Инфоурок Математика Другие методич. материалыРазработка урока: “Стой! Подумай! Подожди!” (9 класс).

разработка урока: “Стой! Подумай! Подожди!” (9 класс).

Скачать материал

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №14 г. Азова.

Учителя: Бойко Е.А., Панасюк Е. В.

Предмет:  математика и физика

Класс:  9

Тема урока: “Стой! Подумай! Подожди!”.

Цель урока

Учебная:

     На основе полученных знаний о силе трения, второго закона Ньютона научить  применять их  для определения:

      -модуля и направления  сил,  действующих  на  движущиеся  тела в  реальных ситуациях;

      -безопасной скорости при разгоне и повороте транспортных средств и тормозного пути при остановке.

Развивающая

- Развить навыки аналитической деятельности (поставить цель, обозначить задачу, сделать выводы из полученных результатов).

- Развить навыки практической научной работы (произведение замеров, построение графиков, проведение социологических опросов, обработка результатов).

- Развить навыки публичного выступления.

Воспитательная

- Показать взаимосвязь учебной дисциплины (физика, математика) с реальной жизнью нашего общества.

- Воспитать чувство ответственности за человеческую жизнь: свою и окружающих.

1.     Вступление

Культура поведения на дорогах – одна из насущнейших тем современности т.к. ежедневно в мире погибает около 3,5 тысяч человек. В год потери составляют более 1,2 миллиона человек погибшими и 50 миллионов ранеными. Чаще всего жертвами ДТП становятся люди от 25 до 40 лет, а это самая работоспособная часть населения, самое страшное, что у них уже никогда не родятся дети и население Земли понесет дополнительную утрату.

Наша страна не является исключением в этой печальной статистике. Трагедии на Российских дорогах чаще всего происходят из-за водителей – неумех, которых в народе окрестили “чайниками”, нетрезвых водителей и пешеходов, не соблюдающих правила дорожного движения. Жертвами ДТП становятся совершенно невинные люди: случайные прохожие, дети…

Вот почему пропаганда высоконравственного поведения людей на дорогах – одно из приоритетных направлений образовательно-воспитательного процесса.

(Демонстрация Слайдов №2, 3, 4)

                            

2.      Математическая разминка «Дорожная грамота – наука быть живым»

Работа в группах с использованием физических понятий    (Демонстрация Слайдов  №5-7)

                                          

Класс разбивается на три экипажа для выполнения следующей работы – заполнение путевых листов (смотри приложение №1) (Слайды №8- 9)

                     

Пока экипажи заполняют путевые листы, ученики-кон­сультанты на доске запишут свои заранее подготовленные домашние задачи с решениями.

3.      Выводы разминки (Слайды № 10 – 17)

4.     Решение задач

Учащиеся-консультанты объясняют решения своих задач. Класс задает вопросы; записывают решения в тетради.

 

1. На участке дороги установлен знак допустимой скорости 50 км/ч, водитель применил аварийное торможение. Инспектор  обнаружил по следам колес, что тормозной путь 12м. Нарушил ли водитель правила дорожного движения, если коэффициент трения равен 0,6?

 

Дано:                       СИ          Решение:

Vmax = 50км/час     14м/с    по 2 закону Ньютона:  ma = F-Fтр , при   F=0

S= 12м                                 Fтр= ma,  µN= ma,  µmg =ma        (1)

µ=0,6                                    из s=v2-v02/2a  =>  s= v02/2a ,т.к.  v=0

найти: vо=?                                           s= v02/2 µg   => v=2sgµ=12м/с=43,2км/час

                                                    v0< Vmax

                                                        F                                          Fтр 

   

2 способ: из s=mvо2 /2Fтр     => vо2sFтр/m ,где  Fтр= µN= µmg                                                 

                                                    vо=12м/с

Ответ. Скорость была 43,2 км/ч, т.е. меньше разрешенной (не нарушил).                                                    

 

2.  Водитель грузовика, едущего со скоростью 72км/ч, заметил на дороге знак.                               Сможет ли он, не сбавляя скорости, проехать поворот, если радиус поворота                                      равен 25м, а коэффициент трения µ=0,4?

 

Дано:             Решение:  При равномерном движении

                       равнодействующая сил  R =Fтр , по 2 закону Ньютона.

