Разработка
фрагмента урока литературного чтения в 1-м классе.
"Е.Чарушин. "Никита-охотник" ( «Играть - это увлекательно! Рассказ Е. Чарушина
«Никита – охотник»)
Цель
урока: формирование типа правильной читательской деятельности в ходе изучения
рассказа Е. Чарушина « Никита – охотник».
Работа до
чтения произведения:
1.Самоопределение к деятельности.
Запись на доске: «Горячему охотнику и берёзовый пень зайцем кажется»
- Прочитайте
запись.
- Объясните
значение пословицы.
- Для чего я
дала эту пословицу?
2. Актуализация знаний, фиксация
затруднений.
Антиципация.
Иллюстрация: мальчик с игрушечным ружьём,
вокруг него игрушки: медвежонок, ёжик, зайчик и т. д.
- Кто нарисован?
- Что делает мальчик?
- В какую игру он играет?
- Почему вы решили, что он охотник?
- Этот мальчик - настоящий охотник? (Нет, это игра.)
- Почему?
- Подходит ли к нашему герою пословица?
- А вы уверены, что правы?
3. Постановка учебной задачи.
- Как нам это проверить? ( Посмотреть в
учебнике) - Откройте учебник на стр. 42.
- Что изображено на иллюстрации?
- Кто главный герой иллюстрации? (Мальчик-охотник.)
- Как вы думаете, почему эта иллюстрация
помещена перед текстом? (Предположения детей: наверное, мы будем читать об
охоте, о мальчике ...)
- Кто
написал это произведение? Прочитайте имя автора (Евгений Чарушин.)
- Прочитайте
название.
- Про кого же мы будем читать? (Про Никиту-охотника.)
-Прочитайте, что написано в скобках под
названием произведения. (Рассказ.)
- А
что такое рассказ, как вы понимаете? (Рассказ - это описание
какого-то случая, события в жизни человека, героя произведения. Рассказ написал
автор.)
Чем- отличается рассказ
от сказки? А от других произведений? (Ответы детей.)
- Чем мы с вами сегодня займёмся? ( Будем
читать Рассказ
Е. Чарушина «Никита – охотник»)
- Как вы это определили? ( По автору,
заглавию и иллюстрации)
- Кто же герой рассказа? ( Никита)
- Как вы думаете, он взрослый или
маленький?
-Как вы определили? ( По иллюстрации)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
А) Первичное чтение
текста.
- Прочитайте 1 часть рассказа и убедитесь,
что вы правы.
- Какие слова об этом говорили?
- Когда читали рассказ, вы почему – то
улыбались?
- Почему? Что вас рассмешило?
- Хотите узнать, что было дальше? Я
начинаю читать. Можете следить за мной или слушать. Ваша задача понять
содержание и подсчитать, сколько животных упоминается в рассказе.
После прочтения: - Вы были внимательны?
Давайте проверим. Для этого я предлагаю вам тест. Выполните 1 и 2 задание теста.
(Работа с тестом).
Тест.
Фамилия
имя
|
Оценка
|
1.Сколько
животных упоминается в рассказе? а) 3 б)
5 в) 4
|
|
2. В
кого играл Никита? а) водолаза б)
охотника в) строителя
|
|
3.Соотнеси
животных с их действиями стрелками.
Тигр*
*рычит, мяукает
Слон*
*мычит, лязгает зубами
Крокодил*
*трубит
Змея*
*кричит
*извивается
|
|
Б). – Перечитывание
текста. - В правильности ответов давайте убедимся, читая текст.
- Сколько животных упомянуто? (Показ
игрушек: тигр деревянный, крокодил резиновый, слон из тряпок, змея – верёвочка)
-Сравните, какие характеристики игрушек
не соответствуют игрушкам Никиты? (Дети находят несоответствия между
предложенными игрушками и описаниями их в тексте)
- Встретились ли вам слова, которые вам
непонятны? ( слово КОМОД )
-Где узнаём значение непонятных слов?( В
толковом словаре) - Комод – низкий шкаф с выдвижными ящиками для
белья и различных мелких домашних вещей.
Часть I, 1 абзац - Какие игрушки есть у Никиты? Из чего они сделаны? 2 абзац -
Для чего Никите верёвочка? 3 абзац. - Куда спрятал Никита
крокодила? - Зачем спрятал Никита своих игрушечных зверей? 4 абзац. -
Вот, оказывается, зачем понадобилась Никите верёвочка! Кем её вообразил
мальчик? Вопросы ко всей 1 части: Что мы узнали из 1 части? - Можно ли
придумать к этой части своё название? (Подготовка к охоте)
-Сейчас мы поиграем вместе с Никитой и подготовимся
к чтению по ролям.
-Давайте определим, сколько будет ролей? (Автор и
Никита)
-Почему?( У животных нет слов, о них говорит автор)
Читаем вторую часть. Мы её будем читать по ролям. Для того чтобы предать
настроение нам необходимо после прочтения уточнить, что и как делают
персонажи, ответив на вопросы КТО? и ЧТО ДЕЛАЕТ? Теперь решим, что
будем передавать при чтении. Выберем средства речевой выразительности (тон,
темп, жесты, мимику) Тон: Никита возбужденно кричит за зверей, подражая их
звукам, да еще собственная радость, смелость победителя. А у автора -
спокойный, поясняющий. Мимика и жесты: машет руками и т. д. ( Чтение
2 – ой части рассказа по ролям)
Вопросы после чтения: - Как начал игру
Никита? (Зарядил своё ружьё).
-Кто первым встретился Никите на охоте? (Тигр).
-Как вёл себя тигр? (Рычал, мяукал).
- Это действительно тигр рычал и мяукал?
- Обратите внимание: рычит и мяукает сам Никита. Он хорошо знает
повадки тигра! Откуда он может это знать? (Из книг, фильмов, побывал в
зоопарке).
-Стрелял Никита из ружья? (Нет. Он будто стрелял).
- Почему Никита во время охоты полз?
- Какие звуки издавал дикий слон? - Чем
трубит слон? (Хоботом).
- Конечно, и за слона трубил Никита.
В ходе работы с текстом на доске
появляется следующая схема:
- С кем встретился охотник во второй части? - Как можно назвать
эту часть? (Встреча Никиты с тигром и слоном).
Часть 3.
Читают самостоятельно.
- Кого встретил следующим охотник Никита?
-Как вы понимаете: «крокодил зубами лязгает».
-Что узнал Никита от папы? - Какие же звуки издавал крокодил?
- Каким охотником считает себя Никита? ( Настоящим, смелым,
сильным …)
- Всегда ли можно охотиться на животных по - настоящему?
Нет! Сейчас весна. У многих животных появляется потомство и
охотиться нельзя. Охота запрещена!
- Как можно озаглавить эту часть? (Конец охоты).
На доске запись:
План рассказа
1. Подготовка к охоте.
2.
Встреча Никиты с тигром и слоном.
3.
Конец охоты.
Пересказ текста по плану.
В) Обобщение первичного восприятия текста.
- Есть ли что – то на нашей доске, что
говорит о Никите? ( Пословица)
- Как бы вы назвали Никиту? ( Фантазёр)
- К какому моменту нарисовал художник свою
иллюстрацию?
- С чем бы вы не согласились?
- Почему художник нарисовал Никиту не в комнате? (фантазировал
вместе с Никитой)
Физминутка
-Сейчас мы с вами тоже пофантазируем. ( Дети повторяют движения и слова
за учителем.)
Мы охотимся за львом…(Ходьба на месте 1, 2, 3, 4.)
Не боимся мы его…(повороты 1, 2, 3, 4.)
У нас охотничье ружье…(1, 2, 3, 4.)
И калёный меч. Во… (Руки в стороны 1, 2, 3, 4.)
Выполните 3 задание теста. ( Взаимопроверка)
5. Первичное закрепление во внешней речи.
1. Смысловые вопросы ко всему тексту.
- Каким вы представляете себе Никиту?
- Как автор относится к Никите?
- Как ваши родители относятся к вашим
играм?
- Можно ли предположить, что Никита и
Евгений Чарушин родственники? ( Предположения: автор видел игру, значит, они
были в одной квартире. Возможно автор вспоминает своё детство и др. )
2. Знакомство с писателем.
В этом рассказе автор пишет о своём сыне Никите. У Чарушина много
весёлых рассказов о Никите. Если вам понравилось то, о чём вы прочитали,
возьмите книгу Евгения Чарушина «Никита и его друзья» и прочтите её, узнаете в
какие игры можно поиграть с друзьями. (Учитель показывает книгу).
Рассказ о писателе.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ( Работа в
группе ).
1.Восстанови
последовательность:
Никита
охотится на деревянного тигра.
Мальчик
спрятал свои игрушки.
Никита –
охотник убил игрушечного тигра.
Всех
перестрелял охотник.
Мальчик
дополз до игрушечного слона.
Никита
убил тряпочного слона.
И
резиновый крокодил готов! (
Проверка: презентация )
2.– Какие бывают игры? (Настольные, тихие, подвижные,
ролевые, командные, подражательные, игры за столом, игры-эстафеты.)
– В какие игры можно играть дома, в школе? А
какие игры опасные?
- А сейчас подошло время узнать, какие
любимые игры и игрушки у вас. ( Домашнее задание) Покажите нам рисунки с их
изображениями!
( Оформление выставки рисунков)
7. Рефлексия:
- Посмотрите на доску, что - нибудь изменилось?
Вместо пословицы запись: «Играть
- это увлекательно! Рассказ Е. Чарушина «Никита – охотник»
-
Подходит ли эта запись к нашему уроку? – Почему?
Евгений Чарушин нам рассказал
О том, как Никита охотником стал.
Что животные были игрушки, не важно,
Встречался Никита-охотник с добычей отважно.
Рассказ выразительно мы прочитали
И интересного много узнали.
-
Какие произведения писал Евгений Чарушин?
- Кто
хочет проверить?
- Кто
хочет, может найти рассказы Е. Чарушина и прочитать.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.