Биология 11
класс
Урок № 3
Тема урока: Теория
абиогенеза биогенеза
Основное содержание урока: Опыты Ф. Реди,
взгляды В.Гарвея, эксперименты Л. Пастера. Теория вечности жизни.
Материалистические представления о возникновении жизни на Земле.
Демонстрация схемы
экспериментов Л.Пастера.
Цели урока : Продолжить формирование
представлений о происхождении жизни на Земле.
Продолжить знакомство с теориями происхождения жизни на Земле
Оборудование : Портреты ученых. ЭУ Опыты Реди.
Луи Пастер.
Ход урока
I. Организационный момент :
II.Проверка усвоения материала и активизация знаний по предыдущей теме :
Теории абиогенеза и биогенеза
Знакомство с некоторыми сообщениями учащихся по заданию полученному
на предыдущем
Уроке «Творцы теории о происхождении Жизни на земле»
III. Изучение нового материала :
В середине XVII в. итальянский врач Франческо Реди (1626—1698) нанес
серьезный удар по теории самопроизвольного зарождения жизни, поставив следующий
опыт (1668 г.). Он поместил в четыре сосуда мясо и оставил их открытыми, а
другие четыре сосуда с мясом закрыл марлей. В открытых сосудах из яиц,
отложенных мухами, вывелись личинки. В закрытом же сосуде, куда мухи не могли
проникнуть, личинки не появились. На основании этого опыта Реди доказал, что
мухи выводятся из яичек, отложенных мухами, т. е. мухи не самозарождаются.
В 1775 г. М. М. Тереховский провел следующий опыт. Он в два сосуда налил
бульон. Первый сосуд с бульоном он вскипятил и плотно закрыл пробкой, где позже
никаких изменений на наблюдал. Второй сосуд М. М. Тереховский оставил открытым.
Через несколько суток в открытом сосуде он обнаружил прокисший бульон. Однако в
то время еще не знали о существовании микроорганизмов. Согласно
представлениям этих ученых, живое возникает из неживого под действием
сверхъестественных "жизненных сил". В закрытый сосуд "жизненная
сила" не может проникнуть, а при кипячении она погибает. Такие взгляды
получили название виталистических (лат. vitalis — "живой,
жизненный").
По вопросу возникновения жизни на Земле сформировались два противоположных
взгляда.
Первый (теория абиогенеза) — живое возникает из неживой природы. Второй взгляд
(теория биогенеза) — живое не может возникнуть самопроизвольно, оно происходит
от живого. Непримиримая борьба между этими взглядами продолжается до сих пор.
Для доказательства невозможности самозарождения жизни французский
ученый-микробиолог Л. Пастер (1822—1895) в I860 г. поставил такой опыт. Он
видоизменил опыт М. Тереховского и использовал колбу с S-образным узким
горлышком. Л. Пастер прокипятил питательную среду и поместил ее в колбу с
длинным изогнутым горлышком, воздух проходил в колбу свободно. Но микробы в нее
попасть не могли, так как они оседали в изогнутой части горлышка. В такой колбе
жидкость сохранялась долго без появления микроорганизмов. С помощью такого
простого опыта Л. Пастер доказал, что взгляды виталистов ошибочны. Он убедительно
доказал правильность теории биогенеза — живое возникает только из живого.
Но сторонники теории абиогенеза не признали опыты JI. Пастера.
Луи Пастер (1822- 1895). Французский микробиолог. Изучил процессы
брожения и гниения. Доказал невозможность самопроизвольного зарождения
микроорганизмов. Разработал метод пастеризации продуктов питания. Доказал
распространение инфекционных болезней через микробов.
Самостоятельная работа с учебником-
Проанализируйте опыт Ф. Реди.
1. Цель - проверить возможность зарождения насекомых из
неживого.
2. Ход:
а –
б –
3. Результат:
В банке б - ________
в банке а - ________
4. Вывод:
Задание №2.
Проанализируйте опыт Л. Спалланциани.
В 1765 году Ладзара Спалланциани провёл следующий опыт: подвергнув
мясные и овощные отвары кипячению в течение нескольких часов, он сразу же их
запечатал, после чего снял с огня. Исследовав жидкости через несколько дней,
Спалланциани не обнаружил в них никаких признаков жизни. Из этого он сделал
вывод, что высокая температура уничтожила все формы живых существ и что без них
ничто уже живое не могло возникнуть.
Ответьте на вопрос: какая другая причина могла препятствовать росту
микроорганизмов в экспериментах Спалланциани?
Задание №3.
Проанализируйте опыт Луи Пастера.
1. Цель: доказать невозможность самопроизвольного зарождения жизни в
современных условиях.
2. Ход:
3. Результат:
4. Вывод:
Учитель. Сейчас мы познакомимся с основными теориями возникновения
жизни на Земле. Основные из них можно разбить на пять групп:
Креационизм;
Теория стационарного состояния;
Спонтанное зарождение;
Панспермия;
Биохимическая эволюция.
IV.Закрепление :
Продолжить составление таблицы «Теории происхождения жизни на Земле и
ее авторы
V. Задание на дом: Изучение Материала
учебника.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.