Инфоурок Другое Другие методич. материалыРазработка урока по русскому языку по теме "Сказуемое", 5 класс

Разработка урока по русскому языку по теме "Сказуемое", 5 класс

Скачать материал

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе

Тема: «Сказуемое»

 

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Цель: Углубить знания учащихся о признаках сказуемого; отработать умения правильно находить сказуемое в предложении.

Задачи урока:

- повторить и углубить изученный в начальной школе материал по теме «Сказуемое»;

- формировать навык определения сказуемого в предложении;

- развить умения применять новые знания в разных ситуациях;

- совершенствовать учебные умения работы в паре, умение формулировать и отстаивать свою точку зрения.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать способы выражения сказуемого (глаголом, существительным, прилагательным); уметь объяснить, чем определяется выбор способа выражения сказуемого, находить в грамматической основе сказуемое, выраженное глаголом, существительным, прилагательным; выбирать способ выражения сказуемого в зависимости от речевой ситуации.

Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения:наблюдение над языком, эвристический метод;фронтальная, индивидуальная.

Учебная литература: Учебник русского языка для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. 5 класс/ Автор-составитель: И.В. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.

Оборудование: медиапроектор, компьютер, обучающая презентация, учебник, карточки, листы самооценки.

Ход урока

 

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формируемые образовательные  компетенции

Формы 

оценивания

1

2

3

4

5

Организационный момент

(2 мин.)

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих. Создает учебную атмосферу в классе.

-Здравствуйте, ребята. Надеюсь, у вас хорошее настроение, и вы готовы получать новые знания!

Слайд 1

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

Регулятивные:

умение организовать свою работу.

Личностные:

мотивация к учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний

(12 мин.)

- Мы с вами уже говорили о том, что любое предложение напоминает рыбу. Как и у рыбы, у предложения есть своеобразный скелет, то, без чего предложение не может существовать. На прошлом занятии вы изучили одну составляющую этого скелета - подлежащее.Слайд 1.2

Что же такое подлежащее?(Подлежащее – это главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, обладает определённым признаком. Подлежащее отвечает на вопросы кто?что? И чаще всего выражается именем существительным или местоимением в форме именительного падежа).

Выполните задание(Слайд 2)

Задание 1(1 ученик у доски)

Запишите предложение. Обозначьте орфограммы в словах с пропусками.

Дайте характеристику по цели высказывания, по интонации.

На печке (чк/чн) два мальчика сладко (сладок) посапывали после удачной (чк/чн)  рыбалки (род.пад.).

Назовите подлежащее.

Проверьте! (Слайд 3)

Какой вывод можем сделать? (Подлежащее может быть выражено не только словом, но и словосочетанием)

А какой ещё главный член предложения вы знаете? (Сказуемое)Слайд 4

Тема нашего урока сегодня «Сказуемое». (Слайд 5)

Отвечают на вопросы. Дают определение понятию подлежащее.

Выполняют задание в тетрадях, объясняюторфограммы

Регулятивные:

умение организовать свою работу.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Устные ответы.

Работа в тетрадях и у доски.

Создание проблемной ситуации

(4 мин.)

Вернёмся к записанным ранее предложениям, найдите сказуемое, подчеркните, какой частью речи они являются (1.Посапывали - глагол).

Рассмотрим другие примеры. (Слайд 6)

Вам даны карточки.Сравните предложения и сделайте вывод, какой частью речи выражено сказуемое и на какие вопросы оно  отвечает.

Предложение

Вопрос

Часть речи

Щука - хищная рыба.

Кто такая?

Существительное

Ваша рыбная уха вкусная.

Какая?

Прилагательное

Акула красива и опасна.

Какова?

Краткое прилаг.

Можем ли мы выполнить задание сразу?

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание в тетрадях, объясняют.

Регулятивные:

умение организовать свою работу.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Устные ответы.

Письменная работа

Постановка познавательной задачи

(3 мин.)

Как вы думаете, какова цель нашего урока?(Углуби́ть знания о признаках сказуемого; отработать умения правильно находить сказуемое в предложении)

Давайте составим устно план нашей работы по изучению новой темы.

1.Познакомиться с теоретическим материалом.

2.Узнать, на какие вопросы отвечает сказуемое.

3Узнать, чем может быть выражено сказуемое.

4.Научиться находить сказуемые в предложении и определять, чем оно выражено

5.Употреблять в речи разные сказуемые.

Отвечают на вопросы, формулируют цель и задачи урока.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Открытие нового знания

(7 мин.)

Чтобы справиться с задание, познакомимся с теоретическим материалом, который есть в нашем учебнике на стр. 77.

Читает 1 ученик.

Вернёмся к таблице (карточка) и заполним её.

Проверьте (Слайд 7)

Сделайте выводы.

Отвечают на вопросы.

Работают с материалами учебника

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Работа с карточками.

Устные ответы

Физминутка

(1 мин.)

Сейчас немного отдохнём и поиграем.

Я даю утверждение по изученной теме, а вы, если правильно, поднимаете правую руку, если нет, левую.

Сказуемое отвечает на вопрос кто такой?

+

Подлежащее обозначает действие предмета

-

Краткое прилагательное в предложении является сказуемым

+

В предложении "Ёж колючий" слово "колючий" - сказуемое

+

В предложении "Утро свежее" слово "свежее" - определение

-

Выполняют упражнения.

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

Регулятивные:

владение основами самоконтроля

Первичная проверка понимания

(12 мин.)

Мы с вами будем работать по определённому алгоритму (Слайд 8):

1. Записываете предложения.

2. Выделяете в предложениях подлежащие.

3. Определяете часть речи каждого подлежащего.

4. Задаёте вопрос от подлежащего к сказуемому: «что делает предмет?» /«каков предмет?» /«кто (что) такой (такие) предмет (предметы)?»

7. Подчёркиваете сказуемое в каждом данном предложении.

8. Определяете, какой частью речи выражено сказуемое.

 

Выполняем упражнение 164 на стр.77

 (3 человека у доски)

 

 

 

 

Можно дать дополнительное задание (на карточках)

Выполняют работу в тетрадях.

Личностные: умение работать самостоятельно.

Регулятивные:

умение организовать свою работу.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное применение полученных знаний.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Письменная работа в тетради

Подведение итогов. Оценивание

(1 мин.)

Подводит итоги урока.

Оценивает работу детей

Отмечают в оценочном листе уровень своей деятельности на уроке, эмоциональное состояние

Регулятивные: оценивают свою работу.

Лист самооценки

Рефлексия

(2 мин.)

Вопросы:

-Что вы узнали нового?

- Что было трудным?

- Что вызвало интерес?

- Стоило ли вам сегодня приходить на урок русского языка?

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневник диагностики

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Домашнее задание

(1 мин.)

Учитель дает краткий инструктаж.

П.33, упр. 166 (Слайд 9)

Дети работают по учебнику

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Карточка

 

Предложение

Вопрос

Часть речи

 

Щука - хищная рыба.

 

 

 

 

Ваша рыбная уха вкусная.

 

 

 

 

Акула красива и опасна.

 

 

 

 

 

 

Карточка для индивидуальной работы

Подчеркните грамматическую основу. Укажите, чем она выражена (какими частями речи).

 

1. Гроза постепенно удалялась.

 

2. Этот край скромен.

 

3. Птицы – наши друзья.

 

Лист самооценки

Я знаю, что такое сказуемое!

 

Я умею определять его в предложении!

 

Я хорошо работал сегодня на уроке!

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по русскому языку по теме "Сказуемое", 5 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 676 915 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация Тренажёр для подготовки к ЕГЭ по обществознанию "Безработица иеё виды"
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • 01.01.2021
  • 4860
  • 250
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 15.05.2020 149
    • DOCX 32 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Девайкина Вера Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Девайкина Вера Викторовна
    Девайкина Вера Викторовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 111764
    • Всего материалов: 236

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 198 человек из 51 региона

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 503 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 338 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Мини-курс

Психология общения: эффективное общение и решение конфликтов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 843 человека из 78 регионов
  • Этот курс уже прошли 442 человека

Мини-курс

Художественная гимнастика: диагностика и технические аспекты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное создание и продвижение школьной газеты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе