Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №14 г. Азова.
Учителя: Бойко Е.А., Панасюк Е. В.
Предмет: математика и физика
Класс: 9
Тема
урока: “Стой!
Подумай! Подожди!”.
Цель урока
Учебная:
На основе полученных знаний о силе трения,
второго закона Ньютона научить применять их для определения:
-модуля и направления сил, действующих на
движущиеся тела в реальных ситуациях;
-безопасной скорости при разгоне и повороте
транспортных средств и тормозного пути при остановке.
Развивающая
- Развить навыки аналитической деятельности (поставить
цель, обозначить задачу, сделать выводы из полученных результатов).
- Развить навыки практической научной работы
(произведение замеров, построение графиков, проведение социологических опросов,
обработка результатов).
- Развить навыки публичного выступления.
Воспитательная
- Показать взаимосвязь учебной дисциплины (физика,
математика) с реальной жизнью нашего общества.
- Воспитать чувство ответственности за человеческую
жизнь: свою и окружающих.
1.
Вступление
Культура поведения на дорогах – одна
из насущнейших тем современности т.к. ежедневно в мире погибает около 3,5 тысяч
человек. В год потери составляют более 1,2 миллиона человек погибшими и 50
миллионов ранеными. Чаще всего жертвами ДТП становятся люди от 25 до 40 лет, а
это самая работоспособная часть населения, самое страшное, что у них уже
никогда не родятся дети и население Земли понесет дополнительную утрату.
Наша страна не является исключением в
этой печальной статистике. Трагедии на Российских дорогах чаще всего происходят
из-за водителей – неумех, которых в народе окрестили “чайниками”, нетрезвых
водителей и пешеходов, не соблюдающих правила дорожного движения. Жертвами ДТП
становятся совершенно невинные люди: случайные прохожие, дети…
Вот почему пропаганда
высоконравственного поведения людей на дорогах – одно из приоритетных
направлений образовательно-воспитательного процесса.
(Демонстрация Слайдов №2, 3, 4)
2.
Математическая
разминка «Дорожная грамота – наука быть живым»
Работа
в группах с использованием физических понятий (Демонстрация Слайдов №5-7)
Класс разбивается на три экипажа для выполнения
следующей работы – заполнение путевых листов (смотри приложение №1) (Слайды №8-
9)
Пока экипажи заполняют
путевые листы, ученики-консультанты на доске запишут свои заранее подготовленные
домашние задачи с решениями.
3.
Выводы
разминки
(Слайды № 10 – 17)
4.
Решение
задач
Учащиеся-консультанты
объясняют решения своих задач. Класс задает вопросы; записывают решения в
тетради.
1. На участке дороги установлен
знак допустимой скорости 50 км/ч, водитель применил аварийное торможение.
Инспектор обнаружил по следам колес, что тормозной путь 12м. Нарушил ли
водитель правила дорожного движения, если коэффициент трения равен 0,6?
Дано:
СИ Решение:
Vmax
= 50км/час 14м/с по 2 закону Ньютона: ma
= F-Fтр
, при F=0
S= 12м
Fтр=
ma, µN= ma, µmg =ma (1)
µ=0,6
из
s=v2-v02/2a => s= v02/2a ,т.к.
v=0
найти:
vо=?
s=
v02/2
µg
=> v=√ 2sgµ=12м/с=43,2км/час
v0<
Vmax
F
Fтр
2
способ: из s=mvо2
/2Fтр
=> vо=
√ 2sFтр/m
,где Fтр=
µN=
µmg
vо=12м/с
Ответ. Скорость
была 43,2 км/ч, т.е. меньше разрешенной (не нарушил).
2.
Водитель грузовика, едущего со скоростью 72км/ч, заметил на дороге знак.
Сможет ли он, не сбавляя скорости, проехать поворот,
если радиус поворота равен 25м, а коэффициент трения µ=0,4?
Дано: Решение: При
равномерном движении
равнодействующая
сил R =Fтр
, по 2 закону Ньютона.
V=20м/с
т.к. R=
maцс,
a Fтр=µN=
µmg
, то
r=25м
maцс=
µmg
µ=0,4 aцс=
Vmax2/r
=> µg =Vmax2/r,
тогда
Vmax=√
µg r=10м/с=36км/ч
найти:
Vmax=?
Ответ. Безопасная скорость
на таком повороте 36 км/ч, так что грузовик должен притормозить, иначе его
вынесет.
3. Автомобиль массой 2,5т движется со
скоростью 20м/с по участку дороги, перед которым установлен знак. Радиус
кривизны дороги 20м. Определите вес автомобиля в средней точке выпуклого и
вогнутого участков.
Дано: Решение:
m=2,5т
а)Р=m(g-a)
=> Р=m(g-
v2/r)=
-25кН
v=20м/с
a=v2/r
r=20м
найти:
б)Р= m(g+a)
=> Р=m(g+
v2/r)=75кН
Р=?
a=v2/r
Ответ. При движении по вогнутому
участку вес 75 кН, по выпуклому -25 кН.
5.
Рефлексия
- При нахождении скорости движения V=Vo + at большое значение имеет трение.
Например: на мокрой дороге сцепляемость протекторов колес с покрытием
дороги мала, значит, в целях безопасности надо снизить скорость движения.
- в ходе решения задачи выяснили, что максимальное
значение скорости при повороте зависит от коэффициента трения и радиуса
дуги поворота.
Vmax = √ μ g r
- каждый участник движения должен помнить, что при
увеличении скорости в 2 раза, тормозной путь увеличится в 4 раза, т.е. тормозной
путь зависит от квадрата скорости Sторм =m Vo2 / 2Fтр
- ускорение –это изменение скорости в единицу
времени а = ∆V/ t по 2 закону Ньютона при
торможении а = Fтр /m
6.
Домашнее
задание (на выбор)
ü Математические задачки по ПДД
Задача № 1.
Ширина улицы 15 м. Успеют ли пешеходы
перейти ее, если зеленый сигнал светофора горит 26 сек, а скорость пешеходов не
менее 3,6 км/час?
Задача № 2.
Успеет ли пешеход, скорость которого 5,4
км/час перейти дорогу шириной 12 м, если автомобиль, находящийся от него на
расстоянии в 100 м, движется со скоростью 90 км/час.
ü Подготовить стихи, песни, загадки,
связанные с правилами дорожного движения.
Примеры
творческих работ: (те, которые были придуманы самими ребятами) (слайды №20-22)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.