Главная / Информатика / Разработка урока по информатике на тему: "Символьная величина. Функции обработки символьных величин (QBasic)"

Разработка урока по информатике на тему: "Символьная величина. Функции обработки символьных величин (QBasic)"

Скачать материал

Документы в архиве:

38.5 КБ urok 1 simv.doc
330 КБ urok1 simv.ppt

Название документа urok 1 simv.doc

Пастушук Галина Григорьевна учитель информатики МАОУ СОШ №45


Урок 1.

Тема урока: Символьные величины.

Цели урока: ввести понятие символьной величины; ознакомить учащихся с обозначением и особенностями символьных величин; познакомить с функциями обработки строк, научить использовать эти функции при решении задач.


Тип урока: изучение нового материала.

План урока.

1. Мотивация изучения темы.

2. Объяснение нового материала.

3. Домашнее задание.


1. Мотивация изучения темы.

ЭВМ – электронно-цифровое устройство, которое является универсальным средством обработки информации, причём не обязательно числового характера. Компьютер при обработке текстов должен уметь оперировать не только числами, но и различными нецифровыми символами. Поэтому нужно знать какие команды нужно давать машине, чтобы она могла обработать текст.


2. Объяснение нового материала.

Вопрос к учащимся, какие типы данных работают в QBASIC? (постоянные – значение const; переменные – значение изменяется в процессе работы алгоритма; числовые – значение число; символьные – значение последовательность символов).

Символьная постоянная величина это заключённая между двойными кавычками последовательность символов некоторого алфавита (за исключением <”>), значение которой в процессе использования программы остаётся неизменным.

Символьная переменная величина (слово) – это любая последовательность символов некоторого алфавита, но её значение может меняться в ходе решения задачи.

Длина символьной величины: от 0 (пустая строка) до 255 символов QBASIC – не более 32567 символов).

Символьная переменная должна иметь имя. Имя символьной переменной всегда начинается с буквы латинского алфавита, далее может следовать любая буква латинского алфавита и/или цифра и заканчивается идентификатором типа переменной в виде доллара ($) . Длина имени переменной в QBASIC – 40 символов).

Ввод и вывод символьных величин осуществляется так же, как и для числовых величин.

Вспомним эти команды:

LET <имя переменной >=< значение>

INPUT<”пояснения”> ;< имя переменной>

DATA<список постоянных величин>

READ<список имён переменных>

PRINT<операнд>

Для символьных величин определена единственная операция – сложение или конкатенация, которая обозначается знаком «+». Соединить два слова – это значит, к первому слову справа приписать второе.

Задание 1. Набрать и исполнить программу.

CLS :A$=”Я “:B$=”персональный компьютер”: C$=” “

F$=A$+C$+B$

PRINT F$


Многие функции, которые встречаются в QBASIC, являются составной частью языка и называются стандартными (встроенными). Мы знакомы с числовыми функциями. Назовите их (sin(x), cos(x), tan(x), rnd и т.д.). Для работы с символьными величинами есть свои функции, которые называются символьными (строковыми). Для обращения к функции необходимо набрать её имя и указать аргумент в круглых скобках. Функция сама по себе работать не может, необходимо использование либо оператора присваивания, либо оператора печати.

LEN(<имя переменной> или < символьное выражение>)

При обработке текста часто необходимо знать его длину. Число символов в слове называется его длиной.

Задание 2. Подсчитайте длину текста F$ (24 символа). Трудоёмкую работу по определению длины слова выполняет функция LEN(<имя переменной>). Дополнить программу строкой: PRINT “В тексте `”F$”` символов – “; LEN(F$)

Обратить внимание: пробел – символ.

Одна из основных операций, необходимая для анализа текста – выделение какой-либо её части.

Для выделения в тексте

а) левой части используется функция LEFT$(<имя переменной>,n%), где n% заданное число символов слева;

Задание 3. Дополнить программу строкой: PRINT LEFT$(F$,9)

б) правой части используется функция RIGHT$(<имя переменной>,n%), где n% -заданное количество символов справа;

Задание 4. Дополнить программу строкой: PRINT RIGHT$(F$,9)

в) средней части используется функция MID$(<имя переменной>,k%, n%), которая позволит выделить n% символов, начиная с k%-го символа.

Функция MID$ слева от знака равенства:

<имя переменной>=MID$(<имя переменной>,k%, n%>)

Задание5. Дополнить программу строками:

X$=MID$(F$,6,3): PRINT X$

При выполнении этой команды переменной Х$ присваивается значение, предствляющее собой n% (3) последовательных знаков величины F$, первый из которых занимает позицию n% (6).

Задание 6. Дополнить программу строками:

Q$=MID$(F$,6): PRINT Q$

Если n% не указано или количество символов в строке справа от символа k% меньше, чем n%, то выделяется строка с номера k% и до конца. Если же значение n% равно 0 или значение k% превышает длину строки, то результатом будет пустая строка.

Функция MID$ справа от знака равно:

MID$(<имя переменной>,k%, n%)= <имя переменной> или <сим. выражение>

Задание 7. Дополнить программу строками:

MID$(F$,15,3)=X$:PRINT F$

При выполнении этой команды последовательные символы строки F$, начиная с позиции k%, заменяются на первые n% символов строки X%. Остальные остаются без изменения. N% - необязательный параметр.

Функция SPACE$(n%) позволяет создавать строковую переменную, состоящую из n% пробелов.

Задание 8. Дополнить программу строками:

W$=SPACE$(45): PRINT F$;W$;X$


Задание 9. С помощью операций выделения части и соединения из слова ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК составьте слова ДОНОР, ЖЕЗЛ, КОЛЕНО, КРОКОДИЛ.

Задание 10. Ввести программу, запустить и проанализировать результат работы.

CLS

X$=”ПОБЕДА

FOR I=2 TO 5

PRINT MID$(X$, I, 4)

NEXT I

Задание 11. Дано слово. Используя действия выделения части и соединения, составьте слово, записанное теми же символами, но в обратном порядке (например, КАША – АШАК).

CLS A$ - заданный текст;

INPUT “Введите текст”;A$ I – порядковый номер вырезаемого символа.

FOR I=1 TO LEN(A$) STEP –1

PRINT MID$(A$,I,1);

NEXT I


3.Домашнее задание.

Задание: Выучите определение символьной величины, её обозначение.

Задача 1. Напишите программу, которая из слов «финал», «урок», «турист», «балет», «линия» составит слово «футбол».

Задача 2. Чему будут равны переменные А$ и В$ после выполнения следующей программы?

A$=”радио

B$=”вещание

B$=A$+B$

A$=MID$(B$,3,3)+MID$(A$,3,1)

B$=LEFT$(B$,1)+MID$(B$,5,1)+MID$(B$,8,2)

PRINT A$, B$


3


Название документа urok1 simv.ppt

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразоват...
Символьная постоянная величина – это заключённая между двойными кавычками пос...
Имя символьной переменной всегда начинается с буквы латинского алфавита, дале...
Ввод, присваивание и вывод символьных величин. 10 CLS 20 INPUT “Как вас зовут...
Ввод, присваивание и вывод символьных величин. Значения переменных можно зада...
Ввод, присваивание и вывод символьных величин. Если в тексте встречаются запя...
Задание 1. Найдите ошибки в записях символьных величин и объясните их: A$=“ИН...
Для символьных величин определена единственная операция – сложение или конка...
Число символов в слове называется его длиной. Функция LEN( или < символьное в...
2. Одна из основных операций, необходимая для анализа текста – выделение како...
б) правой части используется функция RIGHT$(,n%), где n% -заданное количество...
в) средней части используется функция MID$(,k%, n%), где n%- количество выдел...
Задание 6. Дополнить программу строками: Q$=MID$(F$,6) PRINT Q$ Если n% не ук...
Функция MID$ слева от знака равно: MID$(,k%, n%)=  или  Задание 7. Дополнить ...
3. Функция SPACE$(n%) позволяет создавать строковую переменную, состоящую из ...
Задание 9. С помощью операций выделения части и соединения из слова ЖЕЛЕЗНОДО...
Задание 10. Ввести программу, запустить и проанализировать результат работы. ...
Задание 11. Дано слово. Используя действия выделения части и соединения, сост...
Задание 11 (способ 2). CLS INPUT “Введите текст”;A$ ‘A$ - заданный текст С$=“...
Домашнее задание. Задание: Выучите определение символьной величины, её обозна...
1 из 20

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразователь
Описание слайда:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 45 Учитель информатики: Пастушук Галина Григорьевна Функции обработки символьных величин. г. Калининград 2014-2015 СИМВОЛЬНАЯ ВЕЛИЧИНА. г. Калининград 2014-2015

№ слайда 2 Символьная постоянная величина – это заключённая между двойными кавычками послед
Описание слайда:

Символьная постоянная величина – это заключённая между двойными кавычками последовательность символов некоторого алфавита (за исключением <”>), значение которой в процессе использования программы остаётся неизменным. Символьная переменная величина (слово) – это любая последовательность символов некоторого алфавита, но её значение может меняться в ходе решения задачи. Длина символьной величины: от 0 (пустая строка) до 255 символов (в QBASIC – не более 32567 символов).

№ слайда 3 Имя символьной переменной всегда начинается с буквы латинского алфавита, далее м
Описание слайда:

Имя символьной переменной всегда начинается с буквы латинского алфавита, далее может следовать любая буква латинского алфавита и/или цифра и заканчивается идентификатором типа переменной в виде доллара ($) . Длина имени переменной в QBASIC – до 40 символов.

№ слайда 4 Ввод, присваивание и вывод символьных величин. 10 CLS 20 INPUT “Как вас зовут”;N
Описание слайда:

Ввод, присваивание и вывод символьных величин. 10 CLS 20 INPUT “Как вас зовут”;N$ 30 NAME$=N$ 40 PRINT “Здравствуйте,”;NAME$

№ слайда 5 Ввод, присваивание и вывод символьных величин. Значения переменных можно задават
Описание слайда:

Ввод, присваивание и вывод символьных величин. Значения переменных можно задавать с помощью операторов DATA и READ. 10 CLS 20 DATA понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье 30 INPUT “Введите номер дня недели”;K 40 FOR I=1 TO 7 50 READ C$ 60 IF K=I THEN PRINT “Сегодня - ”;C$ 70 NEXT I

№ слайда 6 Ввод, присваивание и вывод символьных величин. Если в тексте встречаются запятая
Описание слайда:

Ввод, присваивание и вывод символьных величин. Если в тексте встречаются запятая или кавычки, то используется оператор LINE INPUT <“сообщение”>; <переменная> 10 CLS 20 LINE INPUT “Введите температуру в градусах”; A$ 10 CLS 20 INPUT “Введите температуру в градусах”; A$ Введите с клавиатуры значение 23,4.

№ слайда 7 Задание 1. Найдите ошибки в записях символьных величин и объясните их: A$=“ИНФОР
Описание слайда:

Задание 1. Найдите ошибки в записях символьных величин и объясните их: A$=“ИНФОРМАТИКА” CR2=“ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА” D$=КОМПЬЮТЕР 64N$=“ALGORITHM”

№ слайда 8 Для символьных величин определена единственная операция – сложение или конкатен
Описание слайда:

Для символьных величин определена единственная операция – сложение или конкатенация, которая обозначается знаком «+». Соединить два слова – это значит, к первому слову справа приписать второе. Задание 1. Набрать и исполнить программу. CLS A$=”Я “ B$=”персональный компьютер” C$=” “ F$=A$+C$+B$ PRINT F$

№ слайда 9 Число символов в слове называется его длиной. Функция LEN( или &lt; символьное выра
Описание слайда:

Число символов в слове называется его длиной. Функция LEN(<имя переменной> или < символьное выражение>) определяет длину текста. Задание 2. Подсчитайте длину текста F$. Дополнить программу строкой: PRINT “В тексте `”F$”` символов – “; LEN(F$) Функции обработки символьных величин.

№ слайда 10 2. Одна из основных операций, необходимая для анализа текста – выделение какой-л
Описание слайда:

2. Одна из основных операций, необходимая для анализа текста – выделение какой-либо её части. Для выделения в тексте а) левой части используется функция LEFT$(<имя переменной>,n%), где n% - заданное число символов слева; Задание 3. Дополнить программу строкой: PRINT LEFT$(F$,9)

№ слайда 11 б) правой части используется функция RIGHT$(,n%), где n% -заданное количество си
Описание слайда:

б) правой части используется функция RIGHT$(<имя переменной>,n%), где n% -заданное количество символов справа; Задание 4. Дополнить программу строкой: PRINT RIGHT$(F$,9)

№ слайда 12 в) средней части используется функция MID$(,k%, n%), где n%- количество выделяем
Описание слайда:

в) средней части используется функция MID$(<имя переменной>,k%, n%), где n%- количество выделяемых символов; k%- порядковый номер символа, с которого начинается выделение Функция MID$ справа от знака равенства: <имя переменной>=MID$(<имя переменной>,k%, n%>) Задание 5. Дополнить программу строками: X$=MID$(F$,6,3) PRINT X$

№ слайда 13 Задание 6. Дополнить программу строками: Q$=MID$(F$,6) PRINT Q$ Если n% не указа
Описание слайда:

Задание 6. Дополнить программу строками: Q$=MID$(F$,6) PRINT Q$ Если n% не указано или количество символов в строке справа от символа k% меньше, чем n%, то выделяется строка с номера k% и до конца. Если же значение n% равно 0 или значение k% превышает длину строки, то результатом будет пустая строка.

№ слайда 14 Функция MID$ слева от знака равно: MID$(,k%, n%)=  или  Задание 7. Дополнить про
Описание слайда:

Функция MID$ слева от знака равно: MID$(<имя переменной>,k%, n%)= <имя переменной> или <сим. выражение> Задание 7. Дополнить программу строками: MID$(F$,15,3)=X$ PRINT F$ При выполнении этой команды последовательные символы строки F$, начиная с позиции k%, заменяются на первые n% символов строки X%. Остальные остаются без изменения. n% - необязательный параметр.

№ слайда 15 3. Функция SPACE$(n%) позволяет создавать строковую переменную, состоящую из n%
Описание слайда:

3. Функция SPACE$(n%) позволяет создавать строковую переменную, состоящую из n% пробелов (0 – 32767). Задание 8. Дополнить программу строками: W$=SPACE$(45) PRINT F$;W$;X$

№ слайда 16 Задание 9. С помощью операций выделения части и соединения из слова ЖЕЛЕЗНОДОРОЖ
Описание слайда:

Задание 9. С помощью операций выделения части и соединения из слова ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК составьте слова ДОНОР, ЖЕЗЛ, КОЛЕНО, КРОКОДИЛ. CLS A$=“ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК” PRINT MID$(A$,8,2)+MID$(A$,6,2)+MID$(A$,10,1)

№ слайда 17 Задание 10. Ввести программу, запустить и проанализировать результат работы. CLS
Описание слайда:

Задание 10. Ввести программу, запустить и проанализировать результат работы. CLS X$=”ПОБЕДА” FOR I=2 TO 5 PRINT MID$(X$, I, 4) NEXT I

№ слайда 18 Задание 11. Дано слово. Используя действия выделения части и соединения, составь
Описание слайда:

Задание 11. Дано слово. Используя действия выделения части и соединения, составьте слово, записанное теми же символами, но в обратном порядке (например, КАША – АШАК). CLS INPUT “Введите текст”;A$ ‘A$ - заданный текст FOR I= LEN(A$) TO 1 STEP –1 ‘I – порядковый номер вырезаемого символа PRINT MID$(A$,I,1); NEXT I

№ слайда 19 Задание 11 (способ 2). CLS INPUT “Введите текст”;A$ ‘A$ - заданный текст С$=“” ‘
Описание слайда:

Задание 11 (способ 2). CLS INPUT “Введите текст”;A$ ‘A$ - заданный текст С$=“” ‘отвечает за новый текст FOR I=1 TO LEN(A$) STEP –1 ‘I – порядковый номер вырезаемого символа C$=C$+MID$(A$,I,1) ‘формируем новый текст NEXT I PRINT “Новый текст:”C$

№ слайда 20 Домашнее задание. Задание: Выучите определение символьной величины, её обозначен
Описание слайда:

Домашнее задание. Задание: Выучите определение символьной величины, её обозначение. Задача 1. Напишите программу, которая из слов «финал», «урок», «турист», «балет», «линия» составит слово «футбол». Задача 2. Чему будут равны переменные А$ и В$ после выполнения следующей программы? A$=”радио” B$=”вещание” B$=A$+B$ A$=MID$(B$,3,3)+MID$(A$,3,1) B$=LEFT$(B$,1)+MID$(B$,5,1)+MID$(B$,8,2) PRINT A$, B$

Разработка урока по информатике на тему: "Символьная величина. Функции обработки символьных величин (QBasic)"

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • Информатика
Описание:

ЭВМ – электронно-цифровое устройство, которое является универсальным средством обработки информации, причём не обязательно числового характера. Компьютер при обработке текстов должен уметь оперировать не только числами, но и различными нецифровыми символами. Поэтому нужно знать какие команды нужно давать машине, чтобы она могла обработать текст.

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал
Автор Пастушук Галина Григорьевна
Дата добавления 23.11.2015
Раздел Информатика
Подраздел Другое
Просмотров 1195
Номер материала MA-062580
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