Инфоурок Другое Другие методич. материалыРазработка урока на тему: "Среды обитания организмов" (5 класс)

Разработка урока на тему: "Среды обитания организмов" (5 класс)

Скачать материал

Урок биологии в 5 классе
Тема "Среды обитания организмов"


Цели урока: 

Обучающие: 


- закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма; 
- сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах. 

Развивающие: 

- учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи развивать воображение учащихся; 
- развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока. 

Воспитательные: 

- формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха; 
- прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле. 

Задачи урока: 

1. Познакомить учащихся с различными средами обитания организмов. 
2. Выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания. 
3. Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока. 

Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий). 

Оборудование: 

компьютер,  проектор, презентация “Среды обитания организмов”, таблицы и картинки с изображением растений, животных.

Ход урока:

I. Постановка учебной задачи.

 

Послушайте стихотворение и подумайте, о ком и о чем оно.

У осла и соловья,

У лисы и журавля

У стрекоз и муравья -

Жизнь у каждого своя.

Каждый соблюдает точно

Свой режим и дня и ночи,

И у каждого свое облюбовано жилье (Слайд 1)

 

 

Учитель:

 Ребята!

- На прошлом уроке мы познакомились с живыми организмами. Они очень разнообразны, у них есть общие свойства.

- Давайте вспомним их: дыхание, питание, рост, размножение, старение и смерть.

- А в одинаковых ли условиях живут организмы?

- На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке.

 

II. Изучение нового материала.

 

     (Слайд 2) Жизнь протекает на большом пространстве разнообразной поверхности Земного шара.

 

Биосфера – это оболочка Земли, где существуют живые организмы.

 

Биосфера включает в себя:

 

· Нижняя часть атмосферы (воздушная оболочка Земли)

· Гидросфера (водная оболочка Земли)

· Верхняя часть литосферы (твердая оболочка Земли)

 

     Каждая из этих оболочек Земли имеет особые условия, создающие разные среды жизни. Различными условиями сред жизни порождается многообразие форм живых организмов.

 

Тема урока: Среды обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в них. Среды жизни на Земле. (Слайд 3)

 

Выделяют следующие среды жизни на нашей планете:

 

· Водную

· Наземно-воздушную

· Почвенная

· Организменную.

 

В тетради начертить таблицу. (Слайд 4)

 

   Сейчас я Вам загадаю несколько загадок, а вы постарайтесь их отгадать. (Слайд 5)

1. Он ходит голову подняв,

Не потому, что важный граф,

 Не потому, что гордый нрав,

 А потому, что он …

 Ответ ученика: Жираф

 

2. Не птичка, а с крыльями

 Ответ ученика: Бабочка

 

3. В лесу, под щебет, звон и свист,

 Стучит лесной телеграфист

 Ответ учащихся: Дятел

 

4. Погляди на молодцов

 Веселы и бойки,

 Волокут со всех концов

 Материал для стройки

 Ответ учащихся: Муравьи

 

5. В глухом лесу под елками,

 Осыпанный листвой,

 Лежит клубок с иголками,

 Колючий и живой.

 (еж)

 

6. Кто в берлоге до весны

 Днем и ночью смотрит сны.

(медведь)

 

- А как вы думаете, ребята, какая среда служит местом их обитания и что их объединяет?

 

Ответ учащегося: Наземно-воздушная. Одинаковые условия проживания. (Слайд 6)

 

     Жизнь в каждой среде имеет свои особенности. В наземно-воздушной среде достаточно кислорода и солнечного света. Но часто не хватает влаги. Особенно мало ее в степях и пустынях. В связи с этим растения и животные засушливых мест обитания имеют специальные приспособления для добывания, запасания и экономичного расходования воды. Вспомните хотя бы кактус, запасающий влагу в своем теле. В наземно-воздушной среде бывают значительные изменения температуры, особенно в районах с холодной зимой. В этих районах в течение года заметно меняется вся жизнь организма. Осенний листопад, отлет перелет птиц в теплые края, смена шерсти у зверей на более густую и теплую - все это приспособление живых существ к сезонным изменениям в природе. Для животных, обитающих в любой среде, важная проблема – это передвижение. В наземно-воздушной среде можно передвигаться по Земле и по воздуху. И животные этим пользуются. (Слайд 7) Ноги одних приспособлены к бегу: страус, гепард, зебра. Других – к прыжкам: кенгуру, тушканчик. (Слайд 8) Из каждых 100 обитающих в этой среде животных 75 умеют летать. Это большинство насекомых, птиц и некоторые звери, например, летучая мышь. (Слайд 9) Наши летучие мыши невелики ростом. Но их родственники жарких стран крыланы достигают в размахе крыльев 170 см. (Слайд 10)

 

Чемпион по скорости полета среди птиц – стриж. (Слайд 11) 120 км/ч – обычная для него скорость. Птички колибри взмахивают крыльями до 70 раз в секунду. Комары – до 600 раз в секунду. Скорость полета у разных насекомых такова: у златоглазки – 2 км/ч, у комнатной мухи – 7 км/ч, у майского жука – 11 км/ч, у шмеля – 18 км/ч, а у бабочки-бражника – 54 км/ч. Крупные стрекозы могут развивать скорость до 90 км/ч.

 

(Слайд 12) Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 метров, а иногда и до 12 м.  Гепард – самый быстроногий из зверей. Он развивает скорость до 110 км в час. Страус может бежать со скоростью до 70 км в час, делая шаги по 4-5 м.

 

(Слайд 13) Птиц от всех других существ отличает способность летать. К полету приспособлено все тело птицы. Передние конечности превращены в крылья. Так что птицы стали двуногими. Вообще полет несравненно более скоростной способ передвижения, чем бег или плавание в воде. Но затраты энергии примерно в двое выше, чем при беге и в 50 раз выше чем при плавании. Поэтому птицы должны поглощать довольно много пищи.

 

(Слайд 14) Давайте повторим. (заполняем таблицу)

 

(Слайд 15) В водной среде чего-чего, а уж воды всегда достаточно. Температура здесь меняется меньше, чем температура воздуха. А вот кислорода зачастую не хватает. (Слайд 16) Одни организмы, например рыба форель, могут жить только в богатой кислородом воде. (Слайд 17) Сазан, карась, линь выдерживают недостаток кислорода. Зимой, когда многие водоемы скованны льдом, может наступить замор рыб. Т.е. массовая гибель их от удушья. Чтобы кислород поступал в воду, во льду прорубают лунки.

 

(Слайд 18) Рыбы и ракообразные дышат жабрами. Это специальные органы, которые извлекают из воды растворенный в ней кислород, необходимый для дыхания.

 

Лягушка, находясь под водой, дышит кожей. Освоившие воду млекопитающие дышат легкими, им необходимо периодически подниматься к поверхности воды для вдоха.

 

Подобным образом ведут себя и водные жуки, только у них, как и у других насекомых, не легкие, а особые дыхательные трубочки – трахеи.

 

(Слайд 19) В водной среде меньше света, чем в наземно-воздушной. В океанах и морях на глубине 200 метров - царство сумерек, а еще ниже – вечная тьма. Соответственно водные растения встречаются лишь там, где достаточно света. Глубже могут жить только животные. (Слайд 20) Глубоководные животные питаются «падающими» из верхних слоев мертвыми останками различных морских обитателей.

 

(Слайд 21) Особенность многих морских животных – это приспособление для плавания. У рыб, дельфинов и китов – это плавники. У тюленей  и моржей – ласты. У бобров, выдр, водоплавающих птиц, лягушек есть перепонки между пальцами. У жука плавунца есть плавательные ножки, похожие на весла.

Повторим (заполняем таблицу) (Слайд 22)

(Слайд 23) Почвенная среда - дом для множества бактерий и простейших. Здесь же располагаются грибницы грибов, корни растений. (Слайд 24, 25) Заселили почву и самые разные животные: черви, насекомые, приспособленные к рытью звери. Например, кроты. Обитатели почвы находят в ней необходимые для них условия: воздух, воду, пищу, минеральные соли. В почве меньше кислорода и больше углекислого газа, чем на свежем воздухе. А воды здесь бывает слишком много. Температура в почвенной среде более ровная, чем на поверхности. Свет в почву не проникает. Поэтому, населяющие её животные обычно имеют очень маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручает их обоняние и осязание. (Слайд 26). Заполняем таблицу.

 

Крот от рождения до смерти живет под землей, света белого не видит. Как землекоп, он не знает себе равных. (Слайд 27) Всё у него для рытья приспособлено наилучшим образом. Мех короткий и гладкий, чтобы не цепляться за землю. Глазки у крота крохотные с маковое зернышко. Веки их плотно закрывают, когда это необходимо, а у некоторых кротов глаза и вовсе заросли кожей. Передние лапы у крота главный инструмент для копания. Они плоские, как лопаты, с очень большими когтями. За день крот прорывает 20 новых ходов. Подземные лабиринты кротов могут простираться на огромные расстояния.

 

- Какую среду обитания занимают блохи, вши, глисты? (Слайд 28) Организменную.

Организм – как среда обитания.

Эту среду обитания освоили в основном паразитические черви. Такие как аскариды, паразитирующие в тонком кишечнике человека. (Слайд 29) У паразитов нет недостатка в пище. Правда, их жизненное пространство ограничено организмом хозяина.

 

Петров крест. Более известен как царь-трава,относится к роду растений семейства Заразиховые. Является растением-паразитом, так как питается за счёт окружающих деревьев и кустарников, цепляясь к их корням. У него полностью отсутствует хлорофилл. Высота примерно 15-30 см. Растение распространённое, но его редко кто видел, так как оно расцветает только весной на несколько недель. После этого наземная часть отмирает и сохраняется только корневище под землёй.

(Слайд 30) Раффлезия является паразитическим растением. Она относится к семейству молочайных. Ее цветок считается самым большим в мире и достигает более одного метра в диаметре. Вес такого цветка может составлять более одиннадцати килограммов. Большую часть своей жизни этот растительный паразит проводит в тканях растения-хозяина (обычно это лианы из семейства виноградовых, которые произрастают во влажных тропических лесах Филиппин и Индонезии). На первый взгляд это растение вовсе не ужасно, а даже красиво. Однако цветок раффлезии испускает запах разлагающегося мяса, иначе говоря, падали. Так растение привлекает к себе навозных мух и некоторых других насекомых, которые опыляют цветок. Не зря раффлезия получила народное название – трупная лилия.

(Слайд 31) Повилика - обвивается вокруг растений, отсасывает воду с растворенными в ней питательными веществами, тем самым ослабляет его, задерживает рост и развитие  у растений-хозяев.

(Слайд 32) – Как уберечь себя от паразитов?

(Слайд 33) - Мыть руки с мылом всегда перед едой, после посещения туалета, после прихода домой с улицы, после общения с домашними животными.

(Слайд 34) Мыть фрукты и овощи. Не пользоваться чужими расческами. Ходить в лес только в специальной одежде. После посещения леса внимательно осмотреть себя.

(Слайд 35)    Повторим (заполняем таблицу)   

(Слайд 36)    Задание 1
- К какой среде обитания вы отнесете следующие организмы?

(Слайд 37) Задание 2
- К какой среде обитания вы отнесете следующие организмы?

                 

-Скажите, а условия жизни в каждой среде одинаковы? (Нет  одной много воды, в другой мало света.  Для обитания в природе живым организмам нужны определенные условия – их называют факторами среды.

 

Фактор среды - это фактор прямо или косвенно влияющий на организм.

 

Так как природа делится на живую и не живую, то и факторы различают не живой и живой природы. (Слайд 38)

 

Экологические факторы

     Факторы неживой           Факторы живой                     Влияние человека

               природы                       природы

        (абиотические)               (биотические)                        (антропогенные)

 

    Свет, температура,         Растения, животные                 Человек

    давление, влажность

Учитель: абиотические факторы по-разному влияют на живые организмы. Приведите примеры влияния света, воды и температуры на животных и растения. (Ответы учащихся)

При биотических факторах живые организмы вступают в различные  взаимоотношения. Приведите примеры этих взаимоотношений (Ответы учащихся)

III. Подведение итогов

Итак, сегодня мы обобщили знания по теме «Среда обитания и экологические факторы, влияющие на живые организмы». Приведите примеры различных сред обитания.

 

 Задание в тетради:

 

 (Слайд 39) Задание:

Распределите факторы среды в три колонки:

   лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс сточных вод в реку, опыление растения, дождь.

 

(Слайд 40) Ответ.

§  выпавший снег, знойная жара, дождь

§  погоня за зайцем, поедание малины медведем, опыление растения

§  лесной пожар, выбросы в атмосферу, сброс сточных вод в реку

 

(Слайд 41) Задание:

Поместите в соответствующую среду обитания животных или растения из предложенного списка.

Среда обитания

Организмы

Почвенная

Наземно-воздушная

Водная

Организменная

(Слайд 42) Ответ:

Среда обитания

Организмы

Почвенная

Крот, дождевой червь, личинка майского жука, медведка

Наземно-воздушная

Чайка, страус, береза, орел, ворона, бабочка, олень, волк, человек, синица

Водная

Дельфин, акула, карась, медуза, щука, креветка

Организменная

Постельный клоп, блоха, клещ собачий

(Слайд 43) Растения способны жить лишь в той среде, к условиям которой они приспособлены.

(Слайды 44 – 47 – тест, 48 – ключ)

 

Если остается время, то можно организовать небольшую работу (Приложение 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

Задание для группы №1 Вставьте пропущенные слова

Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, за­пасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в те­чение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………...

 

Пропущенные слова: доста­точным, кактус, влаги, температуры, птицы, земле

 

 

 

 

 

 

Задание для группы №2 Вставьте пропущенные слова

Водная среда характеризуется достаточным ко­личеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Неко­торые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплаваю­щих птиц).

 

Пропущенные слова: воды, меняется, света, кислородом, плавники

 

 

 

 

 

 

Задание для группы №3 Вставьте пропущенные слова

Почвенная среда нередко характеризуется боль­шим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практи­чески не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми ……………и осязанием.

 

Пропущенные слова: кислорода, маленькие , свет, обонянием

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока на тему: "Среды обитания организмов" (5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Промышленный дизайнер

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 989 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.05.2020 415
    • DOCX 61.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Панова Софья Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Панова Софья Александровна
    Панова Софья Александровна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 70099
    • Всего материалов: 215

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 847 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Эффективная корпоративная коммуникация

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Цифровые компетенции и навыки: работа с презентациями

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 178 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 36 человек

Мини-курс

Фундаментальные принципы здоровья и двигательной активности

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе