Формирование системы ценностных ориентаций учащихся через осознание своей роли в экомире; расширение положительных нравственных качеств личности, таких как гуманизм, сострадание, милосердие, доброта.
Задачи:
1Воспитание гуманного отношения к животным, как одной из составляющей духовной культуры человека.
2.Осмысление учащимися важнейших положительных человеческих качеств, являющимися общечеловеческими ценностями.
3. Формирование активной жизненной позиции учащихся по данной проблеме, через осмысление своих и чужих поступков по отношению к животным.
4. Мобилизация учащихся на конкретные поступки по оказанию посильной помощи бездомным животным.
Оформление: компьютерная презентация, цитаты, магниты, конверты с заданиями для групп, текст рассказа В.А. Сухомлинского«Дружок»; карточки со словами: доброта, ответственность, сострадание,эпиграф на доске: «Мы в ответе за тех, кого приручили»(А.де Сент –Экзюпери).
Оборудование для учащихся: рисунки и фотографии своих домашних животных.
План классного часа.
1. Вступительное слово.
2. Рассказы детей о своих домашних животных.
3. Моделирование этической ситуации.
4. Работа в парах «Высказывания известных людей».
5. Разговор об ответственности человека за животное, обсуждение стихов.
6. Просмотр видеофильма «Мысли вслух».
7. Работа в группах: Социальный проект «Бездомные животные».
8. Заключительное слово.
Ход мероприятия.
1) Вступительное слово учителя.
С ребятами моего класса мы много общаемся: ездим на экскурсии, ходим в музеи, поем, танцуем, но очень часто мы разговариваем и на серьезные темы. На одну из таких тем я и предлагаю вам поговорить сегодня.
Перед тем как сообщить тему нашего разговора я хочу вас спросить:
Кто себя считает себя добрым человеком? Поднимите руки.
Кого можно считать добрым человеком? Что означает понятие доброта?
/ Ответы детей/
Это были ваши мысли, высказывания, рассуждения о доброте. А вот как объясняет понятие доброта толковый словарь Ожегова: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление к бескорыстной помощи ближнему».
По отношению к кому можно совершать добрые дела, поступки?
/Близким людям, товарищам, животным/.
Какой добрый поступок вы сегодня уже совершили?
-В жизни мы часто встречаемся со сложными ситуациями, когда не знаем, как поступить.
Одни наши поступки – теплые, несущие в себе доброту и радость. Сделаете что – то хорошее – люди вокруг вас радуются, им становится тепло и светло. Поэтому мы с вами учимся жить так, чтобы всем рядом с вами было хорошо.
Сегодня мы поговорим об отношении человека к животным, нашим маленьким друзьям, которые живут у нас дома, или к чужим, которых мы видим на улице. Им бывает очень трудно без помощи и заботы человека.
Как мы можем назвать наш разговор?
Давайте назовем словами Маленького Принца:«Мы в ответе за тех, кого приручили»(А.де Сент –Экзюпери).
2) Рассказы детей о своих домашних животных.
-У кого из вас есть домашние животные? Какие? Хорошо ли им у вас? Что нужно, чтобы животным у вас было хорошо? Важно не только их накормить, ухаживать за животными, заботиться о них, но и, конечно, животные должны чувствовать вашу любовь, ласку, знать, что вы их никогда не обидите, не предадите, защитите.
- Вы принесли рисунки и фотографии своих домашних животных. Им очень повезло. У них есть хозяева– вы и ваши родители. Кто хочет рассказать нам о своем животном? Как оно у вас появилось, как ему живется в вашем доме, как вы к нему относитесь, а оно к вам?
3) Моделирование этической ситуации.
Обсуждение рассказа В.А.Сухомлинского «Дружок».
- Я прочитаю рассказ В.А. Сухомлинского «Дружок». Послушайте его внимательно. Попробуйте предположить, чем закончится этот рассказ.
Дружок.
Жил у хозяина верный пес. Шло время, пес старел, и так случилось, что однажды старый пес не узнал своего хозяина и залаял на него.
-Как же так? – расстроился хозяин. – Как же ты, Дружок, меня не узнал? Меня – твоего хозяина?
Завилял Дружок виновато хвостом, заглянул смущенно человеку в глаза: «Да я, мол, сам не знаю, как же это получилось, что не признал я тебя, хозяин».
На следующий день построил хозяин возле будки старого пса новую будку и поселил в ней маленького щенка глупого и несмышленого.
Забеспокоился, встревожился верный Дружок. Смотрит он с тревогой в умных собачьих глазах, словно спросить хочет: «Зачем тебе нужен новый пес, хозяин?».
-Как вы думаете, что ответил дружку хозяин?
Разные бывают люди. Но вот автор этого рассказа В.А.Сухомлинский тоже верил, что хозяин у Дружка все – таки добрый и заботливый. Послушайте, как автор закончил свой рассказ.
Забеспокоился, встревожился верный Дружок. Смотрит он с тревогой в умных собачьих глазах, словно спросить хочет: «Зачем тебе нужен новый пес хозяин?».
-А, чтобы тебе, Дружок, не было скучно.
Старый пес благодарно заскулил, лег на траву, и из его глаз выкатилась слеза. А маленький щенок весело резвился в мягкой зеленой траве…
- Охарактеризуйте хозяина старого пса. Можно ли его назвать добрым хорошим? А еще он заботливый, ответственный, тоже верный, как его друг – пес, умеющий сочувствовать, сострадать.
- Как вы понимаете эти слова?
4) (На доске вывешиваются карточки с данными словами:
ДОБРОТА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ)
- Хозяин не предал своего верного друга, который честно служил ему всю жизнь, не выбросил его на улицу, как старую ненужную вещь. Ведь собака – живое существо и относиться к ней надо по – человечески, мы – люди.
-Что значит по – человечески? Как вы это понимаете?
-Часто люди выбрасывают на улицу кошек и собак, когда они им надоедят, когда устанут за ними ухаживать. Очень больно такое видеть!
Высказывание великих людей, обсуждение. Подумайте, над смыслом прочитанного.
5) Разговор об ответственности человека за животное, обсуждение стихов.
-Послушайте стихотворение Г.Мельниковой и подумайте, о чем оно.
Забытый котенок.
Все мяукал котенок
Во дворе под кустом.
Как хотелось котенку,
Чтоб позвал кто – то в дом.
Вдруг с куста одинокий
Прошуршал желтый лист,
Показалось котенку,
Что позвали: «Кис – кис!»
Замирая от счастья,
Он помчался на зов…
Только дверь оказалась
Заперта на засов…
-О чем это стихотворение? Что случилось с котенком? Какие чувства испытывает котенок? Какие чувства возникли у вас по отношению к бывшим хозяевам котенка?
-Послушайте еще одно стихотворение и скажите какими становятся эти выброшенные никому не нужные животные? Как им живется?
Бродячий пес с отвислыми ушами,
С опущенным ободранным хвостом,
С отчаянными грустными глазами
Тревожно засыпает под мостом.
Кто виноват, что пес тот недотрога?
Что не подпустит близко человека?
Не тот ли, что швырнул его с порога?
Иль маленькое тельце бросил в реку?
Учащиеся отвечают на вопросы, заданные перед чтением: животные становятся злыми, голодными, грязными, зимой им холодно, они не подпускают к себе людей, не верят людям, не верят в доброту человека, раз их уже обидели и т.д.
6) -К сожалению, в нашей жизни еще много встречаются плохих, злых, жестоких, безответственных людей.
«Открытый микрофон»
Сталкивались ли вы лично с жестоким обращением людей к животным?
Скажите, считаете ли вы проблему жестокого отношения к животным свойственной только нашему времени, почему?
Смогли ли вы приютить у себя бездомное животное?
Но давайте все же верить, что хороших людей на свете больше. И пример томувидеофильм Демида Мельника «Мысли вслух»
7) Работа в группах «Социальные проекты»
В наше время, которое нередко называют жестким, тем не менее, реализуется немало социальных проектов, в том числе и для защиты животных: организуются приюты для собак, различные акции и т. д. Понятно, что организовать столь масштабные социальные проекты в одиночку сложно. В этом деле нужны единомышленники.
Я предлагаю вам поработать в группах и подумать какое участие с нашей стороны мы можем принять для облегчения участи бездомных животных.
1 группа: Какими способами можно привлечь людей к проблеме брошенных, бездомных животных?
2 группа: Что лично вы, четвероклассники, можете сделать уже сегодня?
3 группа: Что бы вы еще хотели бы узнать по этой теме? Кого пригласить?
8) Заключительное слово.
-Помните всегда, что животные тоже живые. Им, как и вам, бывает больно. Они умеют радоваться, печалиться, благодарить за хорошее отношение к себе и сердиться, обижаться на что – то. Мы с вами люди, и давайте относиться к тем, кто зависит от нас, к братьям нашим меньшим по – человечески, по – доброму, ответственно.
‹ ›
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Скачивание материала начнется через 60 сек.
А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций
для учителей от центра дополнительного образования "Профессионал-Р"
(Лицензия на осуществление образовательной деятельности №3715 от 13.11.2013).
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: