Инфоурок Начальные классы КонспектыМетодическая разработка урока по русскому языку на тему " Времена глагола" 3 класс

Методическая разработка урока по русскому языку на тему " Времена глагола" 3 класс

Скачать материал

Тема:  Времена глагола.

Дидактическая цель урока: развивать умение определять времена глаголов.

Тип урока: урок закрепления и коррекции знаний, умений, навыков.

Цели:

1. Познакомить учащихся с изменением глаголов по временам;

2. Упражняться в распознавании глаголов разного времени;

3. Формировать бережное отношение к слову, интерес к предмету, воспитывать активность и самоконтроль.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

Выделять глаголы среди других частей речи, определять времена глаголов по вопросам.

Использовать формы глагола в своей речи, стремиться к повышению её точности и выразительности.

Метапредметные:

Познавательные :

Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию; читать учебник для приобретения, уточнения и перепроверки сведений.

Понимать информацию, представленную в изобразительной форме, переводить её в словесную.

Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач.

Коммуникативные :

Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения.

Высказывать своё мнение, стремиться к пониманию других точек зрения.

Строить небольшие устные и письменные высказывания ,стараться выбирать средства языка с учётом конкретной речевой ситуации.

Регулятивные :

Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения.

Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Оценивать свои достижения, трудности.

Личностные :

Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи.

Элементы коммуникативного мотива изучения предмета «Русский язык», осознанного отношения к качеству своей речи.

Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.



Оборудование: учебник «Русский язык» В. П. Канакиной, презентация, карточки для индивидуальной работы, работы в парах, тесты..


из одной формы в другую.

5) Давать оценку своим действиям, оценивать результат учебной работы.

6) Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию,

полученную на уроке.

Регулятивные:

Умение:



Ход урока:

1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

А теперь все повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

- Ребята, у нас сеголдня необычный урок. К нам пришли гости. Урок требует внимания, активности, умения слушать друг друга.

- Откройте тетради. Запишите, число, классная работа. Сегодня 28 апреля. Назовите орфограммы.

2. Минутка чистописания.


hello_html_1cd6353.jpg


- Начнём урок с минутки чистописания. Будем отрабатывать написание буквы З

- Дайте характеристику этой букве.

- При написании буквы З обратите внимание на наклон и соразмерность её элементов.

Земля наш - общий дом .

- Как вы понимаете это выражение?

1. Мы живём на одной планете. У нас общая земля, небо. Мы дышим одним воздухом.

2. Природа нас всех кормит, одевает, лечит.

-2017 год объявлен годом экологии. Во многих странах проводят праздничные мероприятия и акции, призывающие обратить внимание на проблемы экологии. Так, например, 22 апреля проходит Всемирный праздник Земли.

- Что вы о нём знаете?

22 апреля – Международный день Земли – праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. В этот день каждый может задуматься о том, что он мог сделать при решении экологических проблем. Ведь ни леса, ни реки, ни озёра, ни зверюшки , даже крупные порой не могут защитить себя. Все мы в ответе за нашу Землю. Если мы не будем охранять природу, завтра мир на Земле будет совсем другим.

Словарная работа.

- Отгадайте загадку.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт. ( Весна )

- Весна - чудесная пора. В это время года оживает природа и радует нас своей красотой.

- В конце урока мы запишем небольшое сочинение о весне. Я думаю задания, которые мы выполним на уроке помогут нам в этом.

- Придумайте словосочетание со словом весна.( цетущая весна, ранняя весна, долгожданная весна, весна красна )

- Словосочетание ранняя весна запишем в тетрадях, а на доске с объяснением его запишет …

- Поставьте запятую, продолжим орфографическую разминку.

Яркое солнце, свежий ветерок, первая травка, молодые листочки.

- Какое ещё словосочетание вы можете составить со словом листочки?

- Вспомните, какими они бывают весной? ( клейкие листочки, нежные листочки, светло – зелёные)

Слайд Какие из перечисленных явлений бывают зимой?

Оттепель, ледоход, птицы улетают в тёплые страны, появляются проталины, медведь ложится в берлогу, набухают почки, созревают вишни

(Оттепель, ледоход, появляются проталины, набухают почки)

- Придумайте предложение о весне?

Комментированное письмо:

В садах весело щебечут воробьи.

- Выделим основу предложения.

4. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

-Откройте учебник на стр 113. Выполним первое задание в условии.


-Многие поэты воспевали весну в своих стихотворенмях

_ Назовите глаголы, которые употребили авторы в стихотворениях. Докажите, что это глаголы.

_ Вспомните, что вам известно о глаголе, составим кластер.( Один ученик составляет кластер на доске)

Глагол

Часть речи

Обозначает действие

Что делать? Что сделать? И др.

Неопр.ф. ть чь ти

Сказуемое

По числам

-Хорошо! Вспомнили всю известную нам информацию о глаголе.

5. Постановка проблемы.

- Как вы думаете, только ли по числам изменяется глагол? ( Нет, наверное , он еще как-то изменяется)

- Вот это и нужно выяснить: как еще может изменяться глагол?

( Учитель на доске ставит вторую стрелку от слова « изменяется» в схеме и большой знак вопроса)

6. Самоопределение к деятельности.

- Прочитайте предложения. Слайд

Сегодня в классе наблюдения за погодой ведёт Марина.

Вчера в классе наблюдения за погодой вела Света.

Завтра в классе наблюдения за погодой будет вести Алина.


- Найдите в предложениях глаголы. Почему вы считаете , что это глаголы?

( Обозначают действия и отвечают на вопросы Что делает? Что делала? Что будет делать?)

- Запишите глаголы в тетрадь ( ведёт, вела, будет вести )

- Глаголы ведёт, вела, будет вести однокоренные слова или формы одного и того же слова?

- Что происходило с данными глаголами в предложении? ( они изменялись)

- Почему это происходило? (Глаголы изменялись, потому что они обозначали действия , происходящие в разное время: сегодня, вчера, завтра.)

- Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке? ( Об изменении глаголов по временам)

Тема : Времена глагола

- Какую цель пред собой поставите? ( Научиться определять время глагола, изменять глаголы по временам)

7. Работа по теме урока.

- Найдите глагол, который обозначает действие, происходящее сейчас, в настоящий момент говорения (ведёт).

-Поставьте вопрос к глаголу.

-Предположите, как будет называться форма времени этого глагола?

Записывается над глаголом – наст.вр.

- Назовите глагол, обозначающий действие, которое уже произошло или происходило до момента речи (вела)

- Какой вопрос можно задать? Предположите, как будет называться форма времени этого глагола?

Записывается над глаголом – прош.вр.

- Какой глагол называет действие, которое ещё не произошло, а произойдёт в будущем, после момента речи? (будет вести)

- Как будет называться форма времени этого глагола? (Будущее время – записывается над глаголом)

- Какие формы времени вы открыли? (Настоящее, прошедшее и будущее время глаголов)

- Давайте прочитаем об этом в учебнике и проверим наши предположения

( Сведения в учебнике)

8. Работа по учебнику.

- Откройте учебник на с. 112 и прочитайте сведения о языке на этой странице.

Работа с правилом.

- В форме какого времени могут стоять глаголы?

- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Что обозначают?

- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Что обозначают?

- На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени? Что обозначают?

9. Первичное закрепление во внешней речи.

Работа в парах

- А сейчас вы поработаете парами. Составим памятку – схему. Вам нужно будет написать напротив каждого времени глагола вопросы и в какой момент речи это происходит. Желаю вам удачи! Приступайте за дело!

Глаголы в форме настоящего времени

( наст.вр)

Глаголы в форме прошедшего времени

( прош.вр)

Глаголы в форме будущего времени

( буд.вр)

отвечают на вопросы



отвечают на вопросы



отвечают на вопросы




- Сравните работу с эталоном. (Слайд)

- Как определить время глагола? (по вопросу и значению)

hello_html_331346a5.jpg


10. Физминутка.

11. Включение в систему знаний.

- Используя памятку, распределим глаголы на 3 группы.

Слайд


Наступает, прилетает, расцветает, прилетит, расцвела, наступила, расцветёт, прилетела, наступит.



- Давайте прочитаем глаголы не по столбикам , а по строчкам.

( 1-я строка: наступает, наступила, наступит.

2-я строка: расцветает, расцвела, расцветёт.

3-я строка: прилетает, прилетела, прилетит. )

- Что интересного вы заметили? Что происходило с глаголами? (Они изменяются по временам)

- Вернёмся к нашему кластеру. Мы выяснили, как может изменяться глагол? Уберём знак вопроса и запишем – временам.

12. Физминутка.

13. Работа по учебнику.

Упр. 198 ( продолжим)

14. Самостоятельная работа.

- А сейчас вам нужно будет самостоятельно составить текст о весне 4-5 предложений. Я думаю слова, словосочетания и, прозвучавшие на уроке предложения о весне помогут выполнить эту работу.

15. На экране слова Павла Гвездослова:

« Я сорвал цветок – он завял, я поймал жука - и он умер на ладони. Я посадил птицу в клетку – она погибла в неволе.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем»

- О чём это высказывание?

- Какие глаголы употребил Павел Гвездослов?

- Задайте вопросы. В каком времени они употреблены?

16. Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу и я хочу предложить вам выполнение теста. Я буду высказывать свои мысли , если вы со мной согласны то будете ставить « +», если не согласны « - ».

1. Я утверждаю, что глагол может изменяться только по числам.

2. Я считаю, что глагол может изменяться по числам и временам.

3. Я думаю, что у глагола есть 3 формы времени глагола.

4. Я утверждаю, что глаголы настоящего времени отвечают на вопросы: что будет делать? Что сделают?

5. Мне кажется, что глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы что делал? Что сделал?

6. Я считаю, что если глагол обозначает действие, которое совершается сейчас, то это форма глагола настоящего времени.

Проверка.

-,+,+,-,+,+

Самооценка

- А теперь оцените урок и свою работу на уроке.

- Кто выполнил тест безошибочно? Значит, ребята, вы усвоили тему. С остальными поработаем индивидуально.

18. Итог урока.

- Какое открытие вы сделали на уроке?

- Как изменяются глаголы?

- В форме какого времени могут стоять глаголы?

Домашнее задание.

- Задания у всех будет разное. Каждый индивидуально для себя решит с каким заданием он лучше справится и выберет для себя задание.

1. Выучить правило на стр. 112

2. Вспомни, что ты делал прошлой зимой? Придумай и запиши 6 глаголов в прошедшем времени.

Назови, чем ты занят сейчас. Запиши 6 глаголов в настоящем времени.

Назови, что ты будешь делать летом. Запиши 6 глаголов в будущем времени

3.Выпиши из текста глаголы. Определи время каждого.

Над лесом ярче светит солнце. Потемнели в полях дороги. Зазвенели ручьи. Прилетели грачи. Они поправляют свои гнёзда. Скоро вернутся домой скворцы. Весна наполнила жизнью весь лес.

4.Упр.196

19. Выполнение коллективного коллажа « Мы дети – Земли»

На доске на плакате изображение Земли

- У вас на партах лежат ладошки, напишите на них , чтобы вы могли бы сделать для сохранения нашей Земли

-На этом наш урок заканчивается. Я уверена, что вы будете беречь Землю, всё живое на ней.















Министерство науки и образования РФ

МБОУ СОШ№ 12 г. Дербент




Открытый урок по русскому языку,

проведённый на семинаре директоров.

2018г


Тема урока: Времена глагола




hello_html_m27f3ed89.jpg



Учитель: Амбарцумян Армида Аркадьевна










8

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка урока по русскому языку на тему " Времена глагола" 3 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер лифтового оборудования

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 303 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 15.09.2019 304
    • DOCX 491.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Амбарцумян Армида Аркадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Амбарцумян Армида Аркадьевна
    Амбарцумян Армида Аркадьевна
    • На сайте: 4 года и 7 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 14204
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 172 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Мини-курс

Брендинг и архитектура бренда: создание уникальности и цельности в маркетинге

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии B2C маркетинга: от анализа до взаимодействия с клиентом

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология аддикции: понимание и распознование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов