Тема:
«Почему солнце светит днём, а звёзды – ночью. Почему Луна бывает разной»
Цель:
- образовательная: формировать у учащихся представления о том, почему
Солнце светит днём, а звёзды – ночью; почему Луна бывает разной;
-
развивающая: развивать память, мышление,
кругозор учащихся, устную речь;
-
воспитательная: воспитывать интерес к изучению окружающего мира.
Тип урока: Усвоение нових знаний
Оборудование:
проектор, презентация, мягкая игрушка – медведь Умка, раздаточный материал:
цветные круги, карточки для игры «Созвездие Льва», фотографии космических
объектов
Литература:
1.
Плешаков А.А.: Окружающий мир,
1 кл. – М.: Просвещение, 2011 г. – Ч.2 – 95 стр.
2.
Плешаков А.А.: Окружающий мир, рабочая тетрадь, 1 кл. М.: Просвещение, 2013 г.
Хронометраж урока
1. Организация начала урока.
1 мин.
1.1.
Подготовка учителя к уроку
-
Тема;
-
Словарь;
1.2.
Подготовка учеников к уроку
1.3.
Приветствие
2. Проверка ранее усвоенных знаний.
6 мин.
2.1.
Подведение
итогов наблюдений за сезонними изменениями в природе за прошедшую неделю.
2.2.
Проверка
домашнего задания
3. Сообщение учителем темы, цели и задач урока.
3 мин.
4. Восприятие
и осознание учениками нового материала. 27
мин.
Физкультминутка
5. Осмысление
знаний, связей и зависимостей между элементами 4
мин.
Гимнастика
для глаз
6. Обобщение
и ситематизация знаний.
2 мин.
7. Итоги
урока. 1
мин.
8. Сообщение
домашнего задания.
1 мин.
1. Организация
начала урока (1 мин)
1.1. Подготовка учителя к уроку
- На доске записана тема урока: «Почему солнце светит днём, а
звёзды – ночью. Почему Луна бывает разной»
- На доске записаны слова с ударениями:
Космос – это звёзды и планеты, а также
другие космические светила, которые расположены в пространстве.
Космонавт – человек,
который проводит испытания в космическом полёте.
Созвездие – скопление
звезд на участке небосвода, названное в честь мифического персонажа либо
животного.
Спутник –
это космическое тело, которое вращается вокруг большего по
размерам тела.
Телескоп - это прибор,
с помощью которого можно наблюдать за отдаленными объектами, например, за
звёздами и спутниками.
1.2. Подготовка учеников к уроку
- Проверка наличия учебников по окружаю щему миру. При
приветствии ученики встают из-за парт.
1.3. Приветствие
- Здравствуйте,
ребята! Меня зовут …. Сегодня вместе с вами мы проведем урок «Окружающий мир». Проверьте
свои рабочие места: на парте должен лежать учебник, дневник и пенал. Уберите,
пожалуйста, всё лишнее с парт.
Для того, чтобы узнать много интересного,
вы должны соблюдать правила поведения на уроке: не перебивать друг друга,
работать активно, поднимать руку, если знаете ответ на поставленный вопрос.
Также напоминаю вам о правиле поднятой
руки. Если я буду поднимать руку вверх, значит, в классе стало слишком шумно, и
я жду от вас тишины и внимания.
2.Проверка ранее усвоенных знаний (6 мин)
2.1. Подведение итогов
наблюдений за сезонними изменениями в природе за прошедшую неделю.
Метод: фронтальная беседа
Перед
тем, как узнать много новой информации о мире природы, мы проведём минутку
синоптиков и вспомним, какие произошли изменения в природе за прошедшую
неделю.
1. Какое сейчас
время года? (Весна)
2. Какой
месяц весны? (Март)
3. Какой день
недели? (Четверг)
4. Какое
число? (3)
5. Как
изменилась высота солнца над горизонтом? (Солнце поднимается всё выше и выше
над горизонтом)
6. Как
изменилась продолжительность дня и ночи? (День становится длиннее, а ночь –
короче)
7. Как изменялась
температура воздуха в течение недели? (от +1С ночью до +11 днём)
8. Каким было
состояние неба на этой неделе? (Облачным и пасмурным)
9. Какие
осадки выпадали на этой неделе? (Осадков не наблюдалось)
10. Как изменилась
жизнь лиственных растений? (Газонная трава зеленеет, на деревьях немного
увеличились почки)
11. Как изменилась
жизнь хвойных растений? (Нет изменений)
12. Как изменилась
жизнь животных? (Лягушки и змеи еще спят, перелетные птицы не вернулись с
теплых краев, кочевые птицы грачи еще не улетели)
13. Каким трудом
заняты люди в скверах, на огородах и полях? (Убирают листву)
В древности в
народном календаре 3 марта славили красивую с ярким лимонно-жёлтым оперением
мелкую птичку овсянку, как благовестницу быстрого потепления. Сам бог Солнца —
Ярило, дал поручение птице возвещать песней о приходе тепла.
В этот день
смотрят на облака, если они находятся высоко и двигаются быстро, то это к
улучшению погоды. На стол 3 марта принято выставлять пирожки, сделанные из
овсяной муки, которые в народе называют овсяниками.
Метод:
индивидуальная работа с карточками
Существуют народные
поверья и приметы о марте месяце. Некоторые из вас перед уроком получили
карточки с пословицами и поговорками о марте месяце. Вам необходимо прочитать
пословицу вслух и объяснить её значение.
- Кто весной
трудиться рад, будет осенью богат.
- Март не
весна, а предвесенье. (Перед весной)
- В марте день
с ночью равняется. (Весеннее равноденствие - 20 марта. То есть в этот период день и ночь
разделяют сутки по 12 часов)
2.2.
Проверка домашнего задания
Метод: фронтальная беседа
-
Сейчас мы проверим, как вы выполнили домашнее задание.
Кто
напомнит, какие задание необходимо было выполнить дома? (Необходимо было устно
отвечать на вопросы на страницах 26-30)
Откройте
учебник на странице 26. У каждого из вас на парте лежат цветные круги. Сейчас я
буду читать вопрос, а вам необходимо будет найти в учебнике правильный ответ и
поднять круг того цвета, который соответствует правильному ответу в учебнике.
Правильные ответы:
1 – старая
фотография (синий круг)
2 – Даша ответила
«среда» (зелёный круг)
3 – Денис: осень,
зима, весна, лето (оранжевый круг)
4 – Коля: декабрь,
январь, февраль (голубой круг)
5 – Сережа и Даша
(зеленый круг)
6 – Петя и Таня
(голубой круг)
7 – Тюлень
(красный круг)
8 – Носорог
(красный круг)
9 – девочка в
спортивной форме (оранжевый круг)
10 – до 14 лет
(голубой цвет)
Поднимите
руку, кто дал более чем 8 правильных ответов. Вы отлично справились с домашним
заданием и получите в конце урока наклейки.
Поднимите
руку, кто дал более чем от 4 до 7 правильных ответов.
Вы
старались, хорошо подготовились, но можете лучше. Активно работайте на
протяжении урока и так же получите наклейки.
Если
есть те, кто дал 3 или менее правильных ответов, то вам необходимо лучше
готовить домашнее задание и активнее работать на протяжении всего урока.
3.Сообщение
учителем темы, цели и задач урока. (3 мин)
Метод: чтение статьи
Сегодня
у нас не простой урок. К нам в гости Умка. Он очень любознательный, хочет знать
всё на свете и очень любит смотреть на ночное небо. Сегодня Умка пришел для
того, чтобы познакомить вас с новым разделом учебника. Для того, чтобы нам
легче было работать, Умка приготовил словарик, в котором записаны неизвестные
для нас слова. Сейчас буду читать слово я, а после этого должны будете хором
прочитать его вы. Словарик от Умки мы будем использовании на протяжении всего
урока и узнаем значения всех слов, которые записаны на доске. Сейчас откройте
учебник на странице 31. Я прочитаю, чему вы научитесь, изучая этот раздел, а вы
внимательно следите и подумайте, что из данного раздела вам было бы интереснее
всего узнать.
4.
Восприятие и осознание учениками нового материала.
4.1. Рассказ «Почему Солнце светит днём, а звёзды –
ночью»
Метод: фронтальная беседа
- Вспомните, что можно увидеть на небе днём и ночью? (Днём –
Солнце, ночью – звёзды и Луну)
- Умка интересуется, что вы знаете о Солнце? А что вы знаете о
звёздах?
Солнце – это огромный пылающий шар. Если сравнить размеры Солнца и
Земли, то Солнце - это футбольный мяч, а Земля - это горошина. (слайд 1)
- Как вы думаете, почему
Солнце кажется нам маленьким?
Умка как-то рассказывал мне, что Солнце от Земли находится на
расстоянии 150млн. км. Если возможно было бы доехать от Земли до Солнца на
автомобиле со скоростью 80км/ч, то пришлось бы ехать без остановки 200
лет.
Солнце не просто светит днём, без него день бы никогда не начался.
Когда Солнце поднимается над горизонтом, оно освещает Землю и у нас начинается
день. Когда Солнце заходит, у нас начинается ночь.
- А как вы думаете, возможна ли без Солнца жизнь на Земле?
- Вечером, когда Солнце скрывается за горизонтом, мы можем увидеть
в небе звёзды. (слайд 2)Раньше Умка думал, что
звёзды – это блестящие фонарики, подвешенные к небу. На самом деле, звёзды –
это огромные пылающие шары. Многие из них гораздо больше Солнца.
- Почему звёзды кажутся нам маленькими светящимися точками? (Расположены
далеко от Земли)
- Итак, что такое звёзды? Огромные пылающие шары
- Что такое Солнце? Это тоже огромный пылающий шар
- Значит, Солнце это что такое? ЗВЕЗДА
Когда Солнце
восходит и освещает Землю, начинается день. А когда заходит – начинается ночь.
Тогда-то и становятся видны звёзды, которые светят гораздо слабее Солнца.
Звёзды
и планеты, а также другие космические светила, которые расположены в
пространстве, называют космосом.
Человека,
который проводит испытания в космическом полёте
называют космонавтом. (слайд
3)
Физкультминутка
Умка всегда мечтал стать
космонавтом, потому что очень хотел бы побывать поближе к звездам. Давайте с
вами на минутку представим себя настоящими космонавтами, которые собираются
полететь в космос. Для этого вам нужно выучить команды капитана, чтобы
попасть на космический корабль.
Тихонько встаньте из-за парт и повторяйте движения за мной.
Лево руля! - все
поднимают левую руку.
Право руля! – все поднимают правую руку.
Ракета! - все поднимают руки вверх.
Земля! – показать
руками круг.
Солнце
ослепляет! – закрыть руками глаза.
Приземление! - все приседают и прикрывают голову руками.
Капитан на корабле! - все замирают, встают по стойке "смирно" и
отдают честь.
- В небе ясном солнце
светит,
Космонавт летит в ракете.
(Потянуться – руки вверх - вдох)
- А внизу леса, поля –
Расстилается земля.
(Наклониться – опустить руки вниз -выдох)
- К полёту вы готовы! Присаживайтесь на свои места, продолжим узнавать больше о
таинственных звездах.
4.2.
Игра «Созвездие Льва»
Метод: игровой
Скопление
звезд на участке небосвода, названное в честь
мифического персонажа либо животного, называют созвездием.
-
Умка очень любит искать на звёздном небе разные созвездия. Сейчас мы с вами
присоединимся к нашему новому другу. Откройте учебник на странице 33. Рассмотрите
созвездие Льва. (слайд 4)
Подумайте,
почему оно так называется? (Расположение ярких звёзд созвездия напоминает
лежащего льва)
Самой
яркой звездой созвездия является бело-голубая звезда Регул, что по-латински
значит «царёк». Иногда её называют также «Сердце Льва»
Чтобы вам легче
было запомнить расположение созвездия Льва, Умка приготовил для вас интересное
задание. Каждый из вас сейчас получит карточку, на которой необходимо будет
соединить точки с помощью карандаша и линейки. Точки на карточке обозначают
звёзды, которые входят в созвездие Льва. Подсказкой для вас станет изображение
созвездия Льва в учебнике на странице 33 и схема на доске.
На выполнение
задания у вас есть 2 минуты. Будьте внимательны.
4.3. Рассказ «Почему Луна бывает разной»
Метод:
фронтальная беседа
В ясную ночь
человек с хорошим зрением увидит на небосводе не более двух — трёх тысяч
мерцающих точек. Мы их называем звёздами.
- Вспомните, что
вы видели на ночном небе, кроме звёзд? (Луну) (слайд
5)
- Луна – это
спутник Земли. Спутник – это космическое тело, которое вращается вокруг
большего по размерам тела. Откройте учебник на странице 34 и рассмотрите первый
рисунок-схему.
- Какие небесные
объекты изображены на схеме? (Солнце, Земля, Луна)
- Теперь
рассмотрите второй рисунок-схему. С помощью него расскажите, как изменяется
внешний вид Луны. Почему это происходит?
Луна сама не
испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца. Раз Луна сама не
светит, мы можем видеть только ту её часть, которая освещена Солнцем. В разное
время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что её форма
меняется.
- С помощью
рисунков учебника на странице 35 расскажите, как изучают Луну.
С Земли Луну
изучают с помощью телескопа. Телескоп — это прибор, с помощью которого
можно наблюдать за отдаленными объектами, например, за звёздами и
спутниками. (слайд 6)
Гимнастика для
глаз
У нас есть
возможность любоваться звездами и без телескопа. Внимательно следите за
звездами на мониторе компьютера.
5. Осмысление
знаний, связей и зависимостей между элементами
5.1. Просмотр
видеофрагмента «Сколько нужно времени, чтобы добраться от Луны до Земли»
Метод:
видеометод
У нашего Умки есть
друг, которого зовут профессор Почемушкин. Умка очень хочет узнать, сколько
нужно времени, чтобы добраться от Луны до Земли. Профессор Почемушкин уже
подготовил ответ на этот вопрос для Умки и для нас. Внимательно смотрите на
экран, чтобы потом ответить на вопрос, сколько же нужно времени, чтобы
добраться от Луны до Земли.
Просмотр
видеофрагмента
- Сколько
нужно времени, чтобы добраться от Луны до Земли? (Быстрее всех добрался до
Луны спутник «Новые горизонты» за 8 минут 45 секунд)
- Как назывался
первый советский спутник? (Луна-1)
- Сколько бы
понадобилось времени, если было бы возможным дойти до Луны пешком? (8 лет 7
месяцев)
Для того, чтобы
отправиться в космос, космонавты усиленно готовятся. Это очень ответственный
шаг –увидеть своими глазами Землю с огромной высоты.
6. Обобщение и
ситематизация знаний.
6.1. Загадки о космосе
Метод: игровой
Настоящему
космонавту необходимо быть очень умным и знать всё о космических объектах.
Давайте проверим, что знаете о космосе вы. Я буду начинать читать стих, а вам
нужно будет продолжить его, т.е. назвать последнее слово-отгадку. Будьте очень
внимательны, рифма станет для вас хорошей подсказкой. Умка будет следить за
тем, чтобы никто не выкрикивал и не нарушал правила поведения на уроке. Если
знаете правильный ответ – поднимите руку.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.