Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРазработка фрагмента урока литературного чтения в 1-м классе.

Разработка фрагмента урока литературного чтения в 1-м классе.

Скачать материал

Разработка фрагмента урока  литературного чтения в 1-м классе. "Е.Чарушин. "Никита-охотник"    ( «Играть -  это увлекательно! Рассказ  Е. Чарушина «Никита – охотник»)

Цель урока: формирование типа правильной читательской деятельности в ходе изучения рассказа Е. Чарушина « Никита – охотник».

 

Работа до чтения произведения:

1.Самоопределение к деятельности.

Запись на доске:  «Горячему охотнику и берёзовый пень зайцем кажется»

- Прочитайте запись.

- Объясните значение пословицы.

- Для чего я дала эту пословицу?

2. Актуализация знаний,  фиксация затруднений.

Антиципация.

Иллюстрация: мальчик с игрушечным ружьём, вокруг него игрушки:  медвежонок, ёжик, зайчик и т. д.

- Кто нарисован?

 - Что делает мальчик? 

 - В какую игру он играет?

- Почему вы решили, что он охотник?

 - Этот мальчик - настоящий охотник? (Нет, это игра.)    - Почему?

- Подходит ли к нашему герою пословица?

- А вы уверены, что  правы?

3. Постановка учебной задачи.

- Как нам это проверить?  ( Посмотреть в учебнике)   - Откройте учебник на стр. 42.

- Что изображено на  иллюстрации?

-  Кто главный герой  иллюстрации? (Мальчик-охотник.)

- Как вы думаете, почему эта иллюстрация помещена перед текстом? (Предположения детей: наверное, мы будем читать об охоте, о мальчике ...)

Кто написал это произведение? Прочитайте имя автора (Евгений Чарушин.)

- Прочитайте название.

- Про кого же мы будем читать? (Про Никиту-охотника.)

 -Прочитайте, что написано в скобках под названием произведения. (Рассказ.)

А что такое рассказ, как вы понимаете?    (Рассказ - это описание какого-то случая, события в жизни человека, героя произведения. Рассказ написал автор.)

 Чем-  отличается рассказ от сказки? А от других произведений? (Ответы детей.)

- Чем мы с вами сегодня займёмся? ( Будем читать  Рассказ  Е. Чарушина «Никита – охотник»)

- Как вы это определили? ( По автору, заглавию  и иллюстрации)

- Кто же герой рассказа? ( Никита)

- Как вы думаете, он взрослый или маленький?

-Как вы определили? ( По иллюстрации)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

А) Первичное чтение текста.

 - Прочитайте 1 часть рассказа и убедитесь, что вы правы.

- Какие слова об этом говорили?

- Когда  читали рассказ, вы почему – то улыбались?

- Почему? Что вас рассмешило?

- Хотите узнать, что было дальше? Я начинаю читать. Можете следить за мной или слушать. Ваша задача понять содержание и подсчитать, сколько животных упоминается в рассказе. 

После прочтения: - Вы были внимательны? Давайте проверим.  Для этого я предлагаю вам тест. Выполните 1 и 2 задание  теста. (Работа с тестом).

                                                          Тест.

Фамилия имя              

Оценка

1.Сколько животных упоминается в рассказе?             а) 3                  б) 5              в) 4

 

2. В кого играл Никита?                           а) водолаза         б) охотника             в) строителя

 

3.Соотнеси животных с их действиями стрелками.

Тигр*                            *рычит, мяукает

Слон*                           *мычит, лязгает зубами

Крокодил*                   *трубит

Змея*                            *кричит

                                      *извивается

 

Б). – Перечитывание текста.  - В правильности ответов давайте убедимся, читая текст.

- Сколько животных упомянуто? (Показ игрушек: тигр деревянный, крокодил резиновый, слон из тряпок, змея – верёвочка)

 -Сравните,  какие характеристики игрушек не соответствуют игрушкам Никиты? (Дети находят несоответствия между предложенными игрушками и описаниями их в тексте)

 - Встретились ли вам слова, которые вам непонятны?  (  слово КОМОД )

 -Где узнаём значение непонятных слов?( В толковом  словаре)   - Комод – низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и различных мелких домашних вещей.

Часть I, 1 абзац - Какие игрушки есть у Никиты? Из чего они сделаны?  2 абзац - Для чего Никите верёвочка?  3 абзац. - Куда спрятал Никита крокодила?   - Зачем спрятал Никита своих игрушечных зверей?  4 абзац. - Вот, оказывается, зачем понадобилась Никите верёвочка! Кем её вообразил мальчик?  Вопросы ко всей 1 части: Что мы узнали из 1 части? - Можно ли придумать к этой части своё название? (Подготовка к охоте)

 -Сейчас мы  поиграем  вместе с Никитой и подготовимся к чтению по ролям.

 -Давайте определим, сколько будет ролей? (Автор и Никита)

 -Почему?( У животных нет слов, о них говорит автор)

Читаем вторую часть. Мы её будем читать по ролям.  Для того  чтобы предать настроение нам  необходимо после прочтения уточнить, что и как делают персонажи, ответив на вопросы КТО? и ЧТО ДЕЛАЕТ? Теперь решим, что будем передавать при чтении. Выберем средства речевой выразительности (тон, темп,  жесты, мимику)  Тон: Никита возбужденно кричит за зверей, подражая их звукам,  да еще собственная радость, смелость победителя. А у автора - спокойный, поясняющий.  Мимика и жесты: машет руками  и т. д.  ( Чтение 2 – ой части рассказа по ролям)

Вопросы после чтения: - Как начал игру Никита? (Зарядил своё ружьё).

-Кто первым встретился Никите на охоте? (Тигр).

-Как вёл себя тигр? (Рычал, мяукал).

- Это действительно тигр рычал и мяукал?

- Обратите внимание: рычит и мяукает сам Никита. Он хорошо знает повадки тигра! Откуда он может это знать? (Из книг, фильмов, побывал в зоопарке).

-Стрелял Никита из ружья?    (Нет. Он будто стрелял).

- Почему Никита во время охоты полз?

- Какие звуки издавал дикий слон? - Чем трубит слон? (Хоботом).

- Конечно, и за слона трубил Никита.

В ходе работы с текстом на доске появляется следующая схема:

 - С кем встретился охотник во второй части?  - Как можно назвать эту часть? (Встреча Никиты с тигром и слоном).

Часть 3. Читают самостоятельно.

- Кого встретил следующим охотник Никита?

-Как вы понимаете: «крокодил зубами лязгает».

-Что узнал Никита от папы?  - Какие же звуки издавал крокодил?

- Каким охотником считает себя Никита? ( Настоящим, смелым, сильным …)

- Всегда ли можно охотиться на животных по -  настоящему? 

Нет! Сейчас весна. У многих животных появляется потомство и охотиться нельзя. Охота запрещена!

- Как можно озаглавить эту часть? (Конец охоты).

На доске запись:

План рассказа

1. Подготовка к охоте.

2. Встреча Никиты с тигром и слоном.

3. Конец охоты.

Пересказ текста по плану.

В) Обобщение первичного восприятия текста.

- Есть ли что – то на нашей доске,  что говорит о Никите? ( Пословица)

- Как бы вы назвали Никиту? ( Фантазёр)

- К какому моменту нарисовал художник свою иллюстрацию?   

- С чем бы вы не согласились?

- Почему художник нарисовал Никиту не в комнате? (фантазировал вместе с Никитой)

Физминутка

-Сейчас мы с вами тоже пофантазируем. ( Дети повторяют движения и слова за учителем.)

Мы охотимся за львом…(Ходьба на месте 1, 2, 3, 4.)

Не боимся мы его…(повороты 1, 2, 3, 4.)

У нас охотничье ружье…(1, 2, 3, 4.)

И калёный меч. Во… (Руки в стороны 1, 2, 3, 4.)

Выполните 3 задание теста. ( Взаимопроверка)

5. Первичное закрепление во внешней речи.

1. Смысловые вопросы ко всему тексту.

- Каким вы представляете себе Никиту?

- Как автор относится к Никите? 

 - Как ваши родители относятся к вашим играм?

- Можно ли предположить, что Никита и Евгений Чарушин родственники? ( Предположения: автор видел игру, значит, они были в одной квартире. Возможно автор вспоминает своё детство и др. )

2. Знакомство с писателем.

В этом рассказе автор пишет о своём сыне Никите. У Чарушина много весёлых рассказов о Никите. Если вам понравилось то, о чём вы прочитали, возьмите книгу Евгения Чарушина «Никита и его друзья» и прочтите её, узнаете в какие игры можно поиграть с друзьями.  (Учитель показывает книгу).

Рассказ о писателе.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ( Работа в группе ).

1.Восстанови последовательность:

 Никита охотится на деревянного тигра.

Мальчик спрятал свои игрушки.

Никита – охотник убил игрушечного тигра.

Всех перестрелял охотник.

Мальчик дополз до игрушечного слона.

Никита убил тряпочного слона.

И резиновый крокодил готов!                                               ( Проверка: презентация )

2.– Какие бывают игры? (Настольные, тихие, подвижные, ролевые, командные, подражательные, игры за столом, игры-эстафеты.)

– В какие игры можно играть дома, в школе? А какие игры опасные?

- А сейчас подошло время узнать, какие любимые игры и игрушки у вас. ( Домашнее задание) Покажите нам рисунки с их изображениями! ( Оформление выставки рисунков)

7. Рефлексия:

- Посмотрите на доску, что - нибудь  изменилось? Вместо пословицы запись: «Играть -  это увлекательно! Рассказ  Е. Чарушина «Никита – охотник»

- Подходит ли эта запись к нашему уроку?  – Почему?

Евгений Чарушин нам рассказал

О том, как Никита охотником стал.

Что животные были игрушки, не важно,

Встречался Никита-охотник с добычей отважно.

Рассказ выразительно мы прочитали

И интересного много узнали.

- Какие произведения писал Евгений Чарушин?

- Кто хочет проверить?

- Кто хочет, может найти рассказы Е. Чарушина и прочитать.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка фрагмента урока литературного чтения в 1-м классе."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Таргетолог

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка фрагмента урока  литературного чтения в 1-м классе. "Е.Чарушин. "Никита-охотник"    ( «Играть -  это увлекательно! Рассказ  Е. Чарушина «Никита – охотник»)

Цель урока: формирование типа правильной читательской деятельности в ходе изучения рассказа Е. Чарушина « Никита – охотник».

Задачи урока:самостоятельное решение типовых задач, умение проверять результат работыорганизация работы с текстом, а также создание для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 348 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 762
    • DOCX 90.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ятцулевич Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ятцулевич Ирина Владимировна
    Ятцулевич Ирина Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 18943
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1537 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 899 человек

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 200 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Мини-курс

Эволюция и современное состояние искусства

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: методика, технологии и практика

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Путь к внутреннему спокойствию: освобождение от тревоги, злости и стыда

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 629 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 203 человека