Урок №4. Практикум по теме «Системы счисления»
Цель урока:
Ø
Закрепить
знания по теме «Системы счисления»
Ход
урока
I.
Организационный
момент. (1 мин.)
II.
Проверка
домашнего задания. (2 мин.)
III.
Постановка
целей и задач урока. (3 мин.)
Можно предложить учащимся выполнить задания в парах или в группах, организовать
эстафету или самостоятельно, разделив задания по вариантам, дополнить их
задачами из рабочий тетради, из заданий § 2 – 3. В начале урока выработать
совместно с учащимися план работы, сформулировать критерии оценивания.
Решение заданий из учебника (30 – 40 мин.)
1. Запишите
наибольшие двухзначное число в пятеричной и троичной системах счисления и
переведите эти числа в в двоичную систему счисления.
1) 445
= 4·51+4·50=20+4=2410
2) 223
= 2·31+2·30=6+2=810
2. Запишите
наименьшие трехзначное число в пятеричной и троичной системах счисления
переведите эти числа в десятичную систему счисления.
1) 1005
=2510
2) 1003=910
3. Произведите
упорядочивание чисел по убыванию: 112, 10110, 218,
1216 . 10110, 1216, 218, 112.
4. Определите
значения х:
а)
х10 = 23 + 24 + 25 = 610.
в)
х10 = 78 + 79 = 1410.
с)
х10 = 108 + 1016 = 2410.
5. Выполните
сложение двоичных чисел и произведите проверку результатов, переведя их в
десятичную систему:
a) 10 + 101 =
101. 2 + 5 = 7.
b) 1011 + 10 =
1101 11 + 2 = 13.
c) 11101 + 101 =
100010.
29
+ 5 = 34.
6. В
спортивных соревнованиях участвовали 100 ребят: 11 девочек 12 мальчиков. В
какой системы счисления подсчитали ребят?
В троичной.
7. Составьте
таблицу сложения в восьмеричной системе счисления:
+
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
0
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
10
|
2
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
10
|
11
|
3
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
10
|
11
|
12
|
4
|
4
|
5
|
6
|
7
|
10
|
11
|
12
|
13
|
5
|
5
|
6
|
7
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
6
|
6
|
7
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
7
|
7
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
a) 12 + 34 =
46.
b) 77 + 11 =
110.
c) 777 – 137
= 640.
8. Составьте
таблицу умножения в восьмеричной системе счисления. Выполните вычисления:
*
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
2
|
0
|
2
|
4
|
6
|
10
|
12
|
14
|
16
|
3
|
0
|
3
|
6
|
11
|
14
|
17
|
22
|
25
|
4
|
0
|
4
|
10
|
14
|
20
|
24
|
30
|
34
|
5
|
0
|
5
|
12
|
17
|
24
|
31
|
36
|
43
|
6
|
0
|
6
|
14
|
22
|
30
|
36
|
44
|
52
|
7
|
0
|
7
|
16
|
25
|
34
|
43
|
52
|
61
|
a) 12 · 34 =
430.
b) 77 · 11 =
1067.
c) 17 · 17 =
341.
9. Составьте
таблицу шестнадцатеричной системе счисления. Выполните вычисления:
+
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
A
|
B
|
C
|
D
|
E
|
F
|
0
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
A
|
B
|
C
|
D
|
E
|
F
|
1
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
A
|
B
|
C
|
D
|
E
|
F
|
10
|
2
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
A
|
B
|
C
|
D
|
E
|
F
|
10
|
11
|
3
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
A
|
B
|
C
|
D
|
E
|
F
|
10
|
11
|
12
|
4
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
A
|
B
|
C
|
D
|
E
|
F
|
10
|
11
|
12
|
13
|
5
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
A
|
B
|
C
|
D
|
E
|
F
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
6
|
6
|
7
|
8
|
9
|
A
|
B
|
C
|
D
|
E
|
F
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
7
|
7
|
8
|
9
|
A
|
B
|
C
|
D
|
E
|
F
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
8
|
8
|
9
|
A
|
B
|
C
|
D
|
E
|
F
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
9
|
9
|
A
|
B
|
C
|
D
|
E
|
F
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
A
|
A
|
B
|
C
|
D
|
E
|
F
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
B
|
B
|
C
|
D
|
E
|
F
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
1A
|
C
|
C
|
D
|
E
|
F
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
1A
|
1B
|
D
|
D
|
E
|
F
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
1A
|
1B
|
1C
|
E
|
E
|
F
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
1A
|
1B
|
1C
|
1D
|
F
|
F
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
1A
|
1B
|
1C
|
1D
|
1E
|
a) AA + 1 = AB
b) FFF + 1 = 1000
c) AF – 1D = 92
10. Найдите основание
системы счисления и цифру х, если верно равенство: 1х3 + х34 = 412.
Основание равно 5,
х =2.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.