- 03.10.2020
- 408
- 0
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
В настоящее время главным стратегическим направлением развития системы школьного образования в России является личностно-ориентированное образование, то есть такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, была бы ведущей. Поэтому использование текстовых задач на уроке информатики в процессе обучения чрезвычайно актуально и необходимо в современной школе. Решая задачи на уроках информатике, дети учатся доказывать, рассуждать, у учащихся вырабатывается умение составлять план решения, алгоритм. Ценность этих задач ещё и в том, что их решение способствует формированию операционного стиля мышления, необходимого при изучении информатики.
К текстовым задачам относятся задачи, в которых требуется разработать специфический для конкретной задачи способ достижения поставленной цели, точно и понятно описать его. Текстовые задачи вовлекают детей в творческую поисковою деятельность, содействуют развитию многих общеинтеллектуальных умений.
Придерживаясь современной терминологии, можно сказать, что текстовая задача представляет собой словесную модель ситуации, явления, события, процесса и т.п. (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
Решить задачу - это значит, через логически верную последовательность действий и операций с имеющимися в задаче данными и отношениями выполнить требование задачи.
Проведя анализ содержания курса информатики для начальной школы, позволил нам выделить следующие наиболее значимые текстовые задачи:
· задачи на взвешивание
· задачи на переливания при затруднительных условиях
· задачи на перевозки
· шахматные задачи
Применяются несколько методов решения текстовых задач:
Они могут применяться при решении текстовых задач на уроке информатики.
При решении текстовых задач возникает дополнительная трудность, связанная не только с нахождением способа решения, но и с оформлением спланированного процесса. Существенную помощь в разрешении этой трудности может оказать применение разработанных в информатики различных форм записи алгоритмов:
· таблицы
· последовательность ходов
· блок- схемы
· схемы
Приведём задачи, решение которых целесообразно оформить в виде форм записей алгоритмов и при этом используется графический метод решения текстовых задач.
Задачи на переливание целесообразно оформить в виде таблицы:
«Как с помощью пятилитрового бидона и трёхлитровой банки набрать из родника 4 литра воды?»
Путём анализа условия задачи выясняем, что нам даны две мерки – 3л и 5л и неограниченное количество воды в роднике. Требуется, используя данные мерки, налить 4л воды.
Обозначим: А – родник, В – пятилитровый бидон, С - трёхлитровую банку.
Одно действие (ход) будем обозначать А – С. Первая буква показывает, откуда наливаем, вторая – куда переливаем. Емкость, в которую переливаем, заполняется, если это возможно, полностью.
№ | Перелив. | В 5 | С 4 |
1. | А В | 5 | 0 |
2. | В С | 2 | 3 |
3. | С А | 2 | 0 |
4. | В С | 0 | 2 |
5. | А В | 5 | 2 |
6. | В С | 4 | 3 |
Можно выбрать и другие обозначения, например, вместо букв использовать геометрические фигурки, а знак – заменить на стрелку . Предлагаемые обозначения применяются в компьютерных вариантах задач на переливания; использование их способствует проведению единой линии в информатике.
Иногда решение текстовых задач целесообразно оформить в виде схемы.
Задача на перевозку:
«Как переправится трём разбойникам и трём горожанам через реку в двухместной лодке без переплавщика, если нельзя оставлять на одном берегу разбойников больше, чем горожан».
Обозначим: Р. – разбойник
Г. – горожанин.
Одну переправу будем обозначать следующим образом:
1. стрелка показывает направления движения;
2. буква на стрелке показывают, кто переправляется;
3. слева записываются все, кто в данный момент оказался на левом берегу;
4. справа записываются те, кто в данный момент уже переправился.
Решение:
1. ГГГР РР
2. ГГГР Р Р
3. ГГГ РР Р
4. ГГГ Р РР
5. ГР ГГ РР
6. ГР ГР ГР
7. РР ГГ ГР
8. РР Р ГГГ
9. Р РР ГГГ
10. Р Р ГГГР
11. РР ГГГР
При оформлении задач с использованием такой формы записи дети допускают следующие ошибки: записывают тех, кто переправляется с той стороны, куда они плывут. В этом случае численность всех участников переправы увеличивается. Для избегания таких ошибок следует обратить внимание детей на тот факт, что люди не могут находиться одновременно и в лодке, и на берегу. Иногда дети забывают записывать людей, находящих на берегу. В таком случае можно просто пересчитать всех персонажей задачи. Число всех участников переправы в каждой строке должно ровняться числу всех персонажей.
