Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Русский язык и литература / Разработка урока по русскому языку в 8 классе по теме «Второстепенные члены предложения. Определение»

Разработка урока по русскому языку в 8 классе по теме «Второстепенные члены предложения. Определение»

Разработка урока по русскому языку в 8 классе

по теме «Второстепенные члены предложения. Определение»

учителя русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №7 «Ступени»

Егоровой Натальи Александровны



Цели урока:

- содержательная: с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися случаев обособления согласованного распространенного определения, выраженного причастным оборотом

- деятельностная: формировать у учащихся навыки использования алгоритма нахождения согласованного распространенного определения, выраженного причастным оборотом, с опорой на ранее введенные понятия; формировать умение определять случаи правильной пунктуации при выполнении типовых заданий №9 экзамена по русскому языку в 9 классе

- развивающая: формировать ключевые компетенции учащихся: информационную (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемную и коммуникативную


На данном уроке дети должны:

- усвоить понятие «согласованное распространенное определение, выраженное причастным оборотом»

- усвоить алгоритм нахождения согласованного распространенного определения, выраженного причастным оборотом

- попробовать практически применить полученные знания на примере типовых заданий №9 экзамена по русскому языку в 9 классе


Содержание учебного материала:

правила постановки знаков препинания при согласованном распространенном определении, выраженном причастным оборотом


Единица содержания образования:

алгоритм нахождения обособленного согласованного распространенного определения, выраженного причастным оборотом



Подготовительный этап.

Шаг 1 – мотивирование: актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения в пробном действии

1. Приветствие учащихся, проверка учебных принадлежностей, запись числа – на доске

2. Вопросы для обсуждения:

- перед вами предложение, дайте его характеристику:

Наконец наступила долгожданная весна (простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное) – слайды 1, 2

(спросить одного человека):

- докажите, что это предложение двусоставное?

- обоснуйте, что оно распространенное?


Шаг 2 – рефлексия изменившихся условий: понимание места и причины затруднения, определение границы между знанием и незнанием.

1. Задание:

- восстановите схему – на доске:


Члены предложения


… …

1) 1)

2) 2)

3)

(1 человек у доски; потом другой рассказывает)

2. Вопросы для обсуждения:

- с какой группой членов предложения мы еще не работали? (второстепенные)

- Верно. Начнем с определения. Сформулируйте тему урока. («Второстепенные члены предложения. Определение») – на доске

(попросить озвучить 1-2 человек)


Шаг 3 – постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи.

1.Вопросы для обсуждения:

- еще раз внимательно посмотрите на тему урока и поставьте для себя цели. (вспомнить понятия «второстепенные члены», «определение», чем оно может быть выражено, как это влияет на пункутуацию)

(спросить 1 человека)


Основной этап.

Шаг 4 – разработка проекта выхода из затруднения (цель, способ, алгоритм, план, средство…)

1.Вопросы для обсуждения:

- какие члены предложения называются второстепенными? (все члены предложения, кроме главных, называются второстепенными) – слайд

- определение – это… (определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество предмета и отвечает на вопросы какой? который? чей?) – слайд


Шаг 5 – реализация готового проекта – открытие новых знаний

1.Вопросы для обсуждения:

- так как для вас понятие определения не новое, давайте проанализируем примеры, найдем определения, а результаты оформим в виде таблицы – на доске:


Примеры для анализа

Формулировка

Пунктуация

Я люблю зеленые яблоки.

Необособленное согласованное одиночное определение, выраженное именем прилагательным (причастием, местоимением, порядковым числительным)

Запятые не ставятся

Коля влюблен в девочку из класса.

Необособленное несогласованное одиночное определение, выраженное именем существительным

Запятые не ставятся

- Утки, плавающие по озеру, громко крякали.




- Плавающие по озеру утки громко крякали.





-Обособленное согласованное распространенное определение, выраженное причастным оборотом

-Необособленное согласованное распространенное определение, выраженное причастным оборотом.


Запятые ставятся





Запятые не ставятся

(попросить рассказать 1 человека)

- что нового вы узнали об определении после этой работы? (мы узнали научные формулировки определений в зависимости от того, чем они выражены)

- как вы думаете, для чего нам нужны новые знания об определении, где они могут пригодиться? (новые знания нам нужны для грамотной речи, они могут пригодиться на экзамене)

- совершенно верно. А как вы считаете, с каким видом определений будет связано задание на экзамене? (с обособленным и необособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом)

- давайте я вас сейчас с таким заданием познакомлю (листы с заданиями – см. Приложение 1) – слайд

(пробное время выполнения 1,5-2 мин.)

(спросить варианты ответов)

- а что вы сделали, чтобы решить задачу? (вспомнили понятие «причастный оборот», как его найти, когда ставятся запятые при причастном обороте)

- что такое причастный оборот? (причастный оборот – причастие с зависимыми словами) – слайд


Шаг 6 – первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

1.Вопросы для осуждения:

- вспомните по опорной записи алгоритм нахождения причастного оборота в предложении и случаев постановки запятых (листы с опорной записью - см. Приложение 2) – на доске или на ватмане

- попробуйте применить алгоритм к данному заданию (спросить сильного учащегося)

Заключительный этап – применение и рефлексия.

Шаг 7 – самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1. Вопросы для обсуждения:

- работает данный алгоритм? (да, работает)

- а сейчас попробуйте самостоятельно по алгоритму выполнить подобное задание (см. Приложение 3, слайд) (2 мин.)

- проверьте свои результаты.

Шаг 8 – включение в систему знаний и повторение

1.Вопросы для обсуждения:

- назовите еще раз тему сегодняшнего урока («Второстепенные члены предложения. Определение»)

- вспомните, какие цели вы для себя ставили (вспомнить понятия «второстепенные члены», «определение», чем оно может быть выражено, как это влияет на пункутуацию)

- что вы на уроке делали, чтобы достичь поставленных целей (вспомнили, какие группы членов предложения бывают, вспомнили понятия «второстепенные члены», «определение», узнали формулировки определений, вспомнили понятие «причастный оборот», алгоритм нахождения причастного оборота и постановки знаков препинания)


Шаг 9рефлексия учебной деятельности на уроке, включающая в себя экспресс-диагностику учителя и самоанализ учащихся

1.Вопросы для обсуждения:

- как вы можете использовать, где вам могут пригодиться полученные знания по теме «Второстепенные члены предложения. Определение» (эти знания могут пригодиться на экзамене по русскому языку в 9 классе)

2.Оценивание работы на уроке

3.Запись домашнего задания (на выбор по степени трудности):

1) упр. 250, с 149 (составьте и запишите предложения, используя данные согласованные определения, графически объясните постановку знаков препинания)

2) упр. 254, с. 151 (спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначьте определяемые слова и распространенные определения)











































Приложение 1


Задание №9: среди предложений 1-8 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.


(1)Чужая тётка в тёплом ватнике чистила клетки и покрикивала на медвежат. (2)Маша никогда ни на кого не кричала. (3)Выросшие за лето медвежата играли на камнях и даже не заметили Тимофея, прижавшегося к сетке. (4)В зоопарке почти никого не было: холодно, осень, будний день. (5)Он обошёл все клетки, проверил всех зверей. (6)Всё было в порядке. (7)Устав бродить, он лёг под одним из громадных деревьев. (8)Сначала он просто лежал на куче листьев, потом стал тихонечко подвывать, засовывая между колен замёрзшие грязные руки.


Ответ: __________________







































Приложение 2


1.суффикс


2.ОС (крестик)


3.ЗС (стрелочка)


4.границы, убрать


5.подчеркнуть


6.ОС, ПО,








































Приложение 3


Задание №9: среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.


(1)Все уже знают, что Сергей Васильевич – писатель, человек известный и уважаемый. (2)И подарок, привезённый им, особенный: чашка с блюдцем из сервиза, которым многие годы лично пользовался и незадолго до смерти передал ему сам Горький. (3)Эту, можно сказать, музейную ценность сразу же устанавливают на верхней полке серванта на видном, почётном месте. (4)Сажают Сергея Васильевича рядом с именинницей и ухаживают, угощают наперебой. (5)Он, должно быть, тяготится этой вынужденной ролью свадебного генерала, но виду не подаёт. (6)Зная себе цену, держится с достоинством, однако просто и мило.



Ответ: ___________________




  • Русский язык и литература
Описание:

С помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися случаев обособления согласованного распространенного определения, выраженного причастным оборотом; формировать у учащихся навыки использования алгоритма нахождения согласованного распространенного определения, выраженного причастным оборотом, с опорой на ранее введенные понятия; формировать умение определять случаи правильной пунктуации при выполнении типовых заданий №9 экзамена по русскому языку в 9 классе

Автор Егорова Наталья Александровна
Дата добавления 09.09.2017
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 856
Номер материала MA-071667
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки «Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации»