- 07.01.2015
- 3976
- 12
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Разработка урока истории Казахстана 7 класс
Тема: Кыпчакское ханство.
Цели:
1.Сформировать знания у учащихся о процессе формирования Кыпчакского ханства: территория, этнический состав, общественный строй, политическое положение и хозяйство.
2. Развивать навыки самостоятельной работы, умение выбирать главное.
3.Воспитывать внимание
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Комбинированный
Оборудование : Учебник 13, атлас, энциклопедия.
Проверка домашнего задания. Экспресс – викторина
1. Кто такие каракитаи? (потомки киданьских племен)
2. В каком году племена киданей создали гос-во Ляо? (924г)
3. Какую территорию занимало гос-во Ляо? (от Тихого океана до Алтая)
4. В каком году Елюй Даши захватил центральные районы Жетысу и г Баласагун? (1125г)
5. Была ли сохранена наследственная власть у каракитаев ? (ДА)
6. Обладали ли женщины правом наследования власти? (да)
7. Назовите основные занятия каракитаев. (кочевое и полукочевое скотоводство и земледелие)
8. Как назывался земельный налог, который платили правители крупных городов гурхану?(харадж)
План урока.
1.Расселение кыпчаков.
2. Этнический состав.
3.Общественный строй.
4. Политическое положение.
5. Хозяйство.
В ходе рассказа учителя ученики заполняют таблицу.
Кыпчаки древние тюркские племена, которые послужили основой формирования казахского народа и других тюркоязычных народов. Крупное политическое объединение, населявшие в средние века территорию Центральной Азии и Восточной Европы. В мусульманских источниках их называют кыбшаками, кипчаками, в западноевропейских-команы, а в русских летописях – половцами. Когда мы говорим о кыпчаках, то должны вспомнить кимаков, история этих двух племен тесно связаны .
Таблица 1.
Название гос-ва
Хронол. рамки
Террито-рия
Столица
Правители
Этнич- состав
Причина распада
Кыпчакское ханство Первая половина XI- начало XIII вв. От Алтая и Иртыша на востоке до Волги и Южного Урала на западе, от Кулундинских степей на севере до озера Балхаш и Джунгарского Алатау на юге Правое крыло- Сарайчик, левое-Сыгнак. Табыр–хан, Кадыр –Буга,
АлыпДерек, властитель Отрара- Каир 2 группы племен.
1-западное объединение-ельборили, токсоба, йетиоба, дурут и др.
2-восточное- из 16 племен: 8 крупных и 8 мелких Усиление междоусобной борьбы за власть
-столкновение с Хорезмом
-нашествие монгольских завоевателей
После заполнения таблицы, работа с картой и атласом. Определяем территории заселения кыпчаков .
Изучение третьего пункта плана . Составляем схему.
ХАН (ПЛЕМЯ ЕЛЬБОРИЛИ)
ЗНАТЬ ТАРХАНЫ, БАСКАКИ, БЕКИ, БАИ
ВОЖДИ ПЛЕМЕН И РОДОВ
НАРОД- БЕДНЯКИ И ЖАТАКИ (занимались земледелием)
РАБЫ(бедные должники и пленные)
Общественный строй Кыпчакского ханства являлся прямым продолжением общественного уклада Кимакского каганата. Власть кыпчакских ханов передавалась по наследству. Ханами становились лишь представители племени ельборили. Название племен бори говорит о культе волка как идола, объекта поклонения.Ханская ставка называлась -ордой. Строго соблюдалась иерархическая система господствующей аристократической верхушки- ханы, тарханы, баскаки, беки. Роды и племена также разделялись по социальной значимости.
Имущественное неравенство у кыпчаков можно проследить по захоронениям умерших. В захоронениях влиятельных и богатых кыпчаков были найдены дорогостоящие предметы и вещи, а в захоронения простых людей- одни только скелеты. Неравенство наблюдалось и в землепользовании. Знатные люди , имевшие много скота владели и пастбищами, водными источниками, то бедняки попадали в прямую зависимость к богатым.
По четвертому вопросу можно организовать самостоятельную работу учащихся с текстом учебника.
Читая текст, ученики составляют хронологический календарь.
№ Дата События Результат
Для закрепления знаний по 4 вопросу , учащимся предлагаем ответить на вопросы.
1.Какие территории были заселены кыпчаками в XI веке? (Вся территория Казахстана кроме Жетысу).
2.Какие земли стремились захватить кыпчаки?(Южные города Казахстана и Средней Азии,южные степные районы Руси).
3.Какое соседнее государство переживало тяжелый упадок? (Огузское государство).
4.Как называли кыпчаков на Руси? ( Половцами)
5 В каком году кыпчаки потерпели крупное поражение от хорезмского шаха? (1133г).
5 вопрос плана –Хозяйство.
Самостоятельное изучение. Выполните тесты.
1. Сколько видов скота разводили кыпчаки?
А) 3
Б)5
В)4
Г)2
2.Кто из путешественников отмечал, что у кыпчаков много скота?
А) Плано Карпини
Б) Аль Омари
В) Петахья
Г) Ибн Батутта
3.Кто из путешественников упоминал о повозках, в которые запрягали 10 волов?
А) аль - Омари
Б) Петахья
В) Плано Карпини
Г)Ибн Батутта
4. Что являлось одним из важных источников существования, кроме земледелия и скотоводства?
А) охота
Б) собирательство
В) ремесла
Г) обмен
Вывод : основным занятием кыпчаков было скотоводство, но среди кыпчаков были и земледельцы и охотники.
Закрепление изученного материала..
Вместо точек напишите правильный ответ.
Дешт- и Кыпчак- это земли между………………(Алтаем и Волгой)
Кыпчакские ханы были выходцами из племени…………..(ельборили)
История кыпчаков тесно связана с историей ………………(кимаков)
Махмуд Кашгари называл рабов в Кыпчакском ханстве……………(яланкугами)
Кыпчаки вели упорую борьбу с ……………….(Хорезмом)
Кыпчаки поклонялись священному животному ……………(волку)
Домашнее задание: П 14, Подготовить сообщение о хозяйстве кыпчаков
6 656 290 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Симон Мария Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
2 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.