Конспект урока по теме: «Буквы ё-о после
шипящих в корне слова.»
Цель урока: Образовательная:
научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в
тексте и слышать;
Развивающая:
развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей: придумывать
предложение со словом на данную орфограмму; содействовать развитию у учащихся
логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;
Воспитательная:
воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для
формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно.
Тип урока: урок
закрепления пройденного материала по орфографии.
Ход урока:
I.Приветствие
У: Здравствуйте, дети, начинаем урок русского
языка.
Откройте свои тетради, запишите число и
пропустите одну строчку для темы урока. Ее мы озвучим с вами вместе позже.
Ян Коменский говорил: «Спеши в школу, как на
игру. Она и есть такова». Я предлагаю вам наш урок провести в форме игры, где
каждый сможет проявить свои знания, умения, навыки.(слайд 1)
II.Повторение темы
Нужно отгадать загадку и записать ответы в
тетради в строчку.(слайд2 с отгадками)
1. К одежде за воротничок
Пришили этот колпачок.
(капюшон)
2. Очень эта речь тиха,
Прямо скажем, чуть слышна.
(шёпот)
3. На ветке – конфетки
С начинкой медовой,
А кожа на ветке –
Породы ежовой.
(крыжовник)
4. Вновь упала на глаза
Не корова, не коза,
Не сосна, не ёлка,
А моя же…
(чёлка)
5. Я у деда был в саду.
Дед мне дал орех в меду.
- Видишь, ульи там и тут?
Новосёлы в них живут!
А пронзают, будто ток,
Сделав на руке ожог.
- Кто же эти новосёлы?
Дедушка ответил: (пчёлы)
6. Это платье не из ситца –
Модницам в него рядиться!
Что за ткань, возьми ты в толк,
Щеголихи любят…
(шёлк)
7. На поляне дуб могуч.
Ветви достают до туч,
Летом разрастётся он –
Тень лежит со всех сторон.
Дуб велик, плод мал, как ноготь.
Называется он … (жёлудь).
8. Костяная спинка
Жёсткая щетинка.
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит (зубная щётка).
9. По пригоркам, по равнинам
Я виду свою машину
Я люблю дорог простор
А зовут меня (шофёр).
10. По десятку на шесточке
Сели умные кружочки.
И считают громко вслух
Только слышно: «Стук да стук»
(счёты).
11. Зубастая пила
В лес густой с утра пошла
Весь обходила
Ничего не спилила (расчёска)
У: Какая орфограмма объединяет записанные
слова?
В какой части слова (морфеме) она прячется?
А какие гласные звуки герои этого правила?
Д: О, Ё
У: А теперь назовите мне согласные звуки?
Д: Ж, Ш, Щ ,Ч
У:Молодцы! А теперь послушайте, что я вам
расскажу про них.
Уж какие грозные эти шипящие! А как трудно
рядом с ними буквам О и Ё! То всем шипящим подавай букву Ё, ведь в корне после
шипящих под ударением пишется Ё, а не О. То такая соседка им не по душе, и они
согласны стоять только с О, но таких слов мало, они исключения из правила.
У: Вот мы с вами плавно подошли к теме нашего
урока. Давайте сформулируем и запишем её.
Д. Буквы О-Ё после
шипящих в корне слова.(слайд3)
У: Для того, чтобы
эту тему вы поняли ещё лучше, я предлагаю вам попробовать составить вместе
опорную таблицу.(слайд 4)
III.Закрепление
1)У: Следующая лингвистическая
загадка будет у вас в задании на листочке. Нужно прочитать предложения и
вставить пропущенные буквы, опираясь на нашу схему.
В магазине
продавались ш…колад, пш…нка и ч…рствый ж…сткий ч…рный хлеб.
Пч…лы летали под
крыж…вником.
Реш…тку и трещ…тку
почистили щ…ткой.
Обж…ра едва смог
надеть ш…рты.
Донёсся ш…рох и
ш…пот.
Ч…лка украсила
прич…ску.
Ж…нглёр купил
деш…вую холщ…вую беч…вку.
У ж…кея сильная
изж…га.
Красивый ш…в на
капюш…не.
Ч…порный уч…ный с
ш…фёром едут по ш…ссе.
У: А теперь каждый
из вас потренируется и объяснит, почему вставил ту или иную букву. Давайте
начнем с первого ряда по цепочке, по одному слову
У: Молодцы! И это
задание у вас на отлично!
2)Следующее задание
будет посложней. Я прочитаю вам текст, в нем много слов на пройденную нами
орфограмму. Ваша задача узнать, сколько таких слов!
Автомобиль
движется по шоссе в сторону страны Словографии. За рулем опытный
шофер-шотландец. С ним рядом в машине – жонглер, жокей, переводчик Жора-обжора.
Все они едут к нам в Россию на веселое шоу. Настроение у всех мажорное. Каждый
занят своим делом. Жонглер жонглировал крыжовником. Жокей рассматривал новые
шоры для лошади и обдумывал, какие лучше взять, ведь на скачках в Шотландии он
слыл лучшим наездником лошадей. Жора пока не был занят своим профессиональным
делом – переводом на русский язык, а поэтому он ел шоколад и запивал его
крюшоном. Вдруг раздался шорох, все были шокированы происшедшим. Это у обжоры
лопнул шов на шортах.
Д: 23
У:И с этим заданием
справились, умнички!
3)А теперь давайте
ещё раз обратимся к нашей опорной схеме. В этом тексте встречаются слова, о
которых нужно сказать отдельно. Это такие слова, как: шоссе, шотландец,
жонглёр, жокей, шоу, мажорное, шоколад, крюшон. Обратите внимание, что
иноязычные слова пишутся с О. Составьте с этими словами словосочетания или
предложения.(слайд 5)
4) А теперь решите
тесты по вариантам
Тест «Буквы О
и Ё после шипящих в корне»
вариант № 1
1. В каком слове на
месте пропуска пишется буква О?
1) ч...рточка
2) сильный ож...г
3) щ...лка
4) ч...тное число
2. В каком слове
на месте пропуска пишется буква Ё?
1) ш...рох
2) ш...в
3) ч...рствый
4) пиж...н
3. В каком слове на
месте пропуска пишется буква О?
1) анч...ус
2) пош...л
3) деш...вый
4) поч...тный
4. В каком слове на
месте пропуска пишется буква Ё?
1) ш...рты
2) ш...фёрский
3) пш...нка
4) капюш...н
5. В каком слове на
месте пропуска пишется буква Ё?
1) ш...кировать
2) ж...нглировать
3) прищ...лкивать
4) ч...кнулся
6. В каком слове на
месте пропуска пишется буква О?
1) подсч...т
голосов
2) ш...рник
3) молодож...ны
4) реш...тка
7. В каком слове на
месте пропуска пишется буква О?
1) ч...боты
2) дж...нка
3) ч...лн
4) беч...вка
Тест «Буквы О
и Ё после шипящих в корне» вариант № 2
1. В каком слове на
месте пропуска пишется буква Ё?
1) ож...г правой
руки
2) изж...га
3) прож...рливый
4) он подж...г
бумагу
2. В каком слове на
месте пропуска пишется буква О?
1) выч...ркивать
2) поч...тный
3) отч...тливый
4) ш...тландский
3. В каком слове на
месте пропуска пишется буква Ё?
1) крыж...вник
2) трущ...ба
3) ч...порный
4) пощ...чина
4. В каком слове на
месте пропуска пишется буква Ё?
1) ж...рнов
2) ш...мпол
3) ш...коладный
4) тайный подж...г
5. В каком слове на
месте пропуска пишется буква О?
1) ч...рствый
2) зач...т
3) ш...ссе
4) расч...ска
6. В каком слове на
месте пропуска пишется буква Ё?
1) харч...
2) кош...лка
3) намеренный
подж...г
4) борж...ми
7. В каком слове на
месте пропуска пишется буква Ё?
1) ж...лоб
2) маж...рный
3) понч...
4) артиш...к
5) Устали? Поиграем?
Игра «ЧЕТВЁРТОЕ ЛИШНЕЕ» (Устно)
ЖЁЛТЫЙ, ЧЁРНЫЙ,
ЩЁТКА, ШОВ. (Шов)
ЩЁКИ. КРЫЖОВНИК,
ШОМПОЛ, ШОРОХ. (Щёки)
ЖОНГЛЁР, РЕШЁТКА,
ШОССЕ, ШОКОЛАД. (Решётка)
ЧЕРТИТЬ, ЧЕРНЕТЬ,
ШОРТЫ, ЧЕЛНОК. (Шорты)
Итог урока:
1)Понравился урок?
2)Что нового узнали
на уроке?
3)ДЗ Придумать и
записать 5 предложений со словами иностранного происхождения на изученную
орфограмму.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.