Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / Разработка урока Н.Носов "Фантазеры"

Разработка урока Н.Носов "Фантазеры"

КГУ «Боровская областная санаторная школа- интернат»









Урок литературного чтения.

Тема :Н.Носов «Фантазеры»





Подготовила:

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Жданова О.В.


















2015-2016 уч. г.





Урок разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта начального общего образования .

Произведение рассчитано на 3 урока.

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: проблемный

Основные термины, понятия: фантазия, выдумка, ложь

Цель урока: говорить неправду и фантазировать – это не одно и то же…

Исходя из цели урока, сформулированы следующие задачи:

Общедидактические: формировать умение отыскивать нужную информацию в учебнике

Нравственные: формировать представление о том, что быть наблюдательным, уметь фантазировать, иметь возможность общаться с друзьями – это богатство и ценность.

Развитие речи: выделять части, отыскивать нужное место, определять содержание выраженной эмоции


- формировать навык правильного, осознанного, плавного чтения,

- совершенствовать навыки выразительного чтения

- расширять читательский кругозор

- совершенствовать восприятие, понимание и воспроизведение текста

- развивать читательские и речевые умения, интерес к чтению, память и воображение

- воспитывать умение дружить, честность, ответственность

На данном уроке формируются универсальные учебные действия:

Личностные УУД – формирование нравственных ценностей; проблема понимания разницы между ложью в корыстных целях и творческой фантазией.

Регулятивные УУД –оценка и самооценка процесса и результатов учебной деятельности

Выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, и что еще необходимо усвоить.

Познавательные УУД – оценка смысла всего текста по его названию

Поиск и выделение необходимой информации в тексте

Определение главной мысли текста

Коммуникативные УУД – согласованность действий с партнерами

Построение речевых высказываний

Учет разных мнений

Формы работы:

- работа в группах

Виды речевой деятельности:

- чтение вслух, про себя, выборочное чтение, говорение


Урок строится следующим образом:

- оргмомент – эмоционально-психологический настрой на продуктивную работу на уроке.

- актуализация знаний – проверка д/задания, формулируют цель урока, прогнозируют содержание текста, исходя из заголовка. Знакомство с текстом происходит при совместной деятельности учителя и обучающихся. Учитель читает текст вместе с хорошо читающими учениками, дети следят по тексту, читая про себя.

- первичное закрепление – осмысление данного произведения, выделение ключевых действующих лиц. Подвожу учеников к пониманию важной истины: выдумывать так, чтобы было интересно слушать,- трудно, это большое искусство. Смысл обсуждаемой проблемы состоит в том, что выдумка не должна наносить вред окружающим. Дети приходят к выводу, что про себя самого можно сочинять, а про окружающих нет, потому что не знаешь, что покажется им обидным, потому что нас окружают разные люди– ранимые, не уверенные в себе, стесняющиеся, боящиеся выглядеть смешными.

- рефлексия – осмысливание определение уровня знаний полученных на уроке.

Четко разграничивают фантазию и ложь, что и являлось целью данного урока.


Этапы урока

и его цели

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Содержание урока

Планируемые

результаты

I этап

Мотивационный

1 мин

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на урок

Организует и настраивает детей на совместную работу

-Сценка . Входят 2 ученика. Переодеты в Стасика и Мишутку.

- здороваются на английском и казахском языке с детьми и учителями.

Показывают сценку с 99. (сколько тебе лет?....)

- ребята, а кто это к нам в гости пришел? ( Стасик и Мишутка)

-А они герои какого произведения?

-Кто автор этого произведения?

- А что вы знаете о Н.Н.Носове?

-Самостоятельная работа в группах

КУУД

Оформлять свои мысли в устной форме

согласованность

II этап актуализации знаний

3мин











3мин

Учащиеся выполняют упражнения

Контролирует выполнение упражнений




1.Самостоятельная работа в группах.Слайд 1

-1. Выберите только те карочки, где содержаться достоверные сведения об авторе. Используем карточки желтого цвета.

- Что вы узнали об авторе?



2А какие произведения Н.Носова вы знаете?

Выберите только те карточки, на которых написаны названия произведений Носова. Используем карточки голубого цвета.

3. – Ребята о чем произведения Н.Носова?



- Учат не бояться, находить выход в любых жизненных ситуациях, учат мечтать , фантазировать



4 Ребята, а что такое фантазия? Это ложь?

-А что такое ложь?



5. Какие ассоциации возникают у вас при слове ФАНТАЗИЯ и ЛОЖЬ.?

СОСтавьте КЛАСТЕР по группам.

6 Командиры групп представьте свои проекты.( 5 мин)

7. Молодцы.

- А что нам рассказали толковый словарь, словарь Ожегова ? Вы самостоятельно добывали себе знания- учились работать со словарем. Прочтите информацию.ФАНТАЗИЯ. ЛОЖЬ.







Задание по рядам. Продолжите стихи..

Улетел орел домой,

Солнце скрылось под…(горой)



Доедая с маслом булку,

Братья шли по … (переулку)



Мы делил апельсин,

Много нас, а он…(один)










СЛАЙД

Оформлять свои мысли в устной форме







СЛАЙД



ПУУД



СЛАЙД



















НА доске ФАНТАЗИЯ. ЛОЖЬ

III Выявление затруднения: в чем сложность нового материала

2 мин

Высказывают свои предположения. Вспоминают рассказ про Незнайку и как он сочинял стихи

Предлагает обсуждение возникновения понятий

Фантазия-нечто выдуманное

Фантазировать-выдумывать, сочинять



ЦЕЛЬ УРОКА-Ребята,как вы думаете, а какова цель нашего урока?

-СФОРМУЛИРУЙТЕ ЦЕЛЬ нашего урока. ЧТО сегодня будем делать?. ( ВЫЯВЛЯТЬ ОТЛИЧИЕ ФАНТАЗИИ ОТ НЕПРАВДЫ)



(А кто такие ФАНТАЗЕРЫ ?- люди , которые любят фантазировать, мечтать.Выдумывать,никому не принося вреда. Это творческое воображение.

- Так они может быть ЛГУНЫ?- Это люди, которые говорят неправду с выгодой для себя.Совершают плохие поступки, которые могут приносить вред)

КУУД

Оформлять свои мысли в устной форме

НА Доске-ЛГУНЫ – Это люди, которые говорят неправду

IV Разработка плана, поиск решения

2 мин

Обсуждают совместно с учителем особенности понятий.




Предлагает обсуждение возникновения понятий




- КАК выдумаете, говорить неправду или фантазировать – это одно и то же или нет? (нет) – это цель урока: говорить неправду и фантазировать – это не одно и то же.

-( А КАК вы думаете, зачем мальчики фантазировали?)

- Ребята, мы сегодня работаем по плану :

План

1.сами найдем способ доказать свои предположения (Словари нам помогли)

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним задания по карточкам

4.выскажем свое мнение

ИТАК :Мы отправляемся в страну ВООБРАЗИЛИЮ

Страна Вооброзилия- такую мы все знаем.

И с Николаем Носовым там снова побываем.

Неправда и фантазия. Как их нам распознать?

Для этого и будем сегодня мы читать.




Умение ориентироваться в окружающем мире. Используя жизненный опыт и имеющуюся информацию

Физминутка



_Ребята, но мы уже много работали и нам необходимо отдохнуть

ФИЗМИНУТКА НА КАЗАХСКОМ ЯЗЫКЕ


V «Открытие» нового знания

5 мин

Проговаривают ответы (о фантазии, фантазерах)

Включает учащихся в работу

- Кто поможет нам в путешествии по стране Вообразилия? (Н.Носов)

- Сегодня мы продолжим работу с рассказом Н.Носова

Слайд 3Из букв составьте слово («Фантазеры».)

С вами наверняка случались самые разные истории: веселые, грустные.страшные, забавные. Вам хотелось поделиться тем, что произошло? 2 ученика читают свои рассказы.

Молдцы, Настоящие Фантазеры.

- Давайте подумаем: кто такие фантазеры?

Словарь Ожегова, толковый словарьСлайд 4

Фантазеры- люди, которые любят фантазировать, мечтать.

Фантазировать- выдумывать что-нибудь

Фантазия – нечто выдуманное



- А сейчас мы узнаем, какие фантазеры были в рассказе Н.Носова.

Слайд 5


ПУУД

Уметь правильно определять ответ

VI Первичное закрепление нового знания

10 мин




Чтение детей, ответы на вопросы по тексту

Учитель читает первый абзац рассказа.

Ставит проблему перед детьми

Ответы на вопросы:

- Кто главные герои рассказа? (Стасик.Мишутка, Игорь, Ира)

- Какая выдумка кажется тебе самой интересной? ( Выборочное чтение, ответы детей) ПРОЧИТАЙ!

Расскажите почему?


КУУД

Оформлять свои мысли в устной форме











VII Самостоятельная работа и проверка

10 мин

С помощью учителя уточняют цель

Организует подводящий диалог для осознания понятий врун и фантазер, из разницы

( Чтение по ролям – до слов с.79 «На ракете. На чем еще…»

- Что придумывал Миша, а что Стасик?) Слайд 6



-Какой глагол в тексте встретился, для обозначения того, что делали ребята? (ВРАТЬ)



-Как называют человека, который врет? (врун)

(ВРУН- это лгун, который говорит неправду с выгодой для себя)



- Получали ли мальчики удовольствие от фантазий друг друга?



-Встреча с акулой. Что в этой истории правда?

(нападение могло быть в реальной жизни)



- что неправдоподобного? (Мишка ходил без головы)



-Как развивались события дальше? (пришел Игорь)



-Что сказал ребятам Игорь?

-Что ответили ребята?

-Какое слово появилось для обозначения того, что делают мальчики? (обманывать) человек - (обманщик)





- Как Игорь придумывает? ПРОЧИТАТЬ с.80 «Сейчас…

- Какие слова использует автор? (гм,кхм)



Отрывок о том, как Игорь поступил с Ирой. С.81

--Как отнеслись к поступку ребята? А вы как относитесь? (осуждаем).



- автор использует слово БРЕХУН.

Подберите синонимы: обманывает, врет



- Что произошло, когда Игорь ушел? (ребята купили мороженое)

- Кого встретили мальчики?

- Какое настроение было у Иры? (Игорь наговорил на девочку)



-ПРОЧИТАЙТЕ, как мальчики утешали Иру. С.82 «Ты не плачь…



- А как бы вы посочувствовали девочке?



- Удалось ли мальчикам утешить Иру? (Ира засмеялась)



- С кем из героев рассказа вы бы хотели подружиться?

РЕБЯТА. А легко придумывать? Прочтите свои рассказы и покажите картинки


РУУД

Уметь определять и формулировать цель с помощью учителя; определять способы исследования





ПУУД

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную в разных источниках











































На доске рисунки и сочинения

VIII Включение в систему знаний и умений

5 мин

Выполняют задание на листочках

Организует и контролирует работу детей

Работа в группах

1.Какие из словосочетаний характерны для фантазеров, а какие – для врунов

Придумывать ради собственного удовольствия.

Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя.

Хочет сочинить интересную историю.

Сочиняет истории для того, чтобы получить какую-то пользу.



2.Поделите слова на 2 группы:Слайд 7

Фантазировать, обманывать, выдумывать, сочинять, лгать, врать

3. К какому жанру можно отнести это произведение?

Стихотворение

Сказка

Рассказ



Вывод: фантазеры сочиняют ради собственного удовольствия или для того, чтобы получали удовольствие другие люди.



Домашнее задание.Слайд 8

1 группа –поиграйте в фантазеров

Сочинить фантастическую историю с рисунком

2 группа - Подготовить пересказ рассказа


IX Рефлексия

3 мин

Оценить свою деятельность на уроке

С помощью подводящего диалога детям помогает сделать вывод о главной мысли прочитанного произведения

Подведем итог:

- Какую цель мы ставили в начале урока?

(Говорить неправду и фантазировать – это не одно и то же)

- Достигли мы этой цели?

- Почему рассказ называется «Фантазеры», а не «Вруны» или «Обманщики»?

(Мишутка и Стасик – безобидные выдумщики, Игорь- обманщик)



-Чему хотел научить вас Н.Носов своим рассказом? В чем главная мысль?Слайд 9

(с человеком, который умеет фантазировать, всегда интересно.

Фантазии безобидны, они приносят радость и удовольствие.

Но когда человек придумывая, обманывает – это нечестно.





-Вы сегодня хорошо работали на уроке,Выполнили план а теперь скажите:

Кто, приехав домой сможет объяснить разницу между обманом и фантазией?



- Оцените свою работу. Какое у вас настроение? Изменилось ли оно?

Нарисуйте СИАЙЛИКИ. Спасибо за урок.! Путешествие в страну Вообразилию у нас только начинается!!!






КУУД

Оформлять свои мысли в устной форме



РУУД (самооценка)





Какие из словосочетаний характерны для фантазеров, а какие – для врунов.

Соедини линией


Придумывать ради собственного удовольствия.

Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя.фантазеры

Хочет сочинить интересную историю.вруны

Сочиняет истории для того, чтобы получить какую-то пользу.

Какие из словосочетаний характерны для фантазеров, а какие – для врунов.

Соедини линией


Придумывать ради собственного удовольствия.

Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя.фантазеры

Хочет сочинить интересную историю.вруны

Сочиняет истории для того, чтобы получить какую-то пользу.

Какие из словосочетаний характерны для фантазеров, а какие – для врунов.

Соедини линией


Придумывать ради собственного удовольствия.

Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя.фантазеры

Хочет сочинить интересную историю.вруны

Сочиняет истории для того, чтобы получить какую-то пользу.



Поделите слова на 2 группы:

Фантазировать, обманывать, выдумывать, сочинять, лгать, врать

Поделите слова на 2 группы:

Фантазировать, обманывать, выдумывать, сочинять, лгать, врать

Поделите слова на 2 группы:

Фантазировать, обманывать, выдумывать, сочинять, лгать, врать

К какому жанру можно отнести это произведение?

Стихотворение

Сказка

Рассказ

К какому жанру можно отнести это произведение?

Стихотворение

Сказка

Рассказ


План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

План

1.сами найдем способ

2.сопоставим предположения с учебником

3.выполним

4.выскажи свое мнение

Биография писателя.

Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в городе Киеве в семье артиста.

Учился писатель в гимназии.

Семья была бедная и писателю пришлось работать с 14 лет землекопом, продавцом газет.

По окончанию школы поступил в Московский институт кинематографии.

После окончания института стал работать режиссером в студии « Союзкино»

Впервые свои рассказы опубликовал в журнале « Мурзилка». Наиболее известны веселые рассказы о приключениях Незнайки.



Большинство своих рассказов Носов писал для своего подрастающего сына Петра.



Огромную популярность среди читателей завоевали рассказы Николая Носова «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Огородники», «Витя Малеев в школе и дома» и другие.



Николай Николаевич Носов прожил долгую и интересную жизнь. Был награжден Сталинской премией.

Умер в 1976 году. Похоронен в городе Москве.







« Телефон»



« Приключения Незнайки и его друзей»



«Живая шляпа»



«Автомобиль»



« Мишкина каша»



« Рыцарь Вася»



«Ресси-неуловимый друг»



« Сказка про Носорога»



« Король дроздобород»



« Детство Темы»







































План работы.



  1. Самостоятельно найдем способ доказать свои предположения (словарь Ожегова).

  2. Сопоставим предположения с учебником

  3. Выполним задания по карточкам

  4. Выскажем свое мнение.



















































Словарь Ожегова

Фантазеры- люди, которые любят фантазировать, мечтать.

Фантазировать- выдумывать что-нибудь несуществующее.

Фантазия- нечто выдуманное.





















































Врун или лгун- это человек который говорит неправду в своих корыстных целях.



























































Задание № 1

Фантазеры.

-Придумывать ради собственного удовольствия.

-Хочет сочинить интересную историю ,чтобы порадовать друзей.



Вруны.

- Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя.

- Сочиняет истории для того, чтобы получить какую-то пользу.







Задание № 2

Поделите слова на 2 группы

Фантазировать Обманывать

ВыдумыватьЛгать

Сочинять Врать



Задание № 3

Рассказ









Наговор, клевета- порочащая кого-либо ложь.

« Клевета- что уголь: не обожжет, так замарает»




























































  • Начальные классы
Описание:

Урок разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта начального общего образования .

Произведение рассчитано на 3 урока.

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: проблемный

Основные термины, понятия: фантазия, выдумка, ложь

Цель урока: говорить неправду и фантазировать – это не одно и то же…

Исходя из цели урока, сформулированы следующие задачи:

Общедидактические: формировать умение отыскивать нужную информацию в учебнике

Нравственные: формировать представление о том, что быть наблюдательным, уметь фантазировать, иметь возможность общаться с друзьями – это богатство и ценность.

Развитие речи: выделять части, отыскивать нужное место, определять содержание выраженной эмоции

Автор Мелешенко Оксана Сергеевна
Дата добавления 12.03.2017
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 858
Номер материала MA-070643
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы