие родители, тем не менее остаются для старшеклассников важным эталоном поведения. Однако родительский пример уже не воспринимается так абсолютно и некритично, как в детстве. У старшеклассников есть и другие авторитеты, кроме родителей. Чем старше ребёнок, тем вероятнее, что идеалы он находит не только в ближнем окружении, но и в более широком кругу лиц: общественно-политические деятели, герои книг, кино и т.д. Зато все недостатки и противоречия в поведении близких и старших воспринимаются остро и болезненно. Особенно это касается расхождения слова и дела. Сами старшеклассники отмечают, что они замечают существенные расхождения между тем, чему их учат родители, близкие родственники и учителя, и тем, как они поступают в повседневной жизни. Это не только подрывает авторитет взрослых, но и является практическим уроком приспособленчества и лицемерия.

 “Значимость” для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных средах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в среде досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций.

 Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в своих родителях друзей и сверстников. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие их темы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как им мешает самолюбие. Семья же остаётся тем местом, где подросток и юноша чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно.

Наравне с семьёй можно поставить и школу, так как в этом возрасте имеет большое значение окружение юноши вне семьи.

Классный руководитель. Слайд 29

 Учение - ведущая деятельность старшеклассника. Но мотивы учения с возрастом меняются. Для старшеклассника учёба, приобретение знаний, становится  прежде всего средством подготовки к будущей деятельности. Но далеко не у всех. Слайд 30

 Старшеклассники определяют школу более функционально, как “учебное заведение, где дают знания и воспитывают из нас культурных людей”.

Слайд 31

 Успеваемость в 10 классах за 1 семестр   2011 – 2012 учебного года. Слайд 32

Всего  в 10 классах обучается – 72 человека.

Из них успевает – 48 учащихся;

Не успевает – 24 учащихся. Слайд 33                                                            

  Отличники :   Бисултанова Аза 10 «а», Бекова Макка 10 «в», Дадаева Зулихан 10 «в»

                           Кукуева Диана 10 «в» Слайд 34

Хорошисты: Борисенко Рита 10«б», Бутхузи Нодар 10«б»,Ильченко Игорь 10«б»,

                         Варзиев Александр10«б», Заболотько Валерия 10«а», Балаев Арсели 10 «а».

Выступление завуча по воспитательной работе Бегизардовой Л.Б. Слайд 35

Выступление завуча по ИКТ Лапотниковой О.И. Слайд 36

Обсуждение и принятие решения родительского собрания.  Слайд 37

1.Содавать благоприятную, дружескую, комфортную атмосферу для успешной учёбы, нравственного развития детей, для формирования у них доброго и заботливого отношения к людям.

2. Организовать просветительскую работу с детьми для того чтобы они  имели отчетливые представления, что такое хорошо и что такое плохо;

3. Своим положительным примером  влиять  на формирование жизненного опыта детей;

 4. Моделировать с ними ситуации поведения  в различных местах;

5. Стараться понимать,  слушать и слышать своего ребенка.

 6. Всем  родителям ежедневно посещать сайт Дневник.ру

7. Не активированным родителям зарегистрироваться на сайте.

8. Стремиться поднять рейтинг школы в Дневнике.ру  среди  школ России

 

 

 

В заключении нашего собрания мы вручаем вам памятки с Кодексом истинного родителя.

Слайд 38

Слайд 39

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 760 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 1442
    • PPTX 6.7 мбайт
    • 72 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Макаева Лилия Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Макаева Лилия Анатольевна
    Макаева Лилия Анатольевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2420
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Тьюторское сопровождение в образовательных организациях

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 769 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 842 человека

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы взаимодействия образовательной организации с семьями обучающихся

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Профилактика компьютерной зависимости и безопасность в сети Интернет среди детей и подростков

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 144 человека

Мини-курс

Стартап: стратегия, развитие, и инвестиции

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Педагогические и психологические основы образования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Стратегии карьерного роста и развития

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе