Инфоурок Литература КонспектыРазработка урока по русскому языку на тему "Наклонения глагола"

Разработка урока по русскому языку на тему "Наклонения глагола"

Скачать материал

3.04. Предмет: русский язык

Класс: 6 класс

 Тема «Наклонения глагола»

Цели урока:

  • знакомство с изъявительным, условным и повелительным наклонениями;
  • отработка умения различать наклонения глагола;
  • предупреждение ошибок в употреблении наклонений глагола в речи;
  • упражнение в конструировании предложений с использованием различных форм глагола.

Задачи:

Предметные:

- развивать умение определять наклонения глаголов в тексте,

- использовать в речи глаголы разных наклонений

Метапредметные:

- развивать познавательные способности, логическое мышление

- развивать умение связно излагать свои мысли

Личностные:

- формировать интерес к изучению русского языка

- формировать умения слушать других, выражать собственное мнение

Регулятивные:

- формировать умения формулировать тему и задачи урока

Форма: урок-путешествие: объяснение нового материала.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

 

План урока:

1.Организационный момент.  -1 мин

2. Актуализация. -2 мин

 3.Объявление темы 1 мин

 4.Целеполагание   – 2 мин

5. Психологическая подготовка к восприятию нового материала – 10 мин                                                             6. Объяснение нового материала. – 14 мин                                                                               7.Закрепление. =  7 мин                                                                                                                         8.Коррекция – 4 мин                                                                                                                                  9.Подведение итогов урока.      -  2 мин                                                                                                            10.Домашнее задание. – 2 мин

 

ХОД УРОКА.

 

1.Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. (Проверка рабочих мест, наличие отсутствующих, запись даты).

2. Актуализация

На доске записаны слова: формировать, премировать, маршировать, публиковать, торжествовать, заболевать.

Задания:

- Поставьте правильно ударение в каждом слове. На какой слог падает ударение? На какую морфему?

3.Объявление темы Тема нашего урока - Наклонения глагола.

4.Целеполагание

- Сегодня на уроке мы познакомимся с тремя наклонениями глагола, будем учиться различать наклонения между собой и правильно употреблять их в речи.

- Запишите слова в тетрадь, запомните их написание и правильное произношение.

5.      Психологическая подготовка к восприятию нового материала:

Игра «Кто хочет стать отличником?»

- Я зачитываю вопрос и четыре варианта ответа к нему. Только после того, как прозвучит последний вариант, вы поднимаете руку. За каждый правильный ответ вы получаете жетон. У кого в конце игры окажется больше всего жетонов, тот по праву может называться «отличником».

                                                                    I.            Глагол  –  часть речи, которая обозначает…

1.      признак                         

2.      предмет

3.      действие                       

4.      4. может что-то обозначает, но я не помню

                                                                 II.            Инфинитив – это…

1.      неопределенная форма глагола      

2.      определенная форма глагола

3.      не знаю            

4.      не уверен, лучше спросить у учителя

                                                              III.            Какие бывают глаголы?

1.      приходящие и уходящие                      

2.      переходные и непереходные

3.      проходящие мимо

 

                                                              IV.            В русском языке 2 спряжения…

1.      первое и последнее             

2.      второе и третье              

3.      первое и второе

4.      по-моему, их три

 

                                                                V.            «Не готов» пишется:

1.      слитно                   

2.      раздельно

3.      полуслитно       

4.      всегда готов

 

                                                              VI.            Слово «знаю» - это…

1.      знаю, но не скажу                         

2.      не знаю

3.      знать не хочу                                  

4.      это глагол

 

                                                           VII.            Сказуемое в предложении подчеркивается…

1.      одной чертой                   

2.      двумя чертами

3.      зеленым цветом               

4.      я не подчеркиваю

 

                                                        VIII.            Наука о русском языке называется…

1.      беллетристика             

2.      лингвистика

3.      ерундистика                   

4.      нет такой науки

 

                                                              IX.            Проверочное слово к безударной гласной в сове «сидел»:

1.      стоя                      

2.      полулежа

3.      лежа

4.      сидя                      

                                                                X.            Глагол «кричим» имеет □ в:

1.      спряжении         

2.      II спряжении

3.      III спряжении         

4.      IY склонении

                                                              XI.            Слово «подъезжать» пишется с:

1.      Ь                               

2.      Ъ

3.      без знаков                                

4.      читается, но не пишется

 

                                                           XII.            В слове «отрежьте» ь…

 

1.      есть после «ж»               

2.      нет Ь                                

3.      есть Ъ

4.      есть, но не знаю, после какой буквы

 

                                                        XIII.            «Рассвело» с точки зрения синтаксиса…

 

1.      слово                                    

2.      словосочетание                 

3.      утро

4.      предложение

 

                                                        XIV.            «Не готов» пишется …

 

1.      с большой буквы                

2.      раздельно

3.      как хочу, так и пишу           

4.      а зачем вообще писать?

 

                                                           XV.            Кто создал известный словарь по русскому языку?

 

1.      Пушкин                                     

2.      Эрнст Неизвестный

3.      Ломоносов                             

4.      В.И.Даль

6.Объяснение нового материала.

- Сегодня вам предстоит хорошенько потрудиться, чтобы разобраться в новом материале. Читайте внимательно.

НА ДОСКЕ:

  1. Сегодня ты подскажешь, как отличить форму глагола в одном наклонении от другого.
  2. Подсказал бы ты, как отличить форму глагола в одном наклонении от другого.
  3. Подскажи, да побыстрее, как отличить форму глагола в одном наклонении от другого.

- Не знаю, понятно ли это? Но даже если вы не поняли, наверно, увидели, что глаголы в разных формах:

ü  подскажешь

ü  подсказал бы

ü  подскажи

- Это три наклонения глагола «подсказать». Но лучше, если наклонения сами о себе расскажут. А вы слушайте внимательно и делайте выводы.

 

МОНОЛОГИ НАКЛОНЕНИЙ

(читают дети):

- Итак, наклонения представили себя, а мы попробуем перевести их речи на язык науки.

- Когда-то я тоже училась в 6-ом классе и прочитала замечательную грамматическую сказку о наклонениях глагола. Сейчас я буду вам её рассказывать, а вы будете мне помогать и работать вместе со мной.

- Построим для глаголов дом.

- Почему такой большой?

- Глаголов много.

- Верно. При этом характеры у них разные: одни очень решительные, требовательные; другие – спокойные, рассудительные; третьи – уступчивые, мягкие, вежливые.

- О глаголах повелительного, условного и изъявительного наклонений.

- Да, но вместе они ужиться не могут, поэтому строители разгородили дом вертикальными глухими стенами на три части. Скоро придут глаголы. Каждому наклонению захочется занять большую часть дома. Чтобы они не поссорились, придется им помочь.

- Подумайте, кому отдать большую часть дома?

- Глаголам изъявительного наклонения, их больше всех, они имеют целых три временных формы.

- А как мы узнаем глаголы условного наклонения?

- С ними всегда частица «бы».

- Глаголы условного наклонения узнаются по форме: глагол прошедшего времени + частица БЫ.

- А как узнать повелительное наклонение?

- По суффиксу –и, реже - -й, во множественном числе суффикс прикрывается – те.

- Значит, если человек использует глаголы в повелительном наклонении, то он считает себя повелителем других?

- Не всегда. Ведь можно не приказать, а попросить. Вот, например, «встань» - это может быть приказ, а может быть и просьба (смотря, с какой интонацией сказать), а «встань-ка» - явно просьба. При выражении просьбы часто употребляются «волшебные слова». Какие?

- Пожалуйста, будьте добры, будьте любезны.

- Теперь, когда повелительное и условное наклонения заняли свои квартиры, надо предотвратить ссоры в большей части дома. Надо глаголы разных временных форм поселить на разных этажах.

- Сколько будет этажей?

-Три.

- Каждый этаж должен быть поделен надвое, чтобы виды не обиделись.

- Ну, как вам нравится дом для глаголов?

7.Закрепление.

1.      Сгруппируйте глаголы по наклонениям: ( работа у доски. Обучающиеся делятся на 3 команды

скажите, сказал бы, выбросьте, попросил бы, брошу, поработал, поработай, выздоравливаю, вижу, ехал бы, лечу, буду шагать, рассеял, дыши, похудей-ка, бросать (неопр.форма глагола), прилягу, ляг.

2.      Выполнение Упр ___, стр___

8.Коррекция

1.Как изменить наклонение глаголов, не изменяя ни одной буквы?

ходите, держите, носите, остановите.  (Изменить ударение).

 

2.Образуйте повелительное наклонение: вылезать, ехать, лечь. (Вылезай, езжай, ляг).

3.В названии какой старинной детской игрушки повелительное наклонение глагола пишется слитно с частицей  – ка? Ванька-встанька.

4.Приведите примеры употребления условного наклонения в значении  повелительного.  Ехал бы ты уже домой.

9.Подведение итогов урока.

-  Что нового мы сегодня узнали о глаголе?

- Глаголов какого наклонения больше всего?

- Как узнать условное наклонение?

- Какое наклонение имеет три временные формы?

10.Домашнее задание.

 

  

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по русскому языку на тему "Наклонения глагола""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по экологии

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока по ФГОС в 6 классе "Наклонения глагола". Цели урока: знакомство с изъявительным, условным и повелительным наклонениями; отработка умения различать наклонения глагола; предупреждение ошибок в употреблении наклонений глагола в речи; упражнение в конструировании предложений с использованием различных форм глагола. Форма: урок-путешествие: объяснение нового материала.Тип урока: комбинированный Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 610 163 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.02.2020 204
    • DOCX 30.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Крашакова Вера Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Крашакова Вера Николаевна
    Крашакова Вера Николаевна
    • На сайте: 3 года и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 67415
    • Всего материалов: 239

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 33 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов

Мини-курс

Успешный педагог: навыки самозанятости, предпринимательства и финансовой грамотности

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 16 регионов

Мини-курс

Психология аддиктивного поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов

Мини-курс

Патологии нервной системы у детей: от перинатального периода до нарушений поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 21 региона