Задачи на взвешивание эффективнее записать в виде блок – схемы:
«Пираты украли пять мешков с золотыми монетами. В четырех из них были настоящие монеты по 10 г каждая, а в одном мешке все монеты были фальшивые по 9 г каждая. Как за одно взвешивание на весах показывающих общий вес найти мешок с фальшивыми монетами?»
Для начала оформим решение в виде таблицы.
Возьмём из первого мешка одну монету, из второго – две монеты, из третьего – три и т.д. Взвесим их и по результату узнаем, в каком мешке монеты фальшивые: если 149 г – то в первом, если 148 г – то во втором и т.д.
1 мешок | 2 мешок | 3 мешок | 4 мешок | 5 мешок | Общий вес |
9 | 20 | 30 | 40 | 50 | 149 |
10 | 18 | 30 | 40 | 50 | 148 |
10 | 20 | 27 | 40 | 50 | 147 |
10 | 20 | 30 | 36 | 50 | 146 |
10 | 20 | 30 | 40 | 45 | 145 |
Но детям несколько проще будет записать решение в виде разветвляющегося алгоритма.
Практика показывает, что учащиеся младших классов успешно работают с блок – схемами.
Шахматные задачи оформляются в виде последовательности ходов.
«Поменяй белых и чёрных коней местами». (Кони могут ходить как в шахматах.)
Решение:
1. a1 – c2
2. b3 – a1
3. c1 – b3
4. c3 – a2
5. a2 – c1
6. b1 – c3
7. a3 – b1
8. c2 – a3
При решении шахматных задач дети попутно знакомятся с идеей систем координат. Это важно для дальнейшего формирования обобщённого представления о системах координат в целом.
Встречаются задачи, в которых при поиске решения используется метод предположения.
«Как с помощью двух бидонов ёмкостью 5 и 8 литров отлить из молочной цистерны 7 литров?»
Дети предлагают разные варианты.
Решаем задачу:
1. два раза наполнить 5-литровый бидон и вылить в 8-литровый бидон.
2. тогда в 5-литровом бидоне останется 2 литра молока.
3. вылив молоко из 8-литровогобидона в цистерну, в этот бидон налить оставшиеся 2л молока
4. затем добавить 5л.
Ответ: 7л будет в бидоне.
Встречаются текстовые задачи на активный перебор вариантов отношений. При этом слово “перебор” используется в смысле разбора всех возможных случаев, которые удовлетворяют условия задачи, показав, что других решений быть не может.
Одной из таких является задача про волка, козу и капусту.
Как человеку перевезти в двухместной лодке волка, козу и капусту, если за одну перевозку он может взять с собой только одного пассажира, и нельзя оставлять одних без присмотра волка с козой, а козу с капустой. Как всех перевезти?
При решении таких задач используется след методике её решения:
1) Волк, капуста |
|
|
2) Волк, капуста |
| Коза |
3) Капуста |
| Коза |
4) Капуста |
| Волк |
5)Коза |
| Волк |
6) Коза |
| Волк, капуста |
7) |
| Волк, капуста |
В таких задачах шагов может быть различное количество, но, давая такие задания нужно помнить, что у каждого ученика свой алгоритм решения. И решая, одну и ту же задачу один может, решить её, например за 9 действий, а другой за 7. Из этого мы можем сделать вывод, что каждый может найти для себя оптимальный алгоритм решения задачи.
Выбор действия в задачах на переливание определяется путем перебора и анализа всех возможных переливаний.
Задачи на переливание заключаются в развитии умения прогнозировать , т.е. оценивать виды переливаний, и выбирать рациональный способ.
Из реки нужно налить с помощью 7 литрового и 4 литрового ведер 6 литров воды. Как это сделать?
Объем жидкости в условном сосуде А будет соответствовать объему слитой жидкости, объемы В и С – заданным объемам по условию задачи. Действие, обозначенное одной буквой, например, В, означает наполнение сосуда из источника (водоема исходного сосуда).
А – река
В – 7 л.
С – 4 л.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.