Инфоурок Литература КонспектыРазработка урока по теме "Маленький мальчик с большим сердцем" (по рассказу Л.Андреева "Петька на даче"

Разработка урока по теме "Маленький мальчик с большим сердцем" (по рассказу Л.Андреева "Петька на даче"

Скачать материал

       «УТВЕРЖДАЮ»                                        Дата проведения: 15.04.2013 г., 1450

Заместитель директора                               Класс: 7 В, кабинет № 211

по УВР                                                          Предмет: литературное чтение

________М.Бердекеева                               Учитель  Алимбетова Г.Т.

«13» апреля  2013г.                                    

 

 

Тема:      Л.Андреев. «Маленький мальчик с большим сердцем».

                 (По рассказу «Петька на даче»).

Цель урока:       познакомить учащихся с особенностями личности и творчества

                             Л. Н. Андреева, раскрыть нравственный смысл произведения. 

Задачи

образовательные: совершенствовать навык выразительного чтения, выборочного

                            чтения, чтения по ролям, анализа произведения, формировать

                            некоторые теоретико-литературные понятия;

Развивающие:  учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства,

                            настроение, применять прием контраста при чтении и анализе

                            текста, развивать познавательную активность, развивать

                            коммуникативные навыки диалогической и монологической речи; Воспитывающие: воспитывать толерантность в детях, чувство сопереживания,

                            эмоциональную отзывчивость, уважительное отношение к

                            человеческой личности.

Тип урока:         усвоение новых знаний

Вид урока:         нетрадиционный, урок - беседа

Методы и приёмы

обучения:           коммуникативный, объяснительно- иллюстративный,

                      диалог, вопросно-ответная  беседа, игровой, сравнение.

Формы учебной деятельности:  групповая.

Наглядность:         портрет Л.Андреева, слайды

ТСО:                        мультимедийный проектор

 

План урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

• Авторский стул.

• История создания рассказа.

• Работа над раскрытием образом Петьки.

III. Подведение итогов урока.

VI. Комментирование оценок.

V. Домашнее задание.

 

Ход урока.

        I. Организационный момент. Приветствие, объявление темы, цели.

      II. Актуализация знаний.

      -  Сегодня мы продолжим работу над рассказом Л.Андреева “Петька на даче”. Мы попытаемся заглянуть в лица наших сверстников, живших задолго до нас.

Было это давным - давно в старом Петербурге. Жил на свете маленький мальчик с большим сердцем, жил со своими радостями и печалями. На уроке нам предстоит разобраться, почему история мальчика Петьки близка читателю? Как сумел автор так пронзительно рассказать эту простую, казалось бы, историю?

          Но для начала вспомним об авторе этого рассказа – Л.Андрееве.

         Перед вами на доске портрет писателя Л.Н. Андреева. Заметьте, он был красивым человеком: черные глаза, черные вьющиеся волосы, тонкий нос – всё это черты благородного лица. Недаром в орловской классической гимназии его звали «Герцог». Приглашаем Алишера к авторскому стулу.

• Авторский стул. Рассказ о биографии писателя от 1-го лица.  Слайд.

       - Я  родился  9 августа 1871 года в Орле в семье частного землемера. При жизни отца мы жили в достатке: был свой большой дом и огромный сад. Скука маленького городка очень рано приобщила меня к чтению приключенческой литературы (Майн Рид, Фенимор Купер, Жюль Верн). В юности я решил стать писателем и записал в своем дневнике: «…непременно стану знаменитым писателем».

   После смерти отца многодетная семья наша  бедствовала. И мне как старшему брату приходилось подрабатывать и быть учителем для своих  братьев и сестер. Но об этом факте моей биографии мало кто знал. Напротив, я старался быть великолепным рассказчиком, был общительным, любил всякие розыгрыши.

     Литературную деятельность  начал в 90-х годах прошлого века. Закончив юридический факультет Московского университета, я начал работать репортёром, судебным хроником в московской газете «Курьер».

В 1899 году я написал рассказ «Петька на даче». Это рассказ про мальчика, у которого было украдено детство.

       Учитель: Есть вопросы к автору? 

Источником для рассказа послужило воспоминания о детстве однофамильца писателя - Ивана Андреева -  владельца парикмахерской, находившейся неподалёку от редакции «Курьера».

 Об Иване Андрееве расскажет ученицаь.  

История создания рассказа.

Сначала я хочу объяснить значение слова прототип.

Прототип -  реальное лицо как источник для создания художественного образа, героя. По словарю С.Ожегова                           

    В книге В.А. Гиляровского «Москва и москвичи» один из рассказов повествует о человеке, который стал прототипом  Петьки. Вот как там рассказывается:  «И сейчас ещё работает в Москве 80-летний старик, чисто выбритый и бодрый:

- Я все видел: и горе, и славу, но я всегда работал, работаю и теперь, насколько хватает сил, - говорил он своим клиентам.

- Я крепостной Калужской губернии. Когда в 1861 году нам дали волю, я ушёл в Москву - дома есть было нечего, попал к земляку дворнику, который определил меня к цирюльнику (парикмахеру) Артёмову. Спал я на полу, укрывался рваной шубёнкой, в головах – полено. Зимой в цирюльне (парикмахерской) было холодно. Хозяева вставали  в 7 часов пить чай, оба злые. Били, чем попало и за всё – всё не так. Пороли розгами, привязывали к скамье. Раз после розг в больнице 2 месяца лежал – загноилась спина. Раз выкинули зимой на улицу и дверь заперли – 3 месяца в больнице в горячке лежал.

 

Учитель: Мы закончили важную часть урока  и должны подвести её итоги, то есть записать основные тезисы.

  - Есть общее в биографии Л.Андреева и  Ивана Андреева?

- Л. Андреев не был баловнем судьбы, после смерти отца на себе испытал все трудности.

- Работал репортером судебной хроники, увлекался кино, фотографией и достиг неплохих результатов.

- Прототип Петьки – владелец парикмахерской, сын крепостного крестьянина. Он рано узнал голод, побои, непосильный труд. Но его судьба сложилась более счастливо, чем судьба героя рассказа.

- Оба много работали.

Вывод:  1. Сюжет рассказа «Петька на даче» был подсказан жизнью.

                2. Такая судьба была у многих бедных детей.

 

• Работа над раскрытием образа Петьки.

                                          ПЛАН

1.                                                     Имя - Петька. Возраст – 10 лет.

2.                                                     Внешность – худенький, веснушчатый, глаза сонные, руки и шея грязные-прегрязные.

3.                                                     Речь

4.                                                     Жизненные идеалы, поступки.

5.                                                     Отношение к герою действующих лиц произведения.

6.                                                     Позиция автора.

7.                                                     Позиция читателя.

 

 - Как вы думаете, ребята, сколько частей в этом рассказе? Как можно их озаглавить?

Заполнение таблицы.

Сюжет рассказа

 

В парикмахерской.

 

По дороге на дачу.       

 

На даче.

 

Ехать надо! Возвращение в город.

 

 

- Правильно. Вы озаглавили части в соответствии с движением сюжета. А теперь проведем ту же работу, только в соответствии с состоянием героя.

1. Однообразие и усталость.

2. Всё было поразительно ново и странно. Удивление и радость.

3. Энергия и движение.

4. Апатия и сонливость.

Сюжет рассказа

Состояние Петьки

В парикмахерской.

Однообразие и усталость.

По дороге на дачу.       

Всё было поразительно ново и странно. Удивление и радость.

На даче.

Энергия и движение.

Ехать надо! Возвращение в город.

Апатия и сонливость.

- Почему Петька испытывал усталость и сонливость, работая в парикмахерской?

- Почему мать Петьки решила, что сын у неё «дурачок»?

- Как изменился мальчик, когда услышал, что они с матерью едут на дачу?

- Как ощущал себя Петька в  первые дни пребывания на даче?

- Какие произошли изменения в мальчике, когда он жил на даче?

- Почему с Петькой произошла истерика?

- Каким он возвращался в город?

- Сравните 1-ое и последнее предложение рассказа. Почему Андреев  в начале и конце использует слово «крик»?

Какой художественный приём использует автор в своем рассказе? (Противопоставление -  антитезу)

Образы

В городе, в цивилизации

На даче, на природе

1. Люди

 

 

2. Друзья Петьки

 

 

3. Природа (деревья, небо, облака, трава)

 

 

4. Состояние мальчика

 

 

5. Желания героя

 

 

Учитель:

1.                             Как вы считаете, какие эпизоды основные в рассказе?

2.                             Работая в группах вы должны сделать вывод о том, как сумел писатель добиться своеобразия, оригинальности (Каждая группа получает план анализа эпизода).

1 группа. Эпизод “В парикмахерской”

– Озаглавьте эпизод.

– Охарактеризуйте настроение мальчика.

– С помощью каких изобразительных средств это настроение передается?

– Устно проиллюстрируйте эпизод.

– Сделайте вывод.

2 группа. Эпизод “В вагоне”

– Озаглавьте эпизод.

– Охарактеризуйте поведение мальчика.

– С помощью каких изобразительных средств передано поведение.

– Проиллюстрируйте устно эпизод.

– Сделайте вывод.

3 группа. Эпизод “На даче”.

– Озаглавьте эпизод.

– Охарактеризуйте настроение мальчика.

– С помощью каких средств передано настроение?

– Проиллюстрируйте эпизод.

– Сделайте вывод.

4 группа. Эпизод “Ехать надо”

– Озаглавьте эпизод.

– Охарактеризуйте настроение мальчика.

– С помощью каких изобразительных средств удалось автору передать настроение мальчика.

– Устно проиллюстрируйте, сделайте вывод.

Представители групп в течение 2 минут представляют результат работы и отвечают на вопросы других групп.

Учитель: К какому общему выводу мы пришли в результате работы над эпизодами рассказа?

(Автор ввел много средств изобразительности: детали, портрет, описание пейзажа, антитезы).

– Почему в столь небольших эпизодах так много средств? Зачем?

(Это делает рассказ четким, лаконичным, сжимает пространство. Переживание ребенка, смена его настроения через эти средства более убедительны. Нет лишних слов. Показан динамизм развития сюжета).

IV. Учитель: Подходим к финалу рассказа. И в начале, и в конце мы видим Петьку в парикмахерской. Изменилось ли что-нибудь в герое? Понаблюдайте.

(Выразительное чтение эпизодов)

(У мальчика в голосе появилось “нечто звенящее и волнительное” Почему? Прием антитезы. У него не было мечтаний и надежд. Душа спала. А теперь она пробудилась).

Учитель: Что же нужно человеку?

(Мечтать. Мечта – окрыляет человека)

– А какие мечты у вас, ребята?

V. Учитель: Сейчас мы попытаемся выступить в роли писателей. Известно, что прототип (лексическое значение смотрим в словаре) герой рассказа выбился в люди и стал знаменитым парикмахером, часто бывал а Париже.

Работая в группах, придумайте свое окончание рассказа. (Обсуждение в группе и предъявление результата).

VI. Учитель: Мы сегодня работали творчески и очень насыщенно. Но хотелось бы узнать, как вы оцениваете свою работу.

Вопросы рефлексии:

– Удалось ли группе выполнить задание?

– Легко ли работать в группе? В чем были сложности?

– Какой этап урока интересен?

– Какой этап урока неожиданный?

– Какое выступление особенно запомнилось?

– Что вы приобрели в совместной работе?

(Листы самоконтроля сдаются)

Домашнее задание:

Мини – сочинение “Я хочу рассказать о своей мечте”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по теме "Маленький мальчик с большим сердцем" (по рассказу Л.Андреева "Петька на даче""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Микробиолог

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок по рассказу Л.Андреева "Петька на даче" построен в форме беседы с учащимися, анализа образа главного героя рассказа, характеристики его поведения в парикмахерской и на даче. Учащиеся детально изучают поведение Петьки через контраст, описание природы. Работая в группе, приходят к выводу, что маленький мальчик лишён детства, должен работать, не понимает, почему "надо ехать". Через сравнение ученики делают выводы о своем детстве, возможностях, социальной защищённости.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 158 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 15.09.2020 332
    • DOCX 82 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чуприкова Анастасия Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чуприкова Анастасия Игоревна
    Чуприкова Анастасия Игоревна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 91866
    • Всего материалов: 246

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 200 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 547 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 639 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 340 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 708 человек

Мини-курс

Управление стрессом и эмоциями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 129 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 74 человека

Мини-курс

Развитие предметно-практических действий, игровых навыков и математических представлений у детей раннего возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовое моделирование и управление инвестиционными проектами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе