Автор разработки: Игнатович Евгения
Владимировна
Тип урока: урок повторения и
закрепления
Вид урока: традиционный
Урок
письма и развития речи в 3 классе.
Тема:
Повторение по теме «Твердые и мягкие согласные»
Цели: повторение и закрепление понятия
о твердых и мягких согласных.
Задачи:
-совершенствовать
знания и умения учащихся в различии твёрдых
и мягких
согласных при обозначении гласными буквами;
-способствовать
коррекции недостатков развития мышления на основе дифференциации твёрдых и мягких
согласных; развитие связной устной речи путём комментирования своих действий;
-воспитывать
мотивацию к учению путём проведения урока
в нетрадиционной
форме.
Оборудование: таблица «Гласные и согласные буквы», карточки
«Твёрдые и мягкие согласные», компьютер, проектор, экран, игра «Собери букву»;
сигнальные карточки, презентация; Русский язык. Аксенова А.К., Якубовская
Э.В. Учебник для 3 класса. - М. Просвещение, 2005г.
Ход урока:
I.Организационный момент:
Психологический настрой:
Слайд 2
- Дорогие ребята!
Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну со строгим названием – Грамматика.
Но для того, чтобы узнать, как вы готовы к путешествию, мы должны проверить
домашнее задание.
II. Проверка домашнего задания:
Игра «Волшебный
мешочек».
- С собой в путь
мы возьмём мешочек. Он волшебный и пригодится нам
в пути. Вам
нужно на ощупь узнать цифру в мешочке и сказать, какие вы написали слова с
мягким знаком на конце слова из данного количества букв. (Слова: 3 буквы - ель,
4 буквы – лось, толь, конь, боль, путь, 5 букв – дождь.)
Учащиеся
проверяют правильность ответов и сигнализируют карточками.- Итак, я вижу, вы
хорошо подготовились к путешествию. Откроем тетради
и запишем дату
нашего путешествия, тему урока, сегодня мы повторим пройденный материал по теме
« Твёрдые и мягкие согласные». Впереди нас ждут встречи со сказочными героями.
Они приготовили для вас интересные задания. А укажет нам путь снежинка, которая
залетела к нам в класс.
III. Минутка чистописания.
Слайд 3
1. Фонетическая
зарядка.
Учитель: - С
какого звука начинается слово «снежинка»?
Дети: Звук «с».
Учитель: - Как обозначается звук «с»?
Дети: Буква « эС».
2. Пальчиковая гимнастика.
Упражнение «Снежинка»: Снежинка прилетела, на ладошку села.
Прилегла на парту и
превратилась в каплю.
3. Минутка чистописания:
Слайд 4
Учитель: - Давайте пропишем букву «С» строчную и прописную,
сначала на ладони, затем в тетради.
(Учащиеся прописывают буквы в тетради.)
IV. Основная часть урока.
Учитель: В путь
отправятся те, кто успешно пройдёт испытание на знание букв, которые помогут
нам в пути.
1. Игра «Собери
картинку».
Учитель: У вас на
столах лежат конверты, в которых лежат детали букв. Соберите изображение буквы
и объясните её значение.
(Учащиеся
складывают изображение гласных букв. 1-й вариант – буквы, которые обозначают
мягкость согласного, 2-й – буквы, которые обозначают твёрдость.)
Учитель: Назовите
буквы, которые вы сложили?
Учащиеся: 1-й ряд
--- а, о, у, ы, э.
Учитель: Что
можно сказать об этих буквах?
Учащиеся: Эти
буквы гласные, они обозначают твёрдость согласного.
Учащиеся: 2-й ряд
--- я, е, ё, и, ю.
Учитель: Что
можно сказать об этих буквах?
Учащиеся: Эти
буквы обозначают мягкость согласного.
Итак,
девизом нашего урока будет правило о твёрдых и мягких согласных. (На доску
вывешивается таблица с правилом. Учащиеся читают правило хором.)
Учитель: Вы
справились с первым испытанием. Можно отправляться в путь
(Звучит сигнал.)
2. Остановка у
Незнайки.
Слайд 5
Учитель: - Ребята,
Незнайка приглашает вас в гости, кому вы узнаете из загадки.
А)С ним играть
опасно в прятки.
Мчит бедняжка
без оглядки.
След запутал и
прилег:
Обмануть лисицу
смог. (заяц)
Б)Отойди-ка от
берлоги.
Уноси скорее
ноги,
А не то начну
реветь.
Я не ежик, а …
(медведь)
В)Хитрая
плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый —
краса,
А зовут ее – …
(Лиса)
Г)Кто зимой
холодной
Ходит злой,
голодный. (Волк)
Д)Трав копытами
касаясь,
Ходит по лесу
красавец,
Ходит смело и
легко,
Рога раскинув
широко.
(Лось)
Е)С ветки на
ветку, быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
рыжий циркач.
Вот на лету он
шишки сорвал,
Прыгнул на ствол
и в дупло убежал.
(Белка)
Учитель: -
Животные приготовили для вас задание. Вам нужно записать название животного,
изображённого на картинке. 1-й ряд – слова с твёрдыми согласными в начале
слова; 2-й ряд – слова с мягкими согласными в начале слова.
(Два ученика
работают у доски, остальные в тетради. Учащиеся, которые работают у доски
объясняют свой ответ. Остальные – работают сигнальными карточками. Проверка выполнения.
3. Остановка у
Буквоешки.
Слайд 6
Учитель: На
этой остановке ждёт наш старый знакомый Буквоешка. Он хочет поиграть с вами в
прятки, он спрятал в тексте некоторые буквы. Мы должны вставить пропущенную
букву и объяснить её значение.
( На слайд текст,
в котором пропущены буквы.)
Текст. Вот и зима.
Рады дети. Ваня взял санки. Петя надел лыжи. Дети идут в лес.
( Учащиеся
читают предложения, вставляют букву и определяют мягкость или твёрдость
согласного, стоящего рядом.)
V. Физкультминутка
1. Упражнение с
движением «Снежок».
Спал снежок и
вдруг проснулся,
Больше спать
не захотел.
Шевельнулся,
потянулся.
Взвился вверх
и улетел.
2. Гимнастика для
глаз. На доске снежинки.
- Закройте
глаза, что изменилось? (Убрать несколько снежинок.)
- Поморгаем
ресничками – «стряхнём снежинки».
VI. Работа по учебнику.
Остановка у
Самоделкина.
Слайд 7
Учитель: Ребята,
Самоделкин приготовил для вас загадку:
«Я всё знаю,
всех учу, но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться, надо грамоте учиться».
Учащиеся: Это книга.
Учитель: Самоделкину нравится, когда работу
выполняют сами дети. Поэтому работать будете самостоятельно.
( Самостоятельное чтение задания и упражнения.
Пояснение задания учащимися. Задание: прочитать рассказ, выписать слова с
мягким знаком на конце. Взаимопроверка выполнения задания.)
VII. Работа с деформированными словами. Упражнение «Наборщик».
Остановка у Карандаша.
Слайд 8
Учитель: Ребята, Карандаш приготовил для вас трудное,
но очень интересное задание. На экране слайд со словами: зима, снег, ветер,
метель, солнце (буквы в словах переставлены местами).
Учитель: - Ребята, вам нужно прочитать слова, собрав
правильно все буквы.
Учащиеся называют слова.
Учитель: - Молодцы, вы правильно составили и прочитали
слова. Я буду вам называть букву в слове, а вы должны определить, какая это
буква – твёрдая или мягкая. Работаем сигнальными карточками: красный цвет –
мягкая согласная, синий цвет – твёрдая. ( Двое учащихся работают
у доски- подчеркивают цветным мелом, остальные с
места.)
VIII. Домашнее задание.
Остановка у Мальвины.
Слайд 9
Учитель: Ребята, Мальвина приготовила
для вас задание. Но сначала она хочет послушать вас. Расскажите стихотворение о
зиме Г.Ладонщикова
« Солнце землю греет слабо».
( Учащиеся хором читают
стихотворение.)
Задание будет таким:
- повторить стихотворение, записать его по памяти;
1-й ряд – подчеркнуть мягкие согласные,
2- й ряд – подчеркнуть твёрдые согласные.
IV.
Итог урока
Учитель: Вот и подошло к концу наше зимнее
путешествие в страну Грамматику.
- Где мы побывали на уроке?
- Что мы выполняли?
- Что вам понравилось на уроке? Какие гласные обозначают твёрдость?
- Какие гласные обозначают твёрдость?
- Где вам могут пригодиться знания о твёрдых и мягких согласных?
X. Оценка деятельности
учащихся.
Слайд 10
Герои сказок выставляют учащимся оценки.
Список литературы:
Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на
уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., 1991.
Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4
классах вспомогательной школы. –М., 1995.
Волина В.В. Учимся играя:– М.: Новая школа, 1998.
Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у
школьников. –М., 1983.
Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной
школы. –М., 1977.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.