Инфоурок Информатика Другие методич. материалыРазработка урока по информатике на тему: "Символьная величина. Функции обработки символьных величин (QBasic)"

Разработка урока по информатике на тему: "Символьная величина. Функции обработки символьных величин (QBasic)"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ urok 1 simv.doc

 

Урок 1.

Тема урока: Символьные величины.

Цели урока: ввести понятие символьной величины; ознакомить учащихся с обозначением и особенностями символьных величин; познакомить с функциями обработки строк, научить использовать эти функции при решении задач.

Тип урока: изучение нового материала.

План урока.

1. Мотивация изучения темы.

2. Объяснение нового материала.

3. Домашнее задание.

1. Мотивация изучения темы.

ЭВМ – электронно-цифровое устройство, которое является универсальным средством обработки информации, причём не обязательно числового характера. Компьютер при обработке текстов должен уметь оперировать не только числами, но и различными нецифровыми символами. Поэтому нужно знать какие команды нужно давать машине, чтобы она могла обработать текст.

2. Объяснение нового материала.

Вопрос к учащимся, какие типы данных работают в QBASIC? (постоянные – значение const; переменные – значение изменяется в процессе работы алгоритма; числовые – значение число; символьные – значение последовательность символов).

Символьная постоянная величина это заключённая между двойными кавычками последовательность символов некоторого алфавита (за исключением <”>), значение которой в процессе использования программы остаётся неизменным.

Символьная переменная величина (слово) – это любая последовательность символов некоторого алфавита, но её значение может меняться в ходе решения задачи.

Длина символьной величины: от 0 (пустая строка) до 255 символов QBASIC – не более 32567 символов).

Символьная переменная должна иметь имя. Имя символьной переменной всегда начинается с буквы латинского алфавита, далее может следовать любая буква латинского алфавита и/или цифра и заканчивается идентификатором типа переменной в виде доллара ($) . Длина имени переменной в QBASIC – 40 символов).

Ввод и вывод символьных величин осуществляется так же, как и для числовых величин.

Вспомним эти команды:

LET  <имя переменной >=< значение>

INPUT<”пояснения”> ;< имя переменной>

DATA<список постоянных величин>

READ<список имён переменных>

PRINT<операнд>

Для символьных величин определена единственная операция – сложение или конкатенация, которая обозначается знаком «+». Соединить два слова – это значит, к первому слову справа приписать второе.

Задание 1. Набрать и исполнить программу.

CLS :A$=”Я “:B$=”персональный компьютер”: C$=” “

F$=A$+C$+B$

PRINT F$

Многие функции, которые встречаются в QBASIC, являются составной частью языка и называются стандартными (встроенными). Мы знакомы с числовыми функциями. Назовите их (sin(x), cos(x), tan(x), rnd и т.д.). Для работы с символьными величинами есть свои функции, которые называются символьными (строковыми). Для обращения к функции необходимо набрать её имя и указать аргумент в круглых скобках. Функция сама по себе работать не может, необходимо использование либо оператора присваивания, либо оператора печати.

LEN(<имя переменной> или < символьное выражение>)

При обработке текста часто необходимо знать его длину. Число символов в слове называется его длиной.  

Задание 2. Подсчитайте длину текста F$ (24 символа). Трудоёмкую работу по определению длины слова выполняет функция LEN(<имя переменной>). Дополнить программу строкой: PRINT “В тексте `”F$”` символов – “; LEN(F$)

Обратить внимание: пробел – символ.

Одна из основных операций, необходимая для анализа текста – выделение какой-либо её части.

 Для выделения в тексте

а) левой части используется функция LEFT$(<имя переменной>,n%), где n% заданное число символов слева;

Задание 3. Дополнить программу строкой: PRINT LEFT$(F$,9)

б) правой части используется функция RIGHT$(<имя переменной>,n%), где n% -заданное количество символов справа;

Задание 4. Дополнить программу строкой: PRINT RIGHT$(F$,9)

в) средней части используется функция MID$(<имя переменной>,k%, n%), которая позволит выделить n% символов, начиная с k%-го символа.

Функция MID$ слева от знака равенства:

 <имя переменной>=MID$(<имя переменной>,k%, n%>)

Задание5. Дополнить программу строками:

X$=MID$(F$,6,3): PRINT X$

При выполнении этой команды переменной Х$ присваивается значение, предствляющее собой n% (3) последовательных знаков величины F$, первый из которых занимает позицию n% (6).

Задание 6. Дополнить программу строками:

Q$=MID$(F$,6): PRINT Q$

Если n% не указано или количество символов в строке справа от символа k% меньше, чем n%, то выделяется строка с номера k% и до конца. Если же значение n% равно 0 или значение k% превышает длину строки, то результатом будет пустая строка.

Функция MID$ справа от знака равно:

MID$(<имя переменной>,k%, n%)= <имя переменной> или <сим. выражение>

Задание 7. Дополнить программу строками:

MID$(F$,15,3)=X$:PRINT F$

При выполнении этой команды последовательные символы строки F$, начиная с позиции k%, заменяются на первые n% символов строки X%. Остальные остаются без изменения. N% - необязательный параметр.

Функция SPACE$(n%) позволяет создавать строковую переменную, состоящую из n% пробелов.

Задание 8. Дополнить программу строками:

W$=SPACE$(45): PRINT F$;W$;X$

Задание 9. С помощью операций выделения части и соединения из слова ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК составьте слова ДОНОР, ЖЕЗЛ, КОЛЕНО, КРОКОДИЛ.

Задание 10. Ввести программу, запустить и проанализировать результат работы.

CLS

X$=”ПОБЕДА

FOR I=2 TO 5

  PRINT MID$(X$, I, 4)

NEXT I

Задание 11. Дано слово. Используя действия выделения части и соединения, составьте слово, записанное теми же символами, но в обратном порядке (например, КАША – АШАК).

CLS                                                   A$ - заданный текст;

INPUT “Введите текст”;A$            I – порядковый номер вырезаемого символа.

FOR I=1 TO LEN(A$) STEP –1

         PRINT MID$(A$,I,1);

NEXT I

3.Домашнее задание.

Задание: Выучите определение символьной величины, её обозначение.

Задача 1. Напишите программу, которая из слов «финал», «урок», «турист», «балет», «линия» составит слово «футбол».

Задача 2. Чему будут равны переменные А$ и В$ после выполнения следующей программы?

A$=”радио

B$=”вещание

B$=A$+B$

A$=MID$(B$,3,3)+MID$(A$,3,1)

B$=LEFT$(B$,1)+MID$(B$,5,1)+MID$(B$,8,2)

PRINT A$, B$

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по информатике на тему: "Символьная величина. Функции обработки символьных величин (QBasic)""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по управлению персоналом

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ urok1 simv.ppt

Скачать материал "Разработка урока по информатике на тему: "Символьная величина. Функции обработки символьных величин (QBasic)""

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • муниципальное автономное общеобразовательное учреждение 
средняя общеобразова...

    1 слайд

    муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
    средняя общеобразовательная школа № 45

    Учитель информатики:
    Пастушук Галина Григорьевна
    Функции обработки символьных величин.

    г. Калининград
    2014-2015
    Символьная величина.

  • Символьная постоянная величина – это заключённая между двойными кавычками пос...

    2 слайд

    Символьная постоянная величина – это заключённая между двойными кавычками последовательность символов некоторого алфавита (за исключением <”>), значение которой в процессе использования программы остаётся неизменным.

    Символьная переменная величина (слово) – это любая последовательность символов некоторого алфавита, но её значение может меняться в ходе решения задачи.

    Длина символьной величины: от 0 (пустая строка) до 255 символов (в QBASIC – не более 32567 символов).

  • Имя символьной переменной всегда начинается с буквы латинского алфавита, дале...

    3 слайд

    Имя символьной переменной всегда начинается с буквы латинского алфавита, далее может следовать любая буква латинского алфавита и/или цифра и заканчивается идентификатором типа переменной в виде доллара ($) . Длина имени переменной в QBASIC – до 40 символов.

  • Ввод, присваивание и вывод символьных величин.10 CLS
20 INPUT “Как вас зовут...

    4 слайд

    Ввод, присваивание и вывод
    символьных величин.
    10 CLS
    20 INPUT “Как вас зовут”;N$
    30 NAME$=N$
    40 PRINT “Здравствуйте,”;NAME$

  • Ввод, присваивание и вывод символьных величин.Значения переменных можно зада...

    5 слайд

    Ввод, присваивание и вывод
    символьных величин.
    Значения переменных можно задавать с помощью операторов DATA и READ.
    10 CLS
    20 DATA понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье
    30 INPUT “Введите номер дня недели”;K
    40 FOR I=1 TO 7
    50 READ C$
    60 IF K=I THEN PRINT “Сегодня - ”;C$
    70 NEXT I

  • Ввод, присваивание и вывод символьных величин.Если в тексте встречаются запя...

    6 слайд

    Ввод, присваивание и вывод
    символьных величин.
    Если в тексте встречаются запятая или кавычки, то используется оператор
    LINE INPUT <“сообщение”>; <переменная>
    10 CLS
    20 LINE INPUT “Введите температуру в градусах”; A$
    10 CLS
    20 INPUT “Введите температуру в градусах”; A$
    Введите с клавиатуры значение 23,4.

  • Задание 1.Найдите ошибки в записях символьных величин и объясните их:
A$=“ИНФ...

    7 слайд

    Задание 1.
    Найдите ошибки в записях символьных величин и объясните их:
    A$=“ИНФОРМАТИКА”
    CR2=“ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА”
    D$=КОМПЬЮТЕР
    64N$=“ALGORITHM”

  • Для символьных величин определена единственная операция – сложение или кон...

    8 слайд

    Для символьных величин определена единственная операция – сложение или конкатенация, которая обозначается знаком «+».
    Соединить два слова – это значит, к первому слову справа приписать второе.
    Задание 1. Набрать и исполнить программу.
    CLS
    A$=”Я “
    B$=”персональный компьютер”
    C$=” “
    F$=A$+C$+B$
    PRINT F$

  • Число символов в слове называется его длиной. 
Функция 
LEN( или &lt; символьное...

    9 слайд

    Число символов в слове называется его длиной.
    Функция
    LEN(<имя переменной> или < символьное выражение>)
    определяет длину текста.
    Задание 2.
    Подсчитайте длину текста F$.
    Дополнить программу строкой:
    PRINT “В тексте `”F$”` символов – “; LEN(F$)

    Функции обработки
    символьных величин.

  • 2. Одна из основных операций, необходимая для анализа текста – выделение како...

    10 слайд

    2. Одна из основных операций, необходимая для анализа текста – выделение какой-либо её части.
    Для выделения в тексте
    а) левой части используется функция LEFT$(<имя переменной>,n%),
    где n% - заданное число символов слева;
    Задание 3.
    Дополнить программу строкой:
    PRINT LEFT$(F$,9)

  • б) правой части используется функция 
RIGHT$(,n%), 
где n% -заданное количест...

    11 слайд

    б) правой части используется функция
    RIGHT$(<имя переменной>,n%),
    где n% -заданное количество символов справа;
    Задание 4.
    Дополнить программу строкой:
    PRINT RIGHT$(F$,9)

  • в) средней части используется функция MID$(,k%, n%),
где n%- количество выдел...

    12 слайд

    в) средней части используется функция MID$(<имя переменной>,k%, n%),
    где n%- количество выделяемых символов;
    k%- порядковый номер символа, с которого начинается выделение
    Функция MID$ справа от знака равенства:
    <имя переменной>=MID$(<имя переменной>,k%, n%>)
    Задание 5.
    Дополнить программу строками:
    X$=MID$(F$,6,3)
    PRINT X$

  • Задание 6. 
Дополнить программу строками: 
Q$=MID$(F$,6)
PRINT Q$ 
Если n% не...

    13 слайд

    Задание 6.
    Дополнить программу строками:
    Q$=MID$(F$,6)
    PRINT Q$
    Если n% не указано или количество символов в строке справа от символа k% меньше, чем n%, то выделяется строка с номера k% и до конца. Если же значение n% равно 0 или значение k% превышает длину строки, то результатом будет пустая строка.

  • Функция MID$ слева от знака равно: 
MID$(,k%, n%)=  или  
  Задание 7. 
Допол...

    14 слайд

    Функция MID$ слева от знака равно:
    MID$(<имя переменной>,k%, n%)= <имя переменной> или <сим. выражение>
    Задание 7.
    Дополнить программу строками: MID$(F$,15,3)=X$
    PRINT F$
    При выполнении этой команды последовательные символы строки F$, начиная с позиции k%, заменяются на первые n% символов строки X%. Остальные остаются без изменения. n% - необязательный параметр.