V=20м/с       т.к. R= maцс, a FтрN= µmg , то

r=25м              maцс= µmg 

 µ=0,4               aцс= Vmax2/r       => µg =Vmax2/r, тогда    

                                                                               Vmax=√ µg r=10м/с=36км/ч

 

найти:

Vmax=?                    

 Ответ. Безопасная скорость на таком повороте 36 км/ч, так что грузовик должен притормозить, иначе его вынесет.    

3. Автомобиль массой 2,5т движется со скоростью 20м/с  по участку дороги, перед которым установлен знак. Радиус кривизны дороги 20м.  Определите вес автомобиля в средней  точке выпуклого и вогнутого участков.

Дано:           Решение:

m=2,5т        а)Р=m(g-a)     => Р=m(g- v2/r)= -25кН

v=20м/с          a=v2/r               

r=20м

найти:         б)Р= m(g+a)     => Р=m(g+ v2/r)=75кН

Р=?                  a=v2/r

 

Ответ. При движении по вогнутому участку вес 75 кН, по выпуклому -25 кН.

 

5.                   Рефлексия

  • При нахождении скорости  движения   V=Vo + at  большое значение имеет трение. Например: на мокрой дороге сцепляемость    протекторов колес с покрытием дороги  мала, значит, в целях безопасности надо снизить скорость движения.
  • в ходе решения задачи выяснили, что максимальное значение скорости при  повороте зависит от коэффициента трения и радиуса дуги поворота.

                                Vmax =μ g r    

  • каждый участник движения должен помнить, что при увеличении скорости   в 2 раза, тормозной путь увеличится в 4 раза, т.е. тормозной путь зависит от   квадрата скорости      Sторм =m Vo2 / 2Fтр
  • ускорение –это изменение скорости в единицу времени а = ∆V/ t    по 2 закону Ньютона при торможении  а = Fтр /m

 

6.      Домашнее задание (на выбор)

ü  Математические задачки  по ПДД

Задача № 1.

            Ширина улицы 15 м. Успеют ли пешеходы перейти ее, если зеленый сигнал светофора горит 26 сек, а скорость пешеходов не менее 3,6 км/час?

Задача № 2.

            Успеет ли пешеход, скорость которого 5,4 км/час перейти дорогу шириной 12 м, если автомобиль, находящийся от него на расстоянии в 100 м, движется со скоростью 90 км/час.

ü  Подготовить стихи, песни, загадки, связанные с правилами дорожного движения.

Примеры  творческих работ: (те, которые были придуманы самими ребятами) (слайды №20-22)

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока: “Стой! Подумай! Подожди!” (9 класс)."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Режиссер монтажа

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Интегрированный урок

Предмет:  математика и физика

 

Цель урока

Учебная:

     На основе полученных знаний о силе трения, второго закона Ньютона научить  применять их  для определения:

      безопасной скорости при разгоне и повороте транспортных средств и тормозного пути при остановке.

Развивающая

- Развить навыки аналитической деятельности (поставить цель, обозначить задачу, сделать выводы из полученных результатов).

- Развить навыки практической научной работы (произведение замеров, построение графиков, проведение социологических опросов, обработка результатов).

- Развить навыки публичного выступления.

Воспитательная

- Показать взаимосвязь учебной дисциплины (физика, математика) с реальной жизнью нашего общества.

 

- Воспитать чувство ответственности за человеческую жизнь: свою и окружающих.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 063 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

План-конспект урока по математике на тему "Простые и составные числа" 5 класс по учебнику Дорофеева Г.В. и др.
  • Учебник: «Математика», Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. / Под ред. Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф.
  • Тема: 6.2. Простые и составные числа
  • 01.10.2020
  • 1242
  • 21
«Математика», Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. / Под ред. Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 380
    • DOCX 728.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Панасюк Елена Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Панасюк Елена Витальевна
    Панасюк Елена Витальевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2752
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методические и практические аспекты развития пространственного мышления школьников на уроках математики

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 124 человека

Курс повышения квалификации

Реализация межпредметных связей при обучении математике в системе основного и среднего общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 94 человека

Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика: отрицательные числа, дроби, возведение в квадрат, извлечение квадратного корня

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 113 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 121 человек

Мини-курс

Психология личности: свойства и характеристики личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 27 регионов

Мини-курс

Аспекты эмоционального благополучия и влияния социальных ролей на психологическое состояние

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы сохранения баланса в жизни

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек