МБОУ «Лицей №24»
Внеклассное мероприятие
«Гуманное отношение
к животным».
4 класс
Классный руководитель,
учитель начальных классов
Семенова Н.А.
Волгодонск
2017
Цель:
Формирование
системы ценностных ориентаций учащихся через осознание своей роли в экомире; расширение положительных
нравственных качеств личности, таких как гуманизм, сострадание, милосердие,
доброта.
Задачи:
1Воспитание
гуманного отношения к животным, как одной из составляющей духовной культуры
человека.
2.Осмысление
учащимися важнейших положительных человеческих качеств, являющимися
общечеловеческими ценностями.
3. Формирование
активной жизненной позиции учащихся по данной проблеме, через осмысление своих и чужих поступков по отношению к
животным.
4. Мобилизация учащихся на конкретные
поступки по оказанию посильной помощи бездомным животным.
Оформление:
компьютерная презентация, цитаты, магниты, конверты с заданиями для групп, текст
рассказа В.А. Сухомлинского «Дружок»; карточки со словами: доброта,
ответственность, сострадание, эпиграф на доске: «Мы в
ответе за тех, кого приручили» (А.де Сент – Экзюпери).
Оборудование для
учащихся: рисунки и фотографии своих домашних
животных.
План классного часа.
1. Вступительное
слово.
2. Рассказы
детей о своих домашних животных.
3. Моделирование
этической ситуации.
4. Работа
в парах «Высказывания известных людей».
5. Разговор
об ответственности человека за животное, обсуждение стихов.
6. Просмотр
видеофильма «Мысли вслух».
7.
Работа в группах: Социальный проект «Бездомные животные».
8.
Заключительное слово.
Ход мероприятия.
1) Вступительное слово учителя.
С
ребятами моего класса мы много общаемся: ездим на экскурсии, ходим в музеи,
поем, танцуем, но очень часто мы разговариваем и на серьезные темы. На одну из
таких тем я и предлагаю вам поговорить сегодня.
Перед тем как сообщить
тему нашего разговора я хочу вас спросить:
·
Кто себя
считает себя добрым человеком? Поднимите руки.
·
Кого
можно считать добрым человеком? Что означает понятие доброта?
/ Ответы детей/
Это были ваши мысли, высказывания,
рассуждения о доброте. А вот как объясняет понятие доброта толковый словарь
Ожегова: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление
к бескорыстной помощи ближнему».
·
По
отношению к кому можно совершать добрые дела, поступки?
/Близким людям, товарищам, животным/.
·
Какой
добрый поступок вы сегодня уже совершили?
-В жизни мы
часто встречаемся со сложными ситуациями, когда не знаем, как поступить.
Одни наши
поступки – теплые, несущие в себе доброту и радость. Сделаете что – то хорошее
– люди вокруг вас радуются, им становится тепло и светло. Поэтому мы с вами
учимся жить так, чтобы всем рядом с вами было хорошо.
Сегодня мы
поговорим об отношении человека к животным, нашим маленьким друзьям, которые
живут у нас дома, или к чужим, которых мы видим на улице. Им бывает очень
трудно без помощи и заботы человека.
·
Как мы можем назвать наш разговор?
Давайте назовем словами Маленького Принца:
«Мы в ответе за тех, кого приручили» (А.де Сент – Экзюпери).
2) Рассказы
детей о своих домашних животных.
-У кого из вас
есть домашние животные? Какие? Хорошо ли им у вас? Что нужно, чтобы животным у
вас было хорошо? Важно не только их накормить, ухаживать за животными,
заботиться о них, но и, конечно, животные должны чувствовать вашу любовь,
ласку, знать, что вы их никогда не обидите, не предадите, защитите.
- Вы принесли
рисунки и фотографии своих домашних животных. Им очень повезло. У них есть
хозяева– вы и ваши родители. Кто хочет рассказать нам о своем животном? Как оно
у вас появилось, как ему живется в вашем доме, как вы к нему относитесь, а оно
к вам?
3) Моделирование
этической ситуации.
Обсуждение
рассказа В.А.Сухомлинского «Дружок».
- Я прочитаю
рассказ В.А. Сухомлинского «Дружок». Послушайте его внимательно. Попробуйте
предположить, чем закончится этот рассказ.
Дружок.
Жил у
хозяина верный пес. Шло время, пес старел, и так случилось, что однажды старый
пес не узнал своего хозяина и залаял на него.
-Как же так? –
расстроился хозяин. – Как же ты, Дружок, меня не узнал? Меня – твоего хозяина?
Завилял
Дружок виновато хвостом, заглянул смущенно человеку в глаза: «Да я, мол, сам не
знаю, как же это получилось, что не признал я тебя, хозяин».
На следующий
день построил хозяин возле будки старого пса новую будку и поселил в ней
маленького щенка глупого и несмышленого.
Забеспокоился,
встревожился верный Дружок. Смотрит он с тревогой в умных собачьих глазах,
словно спросить хочет: «Зачем тебе нужен новый пес, хозяин?».
-Как
вы думаете, что ответил дружку хозяин?
Разные
бывают люди. Но вот автор этого рассказа В.А.Сухомлинский тоже верил, что
хозяин у Дружка все – таки добрый и заботливый. Послушайте, как автор закончил
свой рассказ.
Забеспокоился,
встревожился верный Дружок. Смотрит он с тревогой в умных собачьих глазах,
словно спросить хочет: «Зачем тебе нужен новый пес хозяин?».
-А, чтобы
тебе, Дружок, не было скучно.
Старый пес
благодарно заскулил, лег на траву, и из его глаз выкатилась слеза. А маленький
щенок весело резвился в мягкой зеленой траве…
-
Охарактеризуйте хозяина старого пса. Можно ли его назвать добрым хорошим? А
еще он заботливый, ответственный, тоже верный, как его друг – пес, умеющий
сочувствовать, сострадать.
-
Как вы понимаете эти слова?
4) (На
доске вывешиваются карточки с данными словами:
ДОБРОТА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ)
- Хозяин не
предал своего верного друга, который честно служил ему всю жизнь, не выбросил
его на улицу, как старую ненужную вещь. Ведь собака – живое существо и
относиться к ней надо по – человечески, мы – люди.
-Что
значит по – человечески? Как вы это понимаете?
-Часто люди
выбрасывают на улицу кошек и собак, когда они им надоедят, когда устанут за
ними ухаживать. Очень больно такое видеть!
Высказывание великих людей, обсуждение. Подумайте, над смыслом прочитанного.
5) Разговор
об ответственности человека за животное, обсуждение стихов.
-Послушайте
стихотворение Г.Мельниковой и подумайте, о чем оно.
Забытый котенок.
Все мяукал котенок
Во дворе под
кустом.
Как хотелось
котенку,
Чтоб позвал кто –
то в дом.
Вдруг с куста одинокий
Прошуршал желтый лист,
Показалось котенку,
Что позвали: «Кис – кис!»
Замирая от
счастья,
Он помчался на
зов…
Только дверь
оказалась
Заперта на засов…
-О чем
это стихотворение? Что случилось с котенком? Какие чувства испытывает котенок?
Какие чувства возникли у вас по отношению к бывшим хозяевам котенка?
-Послушайте еще одно стихотворение и скажите какими становятся эти выброшенные
никому не нужные животные? Как им живется?
Бродячий пес с отвислыми ушами,
С опущенным ободранным хвостом,
С
отчаянными грустными глазами
Тревожно засыпает под мостом.
Кто виноват, что
пес тот недотрога?
Что не подпустит
близко человека?
Не тот ли, что
швырнул его с порога?
Иль маленькое
тельце бросил в реку?
Учащиеся
отвечают на вопросы, заданные перед чтением: животные становятся злыми,
голодными, грязными, зимой им холодно, они не подпускают к себе людей, не верят
людям, не верят в доброту человека, раз их уже обидели и т.д.
6) -К сожалению,
в нашей жизни еще много встречаются плохих, злых, жестоких, безответственных
людей.
«Открытый
микрофон»
·
Сталкивались
ли вы лично с жестоким обращением людей к животным?
·
Скажите,
считаете ли вы проблему жестокого отношения к животным свойственной только
нашему времени, почему?
·
Смогли ли вы
приютить у себя бездомное животное?
Но давайте все же верить,
что хороших людей на свете больше. И пример тому видеофильм
Демида Мельника «Мысли вслух»
7) Работа в
группах «Социальные проекты»
В
наше время, которое нередко называют жестким, тем не менее, реализуется немало
социальных проектов, в том числе и для защиты животных: организуются приюты для
собак, различные акции и т. д. Понятно, что организовать столь масштабные
социальные проекты в одиночку сложно. В этом деле нужны единомышленники.
Я
предлагаю вам поработать в группах и подумать какое участие с нашей стороны мы
можем принять для облегчения участи бездомных животных.
1 группа: Какими способами можно привлечь людей к проблеме
брошенных, бездомных животных?
2 группа: Что лично вы, четвероклассники, можете сделать
уже сегодня?
3 группа: Что бы вы еще хотели бы узнать по этой теме? Кого
пригласить?
8) Заключительное
слово.
-Помните
всегда, что животные тоже живые. Им, как и вам, бывает больно. Они умеют
радоваться, печалиться, благодарить за хорошее отношение к себе и сердиться,
обижаться на что – то. Мы с вами люди, и давайте относиться к тем, кто зависит
от нас, к братьям нашим меньшим по – человечески, по – доброму, ответственно.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.