  • 3. Функция SPACE$(n%) позволяет создавать строковую переменную, состоящую из...

    15 слайд

    3. Функция SPACE$(n%) позволяет создавать строковую переменную, состоящую из n% пробелов (0 – 32767).
    Задание 8.
    Дополнить программу строками: W$=SPACE$(45)
    PRINT F$;W$;X$

  • Задание 9. 
С помощью операций выделения части и соединения из слова ЖЕЛЕЗНОД...

    16 слайд

    Задание 9.
    С помощью операций выделения части и соединения из слова ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК составьте слова ДОНОР, ЖЕЗЛ, КОЛЕНО, КРОКОДИЛ.
    CLS
    A$=“ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК”
    PRINT MID$(A$,8,2)+MID$(A$,6,2)+MID$(A$,10,1)

  • Задание 10. 
Ввести программу, запустить и проанализировать результат работы....

    17 слайд

    Задание 10.
    Ввести программу, запустить и проанализировать результат работы.
    CLS
    X$=”ПОБЕДА”
    FOR I=2 TO 5
    PRINT MID$(X$, I, 4)
    NEXT I

  • Задание 11. 
Дано слово. Используя действия выделения части и соединения, сос...

    18 слайд

    Задание 11.
    Дано слово. Используя действия выделения части и соединения, составьте слово, записанное теми же символами, но в обратном порядке (например, КАША – АШАК).
    CLS
    INPUT “Введите текст”;A$ ‘A$ - заданный текст
    FOR I= LEN(A$) TO 1 STEP –1 ‘I – порядковый номер вырезаемого символа
    PRINT MID$(A$,I,1);
    NEXT I

  • Задание 11 (способ 2). 
CLS
INPUT “Введите текст”;A$ ‘A$ - заданный текст
С$=...

    19 слайд

    Задание 11 (способ 2).
    CLS
    INPUT “Введите текст”;A$ ‘A$ - заданный текст
    С$=“” ‘отвечает за новый текст
    FOR I=1 TO LEN(A$) STEP –1 ‘I – порядковый номер вырезаемого символа
    C$=C$+MID$(A$,I,1) ‘формируем новый текст
    NEXT I
    PRINT “Новый текст:”C$

  • Домашнее задание. 
Задание: Выучите определение символьной величины, её обозн...

    20 слайд

    Домашнее задание.
    Задание: Выучите определение символьной величины, её обозначение.
    Задача 1. Напишите программу, которая из слов «финал», «урок», «турист», «балет», «линия» составит слово «футбол».
    Задача 2. Чему будут равны переменные А$ и В$ после выполнения следующей программы?

    A$=”радио”
    B$=”вещание”
    B$=A$+B$
    A$=MID$(B$,3,3)+MID$(A$,3,1)
    B$=LEFT$(B$,1)+MID$(B$,5,1)+MID$(B$,8,2)
    PRINT A$, B$

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ЭВМ – электронно-цифровое устройство, которое является универсальным средством обработки информации, причём не обязательно числового характера. Компьютер при обработке текстов должен уметь оперировать не только числами, но и различными нецифровыми символами. Поэтому нужно знать какие команды нужно давать машине, чтобы она могла обработать текст.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 839 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.03.2020 415
    • ZIP 91.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Григорян Наира Арамовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Григорян Наира Арамовна
    Григорян Наира Арамовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 94877
    • Всего материалов: 228

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Создание и обеспечение электронного архива с использованием информационно-коммуникационных технологий

Специалист по формированию электронного архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 21 региона

Курс профессиональной переподготовки

Разработка и сопровождение требований и технических заданий на разработку и модернизацию систем и подсистем малого и среднего масштаба и сложности

Системный аналитик

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 33 регионов

Курс повышения квалификации

Методы и инструменты современного моделирования

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 20 регионов

Мини-курс

Путь к внутреннему спокойствию: освобождение от тревоги, злости и стыда

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 345 человек из 66 регионов

Мини-курс

Психологические механизмы и стратегии: сохранения психологического равновесия

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные методики базальной стимуляции и развивающего ухода для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе