«УТВЕРЖДАЮ» Дата
проведения: 15.04.2013 г., 1450
Заместитель директора Класс: 7 В, кабинет
№ 211
по УВР Предмет: литературное чтение
________М.Бердекеева Учитель Алимбетова
Г.Т.
«13» апреля 2013г.
Тема: Л.Андреев. «Маленький мальчик с большим
сердцем».
(По рассказу «Петька на
даче»).
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями
личности и творчества
Л. Н. Андреева, раскрыть
нравственный смысл произведения.
Задачи
образовательные: совершенствовать навык выразительного
чтения, выборочного
чтения, чтения
по ролям, анализа произведения, формировать
некоторые
теоретико-литературные понятия;
Развивающие: учить сравнивать, сопоставлять, выражать
свои мысли, чувства,
настроение, применять
прием контраста при чтении и анализе
текста,
развивать познавательную активность, развивать
коммуникативные навыки диалогической и монологической речи; Воспитывающие:
воспитывать толерантность в детях, чувство сопереживания,
эмоциональную
отзывчивость, уважительное отношение к
человеческой
личности.
Тип урока: усвоение новых знаний
Вид урока: нетрадиционный, урок - беседа
Методы и приёмы
обучения: коммуникативный, объяснительно- иллюстративный,
диалог, вопросно-ответная беседа, игровой,
сравнение.
Формы учебной
деятельности: групповая.
Наглядность: портрет Л.Андреева, слайды
ТСО:
мультимедийный проектор
План урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
• Авторский стул.
• История создания рассказа.
• Работа над раскрытием образом Петьки.
III. Подведение итогов урока.
VI. Комментирование оценок.
V. Домашнее задание.
Ход урока.
I.
Организационный момент. Приветствие,
объявление темы, цели.
II.
Актуализация знаний.
- Сегодня мы продолжим работу над рассказом
Л.Андреева “Петька на даче”. Мы попытаемся заглянуть в лица наших сверстников,
живших задолго до нас.
Было это давным - давно в старом
Петербурге. Жил на свете маленький мальчик с большим сердцем, жил со своими
радостями и печалями. На уроке нам предстоит разобраться, почему история
мальчика Петьки близка читателю? Как сумел автор так пронзительно рассказать
эту простую, казалось бы, историю?
Но для начала вспомним об авторе
этого рассказа – Л.Андрееве.
Перед вами на доске портрет писателя Л.Н.
Андреева. Заметьте, он был красивым человеком: черные глаза, черные вьющиеся
волосы, тонкий нос – всё это черты благородного лица. Недаром в орловской
классической гимназии его звали «Герцог». Приглашаем Алишера к авторскому
стулу.
• Авторский стул. Рассказ о биографии писателя от 1-го
лица. Слайд.
- Я родился
9 августа 1871 года в Орле в семье частного землемера. При жизни отца мы
жили в достатке: был свой большой дом и огромный сад. Скука маленького городка очень
рано приобщила меня к чтению приключенческой литературы (Майн Рид, Фенимор Купер,
Жюль Верн). В юности я решил стать писателем и записал в своем дневнике:
«…непременно стану знаменитым писателем».
После смерти отца
многодетная семья наша бедствовала. И мне как старшему брату приходилось
подрабатывать и быть учителем для своих братьев и сестер. Но об этом
факте моей биографии мало кто знал. Напротив, я старался быть великолепным
рассказчиком, был общительным, любил всякие розыгрыши.
Литературную
деятельность начал в 90-х годах прошлого века. Закончив юридический
факультет Московского университета, я начал работать репортёром, судебным
хроником в московской газете «Курьер».
В 1899 году я написал рассказ «Петька на даче». Это рассказ про
мальчика, у которого было украдено детство.
Учитель:
Есть вопросы к автору?
Источником для
рассказа послужило воспоминания о детстве однофамильца писателя - Ивана
Андреева - владельца парикмахерской, находившейся неподалёку от
редакции «Курьера».
Об Иване Андрееве расскажет ученицаь.
• История создания рассказа.
Сначала я хочу объяснить значение слова прототип.
Прототип - реальное
лицо как источник для создания художественного образа, героя. По словарю С.Ожегова
|
В книге В.А.
Гиляровского «Москва и москвичи» один из рассказов повествует о человеке,
который стал прототипом Петьки. Вот как там рассказывается: «И
сейчас ещё работает в Москве 80-летний старик, чисто выбритый и бодрый:
- Я все видел: и горе, и славу, но я всегда работал, работаю и
теперь, насколько хватает сил, - говорил он своим клиентам.
- Я крепостной Калужской губернии. Когда в 1861 году нам дали волю, я
ушёл в Москву - дома есть было нечего, попал к земляку дворнику, который
определил меня к цирюльнику (парикмахеру) Артёмову. Спал я на полу, укрывался
рваной шубёнкой, в головах – полено. Зимой в цирюльне (парикмахерской) было
холодно. Хозяева вставали в 7 часов пить чай, оба злые. Били, чем
попало и за всё – всё не так. Пороли розгами, привязывали к скамье. Раз после
розг в больнице 2 месяца лежал – загноилась спина. Раз выкинули зимой на
улицу и дверь заперли – 3 месяца в больнице в горячке лежал.
|
Учитель: Мы
закончили важную часть урока и должны подвести её итоги, то есть
записать основные тезисы.
- Есть общее в
биографии Л.Андреева и Ивана Андреева?
- Л. Андреев не был
баловнем судьбы, после смерти отца на себе испытал все трудности.
- Работал
репортером судебной хроники, увлекался кино, фотографией и достиг неплохих
результатов.
- Прототип Петьки –
владелец парикмахерской, сын крепостного крестьянина. Он рано узнал голод,
побои, непосильный труд. Но его судьба сложилась более счастливо, чем судьба
героя рассказа.
- Оба много
работали.
Вывод: 1. Сюжет рассказа «Петька на даче» был
подсказан жизнью.
2.
Такая судьба была у многих бедных детей.
|
|
• Работа над
раскрытием образа Петьки.
ПЛАН
1.
Имя - Петька. Возраст – 10
лет.
2.
Внешность – худенький,
веснушчатый, глаза сонные, руки и шея грязные-прегрязные.
3.
Речь
4.
Жизненные идеалы,
поступки.
5.
Отношение к герою
действующих лиц произведения.
6.
Позиция автора.
7.
Позиция читателя.
- Как вы
думаете, ребята, сколько частей в этом рассказе? Как можно их озаглавить?
Заполнение таблицы.
Сюжет рассказа
|
|
В парикмахерской.
|
|
По дороге на
дачу.
|
|
На даче.
|
|
Ехать надо! Возвращение
в город.
|
|
- Правильно. Вы
озаглавили части в соответствии с движением сюжета. А теперь проведем ту же
работу, только в соответствии с состоянием героя.
1. Однообразие и
усталость.
2. Всё было
поразительно ново и странно. Удивление и радость.
3. Энергия и
движение.
4. Апатия и
сонливость.
Сюжет рассказа
|
Состояние Петьки
|
В парикмахерской.
|
Однообразие и
усталость.
|
По дороге на
дачу.
|
Всё было
поразительно ново и странно. Удивление и радость.
|
На даче.
|
Энергия и
движение.
|
Ехать надо!
Возвращение в город.
|
Апатия и
сонливость.
|
|
- Почему Петька
испытывал усталость и сонливость, работая в парикмахерской?
- Почему мать
Петьки решила, что сын у неё «дурачок»?
- Как изменился
мальчик, когда услышал, что они с матерью едут на дачу?
- Как ощущал себя Петька
в первые дни пребывания на даче?
- Какие произошли
изменения в мальчике, когда он жил на даче?
- Почему с Петькой
произошла истерика?
- Каким он
возвращался в город?
- Сравните 1-ое и
последнее предложение рассказа. Почему Андреев в начале и конце использует
слово «крик»?
Какой
художественный приём использует автор в своем рассказе? (Противопоставление -
антитезу)
|
Образы
|
В городе, в
цивилизации
|
На даче, на
природе
|
1. Люди
|
|
|
2. Друзья Петьки
|
|
|
3. Природа
(деревья, небо, облака, трава)
|
|
|
4. Состояние
мальчика
|
|
|
5. Желания героя
|
|
|
|
Учитель:
1.
Как вы считаете, какие
эпизоды основные в рассказе?
2.
Работая в группах вы
должны сделать вывод о том, как сумел писатель добиться своеобразия,
оригинальности (Каждая группа получает план анализа эпизода).
1 группа. Эпизод “В парикмахерской”
– Озаглавьте эпизод.
– Охарактеризуйте
настроение мальчика.
– С помощью каких
изобразительных средств это настроение передается?
– Устно
проиллюстрируйте эпизод.
– Сделайте вывод.
2 группа. Эпизод “В вагоне”
– Озаглавьте эпизод.
– Охарактеризуйте
поведение мальчика.
– С помощью каких
изобразительных средств передано поведение.
– Проиллюстрируйте
устно эпизод.
– Сделайте вывод.
3 группа. Эпизод “На даче”.
– Озаглавьте эпизод.
– Охарактеризуйте
настроение мальчика.
– С помощью каких
средств передано настроение?
– Проиллюстрируйте
эпизод.
– Сделайте вывод.
4 группа.
Эпизод “Ехать надо”
– Озаглавьте эпизод.
– Охарактеризуйте
настроение мальчика.
– С помощью каких
изобразительных средств удалось автору передать настроение мальчика.
– Устно
проиллюстрируйте, сделайте вывод.
Представители групп в
течение 2 минут представляют результат работы и отвечают на вопросы других
групп.
Учитель: К какому общему выводу мы пришли в результате
работы над эпизодами рассказа?
(Автор ввел много
средств изобразительности: детали, портрет, описание пейзажа, антитезы).
– Почему в столь
небольших эпизодах так много средств? Зачем?
(Это делает
рассказ четким, лаконичным, сжимает пространство. Переживание ребенка, смена
его настроения через эти средства более убедительны. Нет лишних слов. Показан
динамизм развития сюжета).
IV. Учитель: Подходим к финалу рассказа. И в начале, и в
конце мы видим Петьку в парикмахерской. Изменилось ли что-нибудь в герое?
Понаблюдайте.
(Выразительное
чтение эпизодов)
(У мальчика в
голосе появилось “нечто звенящее и волнительное” Почему? Прием антитезы. У него
не было мечтаний и надежд. Душа спала. А теперь она пробудилась).
Учитель: Что же нужно человеку?
(Мечтать. Мечта –
окрыляет человека)
– А какие мечты у
вас, ребята?
V. Учитель: Сейчас мы попытаемся выступить в роли
писателей. Известно, что прототип (лексическое значение смотрим в словаре)
герой рассказа выбился в люди и стал знаменитым парикмахером, часто
бывал а Париже.
Работая в группах,
придумайте свое окончание рассказа. (Обсуждение в группе и предъявление
результата).
VI. Учитель: Мы сегодня работали творчески и очень
насыщенно. Но хотелось бы узнать, как вы оцениваете свою работу.
Вопросы рефлексии:
– Удалось ли группе
выполнить задание?
– Легко ли работать в
группе? В чем были сложности?
– Какой этап урока
интересен?
– Какой этап урока
неожиданный?
– Какое выступление
особенно запомнилось?
– Что вы приобрели в
совместной работе?
(Листы
самоконтроля сдаются)
Домашнее задание:
Мини – сочинение “Я
хочу рассказать о своей мечте”.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.